СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Математика в формате ОГЭ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Математика в формате ОГЭ"»

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 9 класса

«Математика в формате ОГЭ»

Пояснительная записка.

 

  Данная программа курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе или дальнейшему обучению в средних специальных учебных заведениях.

Программа сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе. Программа курса согласована с содержанием основных программ курса математики основной школы.

Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения с 5 по 9 класс. Курс внеурочной деятельности «Математика в формате ОГЭ» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). В данном курсе также рассматриваются нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы (графики с модулем, кусочно-заданные функции, решение нестандартных уравнений и неравенств и др.). Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации.

Цель курса: рассмотрение нестандартных заданий, выходящих за рамки школьной программы, систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике.

Задачи курса:

  • обобщить и расширить знания обучающихся по основным темам курса математики 5-9 классов;

  • осуществить коррекцию  знаний  и способов деятельности учащихся;

  • формировать навыки самоконтроля в ходе решения заданий;

  • развивать навыки  индивидуальной и групповой форм работы.


обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)

    • Формирование "базы знаний" по алгебре, геометрии и реальной математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний.

    • Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.

    • Развить навыки решения тестов.

    • Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.

    • Подготовить к успешной сдаче ОГЭ по математике.


развивающие: (формирование регулятивных УУД)

  • умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  • формировать умение слушать и вступать в диалог;

  • воспитывать ответственность и аккуратность;

  • участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.


Функции курса

  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

  • компенсация недостатков ЗУН по математике;

  • подготовка к итоговой аттестации по математике

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения определяются требованиями обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. При изучении курса наряду с фронтальными формами организации учебной деятельности школьников будут использоваться групповые, индивидуальные, большое значение придается самостоятельной работе учащихся. В связи с этим основные приоритеты методики изучения курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

  • личностно - деятельностный и субъект – субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

    

.

 

Общая характеристика курса

Содержание курса нацелено на формирование математического аппарата для решения задач. Одной из основных задач курса является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса математики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Интенсивная математизация различных областей человеческой деятельности особенно усилилась с внедрением современных информационных технологий, требующих математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.


Содержание программы курса


Название (темы) модуля

Количество часов

1

Алгебраические задания

21

2

Геометрические задачи

8

3

Статистика и вероятность

3

4

Итоговое занятие

2


Общее количество часов

34


 

Тема 1. Числа и вычисления(2 ч.)

Действия с обыкновенными дробями. Действия с обыкновенными дробями. Сравнение чисел. Степени.


 Тема 2.Числовые неравенства, координатная прямая(2 ч.)

Неравенства. Сравнение чисел. Числа на прямой.


 Тема 3.Алгебраические выражения(2 ч.)

Алгебраические выражения. Рациональные выражения, целые выражения.

 

Тема 4.Уравнения и неравенства и их системы.(3ч)

Линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства. Простейшие иррациональные уравнения. Уравнения и неравенства с модулями. Решение систем неравенств. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения. Метод замены переменной.

 

Тема 5.Функции.(3ч.)

Область определения и область значений функции. Свойства функций. Графики непрерывных функций. Растяжения и сдвиги. Графики кусочно-непрерывных функций.

                                                                        

Тема 6.Арифметическая и геометрическая прогрессии.(2ч).

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Использование уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии.

 

Тема 7.Текстовые задачи.(4ч.)

Задачи на проценты, сплавы и смеси. Задачи на движение по воде. Задачи, на совместную работу. Задачи на движение по прямой.

 

Тема 8.Задачи с параметрами(3ч)

Решение уравнений  с параметрами. Системы с параметрами.


Тема 9. Треугольники, четырехугольники, многоугольники и их элементы. (4ч)

Многоугольники. Прямоугольник. Квадрат. Равнобедренный треугольник. Прямоугольный треугольник. Параллелограмм. Ромб. Трапеция.

 

Тема 10. Площади фигур. Фигуры на квадратной решетке.(2ч.) 

Площадь прямоугольника, квадрата, параллелограмма, трапеции, треугольника. Фигуры на квадратной решетке.

 

Тема 11. Окружность, круг и его элементы.(2 ч.)

Касательная, хорда, секущая, радиус. Окружность, описанная вокруг многоугольника. Вписанные и центральные углы. Геометрические задачи.

 

Тема 12. Статистика и вероятность. Разные задачи.(3 ч.)

Статистика и вероятность событийАнализ геометрических высказываний. Анализ диаграмм, таблиц и графиков. Расчеты по формулам.

Правило умножения, перестановки, факториал числа 


Итоговое тестирование (2 ч.)


 Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

  • готовность и способность к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к обучению;

  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач;

  • способность к самоорганизованности;

  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении).

Метапредметными результатами обучения являются:

  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

  • планирование, контроль и оценка учебных действий;

  • определение наиболее эффективного способа достижения результата;

  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;

  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами обучения по курсу являются:

    • умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

    • владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

    • умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

    • умение пользоваться изученными математическими формулами;

    • знание основных способов представления и анализа статистических данных; умение решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

    • умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

  • уметь выполнять действия с числами: выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия дробями; выполнять арифметические действия с рациональными числами; находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений;

  • уметь выполнять алгебраические преобразования: выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями; применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований выражений , содержащих корни.

  • уметь решать уравнения и неравенства: решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений; решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • уметь выполнять действия с функциями: находить значения функции; определять свойства функции по графику; описывать свойства функций; строить графики;

  • распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять формулы общих членов, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий;

  • уметь выполнять вычисления и приводить обоснованные доказательства в геометрических задачах: разбираться в основных геометрических понятиях и утверждениях, доказывать их верность; строить геометрические фигуры и чертежи для задач; применять геометрические формулы для решения задач;

  • находить относительную частоту и вероятность случайного события.

 

Тематический план

9 класс

 

Тема

Количество

часов

1

Числа и вычисления.

2

2

Числовые неравенства, координатная прямая.

2

3

Алгебраические выражения.

2

4

Уравнения и неравенства и их системы.

3

5

Функции.

3

6

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

2

7

Текстовые задачи.

4

8

Задачи с параметром.

3

9

Треугольники, четырехугольники, многоугольники и их элементы.

4

10

Площади фигур. Фигуры на квадратной решетке. 

2

11

Окружность, круг и его элементы.

2

12

Статистика и вероятность. Разные задачи.

3

13

Итоговое тестирование

2

 

Итого

34

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

Тема занятия

 

Дата проведения по плану

1

Числа и вычисления(2ч.)

Действия с обыкновенными дробями. Действия с десятичными дробями.

1

 

2

Сравнение чисел. Степени.

1

 

3

Числовые неравенства, координатная прямая (2 ч.)

Неравенства. Сравнение чисел.

1

 

4

Числа на прямой.

1

 

5

Алгебраические выражения(2ч.)

Алгебраические выражения. Целые выражения.

1

 

6

Рациональные выражения.

1

 

7

Уравнения и неравенства и их системы.(3ч)

Линейные и  квадратные уравнения. Рациональные уравнения.

1

 

8

Неравенства. Системы неравенств.

1

 

9

Уравнения и неравенства с модулями.

1

 

10

Функции.(3ч.)

Графики непрерывных функций.

1

 

11

Графики непрерывных и кусочно-непрерывных функций.

1

 

12

Графики кусочно-непрерывных функций.

1

 

13

Арифметическая и геометрическая прогрессии.(2ч).

Числовые последовательности.

1

 

14

Арифметическая прогрессия.

1

 

15

Геометрическая прогрессия.

1

 

16

Текстовые задачи.(4ч.)

Задачи на проценты, сплавы и смеси.

1

 

17

Задачи на движение по воде.

1

 

18

Задачи, на совместную работу.

1

 

19

Задачи на движение по прямой.

1

 

20

Задачи с параметрами(3ч)

Решение уравнений  с параметрами.

1

 

21

Решение уравнений  с параметрами.

1

 

22

Системы с параметрами.

1

 

23

Треугольники, четырехугольники, многоугольники и их элементы.(4 ч)

Многоугольники. Прямоугольник. Квадрат.

1

 

24

Равнобедренный треугольник.

1

 

25

Прямоугольный треугольник.

1

 

26

Трапеция. Параллелограмм. Ромб.

1

 

27

Площади фигур. Фигуры на квадратной решетке.(2 ч.)  Площадь прямоугольника, квадрата. Площадь параллелограмма.

1

 

28

Площадь трапеции. Площадь треугольника. Фигуры на квадратной решетке.

1

 

29

Окружность, круг и его элементы.(2 ч.)

Касательная, хорда, секущая, радиус. Вписанные и центральные углы.

1

 

30

Окружность, описанная вокруг многоугольника.

1

 

31

Статистика и вероятность. Разные задачи.(3 ч.)

Статистика и вероятность событий.

1

 

32

Анализ геометрических высказываний.

1

 

33

Разные задачи.

1

 

34

Итоговое тестирование.

2

 

 

 

Список литературы

 

1. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко.М.: «Экзамен», МЦНМО, 2020.

2. Математика. 9 класс. ГИА - 2017. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2014

3. ОГЭ 2022.Математика. 9 класс. Типовые экзаменационные варианты. О-39 36 вариантов/под ред. И.В. Ященко.-М.: «Национальное образование», 2022.

 4. ГИА 2014.Математика 9 класс: учебно-методическое пособие/ Под. ред.Д.А.Мальцева. -Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2013.-272 с.

5. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и задачи. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2014


 

Электронные образовательные ресурсы:

1.     www.fipi.ru

2.     www.ege/gia.ru

3.     Сайт «Решу ОГЭ».

4. Сайт Елены Ширяевой «Распечатай и реши»

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!