СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Математический марафон", 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  «Математический марафон» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Математический марафон", 4 класс»



  1. Рабочая программа по внеурочной деятельности
  2. "Математический марафон"


  1. Направление: общеинтеллектуальное
  2. 4 класс


Учитель: Калачева М.В.

учитель начальных классов

высшей категории.


Кол-во часов в год: 34 часа

В неделю: 1 час









2018-2019 уч. г.




Пояснительная записка.

Рабочая программа «Математический марафон» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический марафон» (далее – программа) составлена на основе

  • авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

  • учебного плана МБОУ ЦО № 47 на 2018-2019 уч.год.

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.


Программа предназначен для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.


Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.


Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.





Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.


Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

  • решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».


Личностными результатами изучения данного факультативного курса

являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;


  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Метапредметные результаты представлены в содержании программы в

разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)


Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

  • Коллективизм;

  • Креативность (творчество);

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

  • Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.


Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.


Методы:

  • Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная работа;

  • Игра.

Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.



Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 40-45 минут


Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает



реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.


Требования к результатам освоения:


  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.


Универсальные учебные действия

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.


Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.


Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.


Учебно-тематический план


Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.


п/п

Тема

К-во часов

1

Царство математики

7

2

Мир задач

4

3

Логические задачи.

10

4

Упражнения на быстрый счет.

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической газеты


1

7

Математическая олимпиада.

5

8

Итоговое занятие

1


Итого

34
























Содержание программы


  1. Царство математики ( 7 часов)


О математике с улыбкой. ( 2 часа)

  • Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,

  • Решение интересных задач. Веселая викторина.


Из истории чисел. (2 часа)

  • Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.


Математические игры. ( 1 час)

  • Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»


Четные и нечетные числа. (2 часа)

  • Свойства четных и нечетных чисел

  • Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.


  1. Мир задач ( 4 часа)


Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)

  • Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:


Задачи, решаемые с конца. (1 час)

  • Задуманное число

  • Крестьянин и царь. Сколько было яиц?


Задачи на взвешивания( 1 час)

  • Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.


  1. Логические задачи. (10 часов)


Истинностные задачи. (1 час)

  • Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.



Несерьезные задачи. (1 час)

  • Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.


Логика и рассуждения(1 ч.)

  • Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.


Задачи с подвохом.(1 час)

  • Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.


Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)

Математические ребусы (2 часа)


  1. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)


  • Вычисли наиболее удобным способом.

  • Умножение на 9 и на 11.

  • Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

  • Использование изменения порядка счета.


  1. Переливания.(2 часа)


  1. Выпуск математических газет ( 1 час)


  1. Математическая олимпиада. (5 часов)

  • Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.

  • Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.

  1. Итоговое занятие





















































Календарно -тематическое планирование занятий


п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы проведения занятий

Дата

Факт

Царство математики ( 7 часов)


1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.


1

теория



2

Решение интересных задач. Веселая викторина.


1

практика



3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.


1

теория + практика



4

Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.


1

теория + практика




5

Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»


1

практика



6

Четные и нечетные числа.

Свойства четных и нечетных чисел


1

теория



7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.


1

теория + практика



Мир задач ( 4 часа)


8

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Таинственные задачи.


1

теория + практика



9

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Задачи на определение возраста

.

1

практика



10

Задачи, решаемые с конца.

Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

1

практика



11

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.


1

практика




Логические задачи. (10 часов)


12

Истинностные задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.


1

практика



13

Несерьезные задачи.

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.


1

практика



14

Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.


1

практика



15

Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.


1

практика



16

Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»


1

практика



17-18

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"


2

теория + практика



19

Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца


1

практика



20-21

Математические ребусы

2

теория + практика

практика



Упражнения на быстрый счет. (4 часа)


22

Вычисли наиболее удобным способом.



теория + практика



23

Умножение на 9 и на 11.



теория + практика



24

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.



теория + практика



25

Использование изменения порядка счета.


теория + практика



Переливания.(2 часа )


26

Задачи на переливание


1

теория + практика



27

Задачи на переливание


1

практика



28

Выпуск математической газеты

1

практика



Математические олимпиады. (5 часов)


29

Подготовка и участие в математических олимпиадах


1

практика



30

Подготовка и участие в математических олимпиадах


1

практика



31

Подготовка и участие в математических олимпиадах


1

практика



32

Конкурс «Лучший математик»


1

практика



33

Конкурс «Знатоки математики»


1

практика



34

Итоговое занятие

1

практика




Всего

34

Теория- 2 ч.

Теория + практи-ка - 12 ч.

Практика - 20 ч.






























1. В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов


должны знать:


  • инварианты;

  • правила решения ребусов;

  • правила математического соревнования;

  • алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.


должны уметь:

  • решать ребусы;

  • решать задачи на инварианты;

  • задачи на взвешивания;

  • решать задачи на логику;

  • решать арифметические задачи;

  • решать задачи на переливания.


2. Способны решать следующие жизненно-практические задачи:



  • решать задачи на разрезания и складывание фигур.

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • работать в группах;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;

  • извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

  • уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;

  • приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;

  • повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка





Литература:

  1. Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.

  2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994

  3. Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.

  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико­-

математической литературы, 2006г.

  1. Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;

  2. Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.

  3. Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.

  4. Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»

  5. В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!