СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Машиностроительное черчение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Машиностроительное черчение» рассчитана на обучающихся 8-9 классов, предназначена для осуществления предпрофильной подготовки школьников.

Структурно программа состоит из 4-х разделов, которые изложены последовательно, логически связаны и могут быть использованы педагогическими работниками образовательных организаций при работе по данной тематике. В программе отражены разделы «Пояснительная записка», «Результаты освоения курса внеурочной деятельности», «Содержание курса внеурочной деятельности», «Тематическое планирование».

Достоинством программы является наличие практических занятий, направленных на развитие графической культуры учащихся, их творческих качеств через решение разнообразных графических задач.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Машиностроительное черчение"»

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 18»











Машиностроительное черчение

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

8 -9 класс





Составитель: Трунова Е.Н.,

учитель технологии

Согласовано на заседании методического объединения протокол № от руководитель м/о ________ Утверждено педагогическим советом протокол № от



Ленинск – Кузнецкий

2020

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Машиностроительное черчение» составлена на основе программы «Черчение» предметной линии учебников под редакцией А.Д. Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С. Вышнепольского.

Реализация курса «Машиностроительное черчение» направлена на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

Приоритетной целью курса «Машиностроительное черчение», является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Черчение помогает школьникам овладеть средствами познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся.

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Курс рассчитан на 70 часов: 8 класс (35 занятий); 9 класс (35 занятий).

Программа курса включает теоретические и практические занятия.


Планируемые результаты освоения курса «Машиностроительное черчение»

Личностные результаты:

- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического творчества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности, способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- накопление опыта графической деятельности;

- формирование творческого отношения к проблемам;

- развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности;

- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

- подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- умение планировать пути достижения намеченных целей;

- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;

- умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулирование учебных задач как шагов достижения поставленной цели деятельности;

- владение различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;

- формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

- умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- нахождение общего решения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение синтезировать целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- самостоятельный выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- поиск, конструирование и осуществление доказательства;

- создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

- умение задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи;

- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование, конструирование;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- освоение приемов работы с чертежными инструментами;

- правильное выполнение чертежей;

- овладение основами прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

- соблюдение принципов построения наглядных изображений;

- умение анализировать графические изображения;

- проведение самоконтроля правильности и качества выполнения простейших графических работ;

- приведение примеров использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека;

- использование государственных стандартов (ЕСКД);

- умение выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.

- формирование представлений о мире профессий;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

- развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций при моделировании;

- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

- сочетание образного и логического и пространственного мышления в чертёжной деятельности.














Содержание курса

8 класс

  1. Введение - 1 час

Курс «Машиностроительное черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы).

2. Правила оформления чертежа - 5 часов

История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов графических изображений. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Графическая работа №1. Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом. Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр. Графическая работа №2.

  1. Геометрические построения - 4 часа

Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.

4. Способы проецирования – 8 часов

Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный). Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Местные виды. Практическая работа №3. Аксонометрические проекции. Получение и построение аксонометрических проекций. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.

  1. Чтение и выполнение чертежей деталей - 17 часов

Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение проекции точек на поверхности предмета. Графическая работа №4. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров с учетом формы предмета. Построение третьего вида по двум данным. Графическая работа №5. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Использование знака квадрата. Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Графическая работа №6. Развертки поверхностей некоторых тел. Порядок чтения чертежей деталей. Практическая работа №7. Взаимная связь изменения формы предмета. Графическая работа №8. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих предметов на чертеже. Эскизы деталей с натуры. Графическая работа №9. Конструирование по изображениям. Графическая работа №10. Обобщение знаний. Графическая работа №11.



  1. класс

  1. Общие сведения о способах проецирования - 2 часа

Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный). Получение изображения на плоскости различными методами проецирования.

2. Сечения, разрезы, виды- 19 часов

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Правила графического обозначения материалов на сечениях. Графическая работа №12. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы. Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Графическая работа №13,14. Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Графическая работа №15. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.

3. Сборочные чертежи изделий - 11 часов

Чертежи типовых соединений деталей. Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Графическая работа №16. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Сборочные чертежи. Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Практическая работа №17. Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Графическая работа №18. Решение задач с элементами конструирования. Практическая работа №19.

4. Чтение строительных чертежей - 3 часа

Понятие об архитектурно – строительных чертежах. Назначение и особенности архитектурно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Практическая работа №20. Обзор разновидностей графических изображений. Графические изображения, применяемые на практике. Обобщение изученного материала.
















Тематический план

8 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение в курс «Машиностроительное черчение»

1

1


2

Правила оформления чертежа

5

2

3

3

Геометрические построения

4

2

2

4

Способы проецирования

8

2

6

5

Чтение и выполнение чертежей деталей

17

5

12


Итого

35

12

23



9 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Общие сведения о способах проецирования

2

1

1

2

Сечения и разрезы

19

5

14

3

Сборочные чертежи

11

4

7

4

Чтение строительных чертежей

3

1

2

 

Итого

35

11

24







Тематическое планирование 8 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)



Тема занятия

Форма проведения

Теория

Практика


1. Введение (1 час)



1.1

Введение в курс «Машиностроительное черчение»

1


2. Правила оформления чертежа (5 часов)

2.1

Чертёжные инструменты, принадлежности и материалы. Понятие о стандартах. Форматы. Линии чертежа

1


2.2

Графическая работа №1 «Линии чертежа»


1

2.3

Чертёжный шрифт


1

2.4

Некоторые сведения о нанесении размеров. Масштабы

1


2.5

Графическая работа №2 «Чертеж «плоской» детали»


1

3. Геометрические построения (4 часа)

3.1

Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений

1


3.2

Деление окружности на равные части. Сопряжения

1


3.3

Сопряжение двух прямых заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса


1

3.4

Геометрические построения для чертежей и разметки детали


1

4. Способы проецирования (8 часов)

4.1

Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции

1


4.2

Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции

1


4.3

Расположение видов на чертеже. Местные виды


1

4.4

Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу»


1

4.5

Получение и построение аксонометрических проекций


1

4.6

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции


1

4.7

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности


1

4.8

Технический рисунок


1


  1. Чтение и выполнение чертежей (17 часов)

5.1

Анализ геометрической формы предметов

1


5.2

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел

1


5.3

Решение занимательных задач


1

5.4

Проекции вершин, ребер и граней предмета


1

5.5

Построение проекций точек на поверхности предмета


1

5.6

Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»


1

5.7

Порядок построений изображений на чертежах. Нанесение размеров с учетом формы предмета

1


5.8

Построение третьего вида по двум данным


1

5.9

Графическая работа №5 «Построение третьей проекции по двум данным»


1

5.10

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей

1


5.11

Графическая работа №6 «Чертеж детали»


1

5.12

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел

1


5.13

Порядок чтения чертежей деталей. Практическая работа №7 «Устное чтение чертежей»


1

5.14

Графическая работа №8 «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы»


1

5.15

Графическая работа №9 «Выполнение эскиза и технического рисунка детали»


1

5.16

Графическая работа №10 «Элементы деталей с включением элементов конструирования»


1

5.17

Графическая работа № 11 «Обобщение знаний»


1

Итого

12

23

Тематическое планирование 9 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)


п/п


Тема занятия

Форма проведения

Теория

Практика

1. Общие сведения о способах проецирования (2 часа)

1.1

Обобщение сведений о способах проецирования

1


1.2

Обобщение сведений о способах проецирования


1

2. Сечения и разрезы (19 часов)

2.1

Сечения

1


2.2

Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений


1

2.3

Правила графического обозначения материалов на сечениях


1

2.4

Графическая работа №12 «Эскиз детали с выполнением сечения»


1

2.5

Разрезы

1


2.6

Различия между разрезами и сечениями


1

2.7

Простые разрезы


1

2.8

Соединение части вида с частью разреза


1

2.9

Соединение части вида с частью разреза


1

2.10

Местные разрезы и другие сведения о разрезах и сечениях

1


2.11

Разрезы в аксонометрии

1


2.12

Разрезы в аксонометрии


1

2.13

Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»


1

2.14

Графическая работа №14 «Чертеж детали с применением разреза»


1

2.15

Определение необходимого числа изображений


1

2.16

Чтение и выполнение чертежей, условности и упрощения

1

1

2.17

Чтение и выполнение чертежей, условности и упрощения



2.18

Графическая работа № 15 «Эскиз детали с натуры»


1

2.19

Решение задач


1

3.Сборочные чертежи (11 часов)

3.1

Чертежи типовых соединений деталей

1


3.2

Изображение и обозначение резьбы

1


3.3

Графическая работа №16 «Чертежи резьбового соединения»


1

3.4

Изображение и обозначение других видов соединений


1

3.5

Сборочные чертежи изделий


1

3.6

Чтение сборочных чертежей


1

3.7

Условности и упрощения на сборочных чертежах

1


3.8

Практическая работа №17 «Чтение сборочных чертежей»


1

3.9

Деталирование

1


3.10

Графическая работа №18 «Деталирование»


1

3.11

Практическая работа №19 «Решение творческих задач с элементами конструирования»


1

  1. Чтение строительных чертежей (3 часа)

4.1

Понятие об архитектурно-строительных чертежах. Чтение строительных чертежей

1


4.2

Практическая работа №20 «Чтение строительных чертежей»


1

4.3

Обзор разновидностей графических изображений. Обобщение изученного материала


1

Итого

11

24


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!