ПРОГРАММА КРУЖКА «Макраме»
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Автор-составитель:
Егорова Л.В.
учитель технологии
Новокузнецк, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………..3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН…………………………………………………………………………..4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)… ……………………………………….....7
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………………….......7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..……………………………………......8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Макраме» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, направление - художественно-эстетическое.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. Важно то, что занятие художественной обработкой материалов – это хорошее средство для релаксации, так как связано с мелкой моторикой рук. Развивает у учащихся чувство прекрасного, умение видеть цвет и сочетание цветов, их гармоничность. Кроме того, это кропотливая работа, что позволяет развивать усидчивость, терпение, внимание, наблюдательность, логическое мышление и пространственное видение. Каждому обучающемуся дается возможность реально открыть для себя волшебный мир макраме, проявить и реализовать свои творческие способности при изготовлении изделий в современной технике макраме. Программа имеет огромный воспитательный потенциал.
Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития навыков, возрастными особенностями и личными предпочтениями (учащиеся имеют возможность выбрать конкретную технику и изделие из приведенных вариантов).
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда.
Одна из форм контроля – организация выставки изделий.
Программа обучения разработана для детей 8-12 лет, наполняемость группы – 6-12 человек. Занятие проводится два раза в день по 40 минут.
Целью данной программы является формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.
Задачи программы:
прививать трудовые навыки, познавательный интерес, независимо от индивидуальных способностей;
воспитывать и развивать способности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
прививать интерес к технике макраме;
развивать способность к самообразованию;
воспитывать в детях терпение, трудолюбие, эстетический вкус.
формировать позитивную самооценку.
воспитывать целеустремлённость и настойчивость.
.
Программа опирается на авторские программы:
- «Студии декоративно-прикладного творчества» Л.В. Горновой и др.;
- «Природный материал и фантазия» Л.И. Трепетуновой;
- «Узелок на память» Е.Н. Макаревич;
- «Волшебные узелки» И.И. Жильцовой;
- «Макраме» О.А. Шароновой;
- «Макраме» А.В. Бауэр.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (30 часов)
№ | Тема занятия | дата | к/ч тео рии | к/ч прак тики | Всего часов |
Вышивка лентами |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ | | 1 | 1 | 2 |
2 | Способы закрепления нитей | | 1 | 1 | 2 |
3 | Виды узлов | | | 2 | 2 |
4 | Изготовление браслета | | | 2 | 2 |
5 | Изготовление закладки для книг в технике макраме | | | 2 | 2 |
6 | Изготовление индейского оберега (мандалы) | | | 2 | 2 |
7 | Изготовление индейского оберега (мандалы | | | 2 | 2 |
8 | Изготовление кашпо | | | 2 | 2 |
9 | Изготовление кашпо | | | 2 | 2 |
10 | Изготовление рамки для фотографий | | | 2 | 2 |
11 | Изготовление рамки для фотографий | | | 2 | 2 |
12 | Декорирование банки | | | 2 | 2 |
13 | Изготовление панно | | | 2 | 2 |
14 | Изготовление панно | | | 2 | 2 |
15 | Выставка творческих работ | | 2 | | 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных универсальных учебных действий.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД:
Личностные:
- интерес к технике макраме,
- знание основных моральных норм поведения,
Регулятивные:
- учитывать выделенные ориентиры действия в работе,
- осуществлять пошаговый контроль по результату,
- вносить необходимые коррективы в действия,
- работать по плану,
- адекватно воспринимать оценку своей работы,
- принимать роль в сотрудничестве,
- мобилизовать силы в преодолении препятствий,
- контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами,
- проводить сравнение, классификацию,
- обобщать,
- проводить аналогии,
Коммуникативные:
- участвовать в работе парами и группами,
- договариваться, приходить к общему решению,
- использовать в общении правила вежливости,
- формулировать собственное мнение и позицию,
- строить понятные для партнёра высказывания.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
-распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в процессе работы; оценка технологических свойств сырья, материалов.
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
В мотивационной сфере:
-оценивание своей способности к труду; осознание ответственности за качество результатов труда;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, труда.
В эстетической сфере:
-овладение методами эстетического оформления одежды и предметов быта;
-. формирование художественного вкуса у детей и участие в выставках – конкурсах декоративно-прикладного творчества;
В коммуникативной сфере:
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, эффективное сотрудничество, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем;
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре позиции невраждебным для оппонентов образом.
В физиолого-психологической сфере:
-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
Занятие 1. Вводное занятие (2ч.)
Знакомство с учащимися. План работы группы. Правила поведения и режим работы. История возникновения и развития макраме. Инструменты, материалы и приспособления. Правила их хранения. Безопасность работы. Знакомство с работами.
Занятия 2--5. Способы закрепления нитей. Основные узлы (8 ч.)
Способы закрепления нитей. Плоские узлы: левосторонние, правосторонние, двойные, выполнение образцов этих узлов, цепочки из основных узлов. Практическое занятие: плетение человечков-брелочков, стрекоз, браслетиков
Занятия 6-7. Изготовление индейского оберега (4ч.)
Значение мандалы в индейской культуре.
Практическая работа: плетение мандалы.
Занятие 8-9. Изготовление кашпо (4 ч.)
Виды подвесных кашпо. Технология плетения.
Практическая работа: плетение кашпо.
Занятие 10-11. Изготовление рамки для фотографий (4ч.)
Практическая работа: плетение рамки для фотографий в технике макраме.
Занятие 12. Декорирование банки для цветов (2ч.)
Практическая работа: декорирование банки.
Занятие 13-14. Изготовление панно (4ч.)
Практическая работа: изготовление панно.
Занятие 15. Выставка работ (2ч.)
Выставка работ, анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения технике плетения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кузьмина М.А. // Азбука макраме. Самый полный авторский курс вязания узлов и плетения-Эксмо-2022;
2. Потребня Д. М. // Магия трех узлов. Секреты современного макраме, доступные каждому-Эксмо-2021;
3. Миклуш Е.В. // Искусство узелков-М: Лабиринты вдохновений-2021;
4. Уотсон Терри // Новая школа макраме. Более 100 дерзких и свежих проектов-Эксмо: Популярная энциклопедия современного рукоделия-2022;
5. Прокопенко И.П. //Макраме. Узелок завяжется, узелок затянется-АСТ-2020.
10