СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обеспечение в ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР, создание условий для их развития.

Основными задачами курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» являются:

- всестороннее комплексное обследование детей;

- установление характера и причин выявленных отклонений;

- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи;

- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);

- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе;

- консультативная работа с педагогами, родителями.

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика»»

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка. 3

    1. 1.1. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности 3

    2. 1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. 3

  2. Содержание программы внеурочной деятельности. 4

  3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. 8

    1. 3.1. Личностные результаты. 8

    2. 3.2. Метапредметные результаты. 9

  4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности. 10

  5. Описание материально-технического обучения внеурочной деятельности. 12

    1. 5.1. Технические средства 12

    2. 5.2. Список литературы 12

    3. 5.3. Электронно-образовательные ресурсы 13

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

  5. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189

  6. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26


1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика»

В воздействии по логопедической ритмике выделяются два основных направления работы:

  • развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у обучающихся с ТНР (слухового и зрительного внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; сукцессивных и симультанных процессов; артикуляторного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма в дви­жении в соответствии с темпом и ритмом музыки);

  • развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с воспитанием его объёма, плавности, ритмичности, продолжительности; коррекция нарушений голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации, обучение умению правильно использовать логическое и словесно-фразовое ударение; развитие фонематического восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизма, структуры речевого дефекта и методических подходов к их преодолению).

Все упражнения по логопедической ритмике обеспечивают нормализацию речевого дыхания, формирование умений произвольно изменять акустические харак­теристики голоса параллельно с формированием правильного произноше­ния звуков; координированную работу дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры; выражение эмоций разнообразными просодическими средствами.

В процессе реализации коррекционного курса «Логопедическая ритмика» решаются следующие задачи:

  • развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;

  • развитие дыхания и голоса;

  • развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе;

  • воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;

  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

  • развитие творческой фантазии и воображения;

  • структурирование целостного взаимодействия систем восприятия;

  • коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.


2. Содержание программы внеурочной деятельности

Программа «Логопедическая ритмика» – первая программа по логопедической ритмике для детей с нарушениями речи школьного возраста, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, программы по логопедической ритмике включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально – волевых качеств личности.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.

Если ребенок не говорит или говорит плохо – есть смысл попробовать заниматься логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика, полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

В результате использования логопедической ритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребенка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Занятия по логопедической ритмике включают следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

  • Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На занятиях по логопедической ритмике совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:

1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2. выработка продолжительного речевого выдоха,

3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.

  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.

  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение задач по логопедической ритмике.

  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

  • Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

  • Театральные этюды. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

  • Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.


3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

3.1. Личностные результаты

1 .Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения народной и профессиональной музыки Башкортостана, России и мира.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5. Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

6. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и личностного смысла учения.

7. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов.

8. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

9. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


3.2. Метапредметные результаты

Практическая значимость. Программа предназначена для учителей-логопедов, музыкальных руководителей и педагогов специальных классов (коррекционных). Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих образовательных учреждениях.

Необходимых условие для получения хороших результатов – взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Сценическая речь, хореографические игры, динамические паузы и другие приемы логопедической ритмики могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями ГПД, дефектологами и психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.

Логопедическая ритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы учителя, логопеда, дефектолога, хореографа и музыкального руководителя в работе по коррекции различных нарушений речи.

Занятия по логопедической ритмике направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логопедическая ритмика с использованием здоровье сберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с тяжёлыми нарушениями речи с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и двигательные игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной форм музыкотерапии и сказкотерапии.



4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.

Тема занятий

Коли-чество часов

Виды и формы организации внеурочной деятельности

Веселись детвора!

1

Динамическое упражнение , дыхательное упражнение , подвижная игра, познавательная деятельность

Весёлый музыкант

1

Динамические упражнения , логоритмические игры, пальчиковая гимнастика, познавательная деятельность

Магазин природы

1

Динамическое упражнение , логопедическая гимнастика , песня , мультимедийная презентация

Прогулка в осеннем лесу

1

Общеразвивающие упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика , познавательная деятельность

Осенние дары

1

Динамические упражнения, творческая деятельность, стихи,песни

Унылая пора, очей очарованье!

1

Общеразвивающий комплекс упражнений, пальчиковая гимнастика , мультимедийная презентация

Музыкальный сундучок

1

Динамическое упражнение , пальчиковая гимнастика , творческая деятельность, танец

Вместе дружная семья

1

Общеразвивающие упражнения, массаж , динамическое упражнение , подвижная игра , творческая деятельность

Разноцветная книга

1

Динамическое упражнение, пальчиковая гимнастика , творческая деятельность, танцы и стихи



Цветик-семицветик

1

Динамические упражнения , фонопедическое упражнение , дыхательное упражнение, творческая деятельность, подвижные игры

Необычный остров

1

Динамические упражнения , фонопедическое упражнение , чистоговорки, творческая деятельность, подвижные игры

Почему медведь зимой спит

1

Комплекс общеразвивающих упражнений, динамическое упражнение , познавательная деятельность

Путешествие в зимний лес

1

Общеразвивающие упражнения, гимнастика для глаз , пальчиковая гимнастика , познавательная деятельность

Зима- пекариха

1

Динамические упражнения , логопедическая гимнастика , творческая деятельность, дидактические игры

Двенадцать месяцев

1

Общеразвивающие упражнения, фонопедические упражнения , динамическое упражнение , познавательная деятельность, мини-рассказ

Лепим мы снеговика

1

Динамическое упражнение , дыхательная гимнастика , творческая деятельность, танцы и стихи

Вьюжная сказка

1

Динамическое упражнение , новогодний хоровод , творческая деятельность

Проказы колдуна

1

Динамические упражнения , артикуляционная гимнастика, распевки, творческая деятельность


Снежная крепость

1

Динамическое упражнение , логопедическая гимнастика, творческая деятельность, мини-спектакль

Нам не бывает грустно

1

Динамическое упражнение , творческая деятельность, инсценировка , чистоговорки

Мы-защитники Отечества!

1

Динамическое упражнение, логопедическая гимнастика , творческая деятельность, подвижная игра, песня

Цветы для мамы

1

Динамическое упражнение , ритмическая игра , дыхательная гимнастика, мультимедийная презентация, познавательная деятельность

Эх, Масленица!

1

Комплекс упражнений , логопедическая гимнастика , пальчиковая гимнастика , мини-лекция, познавательная деятельность

Прилетели к нам грачи

1

Ритмическая игра , дыхательное упражнение ,творческая деятельность, инсценировка

Звёздный мальчик

1

Комплекс упражнений , пальчиковая гимнастика , логопедическая гимнастика , творческая деятельность, русская игра

Весенний ветерок

1

Динамическое упражнение , логопедическое и мимическое упражнения, творческая деятельность, стихи и песни

Дождик лей, не жалей!

1

Динамическое упражнение, логопедическая гимнастика, танец-игра , творческая деятельность

Не умеем мы скучать!

1

Комплекс упражнений , пальчиковая игра, динамическое упражнение, мультимедийная презентация, познавательная деятельность

Я люблю свой край родной!

1

Комплекс общеразвивающих упражнений, динамическое упражнение, творческая деятельность ,танцы

На лесном перекрёстке

1

Комплекс упражнений , логопедическая гимнастика , чистоговорка , песни и танцы ,творческая деятельность

Давайте за руки возьмёмся!

1

Динамическое упражнение ,артикуляционная гимнастика, мини-лекция ,познавательная деятельность

Здравствуй, лето!

1

Творческая деятельность, стихи ,песни, танцы


5. Описание материально-технического обучения внеурочной деятельности.

5.1. Технические средства

1. Персональный компьютер с принтером.

2. Экспозиционный экран.

3. Мультимедийный проектор.

4. Аудиопроигрыватель..


Коммуникативные средства

1. Набор карточек.

2. Иллюстрации сказочных героев.

3. Игрушки, мячи.


5.2. Список литературы

  1. Волкова Г.Н. Логопедическая ритмика. – М., 2016.

  2. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.

  3. Методические пособия по логопедической ритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

  4. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

  5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. М.: Издательство «Гном и Д», 2016.

  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТПО-ПРЕСС, 2016.

  7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 7-8 лет. – М.: Сфера, 2016.

  8. Дурова Н.В. Фономатика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: «Мозайка-синтез», 2012.

  9. Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей коррекционных групп. Образовательная область «Познавательное развитие», практическое пособие для воспитателей, педагогов родителей», по ФГОС. – Воронеж: «Метода», 2014.

  10. Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкально-пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – М.: Детство-пресс, 2009.

  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Издательство «АСТ», 2016.

  12. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 2017.


Сведения по УМК.


Учебно-методический комплект

п/п

Автор

Название

Год издания

Издательство

1.

Волкова Г.Н.

Логопедическая ритмика

2016

Просвещение

2.

Кузнецова Е.В.


Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи

2016

Гном и Д


5.3 Электронно-образовательные ресурсы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Учительский порталhttp://www.uchportal.ru/

  3. Завуч. Инфо.http://www.zavuch.info/



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!