СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Литературные путешествия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Литературные путешествия"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 56»

630108, г. Новосибирск, ул. Планировочная, 7, тел./факс: (383) 351-31-02

e-mail: [email protected]

ПРИНЯТО:

на заседании Педагогического совета

протокол № 1 от 30 августа 2019 г.



УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ СОШ № 56

___________Т.К. Созыкина

приказ от 02.09.2019 г. №








Рабочая программа

внеурочной деятельности

на уровень среднего общего образования

кружок «Литературные путешествия»»

направление общекультурное

2019 – 2024 г. г.



для 5-9 классов

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учетом основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 56.









Программу составила Толстова М.В.,

учитель начальных классов




Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (в последней редакции) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413;

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017 г. № 09-1672;

  • ООП ООО

  • Положением о внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 56;

  • Положением о портфолио обучающихся;

  • Положением о внутренней системе оценки качества образования.


Актуальность

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено

необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала. На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Кружок «Литературные путешествия» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Цели и задачи курса внеурочной деятельности Основные цели:
  • совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • овладение правильным и выразительным чтением;

  • приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

  • расширение литературно-образовательного пространства обучающихся;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи

Образовательные:

  • Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

Развивающие:

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

Формы организации деятельности:

    • эвристическая беседа;

    • индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность;

    • выразительное чтение;

    • самостоятельная творческая работа - творческие мастерские;

    • артикуляционные разминки;

    • обсуждение проблемных вопросов;

    • конкурсы;

    • литературные игры;

    • конкурсы-кроссворды;

    • путешествия по страницам книг;

    • проекты;



Программа курса внеурочной деятельности «Литературные путешествия» рассчитана на учащихся 5-9 классов. 68 часов в год, режим занятий 2 часа в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
  1. Личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности,

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской и мировой литературе, к культурам других народов;

  • воспитание в себе вдумчивого, талантливого читателя, понимающего ценность чтения;

  • проявление инициативы при поиске способа решения задач;

  • способность вступать в коммуникацию (взаимодействовать при

решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отрицать.

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5-6 классы

Тема 1. Введение. Виртуальное путешествие Актуализация сведений учащихся о крае; беседа, презентация. Викторина, устное словесное рисование

Тема 2. Облик родной земли. Виртуальное путешествие. Сопоставление пейзажей России с пейзажами Самарской области. Выразительное чтение стихов. Создание рисунков

Тема 3. Речная Россия. Виртуальное путешествие по речной карте России Работа с картой. Выразительное чтение легенд и мифов. Мини- проект Составление брошюры «Реки России».

Тема 4. Мой дом на карте Родины. Беседа. Работа с картой. Составление презентации «Мой дом на карте Родины».


Тема 5. Символы родной земли. Защита индивидуального мини-проекта.


Тема 6. Сказки о богатырях. Былины. Сказки и былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами русских былинных богатырей. Показ мультипликационного фильма «Добрыня Никитич». Познавательное занятие, игровое занятие, час чтения.

Тема 7. Сказы П.П. Бажова. Час чтения. Инсценировка.

Тема 8. Куприн А.И. «Белый пудель»

Биография Куприна А.И. Чтение рассказа по ролям. Викторина. Час чтения.

Тема 9. Каверин В. Два капитана. Биография Каверина В. Обмен мнениями о прочитанном романе. Викторина по роману. Обсуждение.


Тема 10. Рыбаков А.Н. Жизненный и творческий путь Рыбакова А.Н. Обсуждение цикла рассказов о пионерах: «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел». Викторина «Угадай героя». Устное сообщение «Мой любимый персонаж». Викторина.


Тема 11. Экзюпери А. «Маленький принц» Биография писателя, чтение и обсуждение произведения. Устное мини-сообщение «любимый персонаж». Викторина.

Тема 12. Метерлинк М. «Синяя птица» Биография писателя, чтение и обсуждение произведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7-8 классы

Тема 1. Введение. Выявление читательских интересов. Как выбрать книгу? Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, жизненному опыту.

Тема 2. В. Крапивин «Колыбельная для брата». Знакомство с автором и произведением.

Тема 3. Подготовка к литературному квест–турниру «Литературные путешествия» по произведениям Ж. Верна. Выбор произведения, составление плана изучения произведения.

Тема 4. Ж.Верн « 20 000 лье под водой». Знакомство с произведением, главными героями романа.



Тема 5. Проект "По следам героев Ж.Верна "Двадцать тысяч лье под водой".

Составление и оформление кроссворда по словарю терминов для учащихся среднего звена.


Тема 6. Ж.Верн «Дети капитана Гранта». Знакомство с произведением, главными героями романа.



Тема 7. Дж. Лондон «Белый клык»

Знакомство с автором и произведением.

Тема 8. Дж. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Знакомство с автором, отличие фантастики от фэнтези.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс

Тема 1. Введение. Выявление читательских интересов. Как выбрать книгу? Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, жизненному опыту.



Тема 2. Восстановление текста разного типа по схемам. Соотнесение по содержанию разных частей текста. Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.

Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Организация устных и письменных «кpуглых столов». Организация различных видов дискуссий.


Тема 3. Анализ прозаического текста. Хронотоп (взаимосвязь времени и пространства в стихотворении: внешний мир и внутренний мир человека, временное (сейчас, миг, конкретно- историческое) и вечное (всегда, вечность), здесь и везде, связь прошлого, настоящего и будущего).

Тема 4. Мысленное составление плана текста.

Наглядные представления.

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 7 класса «Литературные путешествия»

на 2019-2020 учебный год



Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности

Дата проведения

1

Вводное занятие. Выявление читательских интересов

1

Беседа


2

Как выбрать книгу? Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, жизненному опыту.

1

Познавательное занятие


3

В. Крапивин «Колыбельная для брата». Знакомство с автором и произведением.

2

Познавательное занятие


4

В. Крапивин «Колыбельная для брата». Выборочное чтение произведения. Его анализ.

1

Познавательное занятие




5

В. Крапивин «Колыбельная для брата». Изготовление серии иллюстраций к произведениям.

1

Познавательное занятие


6

Подготовка к литературному квест –турниру «Литературные путешествия» по произведениям Ж. Верна. Выбор произведения, составление плана изучения произведения.

1

Познавательное занятие


7

Ж.Верн « 20 000 лье под водой»

Знакомство с произведением, главными героями романа.

2

Познавательное занятие


8

Ж.Верн « 20 000 лье под водой»

Составление плана по основным событиям романа.

2

Познавательное занятие


9

Ж.Верн « 20 000 лье под водой»

Составление словаря научных и морских терминов, используемых в романе.

2

Проектная деятельность


10

Проект "По следам героев Ж.Верна "Двадцать тысяч лье под водой".

Составление и оформление кроссворда по словарю терминов для учащихся среднего звена.

6

Проектная деятельность


11

Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

Знакомство с произведением, главными героями романа.

2

Познавательное занятие


12

Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

Составление плана по основным событиям романа.

2

Познавательное занятие


13

Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

Проект «По маршруту поиска капитана Гранта».

2

Исследование


14

Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

Проект «По маршруту поиска капитана Гранта». Оформление карты.

2

Исследование, проектная деятельность


15

Дж. Лондон «Белый клык»

Знакомство с автором и произведением.

2

Познавательное занятие



16

Дж. Лондон «Белый клык»

Выборочное чтение произведения. Составление плана.


3

Познавательное занятие


17

Дж. Лондон «Белый клык».

Составление серии иллюстраций по произведению.


2

Проектная деятельность


18

Дж. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Знакомство с автором, краткая история написания повести.

2

Познавательное занятие


19

Дж. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Специфика жанра, отличие фэнтези от фантастики.

2

Исследование


20

Дж. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Смысл двойного названия повести.

2

Занятие- анализ


21

Дж. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Выборочное чтение произведения.

2

Познавательное занятие


22

Дж. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Составление плана произведения.

2

Познавательное занятие


23

Дж. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Просмотр фильма по произведению.


2

Беседа


24

Роберт Льюис Стивенсон.

«Остров сокровищ»


2

Познавательное занятие


25

Роберт Льюис Стивенсон.

«Остров сокровищ». Выборочное чтение


2

Познавательное занятие


26

Роберт Льюис Стивенсон.

«Остров сокровищ». Характеризуем главных героев.


2

Анализ


27

Роберт Льюис Стивенсон.

«Остров сокровищ». Составляем викторину по проиозведению.



4

Проектная деятельность


28

Каверин В. Два капитана. Биография Каверина В.


2

Познавательное занятие


29

Каверин В. Два капитана. Выборочное чтение романа.

2

Познавательное занятие




30

Каверин В. Два капитана. Обмен мнениями о прочитанном романе.


3

Беседа


31

Каверин В. Два капитана. Тема ВОв в романе.

3

Исследование


32

Подведение итогов года.

2

Беседа


Итого

68 часов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!