23
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 имени Г.М. Дуба
станицы Крыловской
муниципального образования
Ленинградский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021 года
протокол № 1
Председатель педсовета
____________ О.Г. Науменко
Программа внеурочной деятельности
Курса «Традиционная культура кубанского казачества»
Направление программы –общекультурное
Вид программы – познавательная
Уровень образования, класс - основное общее образование, 5-9 класс
Количество часов всего -153, в неделю - 1
Автор - Пахомова Ольга Александровна, учитель кубановедения
Программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Традиционная культура кубанского казачества (5-9 класс). Краснодар, 2017 год. Программа рекомендована региональным учебно-методическим объединением. Протокол № 4 от 25.08.2017г.
Результаты освоение курса внеурочной деятельности
Результатами освоения программы курса внеурочной деятельности «Традиционная культура кубанского казачества» являются:
первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:
приобщение к ценностным основам традиционной культуры кубанских казаков;
привитие духовно-нравственных устоев, приобщение к основным традициям и обычаям кубанских казаков;
формирование интереса к исследовательской и практической работе, убеждение в необходимости сохранения семейных ценностей.
второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом:
укрепление связи между учащимися из числа казачьей молодежи и их родителями, с казачьими обществами Кубанского казачьего войска и приходами Русской Православной церкви;
• понимание роли казачества в жизни современного общества края;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области краеведения в условиях развития информационного общества
третий уровень результатов - приобретение опыта самостоятельного общественного действия:
Знание и соблюдение казачьих заповедей, использование в жизни основ традиционной культуры;
бережное отношение к культурно-историческому наследию кубанского казачества;
усвоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющие казаку как соответствовать традиционной системе, так и успешно действовать в современном обществе;
понимание и принятие основной социальной роли казака, соответствующие возрасту: социальные роли в казачьей семье, в казачьем обществе;
понимание эстетики культуры и традиций кубанского казачества;
выработка казачьего менталитета, желания и готовности к труду, несению государственной службы казачества.
Основные направления воспитательной деятельности:
гражданское воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
-проявление интереса к истории и многонациональной культуре своего края, уважения к своему и другим народам
патриотическое воспитание;
-ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения кубановедения как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества
3) духовно-нравственное воспитание;
-проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
-принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
-применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
4) эстетическое воспитание;
-проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности
5)физическое воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
-соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
-выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
-приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью
6) трудового воспитания:
-осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
7) экологическое воспитание:
- формирование экологически целостного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения;
- способности применять знания для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
8) ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
-осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения
5 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1. Народы, языки, культуры. Становление кубанского казачества как народа. (3 часа) | | |
1.1 | Народы, языки и культуры России и Кубани. | познавательная | беседа |
1.2. | Становление кубанского казачества как народа. | досуговое общение | беседа |
1.3 | Традиционная культура кубанского казачества. | познавательная | беседа |
2. | Тема 2.Духовные ценности кубанских казаков (7 часов) | | |
2.1. | Православие в жизни казаков | познавательная | беседа |
2.2 | Правила поведения в храме. Посещение храма. | познавательная | экскурсия в храм |
2.3 | Казачьи заповеди. | познавательная | беседа |
2.4 | Казачьи заповеди. | познавательная | беседа |
2.5 | Казачья доблесть | познавательная | экскурсия в историко-краеведческий музей Крыловской |
2.6 | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | познавательная | беседа |
2.7 | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска | познавательная | беседа |
3. | Тема 3. Кубанское казачество: устройство общества (4 часа) | | |
3.1 | Войско. | познавательная | беседа |
3.2 | Войско | познавательная | беседа |
3.3. | Община. Курень. Станица. Казачий круг. | познавательная | беседа |
3.4 | Казачья семья. | познавательная | беседа |
4. | Тема 4. Традиции. Неписаные казачьи законы (6 часов) | | |
4.1 | Уважительное отношение к старшим | познавательная | беседа |
4.2 | Уважительное отношение к старшим | познавательная | беседа |
4.3 | Почитание гостя | познавательная | беседа |
4.4 | Гостевой этикет. | познавательная | беседа |
4.5 | Уважение к женщине (матери, сестре, жене). | познавательная | беседа |
4.6 | Дружба и товарищество. | познавательная | беседа |
5 | Тема 5. Кубанское казачество: традиционная культура (9 часов) | | |
5.1 | Традиционный костюм | познавательная | беседа |
5.2 | Традиционный костюм. | познавательная | беседа |
5.3 | Жилище. | познавательная | беседа |
5.4 | Жилище | познавательная | беседа |
5.5 | Казачья пища | познавательная | беседа |
5.6 | Казачья пища | познавательная | беседа |
5.7 | Язык. Разговорная речь | досуговое общение | беседа |
5.8 | Фольклор кубанского казачества | досуговое общение | разучивание казачьих песен |
5.9 | Фольклор кубанского казачества | социальное творчество | КТД |
6 | Тема 6. Занятия кубанских казаков (5 часов) | | |
6.1 | Воинская служба | познавательная | беседа |
6.2 | Хозяйственная деятельность казаков | познавательная | беседа |
6.3 | Хозяйственная деятельность казаков. | познавательная | беседа |
6.4 | Формы отдыха у казаков | познавательная | беседа |
6.5 | Итоговое занятие. | социальное творчество | КТД |
2 год обучения
6 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1.Традиционная культура кубанского казачества (4 часа) | | |
1.1 | Традиционная культура кубанских казаков. Православная вера казаков | познавательная | беседа |
1.2. | Казачьи заповеди | познавательная | беседа |
1.3 | Казачья доблесть | познавательная | беседа |
1.4 | Поминовения казаков, геройски погибших и невинно убиенных. | познавательная | посещение станичного парка |
2. | Тема 2. Казаки, кунаки, соседи.(4 часа) | | |
2.1. | Казаки и соседи. | познавательная | беседа |
2.2 | Народы Кубани | познавательная | беседа |
2.3 | Казаки и соседи | познавательная | беседа |
2.4 | Народы Кавказа | познавательная | беседа |
3. | Тема 3. Традиции и обычаи казаков (9 часов) | | |
3.1 | Честь казачья. Слово казака. | познавательная | беседа |
3.2 | Старики в казачьей общине. | познавательная | беседа |
3.3. | Родители и дети: взаимоотношения в семье. | познавательная | беседа |
3.4 | Поведенческие нормы и этикет казаков. | познавательная | беседа |
3.5 | Поведенческие нормы и этикет казаков | познавательная | беседа |
3.6 | Оружие казака | познавательная | беседа |
3.7 | Оружие казака | познавательная | беседа |
3.8 | Казачий конь. | познавательная | беседа |
3.9 | Взаимопомощь у казаков. | познавательная | беседа |
4. | Тема 4. Календарный и жизненный круг (8 часов) | | |
4.1 | Рождение казака | познавательная | беседа |
4.2 | Таинство крещения казака | познавательная | беседа |
4.3 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков | познавательная | беседа |
4.4 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков | познавательная | беседа |
4.5 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | познавательная | беседа |
4.6 | Проводы казака на службу | познавательная | беседа |
4.7 | Встреча казака со службы | познавательная | беседа |
4.8 | Погребение казака | познавательная | беседа |
5 | Тема 5. Дети в традиционной культуре кубанских казаков (9 часов | | |
5.1 | Дети как ценность казачьей семьи | познавательная | беседа |
5.2 | Фольклор для детей (сказки и легенды). | познавательная | чтение сказок и легенд |
5.3 | Фольклор для детей (сказки и легенды). | познавательная | инсценировка сказки |
5.4 | Дети в календарных обрядах | познавательная | разучивание песен |
5.5 | Дети в календарных обрядах. | социальное | КТД |
5.6 | Казачьи игры | познавательная | беседа |
5.7 | Казачьи игры. | познавательная | разучивание игры |
5.8 | Итоговое занятие. Инсценировка казачьей сказки. | социальное | КТД |
5.9 | Итоговое занятие. Исполнение казачьих песен | социальное | КТД |
3 год обучения
7 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1.Система ценностей кубанского казачества. (7часов) | | |
1.1 | Православная вера кубанских казаков. Заповеди Божии. | познавательная | беседа |
1.2. | Нравственные ценности в традиционной культуре кубанского казачества: земля, труд, правда, честь, Родина | познавательная | беседа |
1.3 | Нравственные ценности в традиционной культуре кубанского казачества. | познавательная | беседа |
1.4 | Образ казака. | познавательная | беседа |
1.5 | О «казачьем духе» | познавательная | беседа |
1.6 | Казачьи регалии и реликвии. | познавательная | беседа |
1.7 | Казачьи регалии и реликвии | познавательная | беседа |
2. | Тема 2. Женщина-казачка (4 часа) | | |
2.1. | Образ казачки | познавательная | беседа |
2.2 | Поддержание казачьих устоев в семье. | познавательная | беседа |
2.3 | Поддержание казачьих устоев в семье | познавательная | беседа |
2.4 | Испытания, выпавшие на долю казачек. | познавательная | беседа |
3. | Тема 3. Традиции и обычаи казаков. Уважение к старикам (5 часов) | | |
3.1 | Казачья станица. Казачий круг | познавательная | беседа |
3.2 | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице | познавательная | беседа |
3.3. | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | познавательная | беседа, просмотр фильма |
3.4 | Казачий род. Моя родословная | познавательная | беседа |
3.5 | Казачий род. Моя родословная. | познавательная | КТД |
4. | Тема 4. Быт казачьей семьи (9 часов) | | |
4.1 | Занятия, ремесла и промыслы казаков | познавательная | беседа |
4.2 | Занятия, ремесла и промыслы казаков. | познавательная | беседа |
4.3 | Занятия, ремесла и промыслы казаков. | познавательная | беседа, просмотр фильма |
4.4 | Домостроение. Обычай взаимопомощи. | познавательная | беседа |
4.5 | Домостроение. Обычай взаимопомощи. | познавательная | беседа |
4.6 | Застольный этикет кубанских казаков (повседневный и гостевой). | познавательная | беседа |
4.7 | Застольный этикет кубанских казаков (повседневный и гостевой). | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
4.8 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | социальное творчество | КТД |
4.9 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | познавательная | беседа |
5 | Тема 5. Казачий фольклор. Песенная и танцевальная культура кубанских казаков. (9 часов) | | |
5.1 | Казачий фольклор. Песенная и танцевальная культура кубанских казаков | познавательная | беседа |
5.2 | Песни казаков (исторические, строевые и обрядовые). | познавательная | беседа |
5.3 | Песни казаков (исторические, строевые и обрядовые). | познавательная | беседа |
5.4 | Казачьи танцы | познавательная | беседа, просмотр фильма |
5.5 | Казачьи танцы | познавательная | беседа |
5.6 | Казачьи игры | познавательная | беседа |
5.7 | Казачьи игры | познавательная | беседа |
5.8 | Итоговое занятие. Интерактивная игра «А у нас, на Кубани…» | социальное творчество | КТД |
5.9 | Итоговое занятие | познавательная | беседа |
4 год обучения
8 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1.Система ценностей кубанского казачества. (5 часов) | | |
1.1 | Православная вера кубанских казаков. Заповеди Божии. | познавательная | беседа |
1.2. | Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков | познавательная | беседа |
1.3 | Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков. | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
1.4 | Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков. | познавательная | беседа |
1.5 | Казачьи заповеди | познавательная | беседа |
2. | Тема 2. Государственная служба казаков. (4 часа) | | |
2.1. | Особенности жизни казака в связи с подготовкой к службе | познавательная | беседа |
2.2 | Подготовка к службе. Экипировка казака. | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
2.3 | Подготовка к службе. Экипировка казака. | познавательная | беседа |
2.4 | Казак на воинской службе и в станице. | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
3. | Тема 3. Казачья лента времени. (8часов) | | |
3.1 | Трагедия казачества. Запрет на казачьи традиции и обычаи. Возрождение казачества | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
3.2 | Возрождение культуры кубанских казаков. Возрождение казачества | познавательная | беседа |
3.3. | Возрождение культуры кубанских казаков. | познавательная | беседа |
3.4 | Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. | познавательная | беседа |
3.5 | Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность | познавательная | беседа |
3.6 | Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность | познавательная | беседа |
3.7 | Поминовения казаков. | познавательная | посещение станичного парка, памятника |
3.8 | Поминовения казаков | познавательная | посещение храма, поминовение молитвой |
4. | Тема 4. Обычное право у казаков (4 часа) | | |
4.1 | Соблюдение основных социальных норм казачьей общины. | познавательная | беседа |
4.2 | Соблюдение основных социальных норм казачьей общины | познавательная | беседа |
4.3 | Народные формы наказания и поощрения в казачьей общине. | познавательная | беседа |
4.4 | Народные формы наказания и поощрения в казачьей общине. | познавательная | беседа |
5 | Тема 5.Традиции и обычаи казаков. Казачья молодежь. (7 часов) | | |
5.1 | Молодые казаки и казачки. Особенности поведения | познавательная | беседа |
5.2 | Молодые казаки и казачки. Особенности поведения. | познавательная | беседа |
5.3 | Молодежная субкультура: занятия, игры и песни | познавательная | беседа |
5.4 | Молодежная субкультура: занятия, игры и песни | познавательная | беседа |
5.5 | Трудовые процессы и дети, подростки, молодежь | познавательная | беседа |
5.6 | Казачьи игры | познавательная | беседа |
5.7 | Казачьи игры. | познавательная | разучивание игр |
6. | Тема 6.Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. Практические занятия. (4часа) | | |
6.1 | Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. | познавательная | беседа |
6.2 | Практическое занятие. Интерактивная игра. «Мы с тобой казаки». | социальное | КТД |
6.3 | Практическое занятие. Викторина. «Традиции казачества». | социальное общение | КТД |
6.4 | Практическое занятие. Выставка рисунков «Казачий край». | социальное общение | КТД |
7 | Тема 7. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. (2 часа) | | |
7.1 | Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. | познавательная | виртуальная экскурсия |
7.2 | Итоговое занятие | познавательная | беседа |
5 год обучения
9 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1. Духовные и жизненные ценности кубанских казаков (2 часа) | | |
1.1 | Побратимство, дружба, взаимопомощь у казаков: прошлое и современность. | познавательная | беседа |
1.2. | Побратимство, дружба, взаимопомощь у казаков: прошлое и современность | познавательная | беседа |
2. | Тема 2. Несение казаками службы (2 часа) | | |
2.1. | Виды и формы государственной службы казаков: прошлое и современность. | познавательная | беседа |
2.2 | Виды и формы государственной службы казаков: прошлое и современность. | познавательная | беседа |
3. | Тема 3.Традиции и обычаи кубанских казаков. (5 часов) | | |
3.1 | Подростки и молодежь в календарных обрядах и праздниках. | познавательная | беседа |
3.2 | Подростки и молодежь в календарных обрядах и праздниках | познавательная | беседа |
3.3. | Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков. | познавательная | беседа |
3.4 | Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков | познавательная | разучивание обрядов |
3.5 | Семейные ценности: кровное и иное родство. | познавательная | беседа |
4. | Тема 4. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. (2 часа) | | |
4.1 | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска | познавательная | посещение храма, поминовение молитвой |
4.2 | Проектная деятельность. Выезды | социальная деятельность | КТД |
5 | Тема 5.Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. (2 часа) | | |
5.1 | Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность | познавательная | беседа |
5.2 | Проектная деятельность. | социальная деятельность | КТД |
6. | Тема 6. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. (2 часа) | | |
6.1 | Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
6.2 | Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков | познавательная | беседа |
7 | Тема 7.Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. Практические занятия. (2 часа) | | |
7.1 | Практическое занятие. Несение караула у мемориала погибших воинов. | социальная деятельность | КТД |
7.2 | Практическое занятие. Посещение историко-краеведческого музея. | социальная деятельность | экскурсия в музей |
3.Тематическое планирование
1 год обучения
5 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всегочасов | Количество часов | Основные направления воспита-тельной деятельнос-ти |
аудитор-ные | внеаудитор-ные |
1. | Тема 1. Народы, языки, культуры. Становление кубанского казачества как народа. | 3 | 3 | | |
1.1 | 1. Народы, языки и культуры России и Кубани. | | 1 | | 1-4 |
1.2 | 2.Становление кубанского казачества как народа | | 1 | | 1-7 |
1.3 | 3.Традиционная культура кубанского казачества. | | 1 | | 1-7 |
2 | Тема 2.Духовные ценности кубанских казаков | 7 | 5 | 2 | 1-7 |
2.1 | 4.Православие в жизни казаков | | 1 | | 1-4 |
2.2 | 5.Правила поведения в храме. Посещение храма. | | | 1 | 1-4 |
2.3 | 6.Казачьи заповеди | | 1 | | 1-7 |
2.4 | 7. Казачьи заповеди. | | 1 | | 1-7 |
2.5 | 8.Казачья доблесть. | | 1 | | 1-4 |
2.6 | 9.Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | | 1 | | 1-7 |
2.7 | 10.Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | | | 1 | 1-7 |
3 | Тема 3. Кубанское казачество: устройство общества | 4 | 4 | | 1-7 |
3.1 | 11.Войско | | 1 | | 1-6 |
3.2 | 12.Войско. | | 1 | | 1-6 |
3.3 | 13.Община. Курень. Станица. Казачий круг. | | 1 | | 1-6 |
3.4 | 14.Казачья семья | | 1 | | 1-7 |
4 | Тема 4. Традиции. Неписаные казачьи законы | 6 | 6 | | 1-7 |
4.1 | 15. Уважительное отношение к старшим. | | 1 | | 1-6 |
4.2 | 16. Уважительное отношение к старшим | | 1 | | 1-6 |
4.3 | 17. Почитание гостя | | 1 | | 1-6 |
4.4 | 18. Гостевой этикет. | | 1 | | 1-6 |
4.5 | 19. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). | | 1 | | 1-6 |
4.6 | 20. Дружба и товарищество | | 1 | | 1-6 |
5 | Тема 5. Кубанское казачество: традиционная культура | 9 | 7 | 2 | 1-7 |
5.1 | 21.Традиционный костюм | | 1 | | 1-6 |
5.2 | 22.Традиционный костюм. | | 1 | | 1-6 |
5.3 | 23. Жилище. | | 1 | | 1-7 |
5.4 | 24.Жилище. | | 1 | | 1-7 |
5.5 | 25.Казачья пища | | 1 | | 1-7 |
5.6 | 26. Казачья пища. | | 1 | | 1-7 |
5.7 | 27. Язык. Разговорная речь. | | 1 | | 1-4 |
5.8 | 28. Фольклор кубанского казачества | | | 1 | 1-6 |
5.9 | 29. Фольклор кубанского казачества | | | 1 | 1-6 |
6 | Тема 6. Занятия кубанских казаков | 5 | 5 | | 1-7 |
6.1 | 30. Воинская служба | | 1 | | 1-6 |
6.2 | 31. Хозяйственная деятельность казаков | | 1 | | 1-7 |
6.3 | 32. Хозяйственная деятельность казаков | | 1 | | 1-7 |
6.4 | 33. Формы отдыха у казаков. | | 1 | | 1-7 |
6.5 | 34. Итоговое занятия | | 1 | | 1-4 |
2 год обучения 6 класс (34 часа) |
1 | Тема 1.Традиционная культура кубанского казачества | 4 | 3 | 1 | 1-7 |
1.1 | 1.Традиционная культура кубанских казаков. Православная вера казаков | | 1 | | 1-4 |
1.2 | 2. Казачьи заповеди | | 1 | | 1-4 |
1.3 | 3.Казачья доблесть | | 1 | | 1-4 |
1.4 | 4.Поминовения казаков, геройски погибших и невинно убиенных. | | | 1 | 1-4 |
2 | Тема 2. Казаки, кунаки, соседи | 4 | 4 | | 1-7 |
2.1 | 5. Казаки и соседи. | | 1 | | 1-6 |
2.2 | 6. Народы Кубани. | | 1 | | 1-6 |
2.3 | 7. Казаки и соседи. | | 1 | | 1-7 |
2.4 | 8. Народы Кавказа. | | 1 | | 1-6 |
3 | Тема 3. Традиции и обычаи казаков | 9 | 9 | | 1-7 |
3.1 | 9. Честь казачья. Слово казака | | 1 | | 1-4 |
3.2 | 10. Старики в казачьей общине. | | 1 | | 1-6 |
3.3 | 11. Родители и дети: взаимоотношения в семье. | | 1 | | 1-7 |
3.4 | 12. Поведенческие нормы и этикет казаков. | | 1 | | 1-7 |
3.5 | 13. Поведенческие нормы и этикет казаков. | | 1 | | 1-6 |
3.6 | 14. Оружие казака. | | 1 | | 1-5 |
3.7 | 15. Оружие казака. | | 1 | | 1-5 |
3.8 | 16. Казачий конь. | | 1 | | 1-6 |
3.9 | 17. Взаимопомощь у казаков. | | 1 | | 1-6 |
4 | Тема 4. Календарный и жизненный круг | 8 | 6 | 2 | 1-7 |
4.1 | 18. Рождение казака. | | 1 | | 1-4 |
4.2 | 19. Таинство крещения казака. | | 1 | | 1-4 |
4.3 | 20. Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | | 1 | | 1-7 |
4.4 | 21. Календарные обряды и праздники кубанских казаков | | | 1 | 1-7 |
4.5 | 22. Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | | | 1 | 1-7 |
4.6 | 23.Проводы казака на службу. | | 1 | | 1-6 |
4.7 | 24. Встреча казака со службы. | | 1 | | 1-6 |
4.8 | 25. Погребение казака | | 1 | | 1-6 |
5 | Тема 5. Дети в традиционной культуре кубанских казаков | 9 | 5 | 4 | 1-6 |
5.1 | 26. Дети как ценность казачьей семьи. | | 1 | | 1-6 |
5.2 | 27. Фольклор для детей (сказки и легенды) | | 1 | | 1-4 |
5.3 | 28. Фольклор для детей (сказки и легенды) | | 1 | | 1-4 |
5.4 | 29. Дети в календарных обрядах. | | 1 | | 1-4 |
5.5 | 30. Дети в календарных обрядах. | | 1 | | 1-4 |
5.6 | 31. Казачьи игры | | | 1 | 1-4 |
5.7 | 32. Казачьи игры | | | 1 | 1-4 |
5.8 | 33.Итоговое занятие. Инсценировка казачьей сказки. | | | 1 | 1-4 |
5.9 | 34. Итоговое занятие. Исполнение казачьих песен. | | | 1 | 1-4 |
3 год обучения 7 класс (34 часа) |
1 | Тема 1.Система ценностей кубанского казачества. | 7 | 7 | | 1-6 |
1.1 | 1. Православная вера кубанских казаков. Заповеди Божии | | 1 | | 1-4 |
1.2 | 2. Нравственные ценности в традиционной культуре кубанского казачества: земля, труд, правда, честь, 1Родина. | | 1 | | 1-4 |
1.3 | 3. Нравственные ценности в традиционной культуре кубанского казачества | | 1 | | 1-6 |
1.4 | 4. Образ казака. | | 1 | | 1-6 |
1.5 | 5. О «казачьем духе». | | 1 | | 1-6 |
1.6 | 6. Казачьи регалии и реликвии | | 1 | | 1-6 |
1.7 | 7. Казачьи регалии и реликвии | | 1 | | 1-6 |
2 | Тема 2. Женщина-казачка | 4 | 4 | | 1-7 |
2.1 | 8. Образ казачки. | | 1 | | 1-6 |
2.2 | 9. Поддержание казачьих устоев в семье. | | 1 | | 1-6 |
2.3 | 10.Поддержание казачьих устоев в семье. | | 1 | | 1-6 |
2.4 | 11. Испытания, выпавшие на долю казачек. | | 1 | | 1-6 |
3 | Тема 3. Традиции и обычаи казаков. Уважение к старикам. | 5 | 4 | 1 | 1-7 |
3.1 | 12. Казачья станица. Казачий круг. | | 1 | | 1-7 |
3.2 | 13. Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | | 1 | | 1-6 |
3.3 | 14. Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | | 1 | | 1-5 |
3.4 | 15. Казачий род. Моя родословная. | | 1 | | 1-6 |
3.5 | 16.Казачий род. Моя родословная. | | | 1 | 1-6 |
4 | Тема 4. Быт казачьей семьи | 9 | 8 | 1 | 1-7 |
4.1 | 17. Занятия, ремесла и промыслы казаков. | | 1 | | 1-6 |
4.2 | 18. Занятия, ремесла и промыслы казаков. | | 1 | | 1-6 |
4.3 | 19. Занятия, ремесла и промыслы казаков. | | 1 | | 1-5 |
4.4 | 20. Домостроение. Обычай взаимопомощи. | | 1 | | 1-5 |
4.5 | 21. Домостроение. Обычай взаимопомощи. | | 1 | | 1-6 |
4.6 | 22. Застольный этикет кубанских казаков (повседневный и гостевой). | | 1 | | 1-6 |
4.7 | 23. Застольный этикет кубанских казаков (повседневный и гостевой). | | 1 | | 1-6 |
4.8 | 24. Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | | 1 | | 1-6 |
4.9 | 25. Календарные обряды и праздники кубанских казаков | | | 1 | 1-6 |
5 | Тема 5. Казачий фольклор. Песенная и танцевальная культура кубанских казаков. | 9 | 5 | 4 | 1-5 |
5.1 | 26. Казачий фольклор. Песенная и танцевальная культура кубанских казаков. | | 1 | | 1-6 |
5.2 | 27. Песни казаков (исторические, строевые и обрядовые). | | 1 | | 1-4 |
5.3 | 28. Песни казаков (исторические, строевые и обрядовые). | | | 1 | 1-4 |
5.4 | 29. Казачьи танцы. | | 1 | | 1-4 |
5.5 | 30. Казачьи танцы. | | | 1 | 1-4 |
5.6 | 31. Казачьи игры. | | 1 | | 1-4 |
5.7 | 32. Казачьи игры. | | | 1 | 1-4 |
5.8 | 33.Итоговое занятие. Интерактивная игра «А у нас, на Кубани…» | | | 1 | 1-5 |
5.9 | 34. Итоговое занятие. | | 1 | | 1-4 |
4 год обучения 8 класс (34 часа) |
1 | Тема 1.Система ценностей кубанского казачества | 5 | 5 | | 1-4 |
1.1 | 1. Православная вера кубанских казаков. Заповеди Божии. | | 1 | | 1-4 |
1.2 | 2. Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков. | | 1 | | 1-4 |
1.3 | 3. Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков. | | 1 | | 1-4 |
1.4 | 4. Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков. | | 1 | | 1-4 |
1.5 | 5. Казачьи заповеди. | | 1 | | 1-6 |
2 | Тема 2. Государственная служба казаков. | 4 | 2 | 2 | 1-6 |
2.1 | 6. Особенности жизни казака в связи с подготовкой к службе. | | 1 | | 1-6 |
2.2 | 7. Подготовка к службе. Экипировка казака. | | 1 | | 1-6 |
2.3 | 8. Подготовка к службе. Экипировка казака. | | | 1 | 1-6 |
2.4 | 9. Казак на воинской службе и в станице. | | | 1 | 1-6 |
3 | Тема 3. Казачья лента времени. | 8 | 6 | 2 | 1-7 |
3.1 | 10. Трагедия казачества. Запрет на казачьи традиции и обычаи. | | 1 | | 1-6 |
3.2 | 11. Возрождение казачества. Возрождение культуры кубанских казаков | | 1 | | 1-6 |
3.3 | 12. Возрождение казачества. Возрождение культуры кубанских казаков. | | 1 | | 1-6 |
3.4 | 13. Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. | | 1 | | 1-5 |
3.5 | 14. Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. | | 1 | | 1-5 |
3.6 | 15. Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. | | 1 | | 1-5 |
3.7 | 16. Поминовения казаков. | | | 1 | 1-6 |
3.8 | 17. Поминовения казаков | | | 1 | 1-6 |
4 | Тема 4. Обычное право у казаков | 4 | 4 | | 1-6 |
4.1 | 18. Соблюдение основных социальных норм казачьей общины. | | 1 | | 1-6 |
4.2 | 19. Соблюдение основных социальных норм казачьей общины | | 1 | | 1-4 |
4.3 | 20.Народные формы наказания и поощрения в казачьей общине | | 1 | | 1-4 |
4.4 | 21. Народные формы наказания и поощрения в казачьей общине | | 1 | | 1-5 |
5 | Тема 5.Традиции и обычаи казаков. Казачья молодежь. | 7 | 4 | 3 | 1-5 |
5.1 | 22. Молодые казаки и казачки. Особенности поведения. | | 1 | | 1-6 |
5.2 | 23. Молодые казаки и казачки. Особенности поведения. | | 1 | | 1-6 |
5.3 | 24. Молодежная субкультура: занятия, игры и песни. | | 1 | | 1-4 |
5.4 | 25. Молодежная субкультура: занятия, игры и песни | | | 1 | 1-4 |
5.5 | 26. Трудовые процессы и дети, подростки, молодежь. | | 1 | | 6 |
5.6 | 27. Казачьи игры. | | | 1 | 5-6 |
5.7 | 28. Казачьи игры | | | 1 | 5-6 |
6 | Тема 6.Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. Практические занятия. | 4 | 2 | 2 | 1-6 |
6.1 | 29. Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. | | 1 | | 1-6 |
6.2 | 30. Практическое занятие. Интерактивная игра. «Мы с тобой казаки» | | | 1 | 1-5 |
6.3 | 31. Практическое занятие. Викторина. «Традиции казачества» | | 1 | | 1-4 |
6.4 | 32. Практическое занятие. Выставка рисунков «Казачий край». | | | 1 | 1-4,6 |
7 | Тема 7. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. | 2 | 2 | | 1-4 |
7.1 | 33. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков | | 1 | | 1-4 |
7.2 | 34. Итоговое занятие | | 1 | | 1-4 |
5 год обучения 9 класс (17 часов) |
1 | Тема 1. Духовные и жизненные ценности кубанских казаков | 2 | 2 | | 1-4 |
1.1 | 1. Побратимство, дружба, взаимопомощь у казаков: прошлое и современность. | | 1 | | 1-5 |
1.2 | 2. Побратимство, дружба, взаимопомощь у казаков: прошлое и современность. | | 1 | | 1-4 |
2 | Тема 2. Несение казаками службы | 2 | 2 | | 1-6 |
2.1 | 3.Виды и формы государственной службы казаков: прошлое и современность. | | 1 | | 1-6 |
2.2 | 4. Виды и формы государственной службы казаков: прошлое и современность | | 1 | | 1-6 |
3 | Тема 3.Традиции и обычаи кубанских казаков. | 5 | 5 | | 1-4 |
3.1 | 5. Подростки и молодежь в календарных обрядах и праздниках. | | 1 | | 1-4 |
3.2 | 6. Подростки и молодежь в календарных обрядах и праздниках. | | 1 | | 1-4 |
3.3 | 7. Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков. | | 1 | | 1-4 |
3.4 | 8. Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков. | | 1 | | 1-4 |
3.5 | 9. Семейные ценности: кровное и иное родство. | | 1 | | 1-4 |
4 | Тема 4. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | 2 | 2 | | 1-4 |
4.1 | 10. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | | 1 | | 1-4 |
4.2 | 11. Проектная деятельность. Выезды. | | 1 | | 1-4 |
5 | Тема 5. Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. | 2 | 2 | | 1-4 |
5.1 | 12. Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность | | 1 | | 1-4 |
5.2 | 13. Проектная деятельность | | 1 | | 1-4 |
6 | Тема 6. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. | 2 | 2 | | 1-4 |
6.1 | 14. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. | | 1 | | 1-4 |
6.2 | 15. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. | | 1 | | 1-4 |
7 | Тема 7. Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. Практические занятия. | 2 | | 2 | 1-7 |
7.1 | 16. Практическое занятие. Несение караула у мемориала погибших воинов. | | | 1 | 1-5 |
7.2 | 17. Практическое занятие. Посещение историко-краеведческого музея. | | | 1 | 1-5 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла от 23 августа 2021 года № 1 ______________________________ С.П. Литвиненко | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________________________ Т.Н. Радченко 25 августа 2021 года |