СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Креативное мышление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Креативное мышление"»


Рабочая программа

внеурочной деятельности «Креативное мышление»

для обучающихся 5 - 9 классов

1. Пояснительная записка

Наше время — это время перемен. На рынке труда требуются специалисты способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка. Творчество — это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

В современных условиях обучения главной целью, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Приоритетным направлением гимназии является реализация творческого потенциала учащихся. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Программа «Развитие творческих способностей» составлена с ориентацией на актуальность задач обеспечения развития универсальных учебных действий коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных; с учетом возрастных особенностей учащихся. Занятия по данной программе разработаны для учащихся 5-9 классов и рассчитаны 1час в неделю (34 часа в год).

Формы организации работы: соревнования, творческие работы, мозговой штурм, круглый стол, тренинг, проекты, деловые игры.

Целью программы «Развитие творческих способностей» является создание условий для развития творческого мышления.

Основные задачи:

1. Способствовать развитию познавательных процессов: мышление, восприятие, внимание, память, воображение;

2. формировать собственный стиль мышления;

3. создать условия для освоения приемов творчества и методов решения творческих задач.


Все упражнения и задания предлагаемого курса предназначены для развития следующих творческих и мыслительных способностей:

Беглость – это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и др.

Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрений

Оригинальность - это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения

Способность к детальной разработке— это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.


2. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Обучающиеся научатся:

Познавательные УУД

выделять главную мысль в суждении, формулировать выводы,

опираться в своей творческой деятельности на собственную точку зрения и ощущать ее важность,

избегать шаблонного мышления, умению рассматривать объекты с разных сторон с активизацией логического и творческого мышления,

осознанию разницы между стандартным и нестандартным мышлением, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения.

Коммуникативные УУД

Сотрудничать, принимать позицию собеседника, предлагать альтернативное решение в проблемной ситуации,

определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

Личностные УУД

формирование способности к саморазвитию, ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках,

умение опираться в своей творческой деятельности на свое мнение в отношении окружающих людей, самого себя.

Регулятивные УУД

Организация своей творческой деятельности, планированию результата деятельности, умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат, саморегуляции.

3. Учебный план Название раздела

Количество часов

5 класс

Развиваем интеллектуальные и креативные умения.

34 часа

I . Творческое воображение

17 часов

II. Наблюдательность и любознательность

16 часов

Подведение итогов

1час

6 класс

Учимся мыслить творчески.

34часа

I . Развиваем творческие идеи

17 часов

II. Методы творчества

16 часов

Подведение итогов

1 час

7 класс 34часа

Методы решения творческих задач

I.Развиваем логическое и креативное мышление

17 часов

II.Решения задач методом разрешения противоречий

16 часов

Подведение итогов 8 класс 34 часа

1час

Креативность, как своеобразие личности.

I.Логическая и творческая деятельность

17 часов

II.Фантазируй и твори

Подведение итогов

16 часов

1час

9 класс 34 часа

Творчество, как особый вид деятельности

I.Креативные профессии

17 часов

II.Творческая самореализация

16 часов

Подведение итогов

1час




Учимся мыслить творчески. 6 класс (34) I . Развиваем творческие идеи (17 часов)

1 Понятие интеллекта и креативности. Отличия мышления.

2 Как развить в себе креативные качества. Научиться мыслить творчески.

3 Тренинговое занятие «Нас окружают сплошные идеи. 4 Диагностическое тестирование. Оценка креативности Е.Туник 5 Классификация понятий. Правила классификации.

6 Учимся классифицировать по признакам. Практические задания, развивающие игры.

7 Сравнение понятий. Отношения между понятиями. Я- творческая личность.

8 Выделение существенных признаков. Умение анализировать, находить закономерность, составлять цепочку рассуждений, формулировать вывод собственный, группы. Практические задания.

9 Творчество. Виды творчества.

10 Творчество великих людей. Игра Буриме.

11 Методы решения творческих задач.

12 Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры 13 Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

14 Формирование умений задавать вопросы. Умение слышать и слушать.

15 Что такое воображение. Виды воображения.

16 Фантастический образ. Ассоциации.

17 Приемы развития воображения. Практические задания, развивающие игры


II. Методы творчества (16 часов)

18 Постановка и разрешение проблем. Работа в группе.

19 Анализ проблемной ситуации. Работа с электронным пособием: «Учимся мыслить творчески»

20 Метод кейс. Я- высказывания. Практические задания.

21 Решение творческих задач. (проводятся по задачам предложенным учащимися)

22 Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры

23 Развитие наблюдательности. Тренинг для развития внимания, памяти, мышления.

24 Что такое фантастика. Кто такие фантазеры. Где встречаются фантазеры.

25 Игра «Фантазеры и выдумщики»

26 Логические задачи. Кубраички. Перевертыши. Шарады. ребусы.

27 Творческие упражнения фотозагадки.

28 Поиск закономерностей «Самые находчивые» Практические задания, развивающие игры.

29 Изобразительное творчество. Мой источник творчества.

30 Закономерности изобразительного творчества.

31 Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры.

32 Учимся высказывать свои идеи. Объединять в группы интересные идеи. Выяснять какую идею можно отнести к самой полезной, актуальной, оригинальной.

33 Литературное творчество. Практические задания, развивающие игры.



Методы решения творческих задач. 7 класс (34)ч I. Развиваем логическое и креативное мышление (17 часов)

1. Вводное занятие. Понятие креативности. Виды креативности.

2. Тренинг «Мой источник творчества»

3. Диагностическое тестирование. Оценка креативности Е.Туник

4. Секреты и методы творчества. Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры.

5. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры.

6. Логические цепочки. Сравнения понятий.

7. Тренинг познавательных процессов.

8. Понятия сравнение и аналогия. Практические задания, развивающие игры.

9. Причинно- следственные связи. Логические рассуждения. Практические задания, развивающие игры.

10. Кто такой изобретатель. Как рождаются изобретения. Практические задания.

11. Как решать изобретательские задачи. Постановка разрешения проблем. Мозговой штурм.

12. Творческие задачи. Составление рассказа по началу и концу. Работа с электронным пособием: «Учимся мыслить творчески»

13. Развитие воображения. Интеллектуальная разминка.

14. Воображение и рисунок. Выплесни эмоции на бумагу.

15. Методы решения изобретательских задач: метод проб и ошибок.

16. Что такое противоречие. Учимся высказывать свои идеи.

17. Функции и противоположные функции предметов. Развивающие игры.


II. Решение задач методом разрешения противоречий (16 часов)

18. Творчество и фантастика. Что такое фантастика.

19. Фантастика в литературных произведений.

20. Фантастика в искусстве.

21. Методы решения творческих задач: преобразование свойств: сущность метода. Практические задания, развивающие игры.

22. Приемы работы в группе: метод контрольных вопросов. Практические задания.

23. Приемы работы в парах. Как принять общее решение. Лидерство в паре. Практические задания, развивающие игры.

24. Эффективное общение. Как научиться слышать и слушать товарища.

25. Логические задачи. Повторение: отношения между понятиями.

26. Классификация логических задач. Практические задания, развивающие игры.

27. Творчество. Виды творчества.

28. Творчество великих людей.

29. Игра «Мастерство воображения»

30. Компьютерный практикум. Головоломки, фотозагадки.

31. Разрешение проблемных ситуаций. Методы разрешение проблемных ситуаций.

32. Тренинг «Понимания себя и других»

33. Диагностическое тестирование. Деловая игра «Нас окружают новые идеи»

Креативность, как своеобразие личности. 8 класс (34ч)

I. Логическая и творческая деятельность. (17 часов)

1 Вводное занятие. Понятия «логика» и «творчество».

2 Познавательная деятельность человека. Ее виды.

3 Игра «Аукцион знаний»

4 Творческая деятельность человека. Ее мотивы.

5 Что такое творческий потенциал? Условия развития творческого потенциала.

6 Пути к совершенству человека. Реализация творческого потенциала.

7 Вербальное и невербальное творческое мышление.

8 Тренинг «Творческие способности и пути их развития» 9 Компьютерный практикум. Логические задачи, головоломки.

10 Эстетическое отношение к окружающему миру. Умение видеть и понимать прекрасное вокруг. Практические задания.

11 Учимся проявлять себя в различных видах творческой деятельности.

12 Формула успешного выступления. Основы сценической речи.

13 Развитие интеллектуальных умений. Практические задания.

14 Идеи живут вокруг нас. Работа в группе.

15 Интеллектуально - познавательные игры (викторины) 16 Компьютерный практикум «Логические задачи» 17 Игра «Черный ящик».


II.Фантазируй и твори (16часов)

18 Любознательность - залог успеха. Факты о любознательности.

19 Воображение. Виды и процессы воображения. Развитие творческого воображения.

20 Фантазия, как особый вид воображения. Составление афоризмов о фантазии.

21 Фантазия и природа. Работа с природным материалом, создание общего творческого продукта.

22 Предрасположенность личности к творчеству.

23 Создание газеты и коллажа на тему « Творчество, как смысл жизни» 24 Великие люди, изменившие взгляды на мир.

25 Создание презентации на тему: «Я- уникальный человек»

26 Искусство слова и искусство живописи. Практические задания.

27 Дизайн, основные принципы композиции. Виды дизайна.

28 Разработка дизайн - проектов праздников. Работа в группе.

29 Культура домашнего праздника. Как организовать тематический праздник. 30 Разработка проекта «Сквер родного города».Работа в паре.

31 Дискуссия по теме: «Участие молодежи в жизни города»

32 Решение проблемных ситуаций методом разрешения противоречий.

33 Игра «Эрудиты»

34 Подведение итогов 1час.

Творчество, как особый вид деятельности. 9 класс (34ч)

I. Креативные профессии (17 часов)

1 Вводное занятие. Мир профессий XXI века.

2 Творческие профессии для души, или практичные для стабильности? Практические задания.

3 Знакомство с профессией дизайнера. Основные принципы композиции.

4 Дизайн-проект интерьера «Комната моей мечты»

5 Разработка исторического костюма из подручных природных средств. Презентация своих идей.

6 Составление коллажа «Сквер родного города»

7 Журналистика. Истоки профессии. Практические задания.

8 Мастерство журналиста: работа со словом. Современные средства массовой информации.

9 Представление рекламы для тематического праздника в школе. Работа в группах.

10 Тренинг «Секреты успешного выступления».

11 Фото- и видеотворчество. Профессия или призвание.

12 Разработка и реализация видео и фотопроектов «Немного о себе».

13 Ситуативные игры - упражнения.

14 Дискуссия по теме: « Творчество в нашей жизни»

15 Компьютерный практикум «Все профессии нужны, все профессии важны»

16 Интеллектуально - познавательные игры (викторины)

17 Определение творческих способностей (тестирование)


II. Творческая самореализация (16часов)

18 Что такое самореализация? Методы самореализации школьника.

19 Самореализация в учебной и творческой деятельности школьника.

20 Барьеры самореализации подростков. Пути их преодоления.

21 Творческая самореализация личности, как условие успешной адаптации к деятельности.

22 Интеллектуально - познавательные игры (викторины) 23 Ситуативные игры - упражнения.

24 Дискуссия «Реализуй себя. Разблокируй свои возможности»

25 Реализуй себя с помощью изобразительного искусства.

26 Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

27 Разрешение проблемных ситуаций методом разрешения противоречий.

28 Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия.

29 Изобретательское творчество.

30 Методы решения творческих задач: преобразование свойств.

31 Творчество и фантазия.

32 Диагностическое тестирование.

33 Работа с электронным пособием: «Учимся мыслить творчески» 34 Подведение

5.Содержание программы.

Для 5 класса

Развиваем интеллектуальные и креативные умения (34часа)

1. Творческое воображение (17 часов)


Понятие интеллекта и креативности. Обобщение и ограничение понятий. Выделение существенных признаков. Творческая разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Творчество и фантастика. Методы решения творческих задач. 2.

Наблюдательность и любознательность (16 часов)

Воображение. Что такое воображение? Виды воображения. Наблюдательность. Правила наблюдения. Деловая игра «Единомышленники». Логические задачи. Классификация логических задач. Решение проблемных ситуаций. Способы и методы разрешения.

3. Подведение итогов 1 час

Диагностика мотивации к посещению занятий. Рефлексия.

Для 6 класса

Учимся мыслить творчески (34 часа)

1. Развиваем творческие идеи (17 часов)

Понятие интеллекта и креативности. Отличия мышления. Тренинговое занятие «Нас окружают сплошные идеи». Выделение существенных признаков. Творчество. Виды творчества. Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Оценка

явлений, событий с разных точек зрения.

2. Методы творчества (16 часов)

Анализ проблемной ситуации. Решение творческих задач. Как развивать творческие способности. Развитие наблюдательности. Что такое фантастика. Игра «Фантазеры и выдумщики». Логические задачи. Шарады, ребусы, перевертыши. Изобразительное творчество. Закономерности творчества. Литературное творчество. 3.Подведение итогов 1 час

Диагностика мотивации к посещению занятий. Рефлексия.

Для 7 класса

Методы решения творческих задач (34 часа)

1. Развиваем логическое и креативное мышление (17 часов)

Понятие креативность. Виды креативности. Тренинг «мой источник творчества». Как развивать творческие способности. Понятия сравнение и аналогия. Причинно- следственные связи. Кто такой изобретатель. Как рождаются изобретения. Как решать изобретательские задачи. Мозговой штурм. Развитие изображения. Воображение и рисунок. Что такое противоречие. Учимся высказывать свои идеи.

2. Решение задач методом разрешения противоречий (16 часов)

Творчество и фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Фантастика в искусстве. Эффективное общение. Умение слышать и слушать собеседника. Игра «Мастерство воображения». Компьютерный практикум. Головоломки, фотозагадки. Тренинг «Понимания себя и других». Деловая игра «Нас окружают новые идеи»

3. Подведение итогов 1 час

Диагностика мотивации к посещению занятий. Рефлексия.

Для 8 класса Креативность, как своеобразие личности

1. Логическая и творческая деятельность (17 часов)


Понятия «логика» и «творчество». Познавательная деятельность человека. Ее виды.

Игра «Аукцион знаний». Творческая деятельность человека. Что такое творческий потенциал

Условия развития творческого потенциала. Тренинг «Творческие способности и пути их развития». Интеллектуально –познавательные игры (викторины). Игра «Черный ящик».

2. Фантазируй и твори (16 часов)

Любознательность - залог успеха. Факты о любознательности. Фантазия, как особый вид воображения. Работа с природным материалом, создание общего творческого продукта. Создание газеты и коллажа на тему «Творчество, как смысл жизни». Создание презентации на тему: «Я – уникальный человек». Дизайн, основные принципы композиции. Виды дизайна.

Разработка дизайн -проекта праздника. Создание проекта «Сквер родного города». Дискуссия по теме: «Участие молодежи в жизни города».

3. Подведение итогов 1 час

Диагностика мотивации к посещению занятий. Рефлексия.

Для 9 класса

Творчество, как особый вид деятельности

1. Креативные профессии

Мир профессий XXI века. Творческие профессии для души или практичные для стабильности? Знакомство с профессией дизайнера. Дизайн - проект «Комната моей мечты». Журналистика. Истоки профессии. Представление рекламы для тематического праздника.

Тренинг «Секреты успешного выступления». Фото- и видео творчество. Профессия или призвание. Дискуссия по теме: «Творчество в нашей жизни».

2. Творческая самореализация

Что такое самореализация? Самореализация в учебной и творческой деятельности школьника. Барьеры самореализации подростков. Пути их преодоления. Дискуссия «Реализуй себя». Изобретательское творчество. Методы решения творческих задач.

3. Подведение итогов 1 час

Диагностика мотивации к посещению занятий. Рефлексия.

Список литературы

1. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству. [Текст]/ Д. Б. Богоявленская. –Москва: Знание, 1989. - 96с.

2. Галин, А.А. Личность и творчество. [Текст]/ А.Л. Галин. – Москва: книжный мир,


1999.- 102с.

3. Григорьев, Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение.


[Текст]/ Д.В. Григорьев. –Москва: Просвещение, 2011. - 96 с.

4. Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. [Текст]/ Н.А. Криволапова. Москва: Просвещение, 2013. - 222с.

5. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. [Текст]/ Е.Е. Туник. – Спб.: ПитерКом.2003.-257с

6. Халифаева О.А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении. [Текст]/ О.А. Халифаева. – Москва: Психология обучения, 2008.-350с


Список литературы для учащихся

1. Гин, А.А. 150 творческих задач о том, что нас окружает. [Текст]/ А.А. Гин.- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010. 216с.

2. Нагибина, М.И.Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для детей и педагогов. [Текст]/ М.И. Нагибина.- Академия развития,1998.-192с.

3. Шереметьева, Т.Л. 1001 вопрос обо всем на свете. [Текст]/ Т.Л. Шереметьева.- Минск:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!