СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Клуб грамотеев"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Клуб грамотеев"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карлыханово

муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан




СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ с. Карлыханово

__________З. Т. Миндибаева __________ В. П. Токарева

. приказ от 31 августа 2021 г. №198/ОД







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Клуб грамотеев»

(общекультурное направление)

начального общего образования

4 класс

(2021 –2022 учебный год)





Санеевой Татьяны Анатольевны

учителя высшей категории




Рассмотрено на заседании

школьного МО от 30.08.2021






Карлыханово, 2021


Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

В результате освоения программы курса «Школа грамотеев» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

∙ •овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

∙ •формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации, определять наиболее эффективные способы

достижения результата;

∙ •использование знаково-символических средств представления

информации;

∙ •активное использование речевых средств и средств для решения

коммуникативных и познавательных задач;

∙ •использование различных способов поиска (в справочных

источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации;

∙ •овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

∙ •овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

∙ •готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

∙ •определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

∙ •готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

∙ •овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием курса «Школа грамотеев»;

∙ •овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

∙ •умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Школа грамотеев».

Предметные результаты деятельности

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

∙ •находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его

значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова

учителя;

∙ наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать

синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

∙ иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в

предложениях и текстах омонимов;

∙ иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов);

приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

∙ наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника,

осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

∙ пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;

∙ осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его

использования в устной и письменной речи;

∙ подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

∙ выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

Состав слова (морфемика)  

∙ владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

∙ различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

∙ различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями,

однокоренные слова и синонимы;

∙ находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,

основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

∙ •выделять нулевое окончание;

∙ •подбирать слова с заданной морфемой;

∙ •образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать

значение новых слов.

- •находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

∙ узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них

корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных

словах;

∙ сравнивать, классифицировать слова по их составу;

∙ соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из

предложенных слов слово, соответствующее заданной модели,

составлять модель заданного слова;

∙ осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками

(простые случаи);

∙ наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или

суффикса);

∙ разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

∙ подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

∙ распознавать части речи на основе усвоенных признаков;

∙ распознавать имена существительные; находить начальную форму имени

существительного; определять грамматические признаки (род, число,

падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

∙ распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени

прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам;

∙ распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

∙ распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

∙ узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

∙ подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

∙ производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных

частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в

учебнике;

∙ наблюдать над словообразованием частей речи;

∙ замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в

употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

∙ различать предложение, словосочетание и слово;

∙ выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их

границы;

∙ определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные,

вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

∙ различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

∙ находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены

предложения (без деления на виды);

∙ устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;

отражать её в схеме;

∙ соотносить предложения со схемами, выбирать предложение,

соответствующее схеме;

∙ •различать распространённые и нераспространённые предложения,

составлять такие предложения;

∙ •отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

∙ •разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

∙ •устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при

помощи вопросов;

∙ •выделять в предложении основу и словосочетания;

∙ •опознавать простое и сложное предложения, определять части

сложного предложения;

∙ •выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом

разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

- применять ранее изученные правила правописания, а также:

∙ •непроизносимые согласные;

∙ •разделительный твёрдый знак (ъ);

∙ •непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с

удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

∙ •гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- применять правила правописания:

∙ •соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

∙ •запятая между частями в сложном предложении;

Содержание курса

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Представление о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Разбор слова по составу.

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Словообразование имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Значение и употребление в речи глагола. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительные ъ и ь;
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая между частями в сложном предложении.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.

Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты дополнительной образовательной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение   школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Итоговый контроль в формах

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • викторины;

  • конкурсы “Знатоки русского языка”, конкурсы “Эрудиты”

  • мини-олимпиады, олимпиады.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

  • Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Основные разделы программы:

Название раздела

Количество часов

1

Повторение изученного в 1-3 классах

4

2

Предложение

6

3

Имя существительное

7

4

Имя прилагательное

6

5

Личные местоимения

2

6

Глагол

9

8

Олимпиады

4


Итого:

38



Календарно-тематическое планирование курса

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Повторение изученного в 1-3 классах (4 ч.)

1

Как прекрасна наша речь. Тайны фонемы



03.09


2

Тайны фонемы


10.09


3

К несметным сокровищам Страны Слов


17.09


4

В Королевстве Ошибок (орфограммы)

24.09


Предложение (6.ч.)

5

Предложения с однородными членами

01.10


6

Его величество - предложение (Простое и сложное предложение)

08.10


7

Как украсить нашу речь (главные и второстепенные члены предложения)

15.10


8

Знаки препинания

22.10


9

В царстве смыслов много дорог


29.10


10

Итоговое занятие по теме «Предложение»

05.11


Имя существительное (7 ч.)

11

Морфологический калейдоскоп (общее значение им. существительных)

12.11


12

Ваши старые знакомые (правописание безударных падежных окончаний)


19.11


13

Об одном и том же - разными словами (склонение существительных)

26.11


14

Волшебное средство – «самоинструкция» (теория в таблицах)


03.12


15

Как и почему появляются новые слова? (безударное падежное окончание существительных)


10.12


16

Собственные и нарицательные существительные

17.12


17

Итоговая работа по теме «Существительное»

24.12


Имя прилагательное (6 ч.)

18

Морфологический калейдоскоп (общее значение им. прилагательных, род прилагательных)

31.12


19


Правописание гласных в безударных падежных окончаниях прилагательных

14.01


20

Падежные окончания прилагательных во множественном числе

21.01


21

В королевстве ошибок (проверка безударных падежных окончаний прилагательных)


28.01


22

В королевстве ошибок (проверка безударных падежных окончаний прилагательных)


04.02


23

Проверь себя

11.02


Личные местоимения (2 ч.)

24

Местоимение

18.02


25

Проверь себя

25.02


Глагол (9 ч.)

26

Глагол, изменение глаголов по временам

04.03


27


Чудесные превращения слов

(спряжение глаголов)

11.03


28

Чудесные превращения слов

(спряжение глаголов)

18.03


29

Новые слова в русском языке

25.03


30

Об одном и том же - разными словами

01.04


31

В царстве глаголов много дорог (безударное окончание глаголов в настоящем и будущем времени)

08.04


32

Странный значок (правописание мягкого знака в глаголах)

15.04


33

НЕ с глаголами

22.04


34

Проверь себя

29.04


Олимпиады (4 ч.)

35

36

37

38

Испытай себя!

Олимпиады различных уровней

06.05

13.05

20.05

27.05








15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей