Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карлыханово
муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ с. Карлыханово
__________З. Т. Миндибаева __________ В. П. Токарева
. приказ от 31 августа 2021 г. №198/ОД
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Клуб грамотеев»
(общекультурное направление)
начального общего образования
4 класс
(2021 –2022 учебный год)
Санеевой Татьяны Анатольевны
учителя высшей категории
Рассмотрено на заседании
школьного МО от 30.08.2021
Карлыханово, 2021
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
В результате освоения программы курса «Школа грамотеев» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
∙ •овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
∙ •формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
∙ •использование знаково-символических средств представления
информации;
∙ •активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
∙ •использование различных способов поиска (в справочных
источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации;
∙ •овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
∙ •овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙ •готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
∙ •определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
∙ •готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
∙ •овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием курса «Школа грамотеев»;
∙ •овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
∙ •умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Школа грамотеев».
Предметные результаты деятельности
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
∙ •находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его
значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова
учителя;
∙ наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать
синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
∙ иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в
предложениях и текстах омонимов;
∙ иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов);
приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
∙ наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника,
осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
∙ пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
∙ осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его
использования в устной и письменной речи;
∙ подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
∙ выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
Состав слова (морфемика)
∙ владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
∙ различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
∙ различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями,
однокоренные слова и синонимы;
∙ находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
∙ •выделять нулевое окончание;
∙ •подбирать слова с заданной морфемой;
∙ •образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать
значение новых слов.
- •находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
∙ узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них
корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных
словах;
∙ сравнивать, классифицировать слова по их составу;
∙ соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из
предложенных слов слово, соответствующее заданной модели,
составлять модель заданного слова;
∙ осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками
(простые случаи);
∙ наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или
суффикса);
∙ разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
∙ подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
∙ распознавать части речи на основе усвоенных признаков;
∙ распознавать имена существительные; находить начальную форму имени
существительного; определять грамматические признаки (род, число,
падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
∙ распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени
прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам;
∙ распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
∙ распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
∙ узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
∙ подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
∙ производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных
частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в
учебнике;
∙ наблюдать над словообразованием частей речи;
∙ замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в
употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
∙ различать предложение, словосочетание и слово;
∙ выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их
границы;
∙ определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
∙ различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
∙ находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены
предложения (без деления на виды);
∙ устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;
отражать её в схеме;
∙ соотносить предложения со схемами, выбирать предложение,
соответствующее схеме;
∙ •различать распространённые и нераспространённые предложения,
составлять такие предложения;
∙ •отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
∙ •разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
∙ •устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при
помощи вопросов;
∙ •выделять в предложении основу и словосочетания;
∙ •опознавать простое и сложное предложения, определять части
сложного предложения;
∙ •выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
∙ •непроизносимые согласные;
∙ •разделительный твёрдый знак (ъ);
∙ •непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с
удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
∙ •гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- применять правила правописания:
∙ •соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
∙ •запятая между частями в сложном предложении;
Содержание курса
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Представление о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Разбор слова по составу.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Словообразование имён существительных.
Морфологический разбор имён существительных. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Значение и употребление в речи глагола. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительные ъ и ь;
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая между частями в сложном предложении.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты дополнительной образовательной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
викторины;
конкурсы “Знатоки русского языка”, конкурсы “Эрудиты”
мини-олимпиады, олимпиады.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Основные разделы программы:
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Повторение изученного в 1-3 классах | 4 |
2 | Предложение | 6 |
3 | Имя существительное | 7 |
4 | Имя прилагательное | 6 |
5 | Личные местоимения | 2 |
6 | Глагол | 9 |
8 | Олимпиады | 4 |
| Итого: | 38 |
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение изученного в 1-3 классах (4 ч.) |
1 | Как прекрасна наша речь. Тайны фонемы | 03.09 | |
2 | Тайны фонемы | 10.09 | |
3 | К несметным сокровищам Страны Слов | 17.09 | |
4 | В Королевстве Ошибок (орфограммы) | 24.09 | |
Предложение (6.ч.) |
5 | Предложения с однородными членами | 01.10 | |
6 | Его величество - предложение (Простое и сложное предложение) | 08.10 | |
7 | Как украсить нашу речь (главные и второстепенные члены предложения) | 15.10 | |
8 | Знаки препинания | 22.10 | |
9 | В царстве смыслов много дорог | 29.10 | |
10 | Итоговое занятие по теме «Предложение» | 05.11 | |
Имя существительное (7 ч.) |
11 | Морфологический калейдоскоп (общее значение им. существительных) | 12.11 | |
12 | Ваши старые знакомые (правописание безударных падежных окончаний) | 19.11 | |
13 | Об одном и том же - разными словами (склонение существительных) | 26.11 | |
14 | Волшебное средство – «самоинструкция» (теория в таблицах) | 03.12 | |
15 | Как и почему появляются новые слова? (безударное падежное окончание существительных) | 10.12 | |
16 | Собственные и нарицательные существительные | 17.12 | |
17 | Итоговая работа по теме «Существительное» | 24.12 | |
Имя прилагательное (6 ч.) |
18 | Морфологический калейдоскоп (общее значение им. прилагательных, род прилагательных) | 31.12 | |
19 | Правописание гласных в безударных падежных окончаниях прилагательных | 14.01 | |
20 | Падежные окончания прилагательных во множественном числе | 21.01 | |
21 | В королевстве ошибок (проверка безударных падежных окончаний прилагательных) | 28.01 | |
22 | В королевстве ошибок (проверка безударных падежных окончаний прилагательных) | 04.02 | |
23 | Проверь себя | 11.02 | |
Личные местоимения (2 ч.) |
24 | Местоимение | 18.02 | |
25 | Проверь себя | 25.02 | |
Глагол (9 ч.) |
26 | Глагол, изменение глаголов по временам | 04.03 | |
27 | Чудесные превращения слов (спряжение глаголов) | 11.03 | |
28 | Чудесные превращения слов (спряжение глаголов) | 18.03 | |
29 | Новые слова в русском языке | 25.03 | |
30 | Об одном и том же - разными словами | 01.04 | |
31 | В царстве глаголов много дорог (безударное окончание глаголов в настоящем и будущем времени) | 08.04 | |
32 | Странный значок (правописание мягкого знака в глаголах) | 15.04 | |
33 | НЕ с глаголами | 22.04 | |
34 | Проверь себя | 29.04 | |
Олимпиады (4 ч.) |
35 36 37 38 | Испытай себя! Олимпиады различных уровней | 06.05 13.05 20.05 27.05 | |
15