СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на учащихся 10 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рам­ках курса «Финансовая грамотность».

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе авторской программы Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочис­ленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптималь­ные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые пробле­мы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Учебная программа рассчитана на учащихся 10 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рам­ках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изу­чать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть пра­вильно поняты и уяснены

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10­ классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования фи­нансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бу­маг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми орга­нами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получе­ния кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому ми­нимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в со­временном обществе.

Цель обучения: формирование у учащихся 10 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

  • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

  • понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Требования к метапредметным результатам освоения курса:

  • владение умением решать практические финансовые задачи:

  • владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

  • определение стратегических целей в области управления личными финансами;

  • постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

  • планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

  • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

  • владение коммуникативными компетенциями:

  • нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

  • анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

  • владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Базовые понятия и знания


Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, авто­кредитование, потребительское кредитование.

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления про­стых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необхо­димого вида кредита.

Умения

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравни­вать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предвари­тельные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Компетенции

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различ­ные варианты вложения денежных средств в банке.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Базовые понятия и знания

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок РОКЕХ.

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Умения

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информа­цию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информацион­ными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас­чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондо­вом рынке.

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Базовые понятия и знания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражда­нами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в кото­рых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Умения

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и полу­чать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, запол­нять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Компетенции

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Базовые понятия и знания

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное стра­хование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, стра­ховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенно­сти развития страхового рынка в России, классификация страховых продук­тов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм дей­ствий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Умения

Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правила­ми страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь пра­вильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой термино­логией, разбираться в критериях выбора страховой компании.

Компетенции

Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страхова­нии на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёж­ность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Базовые понятия и знания

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.

Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходи­мость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем биз­несе, определение рисков и их снижение.

Умения

Определять потребность в капитале для развития бизнеса, состав­лять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.

Компетенции

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, фи­нансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ марке­тинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным пред­приятием.

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Базовые понятия и знания

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия ин­вестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвести­рования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Умения

Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходно­сти, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предло­жений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Компетенции

Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капита­ла в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих ин­вестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Базовые понятия и знания

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пен­сии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Умения

Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пен­сии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Компетенции

Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор опти­мального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжно­сти и доходности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Название темы


Кол-во часов

Форма занятия

теория

практика

Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» 6 ч.

1

Банковская система

1

1


2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

1

0,5

0,5

3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1

1


4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

1


5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1

0,5

0,5

6

Деловая игра. Банки

1


1

Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» 6 ч.

7

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

1

0,5

0,5

8

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

1

0,5

0,5

9

Граждане на рынке ценных бумаг

1

0,5

0,5

10

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

1

1


11

Операции на валютном рынке: риски и возможности

1

1


12

Деловая игра. Фондовый рынок.

1


1

Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» 4 ч.

13

Что такое налоги и почему их нужно платить

1

1


14

Основы налогообложения граждан

1

1


15

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

0,5

0,5

16

Деловая игра. Налоги.

1


1

Модуль 4. Страхование: «Что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» 5 ч.

17

Страховой рынок России: коротко о главном

1

1


18

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1

0,5

0,5

19

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

1

0,5

0,5

20

Если нанесён ущерб третьим лицам

1

1


21

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика

1

0,5

0,5

Модуль 5. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» 5 ч.

22

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

1

1


23

Пишем бизнес-план

1


1

24

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

0,5

0,5

25

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

0,5

0,5

26

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

0,5

0,5

Модуль 6. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» 5 ч.

27

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1

1


28

Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

1

0,5

0,5

29

Виды финансовых пирамид

1

1


30

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1

0,5

0,5

31

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1


1

Модуль 7. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» 3 ч.

32

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

1

1


33

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

1

1


34

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1


1

Итого:


34 ч.

21

13





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!