СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Курс «Эрудит» направлен на развитие интеллектуально - творческого потенциала учащегося  через систему развивающих заданий. Методы и приемы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательной активности.  Основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, как  внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Создание на занятиях ситуации активного поиска, ситуации успеха, представление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, решений, овладение элементарными навыками  исследовательской деятельности позволяет учащимся  реализовать свои возможности, приобретать уверенность в своих силах.

   Цель данного курса:

  • развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.
  • формирование интеллектуальной активности, развитие сообразительности и креативного мышления;
  • ознакомление учащихся на популярном, практическом, теоретическом, игровом уровне с материалом, не рассматриваемым в школьном курсе
  • расширение и углубление знаний и умений по математике.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Эрудит"»



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН

АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНІН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ЩЕЛЬЯБОЖ

МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНӦЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНІН «ВЕЛӦДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА» ЩЕЛЬЯБÖЖ СИКТ










Рабочая программа курса внеурочной деятельности
  1. «Эрудит»

Направление: общеинтеллектуальное

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 11-13 лет







Составила: Учитель высшей категории

А.Н. Биккужина

МБОУ «СОШ» с.Щельябож






Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее -ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г № 1897 (посл.ред. от 31.12.2015г № 1577), в соответствии с Примерной программой по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 классы», в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ» с.Щельябож (далее – ООП ООО), с учётом Примерных программ по учебным предметам линии УМК «Математика – Сферы» (5-6 классы), авторы: Е.А. Бунимович и др., М.: Просвещение, 2012г и с учетом авторского тематического планирования учебного материала Холодовой О.А. «Занимательная математика» ( Методическое пособие «Занимательная математика» 5-6 классы./ О.А.Холодова- Москва: Издательство РОСТ, 2016г.-304с)

Цель курса:

а) формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике;

б) развитие у школьников математических и творческих способностей;

в) расширение математического кругозора и эрудиции;

г) формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление исследователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.

Программа призвана способствовать решению следующих задач:

  • Формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.

  • Предоставить дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся.

  • Закрепить навыки устных и письменных вычислений.

  • Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике.

  • Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.

  • Закрепить навыки устных и письменных вычислений.

  • Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике.

  • Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.


Данный курс не пытается развить у детей автоматизм. Нет цели и натаскать на задачи того или иного сорта. Предложенные задания не шаблоны, их не надо решать на оценку или на количество – они учат рассуждать. Основной принцип курса: «Учись играючи».

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• доступность;

• системность;

• научность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности.

Работа курса строится на принципах:

- Регулярности – еженедельно;

- Параллельности – а) проведение занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу.

б) связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала должна быть направлена на общее умственное развитие учащихся.

- Самостоятельности – значительная часть практического материала выполняется учащимися самостоятельно.

- Вариативности и самоконтроля – набор задач различного уровня сложности и проверка решений по образцу, алгоритму, ключу.

Актуальность данного курса заключается в том, что изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Но также важно показать детям, что математика не только нужна в жизни, но еще и интересна.

Программа курса рассчитана на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не превышает 45 минут. Всего 35 часов в течение года. Курс рассчитан на детей 11-13 лет( 5-6 кл)

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятель-

ности (личностные, метапредметные, предметные)

Учащиеся ,посещающие курс, в конце учебного года могут научиться:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и « графы»;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приемы быстрого вычисления при решении задач;

  • применять полученные знания при построении геометрических фигур с использованием линейки и циркуля.

В ходе реализации программы у школьников могут быть сформированы следующие умения:

  • рефлексировать - видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

  • целеполагать - ставить и удерживать цели;

  • планировать- составлять план своей деятельности;

  • моделировать- представлять способ действия в виде модели- схемы, выделяя все существенное и главное;

  • вступать в коммуникацию- взаимодействовать с другими учащимися при решении, обсуждении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других;

  • проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • По окончании обучения воспитанники должны знать:

  • нестандартные методы ( алгоритмы) решения различных математических задач;

  • приемы быстрого вычисления;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, на эрудицию, интуицию;

  • рассуждать при решении задач из жизненных ситуаций на версионное и дивергентное мышление ;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад, ребусов;

  • применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач;

  • участвовать в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, учебно-исследовательских конференциях, выпускать математические газеты.

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;

  • умение преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный ( промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • объяснять( доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом;

  • выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи;

  • моделировать ситуацию по ее отдельным элементам;

  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Предметные результаты

  • умение решать разных видов задач, воспроизводить способ решения задачи, выбирать наиболее эффективных способов решения;

  • умение располагать деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички), определять место фигуры в данной конструкции;

  • выбор детали в соответствии с заданным контуром конструкции, поиск нескольких возможных вариантов решения, составление и зарисовка фигур по собственному замыслу;

  • разрезание и составление фигур;

  • деление заданной фигуры на равные по площади части;

  • поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации;

  • владение приемами быстрого вычисления;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  • пользоваться изученными математическими формулами.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • Анализировать правила игры и действовать в соответствии с заданными правилами;

  • Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • Сопоставлять полученный ( промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности

1.Логические задачи.

Цель :выработка умений и навыков в решении логических задач, формирование умения анализировать, сравнивать и классифицировать информацию.

Основной задачей раздела «Логические задачи» является развитие у школьников математических и творческих способностей, навыков решения задач с применением формальной логики( построение выводов с помощью логических операций «если то», «и», «или», «не» и их комбинаций).умение планировать последовательность действий , умение анализировать, преобразовывать и развитие версионного и дивергентного мышления.

1.1 Задачи на развитие версионного мышления

1.2 Задачи на развитие дивергентного мышления

1.3 Решение задач с помощью таблиц

1.4 Графический способ решения логических задач

1.5 Задачи на переливание

1.6 Задачи на взвешивание

1.7 Решение математических ребусов

1.8.Викторина «Кто быстрее соображает»

1.9 Олимпиадные задачи

2.Приемы быстрого вычисления

Цель: Ознакомление приемами быстрого вычисления и применение при решении математических задач

1.1 Свойства сложения и умножения

1.2 Умножение на 15

1. 3Умножение двузначного числа на 11

1.4 Умножение двузначного числа на 111

1.5 Умножение двузначного числа на 101

1.6 Умножение трехзначного числа на 101

1.7 Умножение трехзначного числа на 1001

1.8 Умножение двузначного и четырехзначного числа на 1001

1.9 Соревнование «Лучший вычислитель»

1.10 Квадраты двузначных чисел, оканчивающихся на 5

1.11 Квадраты двузначных чисел, начинающихся с 5

3. Проекты

1.1Приемы бвстрого вычисления

1.2 Магия чисел 7 и 13.Какое число счастливее?»

4. В мире чисел

Цель: Развитие математического мышления, комбинационных способностей, умения выявлять основные закономерности.

    1. Числовые ряды

    2. Восстановление отсутствующих чисел

    3. Числовые лабиринты

    4. Нахождение суммы ряда чисел по методу Гаусса

    5. Магические квадраты

5.Задачи с геометрическим содержанием.

Цель: развитие умения распознавать и изображать геометрические фигуры ,развитие комбинационных способностей в геометрических задачах.

    1. Геометрические головоломки

    2. Задачи на разрезание, расположение, разбиение и составление геометрических фигур.

    3. Вырезание из бумаги

1.4«Спичечный конструктор»

1.5 Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных и игровых задач;

  • оформление математических газет;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектно-исследовательская деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах и группах;

  • творческие работы;

  • соревнования, конкурсы по подведению итогов раздела.

4. Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

Раздел «Логические задачи»-13ч

1

Задачи на развитие версионного мышления

0,5

0,5

2

Решение задач на развитие дивергентного мышления

0,5

0,5

3

Викторина «Кто быстрее соображает»


1

4

Решение задач с помощью таблиц

0,5

0,5

5

Графический способ решения логических задач

0,5

0,5

6

Задачи на переливание

0,5

0,5

7

Задачи на взвешивание

0,5

0,5

8

Решение математических ребусов


1

9

Олимпиадные задачи


1

10

Турнир смекалистых .Итог раздела


1

Раздел «Приемы быстрого вычисления»

11

Свойства сложения и умножения

0,5

0,5

12

Умножение двузначного числа на 11,15

0,5

0,5

13

Умножение двузначного числа на 111

0,5

0,5

14

Умножение двузначного числа на 101

0,5

0,5

15

Умножение трехзначного числа на 101

0,5

0,5

16

Умножение трехзначного числа на 1001

0,5

0,5

17

Умножение двузначного и четырехзначного числа на 1001

0,5

0,5

18

Соревнование «Лучший вычислитель»


1

19

Квадраты двузначных чисел, оканчивающихся на 5

0,5

0,5

20

Квадраты двузначных чисел, начинающихся с 5

0,5

0,5

21

Конкурс «Кто вычислит быстрее» Итог раздела


1

Раздел «Проекты»

22-23

1.«Приемы быстрого вычисления.»

2. «Магия чисел 7 и 13.Какое число счастливее?»

1

1

Раздел « В мире чисел»

24

Интересные факты о числах. Работа литературой.

1


25

Восстановление отсутствующих чисел

0,5

0,5

26

Числовые лабиринты


1

27

Магические квадраты


1

28

Нахождение суммы ряда ряда чисел по методу Гаусса

0,5

0,5

29

КВН на решение математических задач. Итог раздела.


1

Раздел «Задачи с геометрическим содержанием»

30

Геометрические головоломки.


1

31

Задачи на разрезание ,расположение, разбиение и составление геометрических фигур

0,5

0,5

32

Вырезание из бумаги


1

33

«Спичечный конструктор»


1

34

Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников.

0,5

0,5

35

Конкурс «Лучший конструктор» Итог раздела


1


Итого

35ч





14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!