СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 4 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 4 класс»







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Экономика: первые шаги»

2019-2020 учебный год

Класс: 4
































Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе : ООП НОО ФГОС; ООП НОО ФГОС МБОУ Пржевальская СШ; Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагаетсся курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1–4 классов.


Общая характеристика курса.


Логика программы курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.

Программа раскрывает содержание курса «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:

  1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

  3. Развивать основы потребительской культуры;

  4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

  5. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

  6. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

  7. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.


Место курса в учебном плане.


Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.




Ценностные ориентиры содержания .


В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .


При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества ,о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.

Срок реализации программы: 1год.

 










Содержание программы


4 класс Богатство и бедность

Как создаётся богатство.

Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).

Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения.

Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства.

Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура.

Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.

Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу.

За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.


Универсальные учебные действия:

— определять источники формирования богатства;

— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

— различать материальные и нематериальные ценности;

— обосновывать важность меценатства и милосердия;

— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.


Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

— тема проекта «Как распорядиться богатством»;

— тема доклада «Русские меценаты».


  Труд — основа жизни

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека.

Труд как источник материальных благ. Оценка труда.

Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Трудовые награды. Важность учебного труда школьников.

Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе.

Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.

Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы.

Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.


Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.


Практическая и игровая деятельность:

— игра «Служба быта»;

— встреча с человеком интересной профессии;

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».


  Как товары производят

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы.

Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные.

Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары.

Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары.

Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара.

Фабрика, завод — места, где производят товары.


Универсальные учебные действия:

— различать виды ресурсов;

— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.


Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— прогулка в парк за природным материалом;

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;

— рисование на темы проектов.

К концу обучения в 4 классе ученик узнает:

— основные виды ресурсов;

— как производят товары;

— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;

— почему налоги важны для существования государства.

К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:

— определять ресурсы, необходимые для производства товара;

— объяснять важность меценатства и милосердия
















Тематическое планирование «Экономика: первые шаги»

4 класс

Труд – основа жизни

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

 

Богатство и бедность

8

 

 

1

Как создаётся богатство.

1


 

2

Источники богатства государства

1


 

3

Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

1


 

4

Источники богатства человека

1


 

5

Важность знаний в создании богатства.

1


 

6

Деловая этика.

1



7

8

Богатство и культура. Богатство и милосердие.

2


 

9

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

1


 

10

Налоги. Значение налогов.

1


 

11

Банки. Ценные бумаги. Штрафы.

1



12

Международная торговля.

1



 

Труд — основа жизни

10


 

13

Ценность и значимость труда.

1


 

14

Труд как потребность человека.

1


 

15

Заработная плата.

1


 

16

Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд

1


 

17

Важность учебного труда школьников.

1


 

18

Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

1


 

19

Причины различий в оплате труда

1


 

20

Результатом труда людей является продукт труда

1


 

21

22

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

2


 

23

Экскурсия в поселковую библиотеку

1


 

 

Как товары производят

12


 

24

Ресурсы для производства товаров

1


 

25

Прогулка в парк за природным материалом

1


 

26

Изготовление изделий из природного материала

1


 

27

Мастера, люди, которые создают товары

1


 

28

Производители — люди, которые создают (производят) товары

1


 

29

Важность труда людей разных профессий.

1


 

30

Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл»

1


 

31

Экскурсия в музей

1


 

32

Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

1


 

33

Занимательная экономика.

1


 

34

Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию»

1


 

 

Итого

34

 

 









Список литературы:


1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.

5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!