СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности. "Дорога в пятый класс"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа имееет социальную направленность.Она дает возможность сформировать у детей навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желаемые потребности за счет внутренних личностных ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности. "Дорога в пятый класс"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

                      г. Железногорска Курской области.













Программа внеурочной развивающей деятельности детей

(социально – педагогическое направление)


«Дорога в пятый класс»

4 класс














Составитель: педагог-психолог Леухина Е.Н.









2020г



Пояснительная записка


          Программа «Дорога в пятый класс» для 4 класса составлен на основе учебно-методического пособия «Жизненные навыки» С.В. Кривцовой, Д.В. Рязановой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2015г.; О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2015г. Н.П;

Локаловой «Уроки психологического развития в начальной школе (1-4 классы)» - направлена на развитие познавательных процессов.

Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

Основной образовательной программы ОУ.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Программа имеет социальную направленность. Она дает возможность сформировать у детей навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов.

Цель преподавания психологии в школе - это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Для них важными становятся не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Четвертый класс – последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период со своими психическими и физиологическими характеристиками приближаются к стадии препубертата. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорирую обязанности. Поэтому в занятиях особое внимание уделено теме «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.



Цель – помочь ребенку получить представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека;

  • ознакомить детей с понятием «качества людей»;

  • помочь учащимся исследовать свои качества, изучить свои особенности;

  • помочь детям осознать наличие у себя разнообразных положительных качеств;

  • учить детей находить положительные качества во всех людях

  • развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;

  • формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;

  • формировать понимание ценности отношений в жизни человека;

  • развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми

  • формировать умение работать в коллективе;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.


Для реализации цели курса используются различные программы:


1. С.В. Кривцовой, Д.В. Рязановой «Жизненные навыки» Москва 2012г


2 .М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2015г.;

3. О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2015г;

4. Н.П. Локаловой «Уроки психологического развития в начальной школе (1-4 классы)» - направлена на развитие познавательных процессов.


Место курса в учебном плане


Программа « Дорога в пятый класс» рассчитана на 1 год обучения -34 часов, проведение занятий во внеурочной деятельности из расчета 1 занятие в неделю.


Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного. Духовного, нравственного и социального развития. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Главный акцент в программе ставится  на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя  чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души.  Программа  формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения.  В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.

Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.


Общая характеристика учебного предмета


Предполагаемая программа «Дорога в пятый класс» в начальной школе направлена на

формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует

коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой

которого как раз и является психологическое здоровье

Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у

них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески

относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.


Содержание программы «Дорога в пятый в класс» отвечает следующим принципам:

• научной обоснованности - содержание программы базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

• практической целесообразности - содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации;

• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;

• динамическому развитию и системности - содержание программы цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа;

• используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Содержание программы, а также методы и формы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации. Работа в тетрадях стоится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е. каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.



Важным аспектом работы в рамках каждого занятия являются:


1. Отсутствие чётко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие. Найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;

2.Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении;

3.Совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива;

4. Индивидуальность - несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу. Детям дана возможность осознать свою индивидуальность. Понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому - «не такому, как я».

Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнёрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.


Формы и методы работы на занятиях проведения занятий.

Занятия проводятся в групповой форме.


При реализации программы используются следующие методы и приемы:

• тестирование;

• психогимнастика;

• рисование (тематическое и свободное);

• подвижные игры;

• игры-драматизации и ролевые игры;

• беседы и проблемные ситуации;

• техники и приемы саморегуляции;

• коллективно- творческие дела (КТД).

В структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.

Рефлексия занятий предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).


Формы подведения итогов

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка умений: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей в форме беседы, рассуждений.

2.Тестирование по выявлению сформированности важнейших учебных умений и действий.



Личностные, метопредметные результаты освоения программы курса

«Дорога в пятый класс»


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

• учиться исследовать свои качества и свои особенности

•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•учиться наблюдать

•моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

•учиться работать в паре и в группе

•выполнять различные роли

•слушать и понимать речь других ребят

•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные результаты:

Знать: о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

Уметь: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

• налаживать контакт с людьми;

• соблюдать правила игры и дисциплину;

• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


Предметными результатами занятий по программе «Дорога в пятый в класс» являются:

создание условий для успешной адаптации в школе, класса;

создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

сформированность важнейших учебных умений и действий.


В период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Курской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) занятия во внеурочной деятельности по программе «Дорога в пятый класс» проводятся дистанционно.

При реализации рабочей программы внеурочного курса «Все цвета, кроме чёрного» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются:

- технические средства ( для учителя и ученика) – персональный компьютер или планшет, или мобильное устройство с возможностью выхода в сеть Интернет;

- формы обучения – чат занятие, занятие off-line, on-line и off-line консультации, с использованием таких электронных ресурсов, как социальная сеть ВКонтакте, мессенджер Whatsapp, электронная почта, Электронный журнал/дневник.






Содержание курса «Дорога в пятый класс»


1.Ведение в мир психологии. (1 час)


Зачем нужны нужны занятия по психологии.


2. Я учусь учиться. ( 3 часа)


Как научиться учиться. Как распланировать свое время. Как правильно готовить домашнее задание.


3. Я – это я ( 8 часов)


Кто я, какой я? Я – могу. Я мечтаю , мои цели. Мои способности. Я умею преодолевать трудности. Мой внутренний мир. Уникальность внутреннего мира. Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!



4. Мои чувства и эмоции ( 4 часа)


Чувства бывают разные. Имею ли я право сердиться и обижаться. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? Определение уровня тревожности.


5. Мое будущее ( 5 часов)


Мое будущее. Права и обязанности школьника. Кто такой свободный человек. Право на уважение. Заботам о теле забота о себе. Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?



6. Общение в моей жизни (4 часа)


Что такое общение. Из-за чего возникают трудности в отношениях. Конфликты и пути их преодоления. Как разрешить конфликты мирным путем.


7.Я и другие ( 6 часов)


Я и мои друзья. У меня есть друг. Я и мои колючки. Что такое одиночество . Я не одинок в этом мире.


8. Планета моего класса. ( 3часа)

Создание материков. Что я чувствую. Я и мы и все, кто рядом. Что я возьму с собой в пятый класс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!