СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (2017 – 2018 учебный год)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (Вариант1),   раз­работана с учётом, этнических, со­циально-экономических и запросов семей на основе системно-деятельностного и культурно-исторического по­д­ходов.

В программе внеурочной деятельности для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используются следующие сокращения:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт (далее Стандарт),           

АООП – адаптированная основная образовательная программа,

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья,

ОО – образовательная организация,

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (2017 – 2018 учебный год)»



ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩегося 2  КЛАССА С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Ф.И.

ВАРИАНТ 1

(2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД)




  1. Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (Вариант1),   раз­работана с учётом, этнических, со­циально-экономических и запросов семей на основе системно-деятельностного и культурно-исторического по­д­ходов.

В программе внеурочной деятельности для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используются следующие сокращения:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт (далее Стандарт),           

АООП – адаптированная основная образовательная программа,

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья,

ОО – образовательная организация,

Нормативно-правовую базу разработки программы внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2.Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря  2015 г. № 4/15;

4.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановлением №40154 от 24.11.2015. о внесение изменений № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10

5.Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.

6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

7.Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96».

8.Локальные акты БОУ «БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96».

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, на­пра­в­ле­нная на достижение результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (Вариант 1) и осу­ще­ствляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объе­ди­ня­ет все, кроме учебной,  виды деятельности обучающихся, в которых возможно и це­ле­со­об­ра­зно решение задач их воспитания и социализации. 

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обес­пе­че­нии дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обу­ча­ющихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени. 

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для до­с­ти­жения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и фор­ми­ро­вания принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и со­ци­а­ли­за­ции каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­я­ми), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, ин­те­л­ле­к­ту­аль­ных интересов учащихся в свободное время.

Задачи:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

 расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно представить следующие:

-принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;

-принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-принцип учета ценностей воспитательной системы образовательного учреждения при проектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-принцип учета потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), запросов их родителей (законных представителей);

-принцип направленности содержания курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП;

-принцип реализации направлений внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;

-принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;

-принцип социально-адаптирующей направленности внеурочной деятельности для обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Внеурочная деятельность с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выполняет  следующие функции:

-образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

-воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;

-креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

-компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

-рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

-функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;

-функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

-контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

В соответствии с требованиями Стандарта время, отводимое на внеурочную деятельность (без учета часов на коррекционно-развивающую область) составляет в год: во 2 классе 136 часа.

? Виды внеурочной деятельности в 1 классе относятся к основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта. Виды внеурочной деятельности во 2  классе в рамках основных направлений, не закреплены в требованиях Стандарта. Поэтому педагогическим советом БОУ «БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96» на основании анкетирования и протокола родительского ? собрания №1 от 24.08.2016 года были утверждены следующие направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, декоративно-прикладное, духовное – нравственное и ЗОЖ . В 2017-2018 учебном году,  во 2 классе,  внеурочная  деятельность будет продолжать реализовываться  по данным направлениям.

 

Учебный план внеурочной деятельности для учащихся 2 класса.

Внеурочная деятельность:

 

К-во часов в неделю

К-во часов в год

Общеинтелектуальное направление: «Хочу все знать».

1

33

Декоративно-прикладное творчество: «Мастерская чудесных превращений».

1

33

Здоровый образ жизни: «Здоровейки».

1

33

Духовно-нравственное направление: «Азбука добра».

1

33

Всего

4

132

 

Общеинтеллектуальное направление: «Хочу все знать». (2 класс)

  Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, формирование у обучающихся способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать.

Формы деятельности:

  • конкурсы, викторины;

  • игры;

  • беседы;

  • просмотр мультфильмов, презентаций;

  • чтение и обсуждение книг;

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данному направлению:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в играх, конкурсах, викторинах.

Общекультурное направление: «Развивайки». (1 класс)

Главная цель данного направления: приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к истокам мировой культуры и культуры своего народа

Задачи:

  1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.

  2. Формирование эстетического отношение к миру и художественное развитие ребенка средствами искусства.

  3. Приобщение к художественной литературе, основам мировой художественной культуры.

  4. Развитие творческих способностей ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности.

  5. Формирование практических навыков культурного поведения,

Формы организации:

  1. Походы, экскурсии в музеи, библиотеки.

  2. Концерты, инсценировки, праздники. Кружки художественного творчества.

  3. Участие в оформлении школы и класса.

  4. Конкурсы, выставки на уровне школы, поселка.

  5. Проведение тематических классных часов по эстетике, культуре поведения и речи;

  6. Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях –в школе, столовой, спальне, на улице, на уроке, в магазине и т. д. и отработка этих норм.

Обыгрывание ситуаций, проведение сюжетно-ролевых игр.

 

Социальное направление «Мир вокруг нас». (1 класс)

Данное направление предполагает создание условий для достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося;

-создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных интересов учащихся в свободное время.

Задачи:

-развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

-формирование умений, навыков социального общения людей;

-развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации.

 

 

Спортивно-оздоровительное  направление «Азбука здоровья». (1 класс).

Здоровый образ жизни «Здоровейки». (2 класс).

Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направле­нием внеуро­чной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному фи­зи­чес­кому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, фо­р­ми­ро­ванию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формы деятельности:

  • Организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний.

  • Беседы, интерактивные игры, конкурсы рисунков о ЗОЖ,  спорте, акции по ЗОЖ.

  • Подвижные игры корригирующего и общеукрепляющего характера

  • Участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительныых мероприятия: соревнования, спортивные турниры, Дни здоровья.

  • Организация прогулок на свежем воздухе.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данному направлению:

  • Опрос

  • Наблюдение

  • Диагностика:

  • Анкетирование учащихся и родителей (законных представителей).

 

 

Духовно-нравственное  направление: «Мир во мне». (1 класс).

«Азбука добра». (2 класс).

предполагает формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программа внеурочной деятельности по данному направлению имеет  своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.

Формы деятельности:

  • игры;

  • беседы;

  • сюжетно - ролевые игры, инсценировки;

  • просмотр мультфильмов, презентаций;

  • конкурсы, викторины;

  • чтение и обсуждение книг, практикумы.

  • экскурсии.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся по данному направлению:

  • Опрос

  • Наблюдение

  • Диагностика

  • Тестирование

  • Анкетирование учащихся и родителей (законных представителей).

 

Декоративно-прикладное творчество:

«Мастерская чудесных превращений». (2 класс).

Данное  направление внеурочной деятельности предполагает  развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Формы деятельности:

  • беседы;

  • практические занятия;

  • индивидуальные и групповые занятия;

  • коллективная работа;

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей (законных представителей), гостей.

В реализации внеурочной деятельности принимают участие педагогические работники школы: учитель начальных классов, воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог, а так же медицинский работник.

 

Социальные партнеры.

 

 

 

Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обе­с­пе­чи­вать­ся достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями):

  • воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет вза­и­мо­дей­с­т­вие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в ко­торой обучающийся получает (или не получает) первое практическое под­т­ве­рждение приобретённых социальных зна­ний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного об­ще­с­т­ве­н­но­го дей­ствия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для до­сти­же­ния данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с пред­ставителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной ор­ганизации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличи­вает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обу­ча­ю­щихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, эти­че­ская, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Материально-техническое обеспечение программы

БОУ «БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96»  располагает информационной и методической базой, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности в 2 классах обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам, обновлена и дополнена медиа - и видеотехника, обновлён и пополнен библиотечный фонд, обновлено и пополнено программно-информационное обеспечение. В школе-интернате имеются компьютеры с выходом в интернет.

Освещение реализации программы внеурочной деятельности

  1. На педагогических советах школы.

  2. На школьных методических объединениях учителей.

  3. Семинары (областные, районные).

  4. Общешкольные родительские собрания.

  5. Родительские собрания в 2 классах.

  6. На официальном веб-сайте ОО.

  7. В официальных группах ОО в социальных сетях.

  8. В интернет пространстве: на педагогических сайтах, страницах, форумах, блогах.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!