ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩегося 2 КЛАССА С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Ф.И.
ВАРИАНТ 1
(2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант1), разработана с учётом, этнических, социально-экономических и запросов семей на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов.
В программе внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используются следующие сокращения:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт (далее Стандарт),
АООП – адаптированная основная образовательная программа,
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья,
ОО – образовательная организация,
Нормативно-правовую базу разработки программы внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2.Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15;
4.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановлением №40154 от 24.11.2015. о внесение изменений № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10
5.Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
7.Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96».
8.Локальные акты БОУ «БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96».
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (Вариант 1) и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно представить следующие:
-принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;
-принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-принцип учета ценностей воспитательной системы образовательного учреждения при проектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-принцип учета потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), запросов их родителей (законных представителей);
-принцип направленности содержания курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП;
-принцип реализации направлений внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;
-принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;
-принцип социально-адаптирующей направленности внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Внеурочная деятельность с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выполняет следующие функции:
-образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
-воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;
-креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
-компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
-рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
-функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;
-функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
-контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
В соответствии с требованиями Стандарта время, отводимое на внеурочную деятельность (без учета часов на коррекционно-развивающую область) составляет в год: во 2 классе 136 часа.
? Виды внеурочной деятельности в 1 классе относятся к основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта. Виды внеурочной деятельности во 2 классе в рамках основных направлений, не закреплены в требованиях Стандарта. Поэтому педагогическим советом БОУ «БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96» на основании анкетирования и протокола родительского ? собрания №1 от 24.08.2016 года были утверждены следующие направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, декоративно-прикладное, духовное – нравственное и ЗОЖ . В 2017-2018 учебном году, во 2 классе, внеурочная деятельность будет продолжать реализовываться по данным направлениям.
Учебный план внеурочной деятельности для учащихся 2 класса.
Внеурочная деятельность: | К-во часов в неделю | К-во часов в год |
Общеинтелектуальное направление: «Хочу все знать». | 1 | 33 |
Декоративно-прикладное творчество: «Мастерская чудесных превращений». | 1 | 33 |
Здоровый образ жизни: «Здоровейки». | 1 | 33 |
Духовно-нравственное направление: «Азбука добра». | 1 | 33 |
Всего | 4 | 132 |
Общеинтеллектуальное направление: «Хочу все знать». (2 класс)
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, формирование у обучающихся способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать.
Формы деятельности:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данному направлению:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в играх, конкурсах, викторинах.
Общекультурное направление: «Развивайки». (1 класс)
Главная цель данного направления: приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к истокам мировой культуры и культуры своего народа
Задачи:
Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
Формирование эстетического отношение к миру и художественное развитие ребенка средствами искусства.
Приобщение к художественной литературе, основам мировой художественной культуры.
Развитие творческих способностей ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности.
Формирование практических навыков культурного поведения,
Формы организации:
Походы, экскурсии в музеи, библиотеки.
Концерты, инсценировки, праздники. Кружки художественного творчества.
Участие в оформлении школы и класса.
Конкурсы, выставки на уровне школы, поселка.
Проведение тематических классных часов по эстетике, культуре поведения и речи;
Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях –в школе, столовой, спальне, на улице, на уроке, в магазине и т. д. и отработка этих норм.
Обыгрывание ситуаций, проведение сюжетно-ролевых игр.
Социальное направление «Мир вокруг нас». (1 класс)
Данное направление предполагает создание условий для достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося;
-создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи:
-развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
-формирование умений, навыков социального общения людей;
-развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации.
Спортивно-оздоровительное направление «Азбука здоровья». (1 класс).
Здоровый образ жизни «Здоровейки». (2 класс).
Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формы деятельности:
Организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний.
Беседы, интерактивные игры, конкурсы рисунков о ЗОЖ, спорте, акции по ЗОЖ.
Подвижные игры корригирующего и общеукрепляющего характера
Участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительныых мероприятия: соревнования, спортивные турниры, Дни здоровья.
Организация прогулок на свежем воздухе.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данному направлению:
Духовно-нравственное направление: «Мир во мне». (1 класс).
«Азбука добра». (2 класс).
предполагает формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программа внеурочной деятельности по данному направлению имеет своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.
Формы деятельности:
игры;
беседы;
сюжетно - ролевые игры, инсценировки;
просмотр мультфильмов, презентаций;
конкурсы, викторины;
чтение и обсуждение книг, практикумы.
экскурсии.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся по данному направлению:
Декоративно-прикладное творчество:
«Мастерская чудесных превращений». (2 класс).
Данное направление внеурочной деятельности предполагает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Формы деятельности:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей (законных представителей), гостей.
В реализации внеурочной деятельности принимают участие педагогические работники школы: учитель начальных классов, воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог, а так же медицинский работник.
Социальные партнеры.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы
БОУ «БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96» располагает информационной и методической базой, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности в 2 классах обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам, обновлена и дополнена медиа - и видеотехника, обновлён и пополнен библиотечный фонд, обновлено и пополнено программно-информационное обеспечение. В школе-интернате имеются компьютеры с выходом в интернет.
Освещение реализации программы внеурочной деятельности
На педагогических советах школы.
На школьных методических объединениях учителей.
Семинары (областные, районные).
Общешкольные родительские собрания.
Родительские собрания в 2 классах.
На официальном веб-сайте ОО.
В официальных группах ОО в социальных сетях.
В интернет пространстве: на педагогических сайтах, страницах, форумах, блогах.