УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СШ № 22
_____________Л.М. Петрова
«___»___________ 2020 года
Программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Баскетбол»
Срок реализации программы:
2020 –2021 учебный год
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 12 – 13 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель:
Бурков А.С.,
Учитель физической культуры
г. Нижневартовск
2020 год.
1. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Баскетбол» составлена на основе нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. №237-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897);
Письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. № 03-296;
- Авторской программы по физическому воспитанию В. И. Лях «Физическая культура».
Программа разработана с учетом:
- СанПиН 2,4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г, № 189, зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011 г. № 199993), с изменениями;
- учебного плана по внеурочной деятельности для 7 классов;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
Цели программы: укрепление здоровья учащихся, формирование у учащихся основной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса к занятиям спортивными играми «Баскетбол»; разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых баскетболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Задачи:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма по средствам занятий «Баскетболом»;
– привитие интереса к систематическим занятиям баскетболом;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитиембыстроты, ловкости и координациидвижений;
– овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в баскетбол; освоение процесса игры в соответствии с правиламибаскетбола;
– участие в соревнованиях по баскетболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории баскетбола, технике и тактике, правил игры вбаскетбол.
Программа рассчитана для обучающихся7 классов.
Программа реализуется в течение 1 года, на ее реализацию отводится 68 часов в год (по 2 часа в неделю). Продолжительность занятия – 40 минут.
2. Общая характеристика программы.
Направленность программы - физкультурно-оздоровительная.
Учебный план по предмету «Физическая культура» в 7 классах в 2020-2021 учебном году разработан из расчета трёх часов в неделю. Программа внеурочной деятельности «Баскетбол » разработана с целью вовлечение учащихся в систематические занятия спортом. Укреплять здоровье и способствовать всестороннему физическому развитию. Совершенствование игрового навыка. Заполнение свободного времени тренировками, что отвлекает их от вредных привычек. Она предусматривает проведение теоретических, практических знаний, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Создания условий для двигательной активности и физического развития обучающихся. Программа разработана на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры, и дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей).
Основными формами работы являются: учебно-тренировочные занятия, участие в соревнованиях, культурно-массовые мероприятия. Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра, соревновательная деятельность.
В процессе освоения внеурочного курса ученики получат следующие ЗУН:
значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в баскетболе. Рациональный суточный режим. Режим дня и питание. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа. Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническимтребованиям.
Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях организма человека, взаимодействие систем организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий баскетболом. Спортивная тренировка, как процесс совершенствования функций организма. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Травмы и ихразновидности. Причины возникновения травм. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок, сухожилий. Восстановительные процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.
Правила соревнований. Состав команды, замена игроков. Права и обязанности игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии и жестов. Виды соревнований. Понятие о методикесудейства. Соревнования по баскетболу средишкольников.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; Готовность к преодолению трудностей; Целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма; Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности. | Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | выполнять простейшие комбинации; играть по правилам в спортивные игру баскетбол; самостоятельно организовывать и проводить спортивные соревнования; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга. |
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” учащиеся смогут получить знания:
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по баскетболу;
жесты баскетбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
4. Содержание курса внеурочной деятельности.
№ | Учебный материал |
Перемещения |
1 | Стойка игрока (исходные положения) | совершенствование |
2 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед | совершенствование |
3 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | совершенствование |
Передачи мяча |
1 | Передача от плеча | совершенствование |
2 | Передача от груди | совершенствование |
3 | Передача из-за головы | совершенствование |
4 | Передача в движении | совершенствование |
5 | Передача на месте и в движении | совершенствование |
Подбор мяча |
1 | Перехват мяча в нападении, на чужом щите. | закрепление |
2 | Перехват мяча в защите, на своём щите. | совершенствование |
3 | Коллективный перехват мяча. | совершенствование |
Перехват мяча |
1 | Перехват мяча при передаче. | закрепление |
2 | Перехват мяча при ведении. | закрепление |
Броски мяча в кольцо |
1 | Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок в кольцо. | закрепление |
2 | Ведение, два шага, бросок в кольцо. | закрепление |
3 | Броски в кольцо “из под кольца”. | закрепление |
4 | Броски в кольцо по трёх секундной зоне. | закрепление |
5 | Штрафной бросок. | закрепление |
Тактические игры |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите | закрепление |
2 | Групповые тактические действия в нападении и защите | закрепление |
3 | Командные тактические действия в нападении и защите | разучивание |
4 | Двухсторонняя учебная игра | + |
Подвижные игры и эстафеты |
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | + |
2 | Игры развивающие физические способности | + |
Физическая подготовка |
1 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | + |
Судейская практика+ |
1 | Судейство учебной игры в баскетбол | + |
5. Календарно-тематическое планирование 7 класс.
N п/п | Название раздела, темы | Форма занятия | Дата проведения | Формы контроля |
По плану | По факту |
| Техника безопасности на занятиях по «баскетболу». Профилактика травматизма в спорте. Введение. История баскетбола. Подвижные игры с элементами баскетбола. | Лекция, беседа. | | | Опрос. |
| Передвижения боком, спиной вперёд, ускорение, остановки, повороты, старты из различных исходных положений. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег, остановки, повороты, рывки). | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Ведение мяча со всеми изученными действиями. | Беседа. Практическое занятие. | | | Опрос. Педагогическое наблюдение. |
| Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Передачи мяча в игре. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Ведение мяча с изменением направления движения. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Ведение мяча с изменением направления движения. Ведение мяча со всеми изученными действиями. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Ведение мяча по прямой, с изменением направления и скорости ведения правой и левой рукой (без сопротивления защитника). | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Ведение мяча с активным и пассивным сопротивлением защитника. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Обводка с помощью обманных движений (финтов). | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Выбивание мяча ударом руки. Отбор мяча: вырывание. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места.Учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Броски мяча в кольцо с двух шагов правой и левой рукой. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Броски мяча в кольцо с остановкой на две ноги и обманными движениями. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Броски мяча в кольцо со средней дистанции. Штрафной бросок. Броски мяча в кольцо после передач. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в нападении со сменой ритма движения. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в нападении с дриблингом. Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры, развивающие физические способности. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Броски мяча в корзину после передач. Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры, развивающие физические способности. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину.Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину.Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. Двусторонняя учебная игра. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
| Итоговое занятие. Соревнование. | Практическое занятие. | | | Педагогическое наблюдение. |
№ | Тема занятия | Дата проведения | Корректи ровка | часы |
1 | Передачи баскетбольного мяча на мести и в движении. | | | 1ч |
2 | Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте. | | | 1ч |
3 | Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным. | | | 1 ч |
4 | Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным с сопротивлением. | | | 1 ч |
5 | Передачи мяча в игре. | | | 1ч |
6 | Передачи мяча в игре. | | | 1ч |
7 | Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста. | | | 1 ч |
8 | Ведение мяча со сменой ритма движения | | | 1 ч |
9 | Ведение мяча с изменением направления движения | | | 1ч |
10 | Ведение мяча со всеми изученными действиями. | | | 1ч |
11 | Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок. | | | 1 ч |
12 | Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции. | | | 1 ч |
13 | Броски мяча в корзину с двух шагов провой и левой рукой. | | | 1ч |
14 | Броски мяча в корзину с остановкой на две ноги и обманными движениями. | | | 1ч |
15 | Броски мяча в корзину после передач. | | | 1 ч |
16 | Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. | | | 1 ч |
17 | Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок. | | | 1ч |
18 | Индивидуальные действия в нападении со сменой ритма движения. | | | 1ч |
19 | Индивидуальные действия в нападении с дриблингом. | | | 1 ч |
20 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | | | 1 ч |
21 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | | | 1ч |
22 | Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | | | 1ч |
23 | Индивидуальные действия в нападении в игре. | | | 1 ч |
24 | Индивидуальные действия в нападении в игре. | | | 1 ч |
25 | Индивидуальные действия в защите со сменой ритма движения. | | | 1ч |
26 | Индивидуальные действия в защите против дриблинга. | | | 1ч |
27 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | | | 1 ч |
28 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | | | 1 ч |
29 | Индивидуальные действия в защите против заслонов. | | | 1ч |
30 | Индивидуальные действия в защите в игре. | | | 1ч |
31 | Индивидуальные действия в защите в игре. | | | 1 ч |
32 | Учебная игра. | | | 1 ч |
33 | Учебная игра. | | | 1ч |
34 | Учебная игра. | | | 1ч |
35 | Учебная игра. | | | 1ч |
36 | Учебная игра. | | | 1ч |
| | | | 36 |