Программа «ВЕКТОР» - основа для самоопределения в мире профессий
Делидова Л.В.
учитель математики,
I.кв.категория,
МАОУ «СОШ №133№ г.Пери
Одной их первостепенных задач на всех уровнях образовательного пространства Российской Федерации провозглашена работа по обеспечению школьникам готовности к профессиональному самоопределению (Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ МОиН РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказ начальника ДО администрации г. Перми от 10.04.2014 г. № СЭД-08-1-09-85 «Об утверждении Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 года»).
Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению своей образовательной траектории, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессиональных проб обучающихся.
3) В связи с этим в ОУ разработана программа «ВЕКТОР», благодаря которой расширяется спектр предоставляемых профессиональных и профильных проб, курсов по выбору профессиональной направленности на основе взаимодействия с учреждениями, организациями и предприятиями г. Перми, программа рассчитана на 2 года (2018-2020).
4) Среди Задач Программы таких, как:
Разработка и включение:
в основную образовательную программу школы раздела, отражающего особенности образовательного процесса, связанного с реализацией системы профессиональных проб и практик;
в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, метапредметного курса «Познай себя» для обучающихся 8 классов;
Организация социального партнерства школы с представителями профессионально-производственного территориального окружения и организациями высшего и среднего специального образовательного кластера по направлениям Программы.
ОСОБОГО внимания требует задача по
Созданию банка программ профильных и профессиональных проб, КСК с профессиональной составляющей.
Ожидаемые результаты: Изменение содержания учебных предметов, ориентированных на слияние с профессиональной сферой (не менее 10 профильных и профессиональных проб, КСК с профессиональной составляющей на параллель).
Потребность в личном образовательном запросе (ИОМ 100% обучающихся 8-11 классов).
Не менее 2 профессиональных проб/практик на одного ученика 8-х, 10-х классов в год со 100% презентацией прохождения.
Рост числа разновозрастных групп, объединенных программой и проектами совместной деятельности с социальными партнерами (предприятиями и организациями), 1 год - не менее 50% обучающихся 8-11 классов; 2 год – не менее 100% учащихся, занятых в проектах.
20% родительской общественности являются социальными партнерами школы.
Количество выпускников, поступивших на эколого-технические специальности (1 год – не менее 20% от выпускников 9,11 классов; 2 год – не менее 40%).
5)Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ.
Система организации профессиональных проб предполагает прохождение, как правило, трёх этапов:
1-7 классы:
Ознакомление с основными сферами профессиональной деятельности.
Проектные и имитационные игры, которые служат дополнением к информационной работе.
8-9 классы:
Профессиональные пробы, направленные на актуализацию процесса профессионального самоопределения, выявление индивидуальных возможностей и способностей школьников.
Практические работы, проектные работы.
6) Итог профессиональных проб:
7) На данный момент в учреждении сформировались шесть линеек профессиональных проб:
«Школа безопасности» направлена на гражданское и патриотическое воспитание молодежи, ее хорошую физическую подготовку, знание основ ЗОЖ, популяризацию деятельности поисково-спасательных формирований, формирование правил поведения и выработки психологической устойчивости при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и происшествий. Все вышеперечисленное является необходимой основой для таких профессий, как пожарный спасатель, спасатель в ЧС, инспектор ГИБДД или инструктор по туризму и др. Реализация этих проб осуществляется на основе двусторонних соглашений с социальными партнерами школы: Пермским региональным отделением общероссийской общественной организацией «Российский союз спасателей», ПКООИ «Чернобылец» «Союза Чернобыль России», ГИБДД Мотовилихинского района г. Перми.
«Зеленая аптека» - направление в системе профессиональных проб в ОУ, которое позволит учащимся самоопределиться в области фармацевтических биотехнологий: фармацевт, провизор, врач-микробиолог, бактериолог, специалист в сфере фармаконадзора, реализуется на основе двусторонних соглашений с социальными партнерами школы: «Белая аптека», аптека «Планета Здоровья», ПГФА, ПГМА.
«ЭкоДом» - одно из ключевых направлений, специализирующемся на качественно-новом уровне технологического развития безотходного производства. Потребность в экологически чистом мире меняет рынок труда и наборы навыков для специалистов: появляются специалисты, занимающиеся вопросами утилизации и вторичной переработкой отходов, разумного использования ресурсов. Экомониторинг становится обязательной частью работы во всех секторах промышленности и транспорта. Знакомство с такими профессиями, как проектировщик «умной» среды, эколог и др., - мы осуществляем на базе ООО «Экологическая перспектива», Центра экологической политики и культуры.
«ITишка» - Информационные технологии (IТ) – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Изменения в этой отрасли задают новые технологии и практики фактически для всех отраслей экономики. Проектирование, транспортировка, управление ресурсами, маркетинг, управление людьми – все эти и многие другие области изменяются под воздействием IТ. До 2020 года появятся такие профессии как, архитектор информационных систем, дизайнер интерфейсов, сетевой юрист, цифровой лингвист и пр. Нацелить обучающихся на профессии ближайшего будущего нам помогает двухстороннее сотрудничество с КГАПОУ «Краевой колледж предпринимательства», АНО Детский клуб Кибертроник, АНО ДО «Языковой Центр «Британия»».
Однозначно, не все наши учащиеся будут получать среднее, а потом и высшее образование, поэтому направления «Глаза боятся – руки делают» и «Кухня народов мира» предоставляют возможность попробовать себя в разных пробах по специальностям, прием на обучение по которым осуществляется после окончания основной школы: деревообработка, металлообработка, повар, кондитер, парикмахер, продавец и др., - в рамках договора с Центром развития образования Индустриального района, с ОО «Вкус и качество», ОО «Трио» (работа со стеклом, стекольное производство), ОО «Интер-Мебель» (изготовление мебели).
8)
Уровни реализации направлений профессиональных проб
Название | События |
«Радуга профессий» Начальное общее образование | Учебная деятельность: поточно-групповое обучение (предметы: ИЗО, Технология, Окружающий мир); знакомство с профессиями в рамках обязательных предметов учебного плана. Внеурочная деятельность: образовательные практики, профориентационные игры, создание проектов, встречи с представителями профессий, мастер-классы мастеров; профильный лагерь «ФЛО.МАСТЕР» (фантазеров летний отряд «Мастер»); ярмарка достижений «Оч.умелые ручки»; биологический практикум «Юный биолог-эколог». |
ПрофГид» Основное общее образование | Учебная деятельность: поточно-групповое обучение (обществознание, биология, математика); КСК (40 программ); Практикумы, лабораторные занятия на базе кафедр ПГФА, ПГМА, КГА ПОУ «Краевой колледж предпринимательства», АНО ДО «Языковой Центр «Британия»»; метапредметный курс «Познай себя». Технологии формирования ГПС: преподавание ряда предметов с опорой на использование специфики предмета в реальной профессиональной деятельности (биология/, литература/, история/, география/ и краеведение; физика и техника/медицина/астрономия, физика природных явлений, биология и медицина/экология/фармакология); Внеурочная деятельность: Ярмарка реальных задач (старт проектной работы на год); Метапредметная неделя «Творчество вне школьных стен»; НПК «Мир моих возможностей», День науки; 8 разработанных программ ПП (6 в стадии разработки); летний профильный отряд детско-юношеского движения «Школа безопасности». |
Список литературы:
Авво Б.В, Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие. – С-П: изд-во «КАРО», 2005
Афанасьева Т.П., Немова Н.В, Профильное обучение: Педагогическая система и управление: Система профильного обучения старшеклассников: Учебно- методическое пособие. – М: изд-во «АПК и ПРО», 2004
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии, М.: Центр «Педагогический поиск», 2003г.
Бобкова Л.Г., Организация профильного обучения: Методическое пособие. – Курган: изд-во «ИПК и ПРО», 2006
Бобкова Л.Г., Предпрофильная подготовка в основной школе: Методическое пособие. – Курган: изд-во «ИПК и ПРО», 2004
Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. С-П.: «Каро» 2006г.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестникобразования. Тематический выпуск, 2002
Молчанов С.Г., Предпрофильное и профильное образование: Терминологический словарь: Учеб. Пособие. – Самара: Изд-во «Учеб. литература», 2006
Научно-методический и информационный журнал «Профильная школа»- М:, изд-во «Русский журнал», 2002- 2008
Немова Н.В, Управление введением системы предпрофильного обучения
старшеклассников: Учебно- методическое пособие. – М: изд-во «АПК и ПРО», 2004
Новикова Т.Г. Построение различных моделей портфолио учащихся. Методист: научно-методический журнал.-2005г №3
Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02г. № 2783 // Официальные документы в образовании №27, 2002
Писарева С.А., Образовательная среда профильного обучения: учебно-методическое пособие. – С-П: изд-во «КАРО», 2005
Подготовка педагогических кадров к введению профильного обучения: Методическое пособие./научный руководитель – Чечель И.Д. – М: изд-во «АПК и ПРО», 2003
Предпрофильная подготовка в основной школе: Методические рекомендации/ Авт.-сост. Л.Г. Бобкова /ИПК и ПРО Курганской области.
Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие/ Науч. Ред. Чистякова С.П. М.: АПК и ПРО, 2004г.
3