СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Умелые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Умелые руки"»



















ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности в начальной школе

«Умелые руки»




























1.Пояснительная записка.

Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.  На изучение курса «Умелые руки» в начальной школе выделяется в 1 классе –33 часа, во 2 - 4 классах по 34 часа (1 ч. в неделю).

Цель – направлена на саморазвитие и развитие личности ребенка, на выявление творческого потенциала, на осознание целеположения деятельности.

Данная цель решается через ряд задач:

1) Формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности;

2) Развитие качеств творческой личности, умеющей:

-ставить цель;

- искать и находить решения поставленных перед ребенком учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;

- выбирать средства и реализовывать свой замысел;

3) Формирование основ эстетических и политехнических знаний и умений.

4) Общее знакомство с искусством.

5) Расширение общекультурного кругозора учащихся. Организация образовательного процесса.

2.Общая характеристика курса.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Программа «Умелые руки» выделяет приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;

- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

- изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;

- участие в создании коллективных композиций;

- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.

3. Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на четыре года обучения, 1 час в неделю.
1 год обучения- 33 часа;
2 год обучения- 34 часа;
3 год обучения- 34 часа;
4 год обучения- 34 часа;
Итого - 134 часа

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса

  1. Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

6. Содержание учебного курса

1 класс (33 часа)

  1. Вводное занятие. (1 ч) Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы необходимые для работы.

2. Конструирование из бумаги. (14 ч) Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая глаз. История бумажной игрушки (Китай, Япония, европейские страны).Правила работы с бумагой. Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве. Практическая часть. Подбор бумаги. Раскладка лекал и раскрой. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини – выставка.

3. Конструирование из природного материала. (18 ч) Лепка. Народная глиняная игрушка. История, символика, связь с мировоззрением (женская фигура – мать – земля; конь – солнце, птица – воздушная стихия). Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций.

  Практическая часть. Выбор образца изделия. Дальнейшее освоение приёмов лепки руками изделий простых форм; подготовка пластилина, лепка простых геометрических форм – «угощений» (круглых, квадратных, овальных, колёсиком и т. д.); формирование полых изделий (чашки), лепка из целого куска и ленточной техникой. Изготовление изделий с использованием природного материала (шишек, желудей, скорлупы и т. д). Составление коллективной композиции из поделок по сказочным сюжетам(«Машенька и медведь», «Волк и три поросёнка», «Красная шапочка» и т. д.)

2 класс (34 часа)

  1. Вводное занятие ( 1ч).  Виды бумаги. Подарок, его первоначальное символическое значение. Искусствоведческая справка. Просмотр готовых работ. История изобретения бумаги, бумагопластика. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия по данному образцу.

2. Конструирование из бумаги (16 ч)  Практическая часть. Изготовление открыток ко дню учителя. Отработка способ вырезания (вырезание из бумаги, сложенной пополам, вырезание из бумаги сложенной в несколько раз, вырезание  по частям) Оформление изделия. Изготовление коробочек для  карандашей из папье – маше. Технология изготовления папье – маше. Оформление коробочек из папье – маше. Узоры из бумажных лент – квиллинг. Из истории квиллинга. Просмотр готовых работ. Обсуждение образца, подготовка материала, обсуждение эскиза, изготовление картин из бумажных полос. Изготовление новогодних игрушек из бумаги: «Фонарики», «Дед Мороз и Снегурочка», «Снегири».

3. Ниточная страна. (7 ч) Текстильные материалы. Виды аппликаций из нитей(аппликация из цельных нитей, из распущенных нитей, из кручёных нитей) Обсуждение образцов, технология изготовления аппликаций из нитей. Изготовление аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей.

 4. Работа с тканью. (9 ч) Куклы – Петрушки. Искусствоведческая справка. Характер сказочного героя, его значение в народном быту. Обратить внимание на  различное образное решение. Выбор образцов. Подбор ткани. Правила раскроя. Практическая часть. Выполнение игрушек в материале. Закрепление навыков работы иглой, выполнение изученных швов. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и  заделки края ткани, соединения деталей.

5. Итоговое занятие. (2 ч) Подведение итогов работы. Отчётная выставка – просмотр работ, выполненными детьми за год, их оценка.

3 класс (34 часа)

 1. Вводное занятие. Виды бумаги. (2ч).  Теоретические сведения. Цели, задачи и содержание программы обучения. Материалы необходимые для работы.

2. Работа с бумагой и картоном (7 ч)  Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Сгибание бумаги и картона по линиям разметки. Изготовление игрушек – сувениров «Бабочка», «Кубик», «Цветок» «Ракета», «Домики для сказочных героев».

  1. Работа с тканью и мехом (9 ч) Правила и приемы безопасной работы с тканью, инструментами и приспособлениями. Выбор образцов. Подбор ткани. Правила раскроя. Выполнение игрушек в материале. Закрепление навыков работы иглой, выполнение изученных швов. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и  заделки края ткани, соединения деталей. Шитье мягкой игрушки «Котенок», изготовление настенного кармашка для мелочей.

4.Работа с бисером (10 ч) Беседа «Из истории бисероплетения», «Правила работы с бисером». Осваивание способов и приёмов работы с бисером, использование знаний о леске при изготовлении изделий из бисера. Зарисовка схем изделий. Плетение колец, браслетов «фенечек»

5. Работа с природным материалом (4 ч) Свойства  природных материалов, исполь­зуемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость.Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. Приемы работы: соединение деталей с помощью пла­стилина, клея, палочек. Выполнение аппликации из плодов и растений, из листьев.

6. Итоговое занятие. (2 ч) Подведение итогов работы. Отчётная выставка – просмотр работ, выполненными детьми за год, их оценка.

4 класс (34 часа)

1.Вводное занятие (1 час)

Теоретические сведения. Цели, задачи и содержание программы обучения. Оснащение учебной мастерской. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической части урока.

2.Общие сведения о тканях. Виды ручных работ (2 часа)

Теоретические сведения. Краткие сведения об ассортименте тканей. Обработка тканей. Виды стежков и строчек. Определение лицевой стороны ткани.Практическая работа: выполнение образцов ручных работ стежков и строчек.

3.Объемная мягкая игрушка-игольница «Божья коровка» (3 часа) Теоретические сведения. Беседа о народной игрушке. Изготовление выкроек, правила раскроя с учетом швов: закрепление нити на ткани. Технологии выполнения ручных операций. Практическая работа: подготовка выкройки детали игрушки к раскрою. Раскрой с учетом припусков на швы, соединения деталей игрушки. Окончательная обработка и отделка изделия.

4.Полуобъемные мягкие игрушки и сувениры «котик» и «собачка» (6 часов).

Теоретические сведения. Особенности изготовление и создания игрушек.  Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для работы. Способы соединения деталей. Правила и приемы безопасной работы с иголкой, ниткой, тканью и ножницами.Практическая работа. Упражнение на разметку деталей по лекалам. Раскрой деталей. Технология изготовления полуобъемных мягких игрушек. Способы отделки.

5.Изготовление объемных мягких игрушек «цыпленок», «кролик», «медвежонок»

(9 часов)

Правила и приемы безопасной работы с тканью, инструментами и приспособлениями. Знакомства с новыми видами швов. Технология изготовления объемных мягких игрушек. Практическая работа. Соблюдение правил безопасности и раскрой деталей с учетом припусков на швы. Соединение деталей объемных игрушек. Окончательная обработка и отделка игрушек.

6. Игрушка-сувенир из шариков «Попугай» (4 часа).

Теоретические сведения. Особенности изготовления и отличие технологии в деталях и соединении игрушки. Правила безопасной работы. Практическая работа. Изготовление лекало. Соединение деталей. Отделка игрушки-сувенира.

7. Композиция из мягких игрушек (7 часов)

Теоретические сведения. Разработки композиции. Материалы и инструменты для создания композиции. Особенности в изготовлении. Разнообразие и разновидности материала. Приемы безопасной работы. Практическая работа. Упражнения на подбор материала для композиции. Изготовление деталей. Соединение и составление композиций. Окончательная обработка и отделка.

8. Одежда, костюм, их функции (2 часа)

Теоретические сведения. Цели и задачи дизайна современного костюма. Требования, предъявляемые к одежде со стороны производства и потребителя. Функции одежды.

9. Итоговое занятие. Выставка детского рукоделия (1 час). Теоретические сведения. Организация и обсуждение выставочных работ учащихся. Оценка и качество детской работы.

































7. Календарно – тематическое планирование

1 класс

Наименование разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1



2



2.1

2.2

2. 3

2. 4

2. 5

2.6

2.7







2.8

3


3.1





3.2











4


Вводное занятие



Конструирование из бумаги

Из истории оригами



«Рыбка» - оригами

«Чертёнок» - из готовых форм

«Дракоша» - по выкройке

«Робот» - из выкроек и готовых форм

Цветы из бумаги

Поздравительная открытка.

А) вырезание из бумаги, сложенной пополам

Б) вырезание из бумаги сложенной в несколько раз

В) вырезание по частям

Аппликация

Конструирование из природного материала

Лепка. «Лесовик» (шишки)

«Рыбка» (грецкий орех)

«Лебедь» (яичная скорлупа)

«Муравей» (яичная скорлупа, жёлудь)

«Блюдце» (лепка пластическим способом)

«Чашка» (лепка ленточным способом)

«Машенька с корзинкой», «Барыня» (комбинированная лепка)


Оформление отчётной выставки

Итого

1



14



1

2

2

2


1


1


1


1

2

19


2

2

3

2


2


2


2

2




33

1



1

1



















1

















2




13



1

2

2

2


1


1

1

1

2

18

2

2

3

2


2



2


2

2


1

31

 






2 класс


Наименование разделов, тем

Общее колич. учебных часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1




2


2.1




2.2





2.3



2.4








3


3.1



3.2


3.3


4



4.1

Вводное занятие

Вводный инструктаж

Конструирование из бумаги

Изготовление открыток  ко дню учителя

Изготовление коробочек для карандашей (папье – маше)

Узоры из бумажных лент (квиллинг)


«Новогодняя сказка» изготовление Новогодних игрушек из бумаги, открыток.

 

Ниточная страна

Аппликация из ниточной крошки

Аппликация из скрученных ниток

Аппликация из резаных ниток

Работа с тканью. Мягкая игрушка.

Вводное занятие. Куклы - Петрушки

«Слоник»

Прихватка «Яблоко»

Грелка на чайник

Отчётная выставка

 

1




15


2




4




4




4








7


3


2



2


9




3

3



2

1














1























1







2



4





4




4










3


2



2






3

2



2

Итого


34

3

31




3 класс




Наименование разделов, тем

Общее колич. учебных часов

В том числе

Теоретич.

Практич.


1

2







2.1

2.2

2.3

2.4

2.5



3


3.1



3.2


3.3


3.4



4


4.1

4.2

4.3

5

5.1


5.2

6

Вводное занятие

Работа с бумагой и картоном

Изготовление игрушек – сувениров

«Бабочка»

«Кубик»

«Цветок»

«Ракета»

«Домики для сказочных героев»

Работа с тканью и мехом

Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья

Мягкая игрушка «Котёнок»

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

«Паучок»

Работа с бисером

Пробные плетения

Плетение колец

Плетение браслетов «фенечек»

Работа с природным материалом

Аппликация из плодов и растений



Аппликации из листьев

Отчётная выставка


2


7

















9
















10










4











2


1


1

















1
















1


1


6








1

1

1

1

2




8


1





3


2



2

9


3



3

2


2


4




2







2



Итого


34

4

30

 


Наименование разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1


2



3



4



5




6



7


8


9



10

Вводное занятие


Общее сведения о тканях. Виды ручных работ.


Объемная мягкая игрушка-игольница «Божья коровка».


Полуобъемные мягкие игрушки и сувениры «котик» и «собачка».


Изготовление объемных мягких игрушек «цыпленок», «кролик», «медвежонок».


Игрушка-сувенир из шариков «попугай».


Композиция из мягких игрушек.


Одежда, костюм, их функции.


Итоговое занятие. Выставка детского рукоделия.


Оформление отчётной выставки


Итого

1


2



3



6



9




4



7


1


1





34

1


1



1



2


3




1



1




1



11




1



2



4


6




3



6


1






23



4 класс



8.Описание материально-технического обеспечения:

-материалы для оформления и творчества детей;

-наличие канцелярских принадлежностей;

-аудиоматериалы и видеотехника;

Список литературы.

  1. Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» - М., 2007

  2. Е.Виноградова «Браслеты из бисера»

  3. Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги»

  4. Т.М. Геронимус «Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации». 1997г.

  5. Т.М. Геронимус «Работаем с удовольствием» 1998г.

  6. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

  7. Кочетова С. В. «Игрушки для всех» (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!