СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Учись писать грамотно"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ и ВПР

Просмотр содержимого документа
«Программа "Учись писать грамотно"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 73

имени Александра Васильевича Молчанова





УТВЕРЖДЕНО



решением педагогического совета

от _28 августа 2020__ г. протокол №1

председатель ________ Мелоян Н.Г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Учись писать грамотно»

Уровень образования (класс) основное общее образование (9 класс)

Количество часов: 34

Учитель: Кудрина А.С.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО



Учебно-тематическое планирование курса выбору по русскому языку.




Наименование тем

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Практические занятия

лекции

1

Фонетика. Орфография. Лексика. Теоретические сведения. Практическая работа. Опорный конспект.

1


Работа с источниками сообщения учащихся, заполнение таблицы, выполнение упражнений обучающего характера.

2

Словообразование. Состав слова. Разбор слов по составу. Опорный конспект (основные способы словообразования).


1

Конспектирование лекции учителя, участие в диалоге по теме занятий. Семинар.

3

Имя существительное. Постоянные признаки и роль в предложении. Практическая работа. Опорный конспект («Е-И» в окончании существительных).

1


Орфографический анализ текста. Работа со словарями, выполнение упражнений обучающего характера.

4

Имя прилагательное. Разряды по значению. Практическая работа. Опорный конспект.

1


Работа с источниками сообщения учащихся, заполнение таблицы, выполнение упражнений обучающего характера. Доклад.

5

Имя числительное. Склонение числительных. Употребление «Ь»


1

Конспектирование лекции учителя, участие в диалоге по теме занятий. Сообщения учащихся. Круглый стол.

6

Глагол. Виды и наклонения глагола. Глагольные формы. Теоретические сведения. Практическая часть. Опорный конспект (наклонение глагола).

1


Работа с источниками сообщения учащихся, заполнение таблицы, выполнение упражнений обучающего характера.

7

Наречие. Употребление дефиса в местоимениях и наречиях. Теоретическая часть. Выполнение упражнения. Опорный конспект (употребление дефиса).

1


Орфографический анализ текста. Работа со словарями, выполнение упражнений обучающего характера.

8

Служебные части речи. Теоретические сведения. Опорный конспект.


1

Конспектирование лекции учителя, участие в диалоге по теме занятий. Сообщения учащихся.

9

«Не» с существительными, прилагательными и наречиями на «О-Е». Практическая часть. Опорный конспект.

1


Орфографический анализ текста. Работа со словарями, выполнение упражнений обучающего характера. Тест.

10

Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды связи. Опорный конспект.


1

Конспектирование лекции учителя, участие в диалоге по теме занятий.

11

Простое предложение. Главные члены предложения . Виды простых предложений. Теоретические сведения. Опорный конспект.


1

Конспектирование лекции учителя, участие в диалоге по теме занятий. Семинар.

12

Второстепенные члены предложения. Их виды.
Теоретическая часть, (грамматическое значение, вопросы,способ выражения). Опорный конспект.



1

Конспектирование лекции учителя, участие в диалоге по теме занятий. Сообщения учащихся.

13

Обособленные члены предложения, знаки препинания при них. Практическая часть. Опорный конспект.


1


Анализ текстов – образцов. Выполнение упражнений обучающего характера.

14

Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах.

1


Анализ текстов – образцов. Выполнение упражнений обучающего характера.

15

Вводные слова и предложения, их группы по значению. Обращение и знаки препинания при нём.

1


Работа с деформированным текстом. Сообщение учащихся. Тест.

16

Сложное предложение. Основные группы сложных предложений. Опорный конспект



1

Конспектирование лекции учителя, участие в диалоге по теме занятий. Доклад.

17

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания. Схемы.
Опорный конспект.



1

Конспектирование лекции учителя, участие в диалоге по теме занятий.

Итоговый тест.


Содержание блока орфография.


ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ.


1.Правописание гласных и согласных в корне.

Безударные проверяемые гласные. Проверяемые согласные. Непроверяемые гласные и согласные.Одна и две согласные буквы на стыке корня с последующей суффик­сальной или корневой морфемой (слова типа программка, теракт). Непроизносимые согласные. Чередующиеся гласные. Буквы Ы и И после приставок.

2.Правописание гласных и согласных в приставках.

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Гласные в приставках НЕ- и НИ-.Буквы А и О в приставках.Согласные на конце приставок.Одна и две согласные на стыке приставки и корня.

3.Правописание гласных и согласных в суффиксах.

Гласные в суффиксах -ЕК и -ИК (а также -НИК, -ЧИК, -ЩИК, -ИН-, -ИЦ-,-ЕЦ,-ОК и т. п.).Суффиксы прилагательных -К- и -СК-.Гласные в суффиксах глаголов и отглагольных слов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА.Буквы А и О на конце наречий.Н и НН в прилагательных, причастиях, существительных, наречиях.Гласные в суффиксах прилагательных -ЕВ-, -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЕН-, -АН-, -ЯН- и др.Гласные в суффиксах причастий.Гласные перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.Гласные в суффиксах глаголов типа обессилеть, обессилить. Суффикс -И- в повелительном наклонении глагола.

4.Правописание гласных в окончаниях.

Гласные в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Гласные в окончаниях существительных. Гласные в окончаниях прилагательных, причастий, порядковых числительных.


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.


1.Написание букв О,Ё,Е после шипящих и Ц.

Буквы О и Ё после шипящих в корне. Буквы О,Ё и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях.

2.Написание И, Ы после Ц; И в сочетаниях ЖИ и ШИ.

Буквы И и Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. ЖИ и ШИ.


УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВ Ь И Ъ


1.Употребление разделительных ь и ъ знаков.

Разделительный Ъ после приставок и в сложных словах. Разделительный Ь.

2. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Ь в словах с мягкими согласными. Отсутствие Ь в сочетаниях НЧ, НЩ, РЧ, РЩ, ЧК, ЧН, ЩН. Ь и его отсутствие в форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня {вишен, черешен, яблонь, кухонь и т. п.), в существительных с уменьшительным суффиксом -К- (вишенка, яблонька).

3. Написание Ь в глаголах.

Ь в повелительном наклонении глаголов. ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

4. Написание Ь в числительных.

Ь и его отсутствие в количественных и порядковых числительных.

5. Написание Ь после шипящих на конце слов.

Ь и его отсутствие после шипящих на конце существительных, глаголов, кратких прилагательных, наречий, частиц.


СЛИТНОЕ, ДЕФИСНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ.


1. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами различных частей речи.

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях. НЕ с глаголами и деепричастиями.НЕ с причастиями.Частицы НЕ и НИ, союз НИ - НИ.


2.Слитное и раздельное написание служебных слов.

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и др. в отличие от сочетаний ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ и др.

Слитное и раздельное написание производных предлогов, отличие предлогов от знаменательных частей речи.


3.Слитное и раздельное написание наречий.

Написание наречий, образованных от других наречий (навсегда, повсю­ду и др.), собирательных числительных (вдвое, надвое и др.), кратких и полных прилагательных {сгоряча, вручную и др.), местоимений {вничью, поэтому и др.), существительных {наземь, поодиночке, вдаль и др.);

от­личие наречий от существительных с предлогами.


4.Слитное написание сложных слов.

Написание сложных слов с соединительными гласными {языкознание, земледелие) и без соединительных гласных: с иноязычными корнями {авиалиния, поликлиника), при сращении словосочетания {кислородсо­держащий, умалишенный), с существительными на -мя {времяпрепро­вождение, семяпочка), глагольными формами {горицвет, вертишейка), числительными {двадцатиметровый, сорокаквартирный и др.).


5.Дефисное написание слов.

Дефисное и раздельное написание слов с повторяющимися компонента­ми.

Дефисное написание сочетаний синонимического, антонимического и ассоциативного характера.

Дефисное написание сложных слов.

Дефисное написание приставок, суффиксов, слов служебных частей ре­чи.



Содержание блока синтаксис и пунктуация.


1.Словосочетание и предложение как синтаксические единицы.

Номинативная функция словосочетания.Коммуникативная функция предложения.Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний по характеру главного слова (именные, глагольные, наречные).Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.Предложение как основная единица синтаксиса. Характеристика предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные) и т.д..Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.Основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Типы сказуемых. Способы выражения подлежащего и сказуемого, второстепенные члены предложения: определение (согласованное и несогласованное), приложение, дополнение (прямое, косвенное), обстоятельство(виды обстоятельств по значению). Способы выражения второстепенных членов предложения.Простое предложение.Виды осложнения простого предложения: однородные члены; обособленные второстепенные члены; уточняющие члены; слова и конструкции, не являющиеся членами предложения; сравнительный оборот.Сложные предложение. Союзные и бессоюзные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды придаточных предложений. Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными частями.Последовательное, однородное и параллель­ное подчинение придаточных.Сложные предложения с различными видами связи.

2.Знаки препинания в простом предложении.

Члены предложения.Главные и второстепенные члены предложения.Грамматическое значение членов предложения, способ подчеркивания при анализе предложения.


3.Виды осложнения простого предложения.


Однородные члены предложения. Однородные члены с обобщающие словом.Обособленные второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство).Уточняющие члены предложения.Слова и конструкции, не являющиеся членами предложения и грамматически не связанные с членами предложения: обращение, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции.Конструкции с союзом КАК.


4. Тире между членами предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.Тире в неполных и эллиптических предложениях.Тире для обозначения пространственных, временных, количественных пределов (в значении «от ... до»).


5. Знаки препинания в конце предложения.

Точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, сочетание нескольких знаков.

6. Знаки препинания в сложном предложении.

Пунктуация в сложносочиненном предложении.Запятая и тире между предикативными единицами.Отсутствие знака препинания в предложениях с общим компонентом.

7. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.

Запятая между предикативными единицами - главной и придаточной частями предложения.Запятая при составных союзах.Запятая и ее отсутствие между однородными придаточными.Запятая и ее отсутствие на стыке двух союзов (подчинительных; сочи­нительного и подчинительного).Отсутствие запятой в предложениях с придаточной частью, состоящей из одного союзного слова.Постановка запятой между главной и придаточной частями предложения, перед подчинительным союзом или союзным словом, сочинительным союзом (И, ИЛИ и т. п.), при наличии повторяющегося или двойного сочинительного союза.Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. Точка с запятой, двоеточие, тире между предикативными единицами.


8. Пунктуационное оформление чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитирование).

Знаки препинания при прямой речи, косвенной речи, цитировании. Отличие прямой речи от косвенной речи.Оформление цитат.Знаки препинания в диалоге.


Содержание блока культура речи и стилистика.


1, Речевые нормы.

Орфоэпические нормы.Нормы ударения.Нормы произношения гласных и согласных звуков.


2.Лексико-фразеологические нормы.

Смысловая точность речи. Лексическая сочетаемость. Типичные лексические ошибки: тавтология, плеоназм, смешение паронимов и др.Употребление фразеологизмов.Типы словарей



3.Морфологические нормы.

Употребление форм самостоятельных частей речи: существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий.


4.Синтаксические нормы.

Связь слов в структуре словосочетания, нормы управления и согласования.Координация подлежащего и сказуемого.Употребление однородных членов, союзов при однородных членах, однородных членов с обобщающими словами.Употребление причастных и деепричастных оборотов.Употребление сложных предложений. Типичные ошибки в сложноподчиненном предложении: смешение конструкций главного и придаточного предложений, неправильное употребление придаточных с союзным словом КОТОРЫЙ, избыточность союзных средств и др. Нормативы ввода цитат с личными местоимениями. Типичная ошибка: смешение косвенной речи с прямой речью.


5. Стилистические нормы.

Нормы сочетаемости стилистических средств языка. Типичные стилистические ошибки: неоправданное использование иностилевых элементов, смешение лексики различных исторических эпох и т. п.


6. Русский литературный язык и его стили.

Литературный язык. Лексическая окраска: книжная (высокая) и разговорная (сниженная).Лексически не окрашенные средства (нейтральная лексика).Использование функциональных стилей: научный, официально-деловой, художественный, разговорный, публицистический.Стилистические нормы. Стилистические приемы.



Содержание блока система языка.

1. Основные разделы лингвистики.


1.1.Фонетика.

Предмет изучения фонетики.Звуки речи (гласные ударные и безудар­ные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, сонорные).Соотношение звуков и букв.Слог.Словесное ударение. Интонация, ее ос­новные элементы: логическое ударение, пауза, темп, тембр речи, мелодика (повышение-понижение голоса).


1.2. Лексикология и фразеология.

Слово как основная единица языка.Лексическое значение слова. Одно­значные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.Омонимы. Синонимы. Антонимы.Лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимство­ванные слова, в том числе старославянизмы. Развитие словарного запаса: устаревшие слова (историзмы и архаизмы), неологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Фразеологизмы.Лексическое значение фразеологизма.


1.3. Морфемика.

Морфема как минимальная значимая часть слова. Корень, приставка, суффикс, окончание.Основа слова и окончание. Однокоренные слова.Слова с одним корнем и несколькими (сложные). Чередование звуков в морфемах. Этимология как раздел лингвистики, исследующий происхождение слов, их первоначальную структуру.


1.4. Словообразование.

Словообразование как источник непрерывного пополнения словарного запаса русского языка. Способы образования слов: морфологические (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение) и неморфологические.


1.5. Морфология.

Части речи как лексико-грамматические разряды. Начальная форма слова.Самостоятельные части речи: имена существительные, прилагательные числительные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия. Их морфологические признаки, синтаксические функции. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их разряды по значению структуре. Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.

Пояснительная записка.



Русский язык — язык русского народа. Он служит ему сред­ством:

  1. общения во всех сферах жизни в быту, между гражда­нами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

  2. хранения и передачи информации;

  3. связи поко­лений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря, словообразова­тельных и грамматических средств, располагает неисчерпаемы­ми возможностями изобразительно-выразительных средств, сти­листическим разнообразием. На русском языке созданы художе­ственная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государст­венным языком.

Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творче­ской деятельности.

Подготовка к единому государственному экзамену требует продуманной организации повторения учебного материала в старших классах, специальных занятий с учащимися.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ включают задания на актуализацию как лингвистической компетенции школьника (и теоретического, и прикладного ее компонентов), так и его коммуникативных умений. В этих условиях задача учителя - в рамках основных учебных факультативных занятий обеспечить системную подготовку к экзамену.

В данной программе представлена система подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку. Курс подготовки включает следующие тематические блоки:

  1. орфография;

  2. синтаксис и пунктуация;

  3. культура речи и стилистика;

  4. обобщающий курс «Система языка».

На одном уроке ребята одновременно в комплексе получают сведения из двух и более блоков. Это даёт возможность им понять, что всё в языке тесно взаимосвязано и сократить время на изложение материала.

Ребятам даются, как теоретические знания, так и практические навыки. Каждая тема включает в себя теоретические и практические знания.

Результатом данной работы должны стать:

  1. глубокое знание теоретического материала;

  2. умение применять его на практике.

Формы контроля:

  1. Оценка;

  2. Проверочное тестирование.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-прак­тическую направленность. Программа элективного курса «Учись писать грамотно» предназначена для учащихся 9 классов.

Основной целью курса является углубление основного базового курса орфографии и пунктуации за счёт работы с текстом, экскурса в историю русского языка, разбора этимологии слов и т. д.

Задачи курса «Учись писать грамотно»:

1. формирование языковой, коммуникативной и линг­вистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения сле­дующих познавательных задач: формирования у учащихся науч­но-лингвистического мировоззрения, вооружения их основа­ми знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школь­ников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следую­щих практических задач: формирования прочных орфографиче­ских и пунктуационных умений и навыков (в пределах програм­мных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о са­мой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изуче­ния языка, элементарные сведения о ее методах, этапах разви­тия, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении род­ного языка.

2. воспитание учащихся средствами данного пред­мета;

  1. развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со спра­вочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Ребятам предлагаются нетрадиционные виды деятельности:

  • Семинары

  • Доклады

  • Викторины

  • Круглый стол

  • Лингвистический анализ текста

  • Орфографический анализ текста.


Средства обучения.


Следует широко применять имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, экранных и звуко­вых средств обучения:

  1. на­стенные таблицы,

  2. демонстрационные карточки для составления подвижных справочных таблиц,

  3. раздаточный изобразительный материал,

  4. учебные диафильмы (в том числе и со звуковым со­провождением),

  5. учебные кинофильмы, звуковые пособия.

  6. транспаранты для графопроектора.

  7. репродукции картин.

  8. справочная литература.

Различные средства обучения, разрабатываемые как компо­ненты комплекса, основой которого является учебник Т.Б. Трошевой «Система подготовки к ЕГЭ».

Следует совершенствовать учебный процесс, используя наря­ду с уроком такие формы занятий:

  1. семинары,

  2. собеседования,

  3. практикумы,

  4. консультации.

Все это будет способствовать по­вышению интереса к русскому языку у ребят и более качествен­ному его преподаванию учителем.








































Для учителя:


  1. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы/ под ред. Шанского Н.М. , М., 1995.

  2. Козулина М.В. Подготовка к экзамену по русскому языку», Лицей, 2012.

  3. В.А. Малюгина «Олимпиады по русскому языку», М., 2010.

  4. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2003.

  5. Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2009.

  6. Трошева Т.Б. «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку» Краснодар,2012.


Для учащихся:


  1. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. М. 2011.

  2. Коротченкова Л.В. «ГИА по русскому языку. Тренировочные работы», Лицей 2012.

  3. Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста», М., 2011.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!