Программа
учебного предмета
«Информатика»
( является частью ООП СОО)
Программа учебного предмета «Информатика» (далее – Программа) составлена в соответствии с ФГОС СОО, с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Программа является частью ООП СОО МБОУ СОШ № 13 и конкретизирует содержание и особенности реализации учебного предмета «Информатика» на уровне СОО.
Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной подготовки учащихся в области информатики и ИКТ; он опирается на содержание курса информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Информатика» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ООП СОО школы.
Реализация Программы должна обеспечить:
сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации учащихся к саморазвитию.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» учащиеся совершенствуют логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; совершенствуют общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационно-коммуникационных технологий; совершенствуют навыки самостоятельной учебной деятельности (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.).
Срок освоения Программы 2 года (10 – 11 класс)
На реализацию Программы отводится 69 часов:
10 класс – 35 часов (1 час в неделю, 35 недель)
11 класс – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели)
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Информатика»
Личностные УУД
КОД | Требования ФГОС | Результаты освоения Программы |
Л - 1 | Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя | Л-1.1.Ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы Л-1.2.готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности |
Л - 2 | Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) | Л-2.1.Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите. |
Л - 3 | Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу | Л-3.3. Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Л-3.5.Готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности |
Л - 4 | Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми | Л-4.1.Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Л-4.2.Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению Л-4.5.Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
Л - 5 | Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре | Л-5.1. Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества Л-5.2.Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
Регулятивные УУД
КОД | Результаты освоения Программы |
Р - 1 | Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута |
Р - 2 | Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали |
Р - 3 | Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях |
Р - 4 | Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели |
Р - 5 | Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты |
Р - 6 | Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели |
Р - 7 | Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью |
Познавательные УУД
КОД | Результаты освоения ООП. Выпускник научится |
П - 1 | Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи |
П - 2 | Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках |
П - 3 | Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках |
П - 4 | Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития |
П - 5 | Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия |
П - 6 | Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности |
Коммуникативные УУД
КОД | Результаты освоения ООП. Выпускник научится |
К - 1 | Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий |
К - 2 | При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.) |
К - 3 | Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия |
К - 4 | Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств |
К - 5 | Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений |
КОД | ИКТ-компетенции |
ИКТ-1 | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; | Обращение с устройствами ИКТ | ИКТ-1.1.осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; ИКТ-1.2. получать информацию о характеристиках компьютера; ИКТ-1.3. оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); ИКТ-1.4.соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; ИКТ-1.5. входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; ИКТ-1.6.соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ. |
ИКТ-2 | Фиксация и обработка изображений и звуков | ИКТ-2.1.создавать презентации на основе цифровых фотографий; ИКТ-2.2. проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; ИКТ-2.3. проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; ИКТ-2.4. осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. |
ИКТ-3 | Поиск и организация хранения информации | ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); ИКТ-3.2.6строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска; ИКТ-3.3. использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; ИКТ-3.4. искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители; ИКТ-3.5. сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них. |
ИКТ-4 | Создание письменных сообщений | ИКТ-4.1. осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; ИКТ-4.2.форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); ИКТ-4.3.вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; ИКТ-4.4. участвовать в коллективном создании текстового документа; ИКТ-4.5. создавать гипертекстовые документы. |
ИКТ-5 | Создание графических объектов | ИКТ-5.1. создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора; ИКТ-5.2. создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; ИКТ-5.3.создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами. |
ИКТ-6 | Создание музыкальных и звуковых объектов | ИКТ-6.1. записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации); ИКТ-6.2.использовать музыкальные редакторы для решения творческих задач. |
ИКТ-7 | Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов | ИКТ-7.1. создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; ИКТ-7.2.работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; ИКТ-7.3. оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); ИКТ-7.4. использовать программы-архиваторы. |
ИКТ-8 | Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании | ИКТ-8.1. проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях; ИКТ-8.2. вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; ИКТ-8.3.проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике. |
ИКТ-9 | Моделирование, проектирование и управление | ИКТ-9.1. строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов; ИКТ-9.2.моделировать с использованием виртуальных конструкторов; ИКТ-9.3. моделировать с использованием средств программирования. |
ИКТ-10 | Коммуникация и социальное взаимодействие | ИКТ-10.1. осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); ИКТ-10.2. использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения; ИКТ-10.3. вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет; ИКТ-10.4.соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей; ИКТ-10.5. осуществлять защиту от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; ИКТ-10.6.соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; ИКТ-10.7. различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. |
ИКТ-11 | Пользование различными источниками информации | ИКТ-11.1.Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр. |
КОД | Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности |
ИПД-1 | Опыт учебно-исследовательской и проектной деятельности | ИПД-1.1. планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы; ИПД-1.2. распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; ИПД-1.3. использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; ИПД-1.4. использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование; ИПД-1.5. использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ИПД-1.6. умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства; ИПД-1.7. отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания. |
Предметные УУД
КОД | Требования ФГОС | Результаты освоения Программы |
ИНФ-1 | Формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире | Выпускник научится: ИНФ.Б.-1. определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации; ИНФ.Б.-8. понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти); Выпускник получит возможность: ИНФ.Б.-16. переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; ИНФ.Б.-18. строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах; |
ИНФ-2 | Овладение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов. Овладение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц. Овладение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации | Выпускник научится: ИНФ.Б.-4. определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; ИНФ.Б.-5. выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; ИНФ.Б.-6. создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; Выпускник получит возможность: ИНФ.Б.-20. использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы; ИНФ.Б.-23. классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; |
ИНФ-3 | Формирование представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними | Выпускник научится: ИНФ.Б.-2. строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения; ИНФ.Б.-3. находить оптимальный путь во взвешенном графе; ИНФ.Б.-9. использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; ИНФ.Б.-12. использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; Выпускник получит возможность: ИНФ.Б.-15. выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов; ИНФ.Б.-17. использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; ИНФ.Б.-20. использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы; ИНФ.Б.-22. применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных; |
ИНФ-4 | Овладение компьютерными средствами представления и анализа данных | Выпускник научится: ИНФ.Б.-7. использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; ИНФ.Б.-10. аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; ИНФ.Б.-11. использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; ИНФ.Б.-13. создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; Выпускник получит возможность: ИНФ.Б.-19. понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; |
ИНФ-5 | Формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете | Выпускник научится: ИНФ.Б.-14. применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; ИНФ.Б.-15. соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Выпускник получит возможность: ИНФ.Б.-24. понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; ИНФ.Б.-25. понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; ИНФ.Б.-26. критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. |
Содержание учебного предмета «Информатика» (10-11 классы)
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Тематическое планирование учебного предмета «Информатика»
На освоение Программы отводится 69 часов.
№ | Название тематического блока в соответствии с ООП СОО | Тема | 10 класс | 11 класс |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | Информация и информационные процессы | 6 | |
2 | Использование программных систем и сервисов | Компьютер и его программное обеспечение | 5 | |
3 | Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 5 | |
4 | Обработка информации в электронных таблицах | | 6 |
5 | Математические основы информатики | Представление информации в компьютере | 9 | |
6 | Элементы теории множеств и алгебры логики | 8 | |
7 | Алгоритмы и элементы программирования | Алгоритмы и элементы программирования | | 11 |
8 | Информационное моделирование | | 6 |
9 | Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве | Сетевые информационные технологии | | 5 |
10 | Основы социальной информатики | | 4 |
14 | | Резерв (повторение) | 2 | 2 |
ИТОГО | | | 35 | 34 |
Ресурсное обеспечение Программы
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 10–11 классов
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень. Примерная рабочая программа. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Учебник – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Учебник – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20016.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 10 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 11 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Цифровые образовательные ресурсы
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей: https://learningapps.org/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Электронные приложения к учебникам: http://metodist.Lbz.ru
Сайт Константина Полякова: Преподавание, наука и жизнь: http://kpolyakov.spb.ru/
Программное обеспечение
Операционная система Windows 7
Офисный пакет Microsoft Office 10
Комплект учебных миров( Кумир)
Pascal ABC NET
Браузеры: Google Chrome, Opera
Графические редакторы: Gimp, Inkscape