Утверждено:
директор школы
_____________Т.М. Калинаичева
Приказ № ____ от______________ 2021 г.
Согласовано:
зам. директора по УВР
_____________ Т.Н. Семичева
«_____» _____________ 2021 г.
МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Краеведение»
6 класс
Учитель I категории
Семичева Татьяна Николаевна
Рассмотрено на заседании школьного МО
Протокол № _____ от _________ 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведению для обучающихся 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 года
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основной образовательной программы ООО МКОУ Чернавская СОШ
Примерной региональной программы А.В. Ершовой, М.Л. Вороновой «Историческое краеведение»,
С учетом учебного плана МКОУ Чернавская СОШ
Календарного учебного графика
Рабочая программа по краеведению в 6 классе ориентирована на использование учебного пособия «Историческое краеведение Воронежской области» /Науч. редактор Б.Я. Табачников. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015.
Согласно учебному плану МКОУ Чернавская СОШ на изучение краеведения отводится из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений:
в 6 классе 35 часов.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
норм и ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи;
задачи;
находить необходимую информацию;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
письменной речи;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на занятии и в жизни.
Планируемые результаты изучения учебного курса «Краеведение»
Предметные результаты освоения курса краеведение на уровне основного общего
образования предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, о месте
и роли Воронежской области в истории России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию в различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках Воронежской области;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в Воронежской области, памятники культуры; рассказывать о событиях истории Воронежской области;
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния истории России на историю Воронежской области;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
воронежцев.
Содержание учебного курса
Введение. Что такое краеведение
Тема 1. Малая родина.
С чего начинается родина. Страницы истории села Чернавка. Село Чернавка в годы Великой Отечественной войны. Земляки - участники Великой Отечественной войны. Панинский район: история и современность.
Тема 2. Наша школа.
История моей школы. Символика родной школы. Школьные традиции. Знаменитые выпускники.
Тема 3. Воронежский край в древности.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Тема 4. Воронежский край в составе Древнерусского государства.
Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании города Воронежа.
Тема 5. Воронеж и Воронежский край при Петре I.
Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Памятные места петровской эпохи в крае.
Тема 6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.
Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Освобождение Воронежской области. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны.
Тема 8. Наш край сегодня.
Итоговое обобщение.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Малая родина | 11 |
Наша школа | 4 |
Воронежский край в древности | 2 |
Воронежский край в составе Древнерусского государства | 2 |
Воронеж и Воронежский край при Петре I | 6 |
Воронежская область в годы Великой Отечественной войны | 7 |
Наш край сегодня | 3 |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
Краеведение (35 часов)
6 класс
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Примечание |
по плану | факт. |
1 | | | Что такое краеведение | 1 | |
2 | | | С чего начинается родина | | |
3 | | | Страницы истории села Чернавка | | |
4 | | | Страницы истории села Чернавка | | |
5 | | | Село Чернавка в годы Великой Отечественной войны | | |
6 | | | Земляки - участники Великой Отечественной войны | | |
7 | | | Земляки - участники Великой Отечественной войны | | |
8 | | | Панинский район: история и современность | | |
9 | | | Панинский район: история и современность | | |
10 | | | Панинский район: история и современность | | |
11 | | | Панинский район: история и современность | | |
12 | | | История моей школы | | |
13 | | | Символика родной школы | | |
14 | | | Школьные традиции | | |
15 | | | Знаменитые выпускники | | |
16 | | | Появление человека в Воронежском крае | | |
17 | | | Костёнки | | |
18 | | | Воронежский край - окраина Древней Руси | 1 | |
19 | | | Основание Воронежской крепости | | |
20 | | | Начало строительства кораблей на Воронежской верфи | | |
21 | | | Деятельность Петра Великого в Воронеже | | |
22 | | | Дальнейшее строительство города | 1 | |
23 | | | Корабли, построенные на Воронежской верфи | 1 | |
24 | | | Памятные места петровской эпохи в крае | 1 | |
25 | | | Памятные места петровской эпохи в крае | 1 | |
26 | | | Начало Великой Отечественной войны | 1 | |
27 | | | Воронежская область в начале войны | 1 | |
28 | | | Бои на Воронежской земле | 1 | |
29 | | | Освобождение Воронежской области | 1 | |
30 | | | Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны | 1 | |
31 | | | Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны | 1 | |
32 | | | Памятники войны | 1 | |
33 | | | Наш край сегодня | | |
34 | | | Наш край сегодня | 1 | |
35 | | | Итоговое обобщение | 1 | |
Учебно-методическое оснащение программы
1. 60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.
2. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. - Воронеж, 1994.
3. Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. - Воронеж, 1997.
4. Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. - Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. - М., 1990.
5. Воронеж - колыбель Российского военно-морского флота : тез. докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16-18 мая 1996 г. - Воронеж, 1996.
6. Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.
7. Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов и др. - Воронеж, 1986.
8. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.
9. Воронежское кораблестроение. Указатель литературы к 300-летию Российского флота. - Воронеж, 1996.
10 .Воронежцы: знаменитые биографии в истории края/ Ю.Л. Полевой. - Воронеж: Кварта:2007-520с.
11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы / В.Н. Глазьев - Воронеж,2007
12. Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1985.
13.Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. - Воронеж, 1988.
14.3агоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.
15. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1992.
16. Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края» / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1973.
17. П.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. В.П.Загоровский. - Воронеж, 1982.
18. Загоровский В.П. Петр Великий на воронежской земле. Исторический очерк / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1996.
19. Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. - Воронеж, 2003.
20. Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И. Кононов. - Воронеж, 2005.
21. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. - Воронеж, 1979.
22. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение: книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.
23. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.
24. Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. - Воронеж, 1980.
25. Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод. пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
26. Панова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ В.И. Панова, А.О. Амелькин.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края,2012,- 112с.
27. Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А Н. Акиньшин. - Воронеж, 1999.
28. Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий1917 1991 / Ю.В. Пыльнев, О.Ю. Ширяев. - Воронеж, 2002.
29. России Черноземный край. - Воронеж, 2000.
30. Топонимические предания Воронежской области / сост. Е. А. Орлова. - Воронеж, 2004.
31. Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону / С.И. Филоненко. - Воронеж, 2003.
32. Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. - Воронеж, 1999.
33. Школьное краеведение в Воронежской области: перспективы развития, направления деятельности. - Воронеж: Фортуна, 2011.-192с.