СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Краеведение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Краеведение" включает в себя вопросы по истории Воронежской области, Панинского района и  села Чернавка.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Краеведение"»

Утверждено:

директор школы

_____________Т.М. Калинаичева

Приказ № ____ от______________ 2021 г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_____________ Т.Н. Семичева

«_____» _____________ 2021 г.














МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Краеведение»


6 класс














Учитель I категории

Семичева Татьяна Николаевна







Рассмотрено на заседании школьного МО

Протокол № _____ от _________ 2021 г.




Пояснительная записка


Рабочая программа по краеведению для обучающихся 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 года

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  3. Основной образовательной программы ООО МКОУ Чернавская СОШ

  4. Примерной региональной программы А.В. Ершовой, М.Л. Вороновой «Историческое краеведение»,

  5. С учетом учебного плана МКОУ Чернавская СОШ

  6. Календарного учебного графика


Рабочая программа по краеведению в 6 классе ориентирована на использование учебного пособия «Историческое краеведение Воронежской области» /Науч. редактор Б.Я. Табачников. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015.


Согласно учебному плану МКОУ Чернавская СОШ на изучение краеведения отводится из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений:

в 6 классе 35 часов.


Срок реализации рабочей программы 1 год.

































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностные результаты:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых

норм и ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки;

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная

информация (знания) для решения учебной задачи;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной

задачи;

  • находить необходимую информацию;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу на занятии и в жизни.





























Планируемые результаты изучения учебного курса «Краеведение»

Предметные результаты освоения курса краеведение на уровне основного общего

образования предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, о месте

и роли Воронежской области в истории России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию в различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Выпускник научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных

хронологических понятий, терминов;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных

памятниках Воронежской области;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в Воронежской области, памятники культуры; рассказывать о событиях истории Воронежской области;

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния истории России на историю Воронежской области;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия

воронежцев.


























Содержание учебного курса

Введение. Что такое краеведение

Тема 1. Малая родина.

С чего начинается родина. Страницы истории села Чернавка. Село Чернавка в годы Великой Отечественной войны. Земляки - участники Великой Отечественной войны. Панинский район: история и современность.

Тема 2. Наша школа.

История моей школы. Символика родной школы. Школьные традиции. Знаменитые выпускники.

Тема 3. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Тема 4. Воронежский край в составе Древнерусского государства.

Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании города Воронежа.

Тема 5. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Памятные места петровской эпохи в крае.

Тема 6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Освобождение Воронежской области. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны.

Тема 8. Наш край сегодня.

Итоговое обобщение.




























Тематическое планирование


Тема

Количество

часов

Малая родина

11

Наша школа

4

Воронежский край в древности

2

Воронежский край в составе Древнерусского государства

2

Воронеж и Воронежский край при Петре I

6

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны

7

Наш край сегодня

3

Всего

35









































Календарно-тематическое планирование

Краеведение (35 часов)

6 класс


№ п/п

Дата

Тема

Количество

часов

Примечание

по плану

факт.

1



Что такое краеведение

1


2



С чего начинается родина



3



Страницы истории села Чернавка



4



Страницы истории села Чернавка



5



Село Чернавка в годы Великой Отечественной войны



6



Земляки - участники Великой Отечественной войны



7



Земляки - участники Великой Отечественной войны



8



Панинский район: история и современность



9



Панинский район: история и современность



10



Панинский район: история и современность



11



Панинский район: история и современность



12



История моей школы



13



Символика родной школы



14



Школьные традиции



15



Знаменитые выпускники



16



Появление человека в Воронежском крае



17



Костёнки



18



Воронежский край - окраина Древней Руси

1


19



Основание Воронежской крепости



20



Начало строительства кораблей на Воронежской верфи



21



Деятельность Петра Великого в Воронеже



22



Дальнейшее строительство города

1


23



Корабли, построенные на Воронежской верфи

1


24



Памятные места петровской эпохи в крае

1


25



Памятные места петровской эпохи в крае

1


26



Начало Великой Отечественной войны

1


27



Воронежская область в начале войны

1


28



Бои на Воронежской земле

1


29



Освобождение Воронежской области

1


30



Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны

1


31



Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны

1


32



Памятники войны

1


33



Наш край сегодня



34



Наш край сегодня

1


35



Итоговое обобщение

1








Учебно-методическое оснащение программы


1. 60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.

2. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. - Воронеж, 1994.

3. Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. - Воронеж, 1997.

4. Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. - Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. - М., 1990.

5. Воронеж - колыбель Российского военно-морского флота : тез. докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16-18 мая 1996 г. - Воронеж, 1996.

6. Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.

7. Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов и др. - Воронеж, 1986.

8. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.

9. Воронежское кораблестроение. Указатель литературы к 300-летию Российского флота. - Воронеж, 1996.

10 .Воронежцы: знаменитые биографии в истории края/ Ю.Л. Полевой. - Воронеж: Кварта:2007-520с.

11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы / В.Н. Глазьев - Воронеж,2007

12. Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1985.

13.Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. - Воронеж, 1988.

14.3агоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.

15. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1992.

16. Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края» / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1973.

17. П.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. В.П.Загоровский. - Воронеж, 1982.

18. Загоровский В.П. Петр Великий на воронежской земле. Исторический очерк / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1996.

19. Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. - Воронеж, 2003.

20. Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И. Кононов. - Воронеж, 2005.

21. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. - Воронеж, 1979.

22. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение: книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.

23. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

24. Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. - Воронеж, 1980.

25. Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод. пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.

26. Панова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ В.И. Панова, А.О. Амелькин.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края,2012,- 112с.

27. Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А Н. Акиньшин. - Воронеж, 1999.

28. Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий1917 1991 / Ю.В. Пыльнев, О.Ю. Ширяев. - Воронеж, 2002.

29. России Черноземный край. - Воронеж, 2000.

30. Топонимические предания Воронежской области / сост. Е. А. Орлова. - Воронеж, 2004.

31. Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону / С.И. Филоненко. - Воронеж, 2003.

32. Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. - Воронеж, 1999.

33. Школьное краеведение в Воронежской области: перспективы развития, направления деятельности. - Воронеж: Фортуна, 2011.-192с.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!