СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интнгрированное занятие "Математика на шахматной доске"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интнгрированное занятие "Математика на шахматной доске"»

Программа «Траектория успеха». Площадка «Интеллект» по работе с одаренными детьми.

Тема занятия «Математика на шахматной доске»

Учитель математики Арсентьева М.А.

Тема: «Решение математических и шахматных задач» 5 класс

Ход урока

1.Организационный момент.

– Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Если вы мне поможете, наш урок будет весёлым, интересным и необычным. Итак, мы отправляемся в математическое шахматное королевство.

Девиз занятия: Учимся – играем, считаем – побеждаем!” (Слайд с девизом урока)

как вы понимаете девиз урока?

- Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети.



Актуализация знаний. Что такое шахматная нотация? Какова ценность шахматных фигур?

Итак, что такое шахматная доска? Шахматная доска – это игровое поле квадратной формы, состоящее из 64 квадратов белого и чёрного цвета. Эти квадраты в шахматах называют шахматными полями.

Задание:

Что называется горизонталью. Постройте с помощью белых (черных) пешек третью горизонталь.

Что называется вертикалью.  Постройте с помощью белых (черных) пешек вертикаль c.

Что называется диагональю? Линии, проходящие на шахматной доске наискосок и состоящие из полей одного цвета называются диагональными линиями, или диагоналями. Поставьте главную белую и черную диагональ.

Расставь фигуры.

2. Исследовательская работа.

Квадрат и прямоугольник имеет одинаковые периметры. Площадь, какой фигуры больше? Приведите исследование, если периметр равен: 1) 32 см. Выскажите гипотезу.

У вас шахматная доска, если каждую сторону доски уменьшить в два раза, то как изменится площадь, периметр?

(8:2=4 4*4=16, 4*4 =16), периметр квадрата(32:16=2 64:16=4).

3. Вертушка. Ваша задача решить примеры по системе вертушка. Примеры вы носите с собой. И проверяете правильность решения по слайду.

4. Новый материал. Сила, ценность шахматных фигур измеряется. В чем измеряется сила, ценность шахматных фигур? Какие фигуры имеют ценность? Какие бесценны?

5. Закрепление материала. У вас на столах индивидуальные задания выполните их. Не забудьте подписав. И проверяете правильность решения по слайду.

6. Итог урока:

Молодцы, ребята! Что мы сделали сегодня на занятии? Оцените себя на занятии, соберите шахматы, и сдайте оценочные листы и задания на стол.

7. Домашнее задание. Математика – № 259. Шахматы – ладья.

Блиц - викторина.

  • Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)

  • Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)

  • Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)

  • Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)

  • Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)

  • В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)

  • Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)

  • Самая главная шахматная фигура? (король)

  • Нападение на короля. (шах)

  • Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)

Графический диктант.

Вдруг маленькая пешка увидела, что  одна фигура попала в беду, не видно её никому.

Мы поможем все вместе – начертим её и узнаем, что это за фигура.

(Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх)

– Что за фигура получилась? (

– По углам шахматной доски, словно башни – ладьи.









Приложения



12 №1

1. Чему равен квадрат числа 12?

2. Квадрат какого числа равен 6084?

3. В каком выражении первым выполняется вычитание? а) 237–37; б) 23–36:12;

в) 372 –232; г) (37–23)2.

4. Какое обозначение не используется при указании площади? а) см2; б) км2; в) а; г) ц.

56 № 3

12 № 4

3. Реши шахматные примеры:

4.Поставьте белые и черные пешки на следующие поля: b4, с6, d1, f8, g2, h5.

Реши шахматный пример:


Графический диктант.

Вдруг маленькая пешка увидела, что  одна фигура попала в беду, не видно её никому.

Мы поможем все вместе – начертим её и узнаем, что это за фигура.

(Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх)

Что за фигура получилась?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!