Программа «Траектория успеха». Площадка «Интеллект» по работе с одаренными детьми.
Тема занятия «Математика на шахматной доске»
Учитель математики Арсентьева М.А.
Тема: «Решение математических и шахматных задач» 5 класс
Ход урока
1.Организационный момент.
– Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Если вы мне поможете, наш урок будет весёлым, интересным и необычным. Итак, мы отправляемся в математическое шахматное королевство.
Девиз занятия: “Учимся – играем, считаем – побеждаем!” (Слайд с девизом урока)
- как вы понимаете девиз урока?
- Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети.
Актуализация знаний. Что такое шахматная нотация? Какова ценность шахматных фигур?
Итак, что такое шахматная доска? Шахматная доска – это игровое поле квадратной формы, состоящее из 64 квадратов белого и чёрного цвета. Эти квадраты в шахматах называют шахматными полями.
Задание:
Что называется горизонталью. Постройте с помощью белых (черных) пешек третью горизонталь.
Что называется вертикалью. Постройте с помощью белых (черных) пешек вертикаль c.
Что называется диагональю? Линии, проходящие на шахматной доске наискосок и состоящие из полей одного цвета называются диагональными линиями, или диагоналями. Поставьте главную белую и черную диагональ.
Расставь фигуры.
2. Исследовательская работа.
Квадрат и прямоугольник имеет одинаковые периметры. Площадь, какой фигуры больше? Приведите исследование, если периметр равен: 1) 32 см. Выскажите гипотезу.
У вас шахматная доска, если каждую сторону доски уменьшить в два раза, то как изменится площадь, периметр?
(8:2=4 4*4=16, 4*4 =16), периметр квадрата(32:16=2 64:16=4).
3. Вертушка. Ваша задача решить примеры по системе вертушка. Примеры вы носите с собой. И проверяете правильность решения по слайду.
4. Новый материал. Сила, ценность шахматных фигур измеряется. В чем измеряется сила, ценность шахматных фигур? Какие фигуры имеют ценность? Какие бесценны?
5. Закрепление материала. У вас на столах индивидуальные задания выполните их. Не забудьте подписав. И проверяете правильность решения по слайду.
6. Итог урока:
Молодцы, ребята! Что мы сделали сегодня на занятии? Оцените себя на занятии, соберите шахматы, и сдайте оценочные листы и задания на стол.
7. Домашнее задание. Математика – № 259. Шахматы – ладья.
Блиц - викторина.
Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)
Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)
Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)
Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)
Самая главная шахматная фигура? (король)
Нападение на короля. (шах)
Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)
Графический диктант.
Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно её никому.
Мы поможем все вместе – начертим её и узнаем, что это за фигура.
(Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх)
– Что за фигура получилась? (
– По углам шахматной доски, словно башни – ладьи.
Приложения
12 №1 1. Чему равен квадрат числа 12? 2. Квадрат какого числа равен 6084? 3. В каком выражении первым выполняется вычитание? а) 237–37; б) 23–36:12; в) 372 –232; г) (37–23)2. 4. Какое обозначение не используется при указании площади? а) см2; б) км2; в) а; г) ц. |
56 № 3 |
12 № 4 |
3. Реши шахматные примеры: |
4.Поставьте белые и черные пешки на следующие поля: b4, с6, d1, f8, g2, h5. Реши шахматный пример: |
Графический диктант. Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно её никому. Мы поможем все вместе – начертим её и узнаем, что это за фигура. (Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх) Что за фигура получилась? |