СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа студии изо

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программу составляла на основе положительного опыта коллег, с добавлением своих наработок. 

Просмотр содержимого документа
«Программа студии изо»


Программа студии изобразительного искусства

Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» М.С.Митрохиной http://pedsovet.su/load/254-1-0-3794; программы Р.В.Игнатьева «Детская студия дизайна» http://annovka.ru/dizain.pdf и программы по изобразительному искусству школы 2100 http://school2100.com/

Является модифицированной и адаптированной.

Направление образовательной деятельности: художественно-эстетическое

Срок реализации: 4 года

Количество часов в неделю/год: 1/38

Возрастная группа обучающихся: 1-6 классы

Цели программы: Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческой самостоятельности ребенка.

Результаты: Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Материально-техническое обеспечение: Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Репродукции картин разных художников. Муляжи для рисования. Коллекция бабочек для рисования.

Серии фотографий и иллюстраций природы. Фотографии и иллюстрации животных. Тела геометрические. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках). Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Видеоматериалы

Коллекция для видео «Чудеса Света»

Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»

Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

Методическое обеспечение

1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –

М.,1987г.

6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном

искусстве. – М.,1983г.

8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,

Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост.

В.С.Кузин.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.


Пояснительная записка

Программа художественно-эстетической направленности, предполагает продвинутый уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают

знания о простейших закономерностях строения формы, линейной и воздушной

перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. При этом учитель использует такие педагогические технологии, которые провоцируют ученика на творческий, подчас самостоятельный подход к выбору темы, материалов и вообще способов решения задания.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение

содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает

необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством

приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки

воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием

высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к

творчеству. Многоступенчатость программы дает возможность постоянно

совершенствуют свое мастерство. На 4-м году обучения изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.

Цели программы: Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческой самостоятельности ребенка.

Основные задачи программы:

• воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к

окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

• художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и

воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

• техническая – освоения практических приемов и навыков изобразительного

мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому

развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач

трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже

существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по

изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

• занятия в свободное время;

• обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся,

родители, педагоги);

• обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов

и сочетания различных направлений и форм занятия;

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной

программы 7–12 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается

дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста

воспитанников.

Этапы программы:

• ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся -ых классов;

• развивающий – 2 года обучения для обучающихся 2-ых классво;

• исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 3-4 классов;

• профориентированный – 1год обучения для обучающихся 5-8классов.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,

последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и

индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дет выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы занятий: индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников

программой предусмотрено:

• Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

• Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности

позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

• В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

• Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с

элементами творчества необходимы трудовые усилия.

• Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

• Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для

общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы,

художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в

программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как

репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки,

праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко

применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 астрономическому

часу, количество часов в неделю 1 час, 38 часов в год.

Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе.

Занятия проходят в режиме –1час в неделю (38часов).

Четвертый год обучения предполагает большего внимания индивидуальной работе и творческим разработкам.

Режим работы -1 час в неделю, 38 часов в год.

Основные направления и содержания деятельности

Для реализации поставленных целей и задач в программе предусматривается обучение по следующим предметам:

- рисунок,

- живопись,

- композиция,

- декоративно–прикладное искусство (далее – ДПИ),

- основы дизайна,

- основа теории и краткая история изобразительного искусства.

Задания каждого года обучения адаптированы к возрасту обучающихся и

построены с учетом их возможностей.

На первом году обучения учащиеся знакомятся с различными художественными

материалами и техниками, овладевают умениями пользоваться ими для реализации своих творческих замыслов.

В течение второго года обучения обучающиеся выполняют различные задания в

основном по такой дисциплине, как композиция, рисунок, живопись, ДПИ, однако уже начинают изучать и основы дизайна.

В течение третьего года обучения задания носят уже полностью индивидуальный

характер, что обусловлено возрастными особенностями. Здесь предлагаются задания более длительные по времени, направленные на изучение и практическое освоение различных художественных техник и т.д.

В течение четвертого года обучения обучающиеся создают индивидуальные

работы в области живописи, графики и, конечно, дизайна (экслибрисы, вензеля, товарные знаки и эмблемы, иллюстрации, шрифты, и т.д.). В некоторых заданиях выявляются синтез искусств (книга, театр и т.д.). Особое внимание уделяется дальнейшему профессиональному обучению (знакомство с художественными заведениями и факультетами, а также условиями поступления и требованиям к абитуриентам).

Программа реализует систему развивающего обучения с направленностью на

развитие творческих качеств личности.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым

обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки

обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

2. Учебно-тематический план.

Первый год обучения. Ознакомительный этап: 1 класс.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста

органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук

проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Разделы программы.


Тема

Количество часов

1

Радужный мир

34

2

Экскурсии, выставки, конкурсы


4

Итого

38


Радужный мир:

• Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

• Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные

цвета.

• Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих,

мазок.


Тема

Пояснение

Количество часов

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

Урок-игра.

Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

1

2

«Что могут краски?»

Изобразительные свойства

акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

2

3

«Изображать можно пятном»

Акварель, отработка

приёма рисования кругов в разных направлениях.

Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть

пятно».


1

4

«Изображать можно пятном».

Кляксография в чёрном

цвете. Превратить пятно в…

1

5

«Осень. Листопад».

Смешение теплых цветов.

Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень»

с использованием иллюстративного материала.

Творчество великих художников.


1

6

«Силуэт дерева».

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Изображение дерева с натуры.


1

7

«Грустный дождик».

Образ дождя, ограниченная

палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через

иллюстративный материал.

1

8

«Изображать можно в объёме».

Превратить комок

пластилина в птицу. Лепка.

1

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

Любование формами, цветовыми сочетаниями в природе и социуме, графикой ветвей, контрастами объёмов.

1

10

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с

техникой одноцветной монотипии.

1

11

«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь.

Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

1

12

Новая техника исполнения

Рисуем дерево тампованием. Создание творческих работ на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

1

13

«Зимний лес».

Характер деревьев. Ограниченная

палитра. Изобразительные свойства гуаши.

2

14

«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого

лица. Холодные цвета. Декор одежды.

2

15

«К нам едет Дед Мороз».

Фигура человека в одежде.

Контраст тёплых и холодных цветов. Игра по подобию «Вам, барыня, прислали…»

2

16

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов.

Гуашь. Орнаментальная композиция.

2

17

«Дом снежной птицы».

Ритм геометрических пятен.

Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

2

18

«Ёлочка – красавица».

Впечатления о прошедшем

празднике. Творческая работа. Свободный выбор

материала.

1

19

. «Кто живёт под снегом».

Урок – игра на развитие

воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь,

акварель (по выбору).

2

20

«Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма –

волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание

кистью. Беседа с показом иллюстративного и

природного материала.

1

21

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен.

Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

2

22

«Волшебная птица весны».

Тёплая палитра. Гуашь.

Пятно, линия, точка.

1

23

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом

детских работ, иллюстраций по иконописи.

1

24

«Цветы и травы».

Изобразительные свойства

графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм

пятен и линий. Игра «Мы – гномики».

1

25

«Цветы и бабочки».

Мокрое валяние

1

26

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для

украшения коврика».

Понятие «стилизация»,

переработка природных форм в декоративно-

обобщенные.


2

27

Пластика.

Лепка из холодного фарфора. Изготовление и оформление карандашницы.

2

28

Подведение итогов работы

Выставка работ, награждение

активных кружковцев

1



Второй год обучения. Развивающий этап: 2 класс.

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться. Темы на развивающем этапе идентичны, но усложняются задания.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1

Графика

9

2

Живопись и основы художественной грамоты.

27

3

Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые

занятия.

2

Итого: 38

1. Графика.

• Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш,

перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

• Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного

характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

• Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

• Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

• Гравюра на картоне.

• Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

• Связь с рисунком, композицией, живописью.

2. Живопись. Основы художественной грамоты.

• Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

• Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные

сочетания в природе.

• Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на

выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия,

штрих, пятно, точка.

• Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по

форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

• Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,

«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

• Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование

литературных произведений.

• Беседы по истории искусств.


Тема

Пояснение

Количество часов

1

Вводное занятие, введение в тему.

Условия безопасной

работы. Знакомство с планом работы с графическими

материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

1

2

«Листья и веточки».

Рисование с натуры. Тушь, перо.

Упражнения на выполнение линий разного характера:прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

1

3

«Осенние листья»

Композиция и использование

живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия –тушь, перо.

1

4

Натюрморт

Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

1

5

«Город»

Цветовой фон в технике монотипии. Дома –

линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как

выразитель настроения.

1

6

«Терема».

Гравюра на картоне. Беседа о русской

архитектуре с использованием иллюстративного

материала.

2

7

«Поздравление»

Использование шаблона и трафарета.

Штрих. Выделение главного.

1

8

«Открытка – поздравление»

Использование аппликации,

орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

2

9

Живопись.

Выполнение линий разного характера: прямые,

волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная

композиция. Организация плоскости.

1

10

Натюрморт из трёх предметов.

Понятие «тон».

Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

2

11

Рисующий свет.

Трансформация плоскости в объём.

Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

2

12

Рисование по

методу ассоциаций.


Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель.

2

13

Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель.

2

14

Зарисовки растений с натуры.

Пластика линий. Изобразительные свойства различныхкрасок.

Линия, мазок, тон, точка.

1

15

Натюрморт

Основные и дополнительные цвета.

2

16

Моя тема

Работа по предложению кружковцев

4

17

«Дворец Снежной королевы».

Ритм геометрических

форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

Декор.

3

18

«Танцующая Снегурочка»

Гармония теплых и холодных

цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. Элементы движения.

2

19

«Цветы весны».

Изобразительные свойства акварели, масляной пастели.

Беседа о натюрморте, как о жанре живописи.

1

20

«Прогулка по весеннему саду».

Экскурсия на школьный участок. Рисование на асфальте.

1

21

«Весенняя прогулка»

Композиция с фигурами

в движении. Пропорция человеческой фигуры.

2

22

Моя тема

Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

2

23

Итоговое занятие

Выставка, награждение активных кружковцев

1

Всего часов 38

Третий год обучения.

Развивающий этап (углубленное изучение): 3-4 класс.

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование

доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и

осуществить её выполнение.

Разделы программы.

Раздел программы

Предметы

Часы

1

Основы изобразительной грамоты

1. Композиция

2. Графика

3. Цветоведение

18

2

Декоративно – прикладное искусство

1. Прикладная графика

2. Батик

3. Флористика

4. Цветоведение

18

3

Выставки, экскурсии


2

Итого:

38

1. Основы изобразительной грамоты.

• Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение

ими.

• Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения

набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление

о перспективе – линейной, воздушной.

• Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише,

матрицы из различных материалов.

• Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по

композиции, рисунку, цветоведению.

• Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых

отношений.

• Композиция. Основные правила композиции:

 объединение по однородным признакам;

 соблюдение закона ограничения;

 основа живой и статичной композиции;

 группировка элементов, обеспечение свободного пространства между

группировками;

 подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией,

пластикой, «Законом сцены»).

• Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала.

Посещение выставок. Работа на воздухе.

2. Декоративно – прикладное искусство.

• Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия,

имеющие утилитарное назначение.

• Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика,

цветоведение, флористика.

• Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным

конструированием, композицией, живописью.

• Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.

• Посещение выставок.


Тема

Пояснение

Количество

часов

1

Вводное занятие.

Материалы, Инструменты.

Рисунок-тест «Впечатление о лете». Фломастеры, карандаши.

1

2

«Деревья».

Пленэрные зарисовки. Рисунок с натуры. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к

частному». Воздушная перспектива.

Форма, структура.

1

3

Зарисовка растений с натуры в цвете.

Принципы

естественного положения, пластика.

Группировка элементов. Акварель.


1

4

Натюрморт.

Наброски графическими

материалами. Предметы и пространство. Живая

и статическая композиция.


2

5

Осенний натюрморт

Ассиметричная

композиция. Тёплая цветовая гамма.

Гуашь, акварель.


2

6

Симметричная композиция.

Тёплая цветовая

гамма.

Гуашь, акварель.


1

7

«Ночной пейзаж»

Граттаж.

2

8

Небо в искусстве

Использование цвета в

живописи для отражения эмоционального

состояния.

1

9

Моя тема

Творческая работа– иллюстрация прочитанных

стихотворений, личный опыт.

2

10

«Зимний лес»

Монотипия с прорисовкой.. Холодная гамма

1

11

«Масленица»

Знакомство с картинами Кустодиева. Пропорции фигуры человека. Человек в

движении.

3

12

Анималистика

Изображение различных животных на плоскости и в объёме. Динамика и статика в анимализме.

4

13

Моя тема

Коллективная работа по предложенной кружковцами теме

4

14

«Улицы моего города».

Линейная перспектива.

Творческая работа по предварительным

рисункам, выполненным дома.

2

15

«Цветы».

Композиция в круге. Эскиз

монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

1

16

Урало-сибирская роспись

Декоративная переработка природной формы.

Кистевая роспись, гуашь.

1

17

Витраж

Особенности как вида декоративно-

прикладного искусства. Связь с живописью,композицией, графикой.

2

18

«Лилии».

Мокрое валяние-вид декоративно-прикладного искусства. От части к целому.

1

19

«Пейзаж».

Роспись ткани.

2

20

Мой сюжет

Композиция из бросового материала. Применение

основных принципов построения композиции.

Объединение и выявление главного.

3

29

Итоговое занятие.

Выставка. Награждение активных кружковцев.

1

Всего часов: 38


Четвертый год обучения.

Профориентированный этап (углубленное изучение): 5-6 классы.

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование

доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и

осуществлять её выполнение.

Разделы программы.

Раздел программы

Предметы

Часы


1

Основы изобразительной грамоты

1. Композиция

2. Графика

3. Цветоведение

20

2

Декоративно – прикладное искусство

  1. Прикладная графика

  2. Батик

  3. Флористика

  4. Цветоведение

  5. Дизайн

16

3

Выставки, экскурсии


2

4

Итого:

38


1. Основы изобразительной грамоты.

• Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение

ими.

• Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения

набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление

о перспективе – линейной, воздушной.

• Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише,

матрицы из различных материалов.

• Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по

композиции, рисунку, цветоведению.

• Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых

отношений.

• Композиция. Основные правила композиции:

 объединение по однородным признакам;

 соблюдение закона ограничения;

 основа живой и статичной композиции;

 группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

 подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией,

пластикой, «Законом сцены»).

• Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала.

Посещение выставок. Работа на воздухе.

2. Декоративно – прикладное искусство.

 Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные

изделия, имеющие утилитарное назначение.

 Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика,

цветоведение, флористика.

 Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным

конструированием, композицией, живописью.

 Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к

иллюстративному и предметному материалу.

Тема

Пояснение

Количество

часов

1

Рисование с натуры

Перспектива в пейзаже.

Наброски с натуры.

1

2

Линейно-конструктивный рисунок 1 предмета.

Линейная

перспектива.


1

3

Линейно-конструктивный рисунок 2-х

предметов: цилиндрической формы и кубической.

Натюрморт составляют ученики

1

4

Наброски


Краткосрочные рисунки живых форм: дубовые листья, рябиновые

ветки.

1

5

Упражнение «цветовой круг»

Тоновая растяжка цвета.

1

6

Переход одного цвета в другой

1

7

«Осенний пейзаж»

Приемы работы акварелью. Работа с эскизом.

2

8

Законы построения композиции

Работа с альбомами репродукций.

Публичные выступления кружковцев.

1

9

«Осенний натюрморт с натуры»

Составление тематического натюрморта. Приемы работы гуашью. Колорит.

2

10

Моя книга

Выполнение иллюстраций к понравившемуся литературному произведению. Знакомство с основными принципамипостроения тела человека. Понятие ракурса и поворота.

4

11

Мой герой. Рельефное изображение.

Знакомство с основными принципами объёмного изображения головы человека. Понятие ракурса и поворота. Лепка.

2

12

Декоративно – прикладное искусство


Основные принципы организации

декоративной композиции. Знакомство с творчеством новосибирских прикладников.


1

13

Анималистика

Изображение объектов с элементами

стилизации.

2

14

Дизайн, как средство моделирования

предметной среды.

Работа в витражной или мозаичной

технике (по выбору)


4

15

Основные методы художественного

проектирования

Работа в технике скраб-букинг. Эскиз проекта открытки.

3

16

Моя фантазия на благо общего дела.

Коллективная работа в технике мокрого валяния

3

17

«Восток – дело тонкое»

Разбор элементов восточных орнаментов.

Выполнение творческой работы.

3

18

Моя тема

Подготовка творческой работы в любой

прошедшей технике.

4

19

Итоговое занятие

Выставка. Награждение Активных кружковцев.

1

Итого: 38


3. Содержание изучаемого курса

Прогнозируемые результаты

Обучаемые первого года обучения

Могут знать:

 названия основных и составных цветов;

 понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия,

орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,

роспись;

 изобразительные основы декоративных элементов;

 материалы и технические приёмы оформления;

 названия инструментов, приспособлений.

Могут:

 пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

 полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

 подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

 владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

 моделировать художественно выразительные формы геометрических и

растительных форм;

 пользоваться материалами.

Обучаемые второго года обучения

Знают:

 особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

 разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

 творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

 основы графики;

 правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Могут:

 пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

 пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

 рисовать кистью элементы растительного орнамента;

 выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

 проявлять творчество в создании работ.

Обучаемые третьего года обучения

Знают:

 разнообразие возможных выразительных средств изображения;

 значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

 различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;

 основы дизайна;

 творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А.

Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.

 правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Могут:

 работать в определённой цветовой гамме;

 добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов

несложной формы;

 передавать пространственные планы способом загораживания;

 передавать движение фигур человека и животных;

 сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

 свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

 решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим

рисунком.

Обучаемые четвертого года обучения

Знают:

 об основных средствах художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи;

 о стилевых особенностях традиционных художественных промыслов;

 об основных пропорциях изображения человека

 о законах построения плоскостно, полуобъемной и объемной композициях;

Могут:

 применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и

композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов,

тональные и цветовые отношения в решении практических работ по живописи,

ДПИ, дизайну;

 владеть светотенью, пропорциями, композицией;

 объяснять теоритические особенности дизайна

 различать художественно-эстетические достоинства и составляющие элементы

объектов дизайна

 учитывать взаимосвязь формы объекта и его функциональным назначением,

материалом;

 высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства и дизайна;

 участвовать в практической работе по оформлению и преобразованию окружающей среды.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный

кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих

направлений:

 где работают художники;

 основные жанры живописи;

 наш вернисаж;

 богатства земли Русской;

 техника безопасности;

 как прекрасен этот мир;

 информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто

обновляемыми. Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники - творцы прекрасных произведений. Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где

систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.

Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию

готовили дети.

На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах

народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок;

достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

Кабинет оснащен ТСО: компьютер, магнитофон, экран для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе.

5. Список литературы

1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –

М.,1987г.

6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном

искусстве. – М.,1983г.

8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,

Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост.

В.С.Кузин.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!