М БОУ «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»
Селивановского района Владимирской области
Рассмотрена на «Согласовано» «Утверждаю»
____________________ зам.директора по УВР директор школы
____________________ _______ _______
____________________ «___» _________ 20 «___» ________ 20
Программа спортивного кружка
«Городошный спорт»
в 8 классах
(спортивно-оздоровительное направление)
разработал учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Коннов Вадим Сергеевич
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Городошный спорт» предназначена для детей
школьного возраста. Имеет физкультурно-спортивную направленность. Решает задачи физического воспитания детей на дополнительном уровне.
Разработана на основании программы Духанина В.М. Городошный спорт. Учебная программа. 2000 г. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, появились дети с излишним весом, дети с нарушением осанки, с нарушением зрения. Причиной этому является малоподвижный образ жизни. Движение – это врожденная потребность ребенка, и от удовлетворения ее зависит здоровье детей. Поэтому актуально удовлетворить потребность в движениях в условиях общеобразовательного учреждения.
Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей со
взрослыми.
Игра в городки повышает способность к концентрации, сосредоточению, укрепляет нервную систему ребенка. В игре ребенку можно
делать то, что в реальности прогулки запрещено: играть с палкой, бросать ее,
бегать, кричать, что является сильной психоэмоциональной разгрузкой. Игра в городки учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.
Особенность и перспективность данной программы в обучении игре в городки – в организации семейного досуга, в укреплении связи поколений.
В основе игры в городки - физическое, психическое, социальное благополучие. Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия, определяется уровнем развития интеллектуально сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы. Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.
Цель программы:
– ознакомление детей со спортивной игрой «городки», формирование основ
правильной техники и воспитание потребности и интереса к занятиям
физической культурой и спортом.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том
числе их эмоциональное благополучие;
- способствовать совершенствованию деятельности основных системорганизма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшениюфизического развития, физической подготовленности детей.
Образовательные:
- познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивной игры
«Городки»;
- учить детей понимать сущность игры, знать основные фигуры и уметь ихвыставлять;
Развивающие:
- развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость,ориентировку в пространстве, глазомер;
- развивать мышечную память, технико-тактические действия с битой.
Воспитательные:
- воспитание у дошкольников высоких нравственных качеств и
формирование мотивации к систематическим занятиям физическимиупражнениями;
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностиздорового образа жизни - воспитывать умение подчинять свою деятельность
сознательно поставленной цели;
- воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с
правилами, действиями товарищей.
Принципы и подходы к созданию программы:
1. Доступность:
- учёт возрастных особенностей;
- адаптированность материала к возрасту детей.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
3. Наглядность;
4. Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности.
Программа рассчитана на детей 13-14 лет 8 класса. Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся 2 раз в неделю(68часов в год).
Основная форма организации - подгрупповая форма обучения,количество детей в группе - 10-12 человек. Используются фронтальный, подгрупповой, индивидуальный способ выполнения упражнений.
Кружковая работа строится на сотрудничестве педагога и ребенка.
Приемы, используемые на занятии:
наглядные - показ упражнения взрослым и детьми,
словесные – объяснения, указания, слушание музыки, индивидуальная
коррекция упражнений,
практические – практическое освоение детьми способами выполнения
физических упражнений, игровые методы.
В содержание занятия включены подвижные игры, имитационные игры,дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения.
Структура и содержание занятий
Обучение школьников в спортивном кружке «Городошный спорт»проходит поэтапно. Дети изучают теоретические аспекты игры, знакомятся с площадкой, инвентарем, правилами игры и терминологией, а также с основами техники броска биты в городки. В практической деятельности осваивают технику и навыки броска биты, отрабатывают технику, используют различные спортивные снаряды (набивной мяч, биты разной тяжести), упражнения с гимнастическими палками, упражнения на развитие глазомера (метание в цель). В конце обучения организуются соревнования.
Для обучения детей игре в городки организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из трёх частей:
1 Часть (вводная)- включает в себя различные виды ходьбы и бега или
комплекс ритмической гимнастики.
2 Часть (основная)- состоит из комплексов упражнений с разными
спортивными снарядами, упражнения для кистей рук с мелкими предметами,
на развитие глазомера, подвижных игр и дыхательных упражнений.
3 Часть (заключительная)– проведение тренировочных мини-турниров.
Основные разделы программа кружка:
Раздел. Теоретическая подготовка.
Вводное занятие. Порядок и содержание работы отделения городошного спорта. История возникновения и развития городошного спорта.
Краткий исторический обзор развития городошного спорта в России и за рубежом. Характеристика современного состояния городошного спорта. Прикладное значение городки особенности городошного спорта.
Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Массовые соревнования юных городошников.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.
Одежда городошника. Поведение на улице во время движения к месту занятий и во время учебно-тренировочного занятия. Техника безопасности на соревнованиях. Одежда и обувь городошника. Особенности одежды при различных условиях погоды.
Биты. Городки. Размеры городошного корта. Название ограничительных линий. Десять фигур (подростковая партия).
Размеры биты, вес, материал изготовления, название ее частей, разновес. Размеры и материал изготовления городков. Габариты кона, полу-кона, расстояние до основной линии города. Название линий разметки города. Материал изготовления. Название и порядок построения десяти фигур.
Краткая характеристика техники броска биты
Хват биты. Стойка. Замах. Разгон биты. Выброс. Координация движения при выполнении броска. Разворот, недоворот, переворот биты.
Первоначальное представление о тактика выбивания 10 – ти фигур и простейших комбинаций из 2-3 х городков.
Недоброс биты. Подход. Отход. Бросок в «Связку». Под фигуру. Недоводом. Уводом. Игра недоворотом и переворотом. «Штрафной» городок.
Основные положения правил соревнований по городошному спорту.
Виды соревнований и способы их проведения. Участники соревнований. Форма одежды. Капитан команды. Права и обязанности участников соревнований. Правила и порядок проведения игры. Регламент постановки фигур.
Раздел. Практическая подготовка.
2.1.Общефизическая подготовка (ОФП).
Средствами ОФП служат общеразвивающие упражнения направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений. Занятия другими видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, туризмом и спортивными играми также способствуют всесторонней физической подготовке и являются основой для достижения высоких и стабильных результатов в городошном спорте.
2.2.Специальная физическая подготовка (СФП)
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для городошников: специальной выносливости, силовой выносливости.
Упражнения для развития выносливости. Бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности. Марш – бросок на 2-5 км. Упражнения для развития силы и силовой выносливости. Сгибание и разгибание рук из упора лежа на земле. Поднимание туловища из положения лежа. Приседания на двух ногах. Прыжки и многоскоки на одной и двух ногах.
2.3.Техническая подготовка.
Рациональный хват биты. Средний или мелкий хват в замок. Рациональная стойка – исходное положение для броска. Стопа правой ноги развернута под углом 30-45 градусов к направлению броска, левую ногу чуть больше развернуть и чуть больше выдвинуть вперед в направлении линии фигуры, на расстоянии около 15 см. Положение туловища естественно относительно постановки ног, плечи расправлены, голова лицом к фигуре. Бита отставлена прямой рукой назад (стоит на земле) под небольшим углом к осевой линии направления броска. Вес переходит на правую ногу, она слегка сгибается в колене. Проекция отмаха масс должна проходить через переднюю часть правой стопы. Разгон биты. Левая нога перемещается вперед, корпус двигается поступательно. Далее нога встает на опору вес / центр тяжести тела / переносится на левую ног. Здесь происходит «подхват» или «зацеп» биты от плеча. Левый локоть и правое плечо раскручивают корпус против часовой стрелки. Фаза выброса начинается в тот момент, когда появляются первые признаки автономного движения руки в плечевом суставе. Срабатывает «натянутый лук». Заканчивается бросок хлестообразным движением руки с выпуском биты. Левая нога выпрямляется. Положение корпуса строго вертикально.
2.4.Тактическая подготовка.
Тактическая подготовка сводится к выбиванию 10 фигур и комбинаций из 2-3 городков оставшихся после попадания по этим фигурам. Отдельно отрабатывается «штрафной» городок. Также отрабатывается варианты попадания биты разворотом, недоворотом и переворотом. Особенности тактики в личной и командной игре. Использование ошибок противника для достижения результата.
Контрольные упражнения и соревнования.
Участие в течение года в соревнованиях по ОФП и соревнованиях по городошному спорту по своей возрастной группе.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности:
Общая выносливость – бег на расстояние 1000 метров (без учета времени)
Сила – отжимание у мальчиков (от пола), у девочек (от гимнастической скамьи).
Прохождение разделов программы кружка развивают следующие универсальные действия:
1.Развитие умения выделять и формулировать изученный материал, определять качество и уровень усвоения знаний (регулятивные УУД)
2.Развитие внимания, скоростно- силовые качеств и координации движений ( регулятивные УУД)
3.Формирование умения оценивать собственное поведение и совместную деятельность в команде (коммуникативные УУД)
4.Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (самоопределение, личностные УУД).
5.Формирование мотивации к ЗОЖ (смыслообразование, личностные УУД)
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения (план) | Дата проведения (факт)/ Причины отклонения от плана | | |
Раздел и тема занятий | Количество часов |
| Раздел. Теоретическая подготовка |
| | 1.1.Вводное занятие. История возникновения и развития городошного спорта. | 2 |
| | 1.2 Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Форма одежды городошника. | 2 |
| | 1.3 Биты. Городки. Размеры городошного корта. Название ограничительных линий. Десять фигур (подростковая партия) | 3 |
| | 1.4 Характеристика техники броска биты. | 1 |
| | 1.5 Первоначальные представления о тактике выбивания – 10-ти фигур (подростковая партия) и простейших комбинаций 2-3-городков. | 3 |
| | 1.6 Основные положения правил соревнований по городошному спорту. ИТОГО: 17 часов | 6 |
| Раздел. Практическая подготовка. |
| | 2.1 Общая физическая подготовка | 10 |
| | 2.2 Специальная физическая подготовка | 10 |
| | 2.3 Техническая подготовка | 10 |
| | Тактическая подготовка | 10 |
| | 2.5.Контрольные упражнения и соревнования ИТОГО: 51 час | 11 Всего 68 часов |
Предполагаемая результативность программы
к концу обучения дети осваивают:
- основные правила игры;
- знают и умеют выстраивать основные фигуры «звезда», «пушка», «тир»,
«забор», «бочка» и др.
- овладевают основными приемами и техникой броска биты;
- приобретают опыт участия в соревнованиях.
Материально-техническое обеспечение
1. Набивные мячи
2. Теннисные мячи
3. Гимнастические палки
4. Мешочки с песком
5. Биты для игры в городки
6. 2 набора городков
7. Площадка с разметкой
Информационно-методическое обеспечение
Список дополнительной литературы
1. Духанин В.М. Городошный спорт. Учебная программа. 2000 г.
2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и
подвижные игры: Методическое пособие. – М.: Издательство
НЦЭНАС, 2005.
3. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного
возраста «Здравствуй!». – М., 1997.
4. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих
астмой. – М., 1993.
5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.:
Просвещение, 1986.
6. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Сост.
Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак н.и. – Минск, 1998.
7. Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для
педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
8. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения
детей на воздухе.
9. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. – М.:
Новая школа, 1994.