1. Пояснительная записка …………………………………………………… 2
2. Цели, задачи, дидактические принципы отбора содержания
материал, методы обучения, ожидаемые результаты ..…….…………. 3-4
3. Учебно-тематический план …………………………………………….. 5-9
4. Литература ……………………..…………………………………………. 10
Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.
Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология». В 8-9 классах, когда изучаются «Синтаксис» и «Пунктуация», работа по орфографии носит повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу, подготовить их к дальнейшему обучению в профильных классах.
Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса к русскому языку, и как следствие – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно и логично выражать свои мысли, незнание истории языка учащимися. Часть молодежи испытывает влияние просторечной, жаргонной речи, злоупотребляет иноязычными словами, что приводит к недопустимому засорению родного языка.
Данный курс предназначен для учащихся 6 классов и рассчитан на 34 часа.
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся.
В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализованы следующие задачи:
- систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их в форме таблиц, опорных схем;
- повышение интереса к изучению русского языка.
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Задачи | Знания, умения, навыки | Формы работы |
1-2. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 2 | Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. | Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов. | Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта. |
3-4. | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. | 2 | Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. | Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их. | Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты. |
5-6. | Правописание о/ё после шипящих в корне слова. | 2 | Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё. | Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | Морфемный разбор, составление таблицы «О и Е после шипящих», словарно-орфографическая работа, творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения |
7. | Правописание приставок на -з / -с. | 1 | Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Закрепить правописание приставок на з-с. | Знать три группы приставок в зависимости от их правописания. | Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения. |
8. | Написание ы в начале корня после приставок на согласный. | 1 | Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы. | Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило. | Этимологический разбор; сочинения на лингвистическую тему. |
9. | Правописание гласных после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании. | 1 | Закрепить правописание гласных после шипящих и ц. | Знать условия выбора букв и - ы в корне, суффиксе, окончании. | Словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные. |
10-11. | Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. | 2 | Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. | Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться. | Предупредительные диктанты; анализ текста. |
12. | Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. | 1 | Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. | Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова. | Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам. |
13-14. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн- Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я). | Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием. | Распределительные диктанты, тесты. |
15. | Разделительный Ъ. | 1 | Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. | Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-. | Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения. |
16-17. | Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. | 2 | Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц. | Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости. Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы. | Диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками. |
18. | Употребление приставок пре- и при-. | 1 | Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их. | Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). | Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты. |
19. | Правописание н и нн в именах прилагательных . | 1 | Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах прилагательных. | Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах прилагательных. | Работа с алгоритмом, выборочно- распределитные диктанты. |
20. | Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | 1 | Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | Объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему, |
21. | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск-). | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных. | Работа с опорными схемами, с алгоритмом, творческие диктанты, работа с текстом, сочинение по опорным словам. |
22. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению. | Объяснительные, проверочные диктанты. |
23-24. | Правописание безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | 2 | Повторить правописание безударных личных окончаний глаголов. | Знать спряжения глаголов. | Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения. |
25. | Написание не с именами существительными, именами прилагательными. | 1 | Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными. | Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы. | Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты. |
26. | Слитное и раздельное написание не с глаголами. | 1 | Вспомнить правила написания не с глаголами. Развивать навыки и умения написания данной части речи с не. | Знать правила употребления не с личными формами глагола. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах. | Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты. |
27-28. | Трудные случаи правописания числительных. | 2 | Расширить знания о правописании всех разрядов. | Уметь определять разряды. Знать, как пишется числительное. | Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками. |
29. | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-. | Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании. | Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор. |
30. | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. | 1 | Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных. | Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме. | Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор. |
31. | Трудные случаи правописания местоимений. | 1 | Расширить знания о правописании всех разрядов. | Уметь определять разряды. Знать, как пишется местоимение. | Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты. |
32. | Употребление прописных букв. | 1 | Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв. | Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. | Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты. |
33. | Правила переноса. | 1 | Закрепить правила переноса слов. | Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме. | Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты. |
34. | Лингвистический вечер «Секреты русской орфографии». | 1 | Подвести итог занятий. | | |
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., «Просвещение», 1995.
2. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
3. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
4. Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, СМ Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994
5. Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д.Э.Занимательно о русском языке.- Л., «Просвещение», 1990.
6. Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ СИ Львова. - М.: Просвещение, 2006
7. Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2006
8. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
9. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург ,издательский дом « Литера»,2006.