СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса по русскому языку для 6 классов на тему «Секреты русской орфографии».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность введения в школе курса «Секреты русской орфографии" определяется:

  • необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников
  • недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга
  • увеличением занятости детей в свободное время
  • развитием  познавательных способностей
  • поддержкой и развитием  учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
  • ранней профессиональной ориентацией в области изучения гуманитарных предметов

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса по русскому языку для 6 классов на тему «Секреты русской орфографии».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 35»









Программа

спецкурса по русскому языку для 6 классов на тему

«Секреты русской орфографии».









Составила учитель русского языка и литературы СШ №35

Купырина О.Ю.















г.Ульяновск








Содержание




1. Пояснительная записка …………………………………………………… 2


2. Цели, задачи, дидактические принципы отбора содержания

материал, методы обучения, ожидаемые результаты ..…….…………. 3-4


3. Учебно-тематический план …………………………………………….. 5-9


4. Литература ……………………..…………………………………………. 10

































Пояснительная записка



Актуальность введения в школе курса «Секреты русской орфографии" определяется:

  • необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников

  • недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга

  • увеличением занятости детей в свободное время

  • развитием познавательных способностей

  • поддержкой и развитием учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка

  • ранней профессиональной ориентацией в области изучения гуманитарных предметов

Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.

Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология». В 8-9 классах, когда изучаются «Синтаксис» и «Пунктуация», работа по орфографии носит повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу, подготовить их к дальнейшему обучению в профильных классах.

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса к русскому языку, и как следствие – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно и логично выражать свои мысли, незнание истории языка учащимися. Часть молодежи испытывает влияние просторечной, жаргонной речи, злоупотребляет иноязычными словами, что приводит к недопустимому засорению родного языка.


Значит, сама жизнь ставит перед современной школой задачи:

  • укреплять и сделать более осознанной патриотическую гордость за русский язык;

  • пробуждать и закреплять интерес к учебному предмету «Русский язык»;

  • знать исторический процесс формирования русского языка, его изменения, закономерности и причины этих изменений;

  • расширять представления учащихся о роли лингвистической науки в обществе;

  • формировать и создавать базу для дальнейшего профессионального становления учащихся, поступления в вузы;

  • способствовать развитию универсальных способностей учащихся таких, как умение учиться самостоятельно, проводить исследовательскую работу, проектировать свою деятельность, применять научные методы познания.


Данный курс предназначен для учащихся 6 классов и рассчитан на 34 часа.

Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся.

В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализованы следующие задачи:

- углубление знаний по орфографии;

- знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил;

- систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их в форме таблиц, опорных схем;

- повышение интереса к изучению русского языка.



Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;

  • доступность;

  • последовательность и системность изложения материала;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • исследование;

  • проблемно-поисковые задания;

  • наблюдение;

  • лингвистические игры;

  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты



Обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний.



уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова,

  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать не с разными частями речи.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Задачи

Знания, умения, навыки

Формы

работы

1-2.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

2

Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.

Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта.

3-4.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.

2

Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов.

Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.

Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты.

5-6.

Правописание о/ё после шипящих в корне слова.

2

Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё.

Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

Морфемный разбор, составление таблицы «О и Е после шипящих», словарно-орфографическая работа, творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения

7.

Правописание приставок на -з / -с.

1

Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Закрепить правописание приставок на з-с.

Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.

Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения.

8.

Написание ы в начале корня после приставок на согласный.

1

Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы.

Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.

Этимологический разбор; сочинения на лингвистическую тему.

9.

Правописание гласных после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании.

1

Закрепить правописание гласных после шипящих и ц.

Знать условия выбора букв и - ы в корне, суффиксе, окончании.

Словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные.

10-11.

Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.

2

Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи.

Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться.

Предупредительные диктанты; анализ текста.

12.

Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.

1

Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.

Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам.

13-14.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

2

Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн-

Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).

Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.

Распределительные диктанты, тесты.

15.

Разделительный Ъ.

1

Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.

Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.

Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения.

16-17.

Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

2

Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц.

Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.

Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.

Диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками.

18.

Употребление приставок пре- и при-.

1

Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их.

Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты.

19.

Правописание н и нн в именах прилагательных .

1

Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах прилагательных.

Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах прилагательных.

Работа с алгоритмом, выборочно- распределитные диктанты.

20.

Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

1

Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

Объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему,

21.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных  -к- (-ск-).

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.

Работа с опорными схемами, с алгоритмом, творческие диктанты, работа с текстом, сочинение по опорным словам.

22.

Правописание суффиксов глаголов.

1

Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.

Объяснительные, проверочные диктанты.

23-24.

Правописание безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

2

Повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.

Знать спряжения глаголов.

Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения.

25.

Написание не с именами существительными, именами прилагательными.

1

Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными.

Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы.

Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты.

26.

Слитное и раздельное написание не с глаголами.

1

Вспомнить правила написания не с глаголами. Развивать навыки и умения написания данной части речи с не.

Знать правила употребления не с личными формами глагола. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.

Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты.

27-28.

Трудные случаи правописания числительных.

2

Расширить знания о правописании всех разрядов.

Уметь определять разряды. Знать, как пишется числительное.

Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками.

29.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-.

Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.

Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор.

30.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

1

Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных.

Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.

Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор.

31.

Трудные случаи правописания местоимений.

1

Расширить знания о правописании всех разрядов.

Уметь определять разряды. Знать, как пишется местоимение.

Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты.

32.

Употребление прописных букв.

1

Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв.

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.

Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты.

33.

Правила переноса.

1

Закрепить правила переноса слов.

Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.

Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.

34.

Лингвистический вечер «Секреты русской орфографии».

1

Подвести итог занятий.







































Литература для учителя

  1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.

  2. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001

  3. Букринская, И., Кармакова О. Графика. Орфография. Принципы русской орфографии [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2004. – № 7.

  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М. « Айрис пресс» 2000

  5. Грекова А.А.Особенности обучения учащихся русскому языку.-Тольятти,1994.

  6. Зданкевич, В.Г. Не всегда пишется то, что слышится [Текст] // Русская речь. – 2003. – № 6.

  7. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.

  8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.

  9. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.

  10. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

  11. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.

  12. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005

  13. Ушакова, Л.И. Орфографические правила и исключения [Текст] // Русский язык в школе. – 2008. – № 4.
























Литература для учащихся



1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., «Просвещение», 1995.

2. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005

3. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005

4. Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, СМ Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994

5. Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д.Э.Занимательно о русском языке.- Л., «Просвещение», 1990.

6. Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ СИ Львова. - М.: Просвещение, 2006

7. Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2006

8. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004

9. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург ,издательский дом « Литера»,2006.




12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!