Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Начальная военная подготовка» создана на основе авторской педагогической разработки Жерносека А.А. ГМС ГИМНЦ, Братск. 2010.
Учебная программа факультативного курса «Начальная военная подготовка» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.
Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:
формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил;
практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой, тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки;
Учебная программа рассчитана на 34 часа для 11 класса и имеет модульную структуру:
модуль «Основы обороны государства» - 8 часов;
модуль «Воинская обязанность» - 5 часов;
модуль «Военная служба» - 17 часов;
модуль «Основы безопасности военной службы» – 4 часа.
Преподавание курса «Основы начальной военной подготовки» осуществляется преподавателем – организатором ОБЖ или специалистом, прошедшим соответствующую подготовку в системе дополнительного образования. Изучение курса «Основы начальной военной подготовки» заканчивается итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета. КИМ представлены в Приложении.
Требования к уровню подготовки учащихся
З н а т ь: требования воинской дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки , автомата, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий. Историю развития оружия массового поражения, сигналы оповещения ГО. Способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта. Правила наложения стерильных повязок, что такое раны и их классификация, правила выполнения процедур по уходу за ранеными.
У м е т ь: обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки. Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания
Поурочное планирование учебной программы
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Основы обороны государства | 8 | | | |
1 | Оборона государства – система мер к вооруженной защите РФ | 1 | Комбинированный | Оборона государства — это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной видите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. | Знать об организации обороны государства; о воинской обязанности. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
2 | Состояние войны. Военное положение. | 1 | Комбинированный | Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого государства или группы государств на Российскую Федерацию. | Знать все о военном положении государства, когда объявляется состояние войны. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
3 | Концепция национальной безопасности РФ. | 1 | Комбинированный | В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета. | Знать о содержании Концепции национальной безопасности.. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
4 | Военная безопасность России. | 1 | Комбинированный | Военная политика России, военная безопасность, военная доктрина, военная реформа, стратегия национальной безопасности. | Знать о понятиях, связанных с военной безопасностью страны .. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
5 | Национальные интересы России. | 1 | Комбинированный | Национальные интересы России. Классификация и виды национальных интересов. | Знать классификацию и виды национальных интересов России. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
6 | Организационная структура Вооруженных сил. | 1 | Комбинированный | Виды Вооруженных сил, рода, войск. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. | Знать об обеспечении военной безопасности в деятельности государства. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
7 | Функции и основные задачи современных Вооруженных сил. | 1 | Комбинированный | Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности | Знать функции и задачи ВС РФ в деятельности государства. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
8 | Реформа Вооруженных сил РФ. | 1 | Комбинированный | Понятия «реформа» и «улучшение», как известно, синонимами не являются. Более того, результаты реформирования ВС РФ могут быть как положительные, так и отрицательные. Все это в полной мере относится к процессам, которые сейчас идут в Вооруженных силах РФ. | Знать о реформировании ВС РФ. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
| Воинская обязанность | 5 | Комбинированный | | |
1 | ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». | 1 | Комбинированный | Федеральный закон о статусе военнослужащих. (в ред. Федеральных законов от 31.12.1999 N 229-ФЗ … Решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ. | Знать о нормативно-правовых актах военнослужащих. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
2 | Основные понятия о воинской обязанности | 1 | Комбинированный | Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе | Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
3 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при установке на воинский учет | 1 | Комбинированный | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет | Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет |
4 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 | Комбинированный | Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе | Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
5 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | Комбинированный | Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим цель военную подготовку | Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
| Военная служба | 17 | | | |
1 | Правовые основы военной службы | 1 | Комбинированный | Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек | Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек. Уметь использовать полученные знания при постановке на воинский учет. |
2 | Военная присяга- клятва воина на верность Родине, России | 1 | Комбинированный | Военная присяга- основой и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военноё присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга | Знать о традициях ВС РФ. Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
3 | Прохождение военной службы по призыву. | 1 | Комбинированный | Организация воинского учёта. Обязанности граждан по воинскому учету, по призыву | Знать об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Уметь осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
4 | Прохождение военной службы по контракту. | 1 | Комбинированный | Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, по контракту | Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. |
5 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | Комбинированный | Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов | Знать об основах военной службы. Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
6 | Права, ответственность и обязанность военнослужащих | 1 | Комбинированный | Военная служба- особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. | Знать положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
7 | Общевоинские уставы Вооружённых сил- закон воинской жизни | 2 | Комбинированный | Общевоинские уставы- нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации, Строевой устав | Знать о предназначении общевоинских уставов Вооружённых Сил. Назвать нормативно-правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Уметь использовать приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
8 | Боевое знамя части – символ воинской чести, доблести и славы. | 1 | Комбинированный | Боевое Знамя – это знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам государства. | Знать о символах воинской чести и доблести. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет |
9 | Ритуалы ВС РФ. | 1 | Комбинированный | Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе | Знать об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет |
10 | Воинское звание и военная форма одежды. | 1 | Комбинированный | Военная форма одежды подразделяется на парадную и повседневную (та и другая бывает для нахождения в строю и вне его), а также полевую. … Составы военнослужащих и воинские звания по Федеральному закону “О воинской обязанности и военной службе” | Знать основные военные звания и форму их одежды. Уметь различать звания и применять полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет |
11 | Патриотизм и верность воинскому долгу –основные качества защитника Отечества. | 1 | Комбинированный | Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата. Патриотизм — источник духовных сил воина. Особое место среди духовных качеств … Дух патриотизма, как беззаветной любви к Родине, своему Отечеству, лежит в основе и венчает всякую современную военную систему. | Знать, что такое патриотизм и воинский долг. Уметь определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества |
12 | Дни воинской славы России. | 1 | Комбинированный | Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России. | Знать об основных днях воинской славы. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
13 | Как стать офицером Российской армии. | 1 | Комбинированный | Порядок прохождения службы и получение звания | Знать об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
14 | Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ. | 1 | Комбинированный | Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
15 | Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. | 1 | Комбинированный | Военнослужащий должен в совершенстве владеющий оружием и военной тактикой | Знать об основных качествах военнослужащего. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
16 | Миротворческая деятельность ВС РФ. | 1 | Комбинированный | Международная (миротворческая) деятельность вооруженных сил РФ | Знать о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
| Основы безопасности военной службы | 4 | | | |
1 | Сохранение и укрепление здоровья военнослужащего, общие положения и требования. | 1 | Комбинированный | Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма | Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
2 | Правила оказания медицинской помощи при различных травмах, ранениях и отравлениях. | 1 | Комбинированный | Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложение жгута. Борьба с болью | Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях |
3 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. | 1 | Комбинированный | Как и почему это происходит, почему люди попадают в зависимость от вредных привычек? Только знание влияния пагубных привычек на здоровье может преградить путь распространению этой чудовищной беды среди нашего поколения. | Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
4 | Соблюдение мер безопасности военной службы –залог сохранения жизни и здоровья военнослужащих. | 1 | Комбинированный | Каждый военнослужащий должен строго соблюдать требования безопасности военной службы, другие мероприятия по предупреждению причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих с учетом особенностей их деятельности. | Знать об основных мерах безопасности и их влияние жизнедеятельность личности. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
| Всего часов | 34 | | | |
Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации учащихся
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства.
Дисциплинарная ответственность командира за правонарушения совершенные подчиненными.
Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.
Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
Действия личного состава по команде «К бою».
Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.
Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России.
Основные термины и понятия строевой подготовки.
Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.
Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего.
Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.
Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.
Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам.
Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.
Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения мягких тканей головы.
Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в живот.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при отморожении.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных и венозных кровотечениях.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при артериальных кровотечениях.
Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на химических производствах или использовании оружия массового поражения.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.
Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.)
Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ).
Примерные контрольные тесты
по теме «Первая медицинская помощь»
ВАРИАНТ 1
1. Дополните фразу: «_____ - является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических или химических воздействий».
2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».
3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью».
4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».
5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора питьевой соды, или 0,5-процентного раствора _____».
6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление _____ в пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».
7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко возрастает».
8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом на стороне, _____ повреждению».
9. Установите соответствие между видами антисептики и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).
1) Механическая антисептика. | А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма; применяются антибиотики, ферменты или сыворотки. |
2) Химическая антисептика. | Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется гипертонический раствор или бактерицидная лампа. |
3) Физическая антисептика. | В) Первичная обработка раны, удаление инородных тел. |
4) Биологическая антисептика. | Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических средств, синтетических сульфаниламидных препаратов. |
10. Установите очередность действий по наложению жгута:
А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30 – 40 см ближе к середине;
Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке;
В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств;
Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения;
Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;
Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани;
Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20 – 30 см.
ВАРИАНТ 2
1. Дополните фразу: «_____ - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и слизистых оболочек».
2. Закончите фразу: «Ушибленные раны обычно сильно _____».
3. Дополните фразу: «При _____ ранах наблюдается отслойка кожи и клетчатки с отделением их от подлежащих тканей».
4. Дополните фразу: «Недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в _____ и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход».
5. Дополните фразу: «Обезвреживание яда в организме осуществляется веществами, которые входят в химическое соединение с ядами, переводя их в _____ состояние».
6. Дополните фразу: «Тепловой удар – это болезненное состояние, вызванное _____ тела».
7. Дополните фразу: «Перевязку следует начинать с наиболее _____, места, постепенно переходя к более _____».
8. Дополните фразу: «Чрезмерное затягивание жгута может вызвать _____ мягких тканей (мышц, нервов, сосудов) и стать причиной развития параличей конечностей».
9. Установите соответствие между стадией отравления (интоксикации) и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).
1) Стадия 1. | А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки нарушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают нарушения дыхания. |
2) Стадия 2. | Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние раздражители. |
3) Стадия 3. | В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблением кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39 – 400С. |
4) Стадия 4. | Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное возбуждение, нарушение сна. |
10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:
А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость;
Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область;
В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области;
Г) конец бинта крепят к одной из держалок;
Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок;
Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин;
Ж) держалки связывают под подбородком;
З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.
ВАРИАНТ 3
1. Дополните фразу: «Колотая рана характеризуется небольшой зоной повреждения тканей и в очень редких случаях может стать источником _____ или _____».
2. Закончите фразу: «Обработку укушенных ран производят стерильным жидким мылом, которое убивает вирус _____».
3. Дополните фразу: «Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение _____ в ране или организме в целом».
4. Дополните фразу: «Отравление рассматривается как химическая _____, развивающаяся вследствие попадания в организм чужеродного вещества в токсической (отравляющей) дозе».
5. Дополните фразу: «Отравление медикаментами зачастую происходит при _____, когда человек принимает лекарственные препараты без назначения врача».
6. Дополните фразу: «Солнечный удар – состояние организма, которое наступает из-за сильного _____ головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые поверхностные сосуды расширяются, и происходит прилив _____».
7. Дополните фразу: «Особенность обширных ожогов состоит в том, что при них в патологический процесс почти всегда вовлекаются все органы и системы организма, возникают расстройства функций дыхания, кровообращения, выделения, появляются резкие _____, что зачастую обуславливает развитие ожогового _____».
8. Дополните фразу: «Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью _____ вследствие снижения _____ функции сердца».
9. Установите соответствие между степенью отморожения и ее основной характеристикой (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).
1) 1-я степень. | А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает. |
2) 2-я степень. | Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей. |
3) 3-я степень. | В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается также омертвение кости. |
4) 4-я степень. | Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи. |
10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»:
А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области;
Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец;
В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью;
Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца);
Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы;
Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.
Ответы на тест
№ | В-1 | В-2 | В-3 |
1 | Травмой | Раны | Сепсиса, газовой гангрены |
2 | Инфекцией | Загрязнены | Бешенства |
3 | Ушибленная | Скальпированных | Микробов |
4 | Иммобилизация | Открытый | Травма |
5 | Воды, марганцовки | Нейтральное | Самолечении |
6 | Кровообращения, согревание | Перегреванием | Перегрева, крови |
7 | Мокрые, влажная | Узкого, широкому | Боли, шока |
8 | Противоположной | Размозжение | Кровообращения, насосной |
9 | 1в, 2г, 3б, 4а | 1б, 2в, 3а, 4г | 1г, 2б, 3а, 4в |
10 | е, ж, а, д, б, г, в | б, е, д, а, в, з, г, ж | а, г, в, б, д, е |
Рекомендуемая литература
Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.
Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.
Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.
Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.
Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.
Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.
Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.
Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С. 25 – 29.
Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980
11