СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса для 9 классов подготовка к ОГЭ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса для 9 классов подготовка к ОГЭ по химии»

Частное учреждения общего и дополнительного образования «Лицей-интернат «Подмосковный» Одинцовского муниципального района Московской области




УТВЕРЖДАЮ


Директор_______ А.А.Ермолин


Приказ №12 от 01.09.2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по химии для 9 класса

«Подготовка к основному государственному экзамену

по химии»










Составитель: Степанова Е.В.

учитель химии

первой квалификационной категории






2020 учебный год


Пояснительная записка

Групповые занятия «Химия в формулах и знаках» предназначены для учащихся 9 класса, готовящихся к сдаче ОГЭ по химии.

Данный курс сопровождает учебный предмет “Химия”. Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке.

Программа построена таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий частей 1 и 2 контрольно-измерительных материалов.

Программа рассчитана на 32 часа. Курс проводится в течение 8 месяцев по 1 часу в неделю.


Цель: подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по химии.


Задачи:

  • Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы.

  • Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.

  • отработать навыки выполнения тестовых заданий части 1;

  • отработать решение основных видов заданий части 2;

  • формировать навыки самоконтроля,

  • способствовать психологической готовности к ОГЭ.

  • Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.


Формы организации деятельности: лекции, практикумы, практические работы.

Формы контроля:

Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.

Ожидаемые результаты.

Полученные знания должны помочь учащимся:

  • успешно сдать экзамен по химии в новой форме;

  • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);

  • закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий;

В процессе обучения на групповых занятиях учащиеся приобретают следующее знания:

  • закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса химии 8–9 класса общеобразовательной школы;

  • отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий;

  • формирующие научную картину мира;

умения:

  • решать типовые тесты разных авторов и демонстрационной версии ФИПИ;

  • производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта;


Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Знать/ понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, малярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

  • характерные признаки важнейших химических понятий;

  • о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;

  • смысл основных законов и теории химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д. И. Менделеева

Уметь:

Называть

химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

Объяснять:

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;

закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;

сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

Характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ;

химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.

Определять, классифицировать;

состав веществ по их формулам;

валентность и степень окисления элемента в соединении;

вид химической связи в соединениях;

принадлежность веществ к определенному классу соединений;

типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена.

Составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

формулы неорганических соединений изученных классов;

уравнения химических реакций.

Обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием.

распознавать опытным путем:

газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

Вычислять:

массовую долю химического элемента по формуле соединения;

массовую долю вещества в растворе;

количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

объяснения отдельных фактов и природных явлений;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту.










































Раздел 2. Содержание учебного предмета


РАЗДЕЛ 1 «Вещество» (4 ч)

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах.

Электронные и графические формулы атомов элементов.

Работа с тренировочными тестами по теме.

Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

Работа с тренировочными тестами по теме.

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь.

Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.


Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления.

Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований.

Работа с тренировочными тестами по теме.


РАЗДЕЛ 2 «Химическая реакция» (5 ч)


Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ.

Работа с тренировочными тестами по теме.


Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Различные классификации химических реакций, примеры.

Работа с тренировочными тестами.


Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Работа с тренировочными тестами.


Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Составление молекулярных и ионных уравнений. Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.


Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).

Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций. Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.


РАЗДЕЛ 3 «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» (13 ч)

Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.


Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.

Работа с тренировочными тестами.

Химические свойства оснований. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований.

Работа с тренировочными тестами.


Химические свойства кислот. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот.

Работа с тренировочными тестами.


Химические свойства солей (средних). Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.

Работа с тренировочными тестами.


Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.


Первоначальные сведения об органических веществах. Состав органических веществ. Причины многообразия органических веществ. Представление о развёрнутой и сокращённой структурной формуле органических веществ. Роль органических веществ в природе и жизни человека.


Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

Состав и номенклатур углеводородов ряда метана. Химические свойства предельных углеводородов (на примере метана). Состав и номенклатур непредельных углеводородов ряда этилена, их физические свойства. Химические свойства непредельных углеводородов (на примере этилена). Реакции полимеризации и высокомолекулярные вещества (полимеры).


Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). Понятие о функциональной группе. Состав, номенклатура, физические и химические свойства спиртов. Представление о многоатомных спиртах на примере глицерина. Представление о карбоновых кислотах и реакции этерификации. Карбоновые кислоты. Физические и химические свойства уксусной кислоты, её применение.


Биологически важные вещества белки, жиры, углеводы. Понятие о сложных эфирах. Жиры. Состав молекул жиров, их физические свойства и применение. Биологическая функция жиров. Углеводы, их состав, физические свойства, нахождение в природе, применение и биологическая роль.


РАЗДЕЛ 4 «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии» (5 ч)


Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).


Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).


Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач.

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.


РАЗДЕЛ 5 «Химия и жизнь» (1 ч)

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Работа с тренировочными тестами для подготовки к ОГЭ.

«Репетиционный экзамен» (3ч)

Репетиционный экзамен (120 минут);

Анализ выполненных работ – (1 ч)










Проверяемые элементы содержания экзаменационной работы в форме ОГЭ по химии для учащихся 9 класса в 2018-2019 учебном году


Часть 1

1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов

Периодической системы Д.И. Менделеева.

2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная),

ионная, металлическая.

4. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

6. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

7. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

8. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

9. Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.

10. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.

11. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.

12. Химические свойства солей (средних).

13. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

14. Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель.

Окислительно-восстановительные реакции.

15. Вычисление массовой доли химического

элемента в веществе.

16. Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов.

17. Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.

18. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

19. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Часть 2

20. Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.

21. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление

количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе

или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Модель 1

22. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Модель 2

22. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

23. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Получение и изучение свойств основных классов неорганических веществ


Всего заданий – 22/23; из них

по типу: с кратким ответом – 19; с развернутым ответом – 3/4; по уровню сложности: Б – 15;

П – 4; В – 3/4.

Максимальный первичный балл – 34/38.

Общее время выполнения работы – 120/140 минут










Раздел 3. Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1 «Вещество»

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева.

1

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение веществ. Химическая связь.

1

3

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

1

4

Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

1

Раздел 2 «Химическая реакция»

5

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

1

6

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

1

7

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

1

8

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

1

9

Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

1

Раздел 3 «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах»

10

Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА.

1

11

Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ- металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

1

12

Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

1

13

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

1

14

Химические свойства оснований.

2

15

Решение тренировочных тестов для подготовки к ОГЭ.

(Задания 1-12)

1

16

Химические свойства кислот.

2

17

Химические свойства солей (средних).

2

18

Взаимосвязь различных классов.

1

19

Решение тренировочных тестов для подготовки к ОГЭ.

(Задания 1-16)

1

Раздел 4 «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии»

20

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Качественные реакции на ионы в растворе.

1

21

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

1

22

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

1

23

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

1

24

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по

количеству вещества, массе или объему одного из реагентов

или продуктов реакции.

2

Раздел 5 «Химия и жизнь»

25

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

1

26

Решение тренировочных тестов для подготовки к ОГЭ. (Задачи второй части)

2

27


Решение тренировочных тестов для подготовки к ОГЭ. (Полностью ким)

1

Итого:

32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!