ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
С СЕМЬЕЙ
Содержание
1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 3
2. Актуальность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 4
3. Цель программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..5
4. Задачи программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 5
5. Принципы взаимодействия с родителями ………5
6. Реализация программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 6
7. характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей.. .. .. .. .. .. .. .. 7
8. Литература.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
«Семья для ребенка – это источник общественного
опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему
«всем миром»: детский сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействия. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Родители, не всегда владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Разработанная программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Данная программа не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций социального партнерства и содружества.
Актуальность
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют, как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Реализация
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
• Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Вопросы – ответы
• Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
• День открытых дверей
• Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
• Выставка семейных коллекций
Характеристика планируемых результатов
в деятельности педагогов и родителей
Мотивационно-ценностный компонент
Родители: осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования - целостной картины мира дошкольников;
Педагоги: осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера - взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному); обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители: знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста; знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги: владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители: реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста; активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;
Педагоги: учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании; признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»; детей;
Рефлексивный
Родители: самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора; удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Педагоги: владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков; осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Литература
• Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
• Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
• Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
• Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
8