СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования  в рамках предметов русского языка и литературы разработана в соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка Пензенской области.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования»








Программа

социализации обучающихся

на ступени основного общего образования

(5 – 9 класс)

в рамках предметов русского языка и литературы

учитель Злодеева Наталья Владимировна





























I. Программа воспитания


1.1 Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках предметов русского языка и литературы разработана в соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка Пензенской области.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.


1.2. Цель и задачи программы


1.2.1 Цель программы:

Целью программы социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках предметов русского языка и литературы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

1.2 Задачи программы:

На ступени основного общего образования в рамках предметов русского языка и литературы для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.


2. Содержание программы

2.1 Основные направления реализации программы


Содержанием социализации учащихся на ступени основного общего образования в рамках предметов русского языка и литературы являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

·патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

·честь;

·достоинство;

·свобода (личная и национальная);

·доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

·семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

·дружба;

·здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

·труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

·искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Урочная деятельность. Урок - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно   переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.

Внеурочная деятельность.

Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно- полезные практические занятия, акции, проекты.

2.2 План мероприятий на 2017-2021 учебный год


Направление работы

Мероприятие

участники

Урочная форма

Мини-сочинение

5-9

Мини-сочинение «Какими качествами должен обладать друг?»

5-9

Мини-сочинение «Что значит быть патриотом сегодня?»

Сочинение- рассуждение «Социальные нормы и проблемы молодежи сегодня».

5-9

Внеурочная форма



Спецкурс «Анализ текста»

5-9

Кружок «Занимательный русский язык»

5-9

Спецкурс «Тайный мир текста»

5-9

Проект «Книга смешных правил по русскому языку»

5-9

Проект «Влияние интернета на культуру и язык учащихся»

5-9

Проект «Образ учителя и отношение ученика к нему на примерах произведений русской литературы».

5-9

Проект «Диалекты Пензенскойобласти»

5-9


КТД «Память сердца» - литературно-музыкальная композиция.

Акция «Письмо в 45-ый»

5-9


Акция «Забота»

Акция «Добрые дела»

Акция «Журавли» (май).


5-9


Исследовательские проекты: «Связь времен» (работа с семейными архивами), «На примере героев учимся», «Обелиск памяти»

5-9


Литературное квест-ориентирование «По станицам творчества писателей»

5-9


Проект «Новости мира, России, Пензы, Кузнецка»

5-9


Квест-ориентирование «Историческая тропа города Кузнецка»

5-9



5-9



Механизм реализации программы

3.1 Кадровое обеспечение


Головным исполнителем программы является учитель русского языка и литературы.

Педагоги дополнительного образования привлекают учащихся к досуговой деятельности, создают условия для активного отдыха, самореализации развитии творческого потенциала детей и подростков «группы риска».


3.2 Методическое обеспечение реализации программы

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования.


3.3 Мониторинг реализации программы

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы социализации учащихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы в социализации учащихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера.


4. Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня социальной активности детей и подростков.

2. Успешная социализация выпускников школы.


Список литературы:

  1. Кон И. С., Социология личности.- М: Политиздат, 2000, с. 383,

  2. Кон И. С., Психология ранней юности.- М: Просвещение, 1989, с. 178,

  3. Китаева М. В., Успешный учитель – успешный ученик: Практическое пособие для педагогов.- Ростов н/Д: Феникс, 2003, - 224 с. – (Серия «Учение с увлечением»).

  4. Мудрик А. В., Введение в социальную педагогику, ч. 1, Пенза, 1994, 171 с.

  5. Мустафаева Ф. Х., Социальная педагогика.- М: Академический проект, 2003, с. 184 – 289.

6. Сайт: Фестиваль «Открытый урок»// Социальная педагогика, 2006-2007г.

7 . Правовое воспитание школьников 5-9 классы. Конспекты занятий /Составитель О. Летнева. Издательство «Учитель» 2005 г.

8. Конвенция ООН о правах ребенка.

9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»

10. Дела школьные. Сборник сценариев.

Под редакцией А.Б. Мимошкина, Е.А. Романовой.- Москва: Сфера, 2005 г.

11. М.Ф. Дик, Т.И. Дик «Настольная книга классного руководителя8-11х классов. Воспитание в условиях профильного обучения.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!