Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования (5 – 9 класс) в рамках предметов русского языка и литературы учитель Злодеева Наталья Владимировна |
I. Программа воспитания
1.1 Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках предметов русского языка и литературы разработана в соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ № 8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка Пензенской области.
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
1.2. Цель и задачи программы
1.2.1 Цель программы:
Целью программы социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках предметов русского языка и литературы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
1.2 Задачи программы:
На ступени основного общего образования в рамках предметов русского языка и литературы для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
2. Содержание программы
2.1 Основные направления реализации программы
Содержанием социализации учащихся на ступени основного общего образования в рамках предметов русского языка и литературы являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
·патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
·социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
·гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
·человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
·честь;
·достоинство;
·свобода (личная и национальная);
·доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
·семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
·любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
·дружба;
·здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
·труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
·наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
·традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
·искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Урочная деятельность. Урок - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.
Внеурочная деятельность.
Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно- полезные практические занятия, акции, проекты.
2.2 План мероприятий на 2017-2021 учебный год
Направление работы | Мероприятие | участники |
Урочная форма | Мини-сочинение | 5-9 |
Мини-сочинение «Какими качествами должен обладать друг?» | 5-9 |
Мини-сочинение «Что значит быть патриотом сегодня?» Сочинение- рассуждение «Социальные нормы и проблемы молодежи сегодня». | 5-9 |
Внеурочная форма | | |
Спецкурс «Анализ текста» | 5-9 |
Кружок «Занимательный русский язык» | 5-9 |
Спецкурс «Тайный мир текста» | 5-9 |
Проект «Книга смешных правил по русскому языку» | 5-9 |
Проект «Влияние интернета на культуру и язык учащихся» | 5-9 |
Проект «Образ учителя и отношение ученика к нему на примерах произведений русской литературы». | 5-9 |
Проект «Диалекты Пензенскойобласти» | 5-9 |
| КТД «Память сердца» - литературно-музыкальная композиция. Акция «Письмо в 45-ый» | 5-9 |
| Акция «Забота» Акция «Добрые дела» Акция «Журавли» (май). | 5-9 |
| Исследовательские проекты: «Связь времен» (работа с семейными архивами), «На примере героев учимся», «Обелиск памяти» | 5-9 |
| Литературное квест-ориентирование «По станицам творчества писателей» | 5-9 |
| Проект «Новости мира, России, Пензы, Кузнецка» | 5-9 |
| Квест-ориентирование «Историческая тропа города Кузнецка» | 5-9 |
| | 5-9 |
Механизм реализации программы
3.1 Кадровое обеспечение
Головным исполнителем программы является учитель русского языка и литературы.
Педагоги дополнительного образования привлекают учащихся к досуговой деятельности, создают условия для активного отдыха, самореализации развитии творческого потенциала детей и подростков «группы риска».
3.2 Методическое обеспечение реализации программы
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования.
3.3 Мониторинг реализации программы
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы социализации учащихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы в социализации учащихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера.
4. Ожидаемые результаты
1. Повышение уровня социальной активности детей и подростков.
2. Успешная социализация выпускников школы.
Список литературы:
Кон И. С., Социология личности.- М: Политиздат, 2000, с. 383,
Кон И. С., Психология ранней юности.- М: Просвещение, 1989, с. 178,
Китаева М. В., Успешный учитель – успешный ученик: Практическое пособие для педагогов.- Ростов н/Д: Феникс, 2003, - 224 с. – (Серия «Учение с увлечением»).
Мудрик А. В., Введение в социальную педагогику, ч. 1, Пенза, 1994, 171 с.
Мустафаева Ф. Х., Социальная педагогика.- М: Академический проект, 2003, с. 184 – 289.
6. Сайт: Фестиваль «Открытый урок»// Социальная педагогика, 2006-2007г.
7 . Правовое воспитание школьников 5-9 классы. Конспекты занятий /Составитель О. Летнева. Издательство «Учитель» 2005 г.
8. Конвенция ООН о правах ребенка.
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»
10. Дела школьные. Сборник сценариев.
Под редакцией А.Б. Мимошкина, Е.А. Романовой.- Москва: Сфера, 2005 г.
11. М.Ф. Дик, Т.И. Дик «Настольная книга классного руководителя8-11х классов. Воспитание в условиях профильного обучения.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.