СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития самоуправления в классе с использованием форм внеурочной деятельности "Класс-театр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уникальная программа организации самоуправления в классе с использованием такой формы внеурочной деятельности, как театральная. Прогрмма нарпавлена не только на тразвитие лидерских качеств воспитанников, но и на духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития самоуправления в классе с использованием форм внеурочной деятельности "Класс-театр"»

«Класс-театр»

(программа развития детского самоуправления в классном коллективе)

«Наставь юношу при начале пути его:
он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22, 6)

Творческая программа в соответствии с концепцией «Духовно-нравственного воспитания российских школьников», методическим конструктором «Внеурочная деятельность школьников». Программа предназначена для разновозрастного контингента учащихся 5-11 классов. Целями программы является следующее: развитие ценностного мира учащихся; воспитание ученика с активной гражданской позицией, уважающего героическое прошлое Отечества; саморазвивающейся личности, моделирующей свое отношение с другими людьми на примере поступков героев.

Программа представлена краткой информационно-технологической картой,

Содержание


1.Введение

2.Информационно-технологическая карта творческой программы

3.Творческая программа «Класс-театр»

3.1. Пояснительная записка

3.2. Обоснование целесообразности и место программы в гуманистической воспитательной системе школы

3.3. Комплексно-содержательное наполнение программы

4. Используемые источники

5. Приложение

  • Модели внеклассных занятий и сценарии спектаклей

  • Данные о рефлексии (после работы над мировоззренческим спектаклем «Снежная королева»)

  • Социальный проект «Игрушка в ладошке- детство в окошке»

6. Результаты работы по программе

6.1.Диагностика по методике «Пословицы»

6.2. Исследовательские работы учащихся

6.3. Письменные работы учащихся

6.4.Грамоты и дипломы учащихся





1.Введение

Мы знаем, мы глубоко чувствуем,

что там, в глубине детской души,

есть много прекрасных струн,

знаем, что в душе детской звучат мелодии –

видим их на детском лице, как бы вдыхаем в себя

благоуханье, исходящее от детской души –

но стоим перед этим с мучительным чувством

закрытой и недоступной нам тайны

(Протопресвитер В.Зеньковский)

Кто-то воспитывает примером, кто-то - пряником, а я воспитываю словом. За 28 лет своей педагогической деятельности я привыкла отождествлять жизненные поступки со словами. Слова жизни складываются в предложения, предложения - в повести лет. Как ни странно: есть такие слова, трепет которых мы слышим всюду. Но они не заставляют трепетать наши души и сердца. Другим же нет цены. Они необходимы, как воздух, как дыхание, как свет.

Отечество, Культура, Человек, Традиции – это те ценности, которые являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов лежит в основе духовно-нравственного развития школьников. Закон «Об образовании» (Ст. 9, п. 6) определяет духовно-нравственное развитие школьников как первостепенную задачу современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Личность каждого воспитанника есть ценность. И с самого раннего времени происходит битва за нее. Где она происходит? На улице, среди стихийной компании , в зале для компьютерных игр или где-то еще … Человек не становится человеком сам по себе. За него нужно биться. Арена борьбы не снаружи. Арена борьбы - сам человек, его мысли и чувства, его память. Побежденный , он идет рушить, преследовать, прятаться в тюрьмы. А победивший – он Мастер…

При умелом воздействии на чувства ученика различными активными , эмоционально-образными формами педагог может изменить его сознание. Сознание в свою очередь позволит сложиться привычкам и устоям, сформирует у ребенка «стержень», моральные ценности, мировоззрение.

Творческая программа «Класс –театр» учитывает принципы самоуправления. Самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях - адаптация школьников к  не­прерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

С

Виды деятельности в самоуправлении

амоуправленческая деятельность осуществляется в следующих видах деятельности:









Планиро-вание, разработка, проведение

Ключевых дел


Волонтерская деятельность,

участие в социальных проектах




Выполнение коллектив-ных, групповых, индиви-дуальных поручений


Участие в классных и школьных событиях: досуг, вечера, праздники, экскурсии




Дежурство по классу и школе















Создание условий для  равноправного сотрудничества всех учащихся класса

Воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации

Приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности

Создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей

Задачи самоуправления

Цель - создание отношений товарищества, формирование готовности и способности к самовыражению, самодеятельности, самоопределению

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, задумывать и проводить дела , которые им интересны.





























Структура органов самоуправления





Высший орган самоуправления- классное собрание, главными функциями которого являются стимулирующая и организующая







Редколлегия

Группы :

«Чемпион»,

Мастерок»,

«Сюрприз»



Штаб учебы



Штаб чистоты





Боцман



Штаб дисциплины и порядка

Адмирал













Однако помимо этого члены классного сообщества входят в состав театрального коллектива. Каждый ученик занимает свою ролевую позицию: художник-декоратор, художник по костюмам, помощник сценариста , помощник режиссера, журналист, звукооператор, декоратор, артисты (исполнители ролей), ведущий, оформитель, театральный критик .

Премьеры, спектакли, представления позволяют побывать каждому в разнообразных ролевых позициях. Таким образом, проигрывая разные роли воспитанники устанавливают и расширяют свои способы взаимодействия с окружающим миром, учатся жить в коллективе, принимать социальные нормы и соответствовать им, что важно для воспитания будущего гражданина.

Методологическим основанием программы является духовно-нравственный и культурный опыт человека, основанный на христианских ценностях, а также понятия этики и эстетики: прекрасное ,возвышенное, трагическое, вечное.

Место программы в гуманистической системе школы

Все это приобретает особое значение в нашем общеобразовательном учреждении, стены которого хранят уникальную по воспитательному воздействию память прошлого. Свидетельством чему служит мемориальная доска , расположенная на здании школы ( с декабря 1941 года по февраль 1945 года в школе располагался эвакогоспиталь №5384). В школьных стенах лечили раненых в годы Великой Отечественной войны, а сегодня школа призвана выполнять благородную миссию – оказывать целительное духовно-нравственное воздействие на души и умы молодого поколения. Наша литературно-театральная студия является воспитательным центром в развивающейся гуманистической воспитательной системе школы. Использование активных форм и технологий при проведении занятий в литературно-театральной студии дает возможность интегрировать различные виды внеурочной деятельности, достигая результатов различного

уровня: от приобретения социальных знаний до получения опыта самостоятельного общественного действия.

Идея ГВС школы:

Воспитание культуры жизненного самоопределения учащихся





Литературно-театральная студия - воспитательный центр школы





Цели: развитие ценностного мира учащихся;

-устранение духовно-нравственных содержательных пробелов учебных занятий по литературе с целью создания целостного компонента учебного предмета;

-воспитание ученика с активной гражданской позицией, уважающего героическое прошлое Отечества; саморазвивающейся личности, моделирующей свое отношение с другими людьми на примере поступков героев.

3. Воспитание ученика с активной гражданской позицией, уважающего героическое прошлое Отечества; саморазвивающейся личности, моделирующей свое отношение с другими людьми на примере поступков героев.











Познавательная деятельность

развитие интереса к чтению, к книге, к литературе духовно-нравственного содержания, активное использование опорных литературных знаний, обобщенных читательских, сценических умений и навыков для ценностного формирования идеалов, основанных на православных ценностях.


Беседа, познавательные экспедиции, учебные исследования









Социальное творчество

воспитание активной гражданской позиции подрастающего поколения











Социальные проекты


























Художественное

создание условий для самовыражения, воплощения идеи общечеловеческих ценностей на творческих площадках







Фестивали, выступления в социуме, спектакли






















Проблемно-ценностное общение

Формирование ценностного отношения к социальной реальности







Этические беседы, дискуссии















































Структура программы

По своему замыслу , характеру, воплощению, манере подачи материала, по силе воздействия предлагаемые активные формы проведения занятий с учащимися содержат процесс художественного познания и выстроены в соответствии с возрастными особенностями развития школьников . Схематично основные положения данной творческой программы можно представить следующим образом:

Приоритеты в содержании воспитания на каждом этапе возрастного развития ребенка

Этапы возрастного развития

Оптимальные формы и методы

1.

Помочь ребенку гармонизировать картину мира, чтобы противостоять злу в сердце его и выстраивать основания добра.

Младший подростковый возраст (5-6 классы)

-потребность в усвоении культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения

-потребность в проявлении собственной внутренней позиции

-потребность в самопознании

-потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия

-Творческая мастерская «В поисках синей птицы»

( разговор –размышление о счастье)


Социальный проект «Игрушка в ладошке - детство в окошке»


2.

Развивать состояние в осознании категории совести , представлений о добре и зле, готовность к покаянию - исправлению жизни;

Воспитывать потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего)

Средний подростковый возраст (7-8 классы)

-стремление сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки

-потребность поговорить о себе со взрослым

-потребность в уважении чувства взрослости и самостоятельности

Мировоззренческий спектакль «Снежная королева»

Исследовательская работа «Сила слова Божьего в сказке «Снежная королева»

-Фабульная композиция «Цирк» ( по творчеству С. Михалкова)

Творческие работы

3.

Воспитывать стремление к самовоспитанию, самообразованию — к соответствию себя, своего поведения и образа мыслей (помыслов) Образу как образцу

Старший подростковый возраст (9 класс)

-потребность в эмоциональном взаимодействии со взрослыми

-потребность личностном самосовершенствовании

-стремление побыстрее войти во взрослый мир

Творческая мастерская «Родник души»



Исследовательская работа «Чувства добрые в поэзии А.С. Пушкина»

4.

Способствовать конструированию модели собственной многосторонне развитой личности в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом отношениях через развивающуюся импровизацию в пространстве "игры", в условиях театра, социальной реальности

Старшеклассники

(10 класс)

-потребность в личностном самоопределении

-потребность в развитии мотивированной среды

-активный мировоззренческий поиск смысла жизни

Социальный проект «С чего начинается Родина»


Обеспечение творческой программы

Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной базой и кадровым обеспечением :

  1. Классный кабинет-амфитеатр

  2. Актовый зал (на 150 посадочных мест)

  3. Компьютерный класс

  4. Пианино

  5. Электрогитара

  6. Комната-музей

  7. Звуковая аппаратура (колонки, микшер, усилитель ,ДВД-проигрыватель)

  8. Руководитель литературно-театральной студии

  9. Воспитательный центр школы – литературно-театральная студия

  10. Школьная библиотека

Тематическое планирование занятий студии

Тема

Кол-во часов

Нравственно-эстетические категории и понятия

1.

5-6 классы


Творческая мастерская «В поисках синей птицы»

-Обсуждение пьесы М.Метерлинка «Синяя птица»: образы героев, проблемы, идея произведения;

-Индукция : создание эмоционального настроя (выборочное чтение любимых отрывков из произведения);

-Реконструкция: создание гипотез «Что такое счастье?»;

-Обсуждение гипотезы «Счастье – это гармоничные одухотворенные отношения человека с окружающим миром, с другими людьми и с самим собой;

-Социализация : работа в малых группах

( чтение и анализ текста сценической миниатюры «Щедрая яблонька» Р.Киплинга),

-Афиширование : представление творческих работ – рассуждений «Счастье – это каждый чистый и ясный помысел человека»

-Рефлексия «Пять ступенек счастья»






17 часов


4 часа



2 часа



3 часа


3 часа




2 часа



1 час


2 часа

Вечное и преходящее

Счастье, вера, мораль, духовность


2.

Социальный проект «Игрушка в ладошке- детство в окошке»

-Понятие о социальном проекте, этапах проектной деятельности

-Социальная проба: анкетирование продавцов и покупателей, социологический опрос об отношении к игрушкам

-Работа над целями и задачами проекта : игрушки необходимы всем детям, они помогают дружить, развиваться, оптимистично смотреть на мир. Но не у всех детей есть возможность играть в любимые игрушки. Наша задача – рассказать воспитанникам детского дома о игрушках, подарить им добрые, жизнеутверждающие игрушки.

-Практическая деятельность: чтение и обсуждение произведений А.Н.Толстого «Золотой ключик», «Л.Толстого»Кавказский пленник», Ю.Олеши «Три толстяка», В.Г.Короленко «В дурном обществе», В.Гюго «Козетта», Е.Носова « Кукла».

-Создание сценария спектакля по мотивам сказки «Золотой ключик», репетиции спектакля

-Организация благотворительной поездки в детский дом с премьерой спектакля по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик»

- Рефлексия проекта



7-8 классы

17 часов


1 час


1 час



1 час








4 часа





7часов


2 часа



1 час

Доброе и злое

Доброта, душевная щедрость – черствость, радость, оптимизм

3.

Мировоззренческий спектакль «Снежная королева»

-Чтение и обсуждение сказки : какие христианские мотивы и символы встречаются в сказке?;

в каких эпизодах упоминается молитва?;

какую роль играют розы и что означают розы в христианстве?;

когда детям открылся истинный смысл псалма?;

Какой образ в Библии является параллельным образу Снежной королевы?;

Из скольких историй состоит «Снежная королева»?

Сравните устройство преисподней а апокрифической Книге Еноха с миром Снежной королевы.

Какие выводы можно сделать?

Какова символика этого числа в христианстве?

Какой христианский подтекст заложен в основе сказки?

-составление сценария по мотивам сказки «Снежная королева» и репетиции сказки

-Премьера сказки

-Рефлексия








17 часов


6 часов

















7 часов


2 часа

1 час

Прекрасное и безобразное .

Грех, молитва,

Духовный мир, духовное преображение, нравственная чистота,

Долготерпение, духовная сила

4.

Фабульная композиция «Цирк» ( по творчеству С. Михалкова)

-Чтение и обсуждение стихотворений С.Михалкова и цикла «Цирк» по следующим содержательным линиям: гармонизация картины мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстраивать основания добра ;

потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего);

представление светлой оптимистической детской картина мира (вера в будущее), радости перехода от одного этапа развития к другому, со ступеньки на ступеньку.

- Работа над образами героев , репетиции

-Представление фабульной композиции «Цирк»

- Рефлексия












17 часов


8 часов













7 часов

1 час

1 час


Трагическое и комическое

Милосердие, смысл человеческой жизни, судьба,

5.

9 классы

Творческая мастерская «Родник души»

Индукция : создание эмоционального настроя

(чтение отрывков из Священного писания о сотворении человека, рассказа В.А.Сухомлинского «Безродный дятел»)

-Реконструкция: создание гипотез «Что есть Память?», «Что есть совесть?», «Что есть Красота?»;

-Социализация : работа в малых группах по обсуждению гипотезы «Какой смысл я вкладываю в понятие «храм моей души»;

-Афиширование : представление собственных мыслей по проблеме: что , по-вашему, может помочь человеку сохранить гармонию внутреннего мира человека?

-Рефлексия



17 часов

Возвышенное , трагическое .

Память, разум, совесть, красота, духовный мир,

православные ценности: Отечество, Родина, семья, любовь к ближнему, трудолюбие

6.

Исследовательский проект «Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина»

-Определение темы исследования, социологический опрос для обоснования актуальности: национальный состав учащихся школы, отношение к поэзии А.С.Пушкина поэтов разных национальностей;

- Подбор литературы к исследованию (стихотворения А.С.Пушкина: «Молитва», «Анчар», «Памятник», «Иностранке», «К бюсту завоевателя», «Калмычке», «Моя родословная», «Цыганы», «Пред испанкой благородной…»);

-Формулировка целей и задач исследования,

составление рабочего плана исследовательской работы:

  1. Поэт о себе и своем историческом предназначении

  2. Проявление уважения к другим народам, их обычаям и культуре

  3. Осуждение жестокости, проявления насилия по отношению к другим народам.

4.Отношение народов разных стран к А.С.Пушкину и его творчеству;

-Создание окончательного текста исследования;

-Рефлексия деятельности по созданию исследования






17 часов


1 час





2 часа





7часов









3 часа

2 часа


1 час

Прекрасное

Православные ценности: Отечество, Родина, семья, любовь к ближнему, трудолюбие

7.

10 классы 34 часа

Социальный проект «С чего начинается Родина»

-Понятие о социальном проекте, этапах проектной деятельности

-Социальная проба: социологический опрос жителей города Алексина об отношении к памятным священным местам Алексинского района

- Работа над гипотезой проекта , этимологией слова «святые»: в городе есть такие места, которые можно назвать святыми, поскольку они хранят священную память о великих событиях.

-определение содержательных линий проекта в соответствии с этимологией слова «Святой»:

Святое (перен.)-чрезвычайно важное, о чем необходимо знать –образовательная линия проекта;

Святое(перен.)-дорогое , что необходимо ценить-

Ценностная линия проекта;

Святое (перен.)-почетное, направляющее на особые дела и поступки –деятельная линия проекта;

Святое (перен.)-глубоко чтимое, требующее особого проявления творческих способностей –творческая линия проекта;

-Святые заступники и заступницы Руси

( творческие работы о Сергии Радонежском)

-Создание презентации проекта в форме сценария литературно-музыкальной композиции «Письма Богу»

-Организация познавательной экспедиции по маршруту : школа №11-Крестовоздвиженский храм - Курган Славы;

-Организация выступления в совете ветеранов войны и труда г.Алексина, центре социальной защиты населения с презентацией проекта

- Рефлексия проекта



34 часа



2 часа


6 часов




4 часа








2 часа

3 часа



2 часа



2часа



1





4 часа

Возвышенное




Ожидаемые результаты и перспективы

Определенным результатом работы учащихся по данной творческой программе является полная самоотдача воспитанника на занятиях литературно-театральной студии, освобождение его от всего мелкого и совершенствование внутреннего (способность испытывать состояние катарсиса). Такая работа по законам искусства позволяет каждому выступать только "на хорошо" и "на отлично". Ведь искусство не терпит "троечников", не терпит середняков. Чтобы не утратить силы эмоционального воздействия, быть хорошо подготовленными, занятия должны проводиться не так уж часто, раз в неделю. Встречи в студии должны быть праздниками, а к праздникам нельзя привыкать, иначе они превратятся в будни.

В системе воспитательной работы программа помогает решить следующие воспитательные задачи :

в социальной сфере : навыки общественной активности, позволяющие стать соучастником происходящего;

в нравственной сфере : , уважение традиций, гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям ;

в познавательной сфере : развитие творческих способностей, интеграция знания истории, литературы, мировой художественной культуры, обществознания;

в сфере физического здоровья и культуры : решает проблемы занятости детей, повышает нравственный иммунитет к вредным привычкам и другим общественным проявлениям.

Определенным результатом работы учащихся по данной творческой программе является полная самоотдача воспитанника на занятиях литературно-театральной студии, освобождение его от всего мелкого и совершенствование внутреннего (способность испытывать состояние катарсиса). Такая работа по законам искусства позволяет каждому выступать только "на хорошо" и "на отлично". Ведь искусство не терпит "троечников", не терпит середняков. Чтобы не утратить силы эмоционального воздействия, быть хорошо подготовленными, занятия должны проводиться не так уж часто, раз в неделю. Встречи в студии должны быть праздниками, а к праздникам нельзя привыкать, иначе они превратятся в будни.

4.Используемые источники

Иванченко С. Пустыня отрочества. // Семья и школа. 1997. №2. С. 14.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. СПб, 1895. С. 115.

Зеньковский Василий, протопресвитер. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М.1996

Д.В.Григорьев , П.В.Степанов Методический конструктор Внеурочная деятельность школьников. Москва.Просвещение.2010

Е.Н.Степанов Педагогический контроль в процессе воспитания Москва. Творческий центр, 2008

Бо Грёнбек. Ханс Кристиан Андерсен. - М.: Прогресс, 1979. - 237с

К.Паустовский. Золотая роза. – Л.: Детская литература,1987. – 239 с

К.Паустовский. Сказочник (Христиан Андерсен). – Ярославль.:Верхне-Волжское изд-во, 1982, - 16 с

Ханс Кристиан Андерсен «Сказки». - М.: Художественная литература, 1992. – 269 с

http://www.dreams4kids.ru/tag/skazka-snezhnaya-koroleva/

http://topreferat.znate.ru/docs/index-29803.html

about:blank

http://www.mirpozitiva.ru/

Пушкин А.С. «Избранные произведения».т.3.-М.:Художественная литература,1968;

http://www.dv-reclama.ru

E-mail:[email protected] 2006-2012 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Пушкин А.С. «Избранные произведения».т.3.-М.:Художественная литература,1968;

Е.И.Высочина. Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений. М. Просвещение. 1989;

Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе М.Академия АПК и ПРО. 2003.


Скачать

© 2022 145 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!