СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа родительского всеобуча МБДОУ "Некрасовский детский сад "Ромашка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. 

Просмотр содержимого документа
«Программа родительского всеобуча МБДОУ "Некрасовский детский сад "Ромашка"»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом № ___

от ________________

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № _____
от ______________

Заведующий ДОУ

__________(ФИО)

«___»____20____г.

















ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка»
на 20____- 20___гг.























Содержание


Пояснительная записка

3 – 5

Цель и задачи программы всеобуча

6

Планируемый результат реализации программы родительского всеобуча

7

Принципы реализации программы

7 – 8

Формы реализации программы

8 – 9

Кадровое обеспечение реализации программы

9

Примерная тематика для организации родительского всеобуча в образовательной организации

9 – 10

Литература

11












Пояснительная записка

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества.

Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности.

В государственной политике России в настоящее время утверждается приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального благополучия подрастающего поколения. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, в результате чего ребенок оказался фактически один на один с очень непростым миром. Одиночество детей, их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания – все это база для роста детской преступности.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Необходимость педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества. Семья – важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.


В настоящее время семейное воспитание переживает противоречивое и сложное состояние:

  1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

  2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

  3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

  4. Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

  5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательной организации, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к детскому саду, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость и потребность возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

  • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации, обусловившей необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения;

  • инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

  • открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) к обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическими родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:

  • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;

  • с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Поэтому родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательной организации. Процесс взаимодействия семьи и детского сада направлен на активное включение родителей в воспитательный-образовательный процесс, сотрудничество с детьми и педагогами.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные организации по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Детский сад всегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе детский сад становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.


Участники реализации программы: в реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива ДОУ, приглашённые представители общественных организаций, учреждений.


Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.

Цель программы родительского всеобуча: Содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и детского сада на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

Задачи программы всеобуча для родителей:

  1. Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья – дошкольное образовательное учреждение».

  2. Знакомство родителей с основами правовых знаний.

  3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребёнка в условиях семьи и ДОО.

  4. Пропаганда и возрождение семейных традиций.

  5. Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

  6. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

  7. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

  8. Гармонизировать детско-родительские отношения в семьях.





Планируемый результат реализации программы родительского всеобуча:

В результате обучения у родителей появляется возможность овладения знаниями, которые помогут им выстроить эффективную систему взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

  1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  2. Улучшение микроклимата в семье.

  3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.

  4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

Родители (законные представители) приобретут знания:

  • о развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

  • о правовых основах охраны детства;

умения:

  • грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

  • анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения.


Принципы реализации программы родительского всеобуча:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

  • практико ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практико ориентированной, доступной для использования в жизни);

  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

  • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;

  • преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка;

  • принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как:

  • система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

  • особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

  • процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.


Формы реализации программы родительского всеобуча:

В рамках родительского всеобуча могут использоваться следующие формы работы:

  • Традиционные

  • родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательной организации;

  • знакомство родителей с задачами и итогами работы образовательной организации;

  • консультации.

  • Нетрадиционные

  • родительский лекторий,

  • встреча за «круглым столом»,

  • вечер вопросов и ответов,

  • семинар,

  • тренинги, практикумы, мастер-классы для родителей.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.

Программа родительского всеобуча обеспечивает создание специально организованной системы взаимодействия «образовательная организация – родители – дети» в процессе воспитания и развития ребенка на основе:

  • обновления содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;

  • формирования педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение;

  • достижения баланса общественного и семейного воспитания;

  • повышения статуса семьи и семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников.


Кадровое обеспечение реализации программы:

  • Старший воспитатель;

  • Воспитатели;

  • Медицинская сестра ДОУ.


Примерная тематика

для организации родительского всеобуча в МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка».


  1. Тематический блок «Гармонизация детско-родительских отношений в семье».

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в сфере детско-родительских отношений, изменение поведения, отношения и установок родителей по отношению к своему ребёнку в лучшую сторону.

Содержание блока

Эффективные техники общения родителей с детьми.

Запреты в жизни ребёнка.

Составляющие родительской любви.




2. Тематический блок «Приобщение детей к здоровому образу жизни».

Цель: познакомить родителей с особенностями приобщения детей к здоровому образу жизни в условиях детского сада, предоставить возможность поделиться собственным опытом по данной проблеме.

Содержание блока

Специфика закаливания ребёнка в детском саду и дома.

Соблюдение режима дня в детском саду и дома.

Сбалансированное питание в детском саду и дома.

Формирование культурно-гигиенических навыков у ребёнка дошкольного возраста.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

  1. Тематический блок «Социально-нравственное воспитание дошкольников».

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-нравственного воспитания.

Содержание блока

Формирование морально-нравственной сферы старших дошкольников, социальных эмоций у детей.

Роль сказки в формировании социальных эмоций у детей.

Метод проектов в работе с дошкольниками в условиях детского сада и семьи.

  1. Тематический блок «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников».

Цель: ознакомление родителей с основами безопасного поведения детей дома, на улице, на природе.

Содержание блока

Правила безопасного поведения ребёнка дома.

Безопасное поведение на природе.

Ребёнок на улицах города (села).

Эмоциональное благополучие и психологическая безопасность ребёнка (правила поведения с незнакомыми людьми и т.д.).









Литература:


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
    Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» акцент ставится на поддержке семей.

  4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В разделе «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» говорится о доступности и качестве дошкольного образования, о создании системы психолого-педагогической поддержки семьи.

  5. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  6. Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.

  7. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с. 

  8. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». / Авторы программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!