ПРИНЯТО Педагогическим советом № ___ от ________________ | УТВЕРЖДЕНО Приказом № _____ от ______________ Заведующий ДОУ __________(ФИО) «___»____20____г. |
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка»
на 20____- 20___гг.
Содержание | |
Пояснительная записка | 3 – 5 |
Цель и задачи программы всеобуча | 6 |
Планируемый результат реализации программы родительского всеобуча | 7 |
Принципы реализации программы | 7 – 8 |
Формы реализации программы | 8 – 9 |
Кадровое обеспечение реализации программы | 9 |
Примерная тематика для организации родительского всеобуча в образовательной организации | 9 – 10 |
Литература | 11 |
Пояснительная записка
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества.
Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности.
В государственной политике России в настоящее время утверждается приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального благополучия подрастающего поколения. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, в результате чего ребенок оказался фактически один на один с очень непростым миром. Одиночество детей, их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания – все это база для роста детской преступности.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Необходимость педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества. Семья – важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
В настоящее время семейное воспитание переживает противоречивое и сложное состояние:
Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательной организации, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к детскому саду, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость и потребность возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации, обусловившей необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения;
инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) к обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическими родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Поэтому родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательной организации. Процесс взаимодействия семьи и детского сада направлен на активное включение родителей в воспитательный-образовательный процесс, сотрудничество с детьми и педагогами.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные организации по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Детский сад всегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе детский сад становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
Участники реализации программы: в реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива ДОУ, приглашённые представители общественных организаций, учреждений.
Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.
Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.
Цель программы родительского всеобуча: Содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и детского сада на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи программы всеобуча для родителей:
Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья – дошкольное образовательное учреждение».
Знакомство родителей с основами правовых знаний.
Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребёнка в условиях семьи и ДОО.
Пропаганда и возрождение семейных традиций.
Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Гармонизировать детско-родительские отношения в семьях.
Планируемый результат реализации программы родительского всеобуча:
В результате обучения у родителей появляется возможность овладения знаниями, которые помогут им выстроить эффективную систему взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
Улучшение микроклимата в семье.
Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
Родители (законные представители) приобретут знания:
умения:
грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;
анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения.
Принципы реализации программы родительского всеобуча:
первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
практико ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практико ориентированной, доступной для использования в жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка;
принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье.
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как:
система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Формы реализации программы родительского всеобуча:
В рамках родительского всеобуча могут использоваться следующие формы работы:
родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательной организации;
знакомство родителей с задачами и итогами работы образовательной организации;
консультации.
родительский лекторий,
встреча за «круглым столом»,
вечер вопросов и ответов,
семинар,
тренинги, практикумы, мастер-классы для родителей.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Программа родительского всеобуча обеспечивает создание специально организованной системы взаимодействия «образовательная организация – родители – дети» в процессе воспитания и развития ребенка на основе:
обновления содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
формирования педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение;
достижения баланса общественного и семейного воспитания;
повышения статуса семьи и семейного воспитания в развитии личности ребенка.
Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Старший воспитатель;
Воспитатели;
Медицинская сестра ДОУ.
Примерная тематика
для организации родительского всеобуча в МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка».
Тематический блок «Гармонизация детско-родительских отношений в семье».
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в сфере детско-родительских отношений, изменение поведения, отношения и установок родителей по отношению к своему ребёнку в лучшую сторону.
Содержание блока
Эффективные техники общения родителей с детьми.
Запреты в жизни ребёнка.
Составляющие родительской любви.
2. Тематический блок «Приобщение детей к здоровому образу жизни».
Цель: познакомить родителей с особенностями приобщения детей к здоровому образу жизни в условиях детского сада, предоставить возможность поделиться собственным опытом по данной проблеме.
Содержание блока
Специфика закаливания ребёнка в детском саду и дома.
Соблюдение режима дня в детском саду и дома.
Сбалансированное питание в детском саду и дома.
Формирование культурно-гигиенических навыков у ребёнка дошкольного возраста.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Тематический блок «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-нравственного воспитания.
Содержание блока
Формирование морально-нравственной сферы старших дошкольников, социальных эмоций у детей.
Роль сказки в формировании социальных эмоций у детей.
Метод проектов в работе с дошкольниками в условиях детского сада и семьи.
Тематический блок «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников».
Цель: ознакомление родителей с основами безопасного поведения детей дома, на улице, на природе.
Содержание блока
Правила безопасного поведения ребёнка дома.
Безопасное поведение на природе.
Ребёнок на улицах города (села).
Эмоциональное благополучие и психологическая безопасность ребёнка (правила поведения с незнакомыми людьми и т.д.).
Литература:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» акцент ставится на поддержке семей.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В разделе «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» говорится о доступности и качестве дошкольного образования, о создании системы психолого-педагогической поддержки семьи.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». / Авторы программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.