СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития способности к распознаванию экспрессивного поведения у младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа развития способности к распознаванию экспрессивного поведения у младших школьников»













ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭКСПРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ






Подготовила

Педагог-психолог

Яворская Елена Николаевна






Донецк 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Особенности распознавания эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте 4

Содержание программы 6

Планирование занятий 9





ВВЕДЕНИЕ


Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять свои эмоции в определенной ситуации является одним из важнейших аспектов общения.

В современной психологии под экспрессивным поведением личности понимается совокупность устойчивых и динамических средств выражения, организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психологических и социально-психологических образований личности. Данная совокупность выразительных средств состоит из элементов, имеющих различную динамику изменений и отличающихся степенью прилагаемых усилий. Таким образом, в структуре экспрессивного поведения человека имеют место компоненты, обладающие высокой степенью изменчивости (динамические-мимика, жесты, поза, интонации) и средней/низкой степенью изменчивости. Под пониманием экспрессивного поведения в программе подразумевается распознание компонентов, обладающих высокой степенью изменчивости (динамических — мимика, жесты, позы).

Ми­мика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессив­ный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им, носит характер про­граммы экспрессивного поведения личности.

При этом экспрессивное поведение сопряжено с психологическими социально-психологическими свойствами человека и особенностями взаи­модействия его с другими людьми. В этом смысле экспрессив­ное поведение — это ядро внешнего Я личности. С целью мас­кировки своего Я человек использует различные «экспрессив­ные маски». Но как бы успешно он ни маскировал свои дейст­вительные переживания, они непременно заявят о себе в неконтролируемых комплексах движений, в используемых «экс­прессивных штампах», в «экспрессивных привычках», даже в «экспрессивном косноязычии», Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать затылок, у дру­гого — тереть нос, у третьего — кривить губы или по-особен­ному прищурить глаза и т.д.

Именно поэтому так важно формировать у человека умение понимать экспрессивное поведение другого. И эту способность стоит начинать формировать еще с раннего возраста.

Начинать развивать способности к понимаю экспрессивных проявлений эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте нужно, потому что это позволит детям в будущем лучше управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные ситуации, происходящие в их жизни. Также это позволит школьникам лучше выстраивать коммуникацию друг с другом, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты, успешно общаться со сверстниками.



Особенности распознавания эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте

Как пишет Е. П. Ильин «… эмоции играют особую роль в мотивационной структуре ребёнка. Возникающие эмоции определяют направление деятельности и способов выполнения ребёнком определённых действий. Опираясь на понимание своих эмоций и эмоций других людей ребёнок получает информацию о происходящих вокруг него событиях».

Младшие школьники не всегда точно осознают собственные эмоциональные состояния, не совсем правильно воспринимают и понимают чужие переживания. Неверная интерпретация мимики и других выражений эмоциональных состояний могут вызвать неожиданные ответные реакции со стороны сверстников. Гораздо легче дети этого возраста понимают и осознают эмоции, возникающие в знакомых жизненных ситуациях, но им часто трудно выразить эмоциональные переживания словами, хотя словарь эмоций значительно расширяется. Положительные эмоции легче различаются, чем отрицательные; наблюдаются трудности в идентификации некоторых видов эмоций (удивление, вина, отвращение и др.). В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать веселые и радостные картины, младшие школьники больше способны к эмпатии, эмоциональному сопереживанию при восприятии негативных ситуаций и конфликтов.

Младший школьный возраст − период развития эмоционального интеллекта: дети эмоционально воспринимают окружающий мир и в то же время происходит активное интеллектуальное развитие. Возрастает способность к идентификации, контролю и рефлексии эмоциональных состояний и поступков, проявлению эмпатии, использованию эмоциональной информации в общении с окружающими, выбору способов достижения цели. В это время у детей активно развивается понимание психического мира другого человека, более сложных внутренних состояний (таких как мысли, убеждения, представления и знания), что позволяет им делать более глубокие оценки человеческих поступков. Понимание эмоциональных состояний может служить важным проводником в развитии более сложных представлений. Именно поэтому младший школьный возраст оптимален для эмоционального и социального развития детей

Отношения ребенка с семьей является главным фактором становления эмоционального интеллекта. Семья – это первая социальная сфера, которая определяет его развитие и становится основой формирования его доминирующих эмоциональных состояний. Семья становится источником первых позитивных и негативных переживаний и эмоций ребенка. Все это складывается в основу формирования и зарождения эмоционального интеллекта.

Автор А.А. Осипова указывает, что «…школа также является важным фактором развития эмоционального интеллекта. Вступая в школьную жизнь, ребенок начинает энергично взаимодействовать с одноклассниками, заводит новых друзей, принимает участие в жизни коллектива. Здесь у ребенка могут возникать проблемы в отношениях с окружающими из-за плохой адаптации или чрезмерной застенчивости. Также в процесс обучения, можно внести такой компонент как самоконтроль, когда ученикам разрешается самим оценивать свои действия и поступки. Необходимо позволять детям говорить открыто о своих чувствах и эмоциональном состоянии». Большую роль в становлении эмоционального интеллекта младшего школьника выполняет его физическое здоровье в данный период жизни. В.С. Мухина отмечает, что «физиологические трансформации вызывают значительные изменения в психической жизни ребенка. В центре психического развития предстаёт формирование произвольности, планирование выполнения программ действий и реализация контроля. Происходит формирование высших психических функций, улучшение познавательных процессов, что позволяет ребенку младшего школьного возраста совершать уже более сложные мыслительные операции».

В итоге, можно сказать о том, что младший школьный возраст является особенно значимым для формирования и развития эмоционального интеллекта. Именно в данном возрасте возникают физиологические и психологические предпосылки для его становления и функционирования.

Содержание программы

Программа направлена на развитие способности понимать экспрессивное поведение других людей у обучающихся младшего школьного возраста. Это программа для младших школьников без каких-либо психических отклонений, направлена на решение психологических задач этого возраста, одной из которых выступает задача развития понимания экспрессивного поведения других. Под пониманием экспрессивного поведения в программе подразумевается распознание компонентов, обладающих высокой степенью изменчивости (динамических — мимика, жесты, позы).

Задачи:

  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, своих действий и поведения других людей;

  • формировать у детей умения и навыки владения мимикой, жестами, пантомимикой;

  • развивать самоконтроль в отношении проявления своих эмоций в ходе работы;

  • формировать у детей способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.

Принципы реализации программы:

  • принцип акцентирования на языке чувств, т.е. все участники группы должны делать акцент на своих собственных эмоциональных состояниях и проявлять внимание к эмоциональным проявлениям партнеров;

  • принцип психологической комфортности, то есть создание условий, в которых дети получают удовольствие от самой деятельности, снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех;

  • принцип сензитивного понимания, который выражается в способности увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы;

  • принцип направленности на изменение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах личности;

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста;

  • положительная оценка любого достижения.

Программа тренинга предназначена для групповой работы с детьми 7-9 лет. Разработанная программа рассчитана на 6 занятий. Режим проведения: 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 30-40 мин. в зависимости от физического и психологического состояния детей. Численность группы 10-15 учащихся возрастом от 7 до 9 лет. Это развивающий и возрастно-специфический тренинг.

Реализация программы предполагает определенную поэтапность работы.

1 этап – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.

На этом этапе проводится диагностика испытуемых. Обследование детей проводится на материале следующих методик:

- «Словарь эмоций» (Иванова Е. С.)

- «Тест лицевой экспрессии» (Иванова Е. С.)

2 этап – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. Данный этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям

детей младшего школьного возраста. Программа представляет собой цикл из 9 групповых занятий.

Методы и приемы, используемые в программе:

- психогимнастические этюды;

- различные виды игр;

- элементы театрализованной деятельности.

Критерии эффективности программы:

- школьникам становится легче общаться со сверстниками;

- легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;

- вырабатываются положительные черты характера.

Средства отслеживания эффективности программы: с помощью повторной диагностики. Используются те же методики, что и для первичной диагностики.
















Планирование занятий

Занятие №1

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Материалы: фонарик

Структура занятия:

Ритуал приветствия

Упражнение «Настроение»

Игра «Садовник»

Ритуал прощания

Ход работы.

Ритуал приветствия:

Цель: создание условий для настроя детей друг на друга и возможности дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

- В руках я держу волшебный фонарик. Давайте нашим дыханием согреем его, он разгорится и подарит нам свое тепло (дети дуют на фонарик).

- А теперь давайте пожелаем друг другу доброго дня! Я передам фонарик тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу «Добрый день…(имя)»

- Молодцы! Теперь день будет точно хорошим.

Упражнение «Настроение»

Психолог раздает детям карточки с различным выражениям лица,  с  разными эмоциями,  предлагается повторить такое же выражение,  рассказать, что изменилось в их лицах, какое настроение у нарисованных персонажей, рассказать, какое настроение у ребенка сегодня?

Игра «Садовник»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Психолог играет роль садовника. Он рыхлит землю, поливает цветы. Дети выступают в роли цветов. Они показывают, как хорошо себя чувствуют растения после ухода.

Дети изображают конкретные цветы, которые они выберут.

Ритуал прощания

Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.

Дети сидят в кругу на ковриках или на стульях. В центре ребенок, который выбирается детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.


Занятие №2

Цель: обучение детей по мимике лица, жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

Материалы: фонарик

Структура занятия:

Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)

Упражнение «Настроение»

Упражнение «Угадай настроение»

Упражнение «Смешинки и злючки»

Упражнение «Зеркало настроения»

Ритуал прощания (из занятия 1)

Ход работы.

«Угадай настроение»

Цель: обучение детей по мимике лица, жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

Дети садятся в круг. У психолога в руках фотографии. Он держит их так, что изображений не видно. Каждый ребенок берет по одному фотоснимку, рассматривает его, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»


«Смешинки и злючки»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.


«Зеркало настроения»

Цель: развитие один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание.

Учить детей повторять некоторые компоненты выразительного поведения партнера. Игра в парах. Один ребенок-зеркало, другой-тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью поз, жестов, мимики отразить различные состояния (человек радуется, дуется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера


Занятие № 3

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения

Материалы: фонарик

Структура занятия:

Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)

Игра «Насос и мяч»

Игра «Дожди»

Ритуал прощания (из занятия 1)




Ход работы.

Игра «Насос и мяч»

Цель: обучение детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.

Игра проводится в парах. Один ребенок выступает в роли большого надувного мяча, другой насосом накачивает этот мяч. Мяч стоит, как бы сдутый на полусогнутых ногах, с расслабленными руками. Товарищ начинает накачивать мяч, изображая это руками. Мяч постепенно надувается. Услышав характерный звук мяч начинает расправляться, как бы набирая в себя воздух. Мяч накачан. Насос перестал подавать воздух. Ребёнок отсоединяет шланг от мяча и он начинает сдуваться. Затем дети меняются ролями.

Игра «Дожди»

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Дети встают друг за другом и по команде психолога показывают дождь. Он может быть разным от страшного и грустного до радостного с солнышком.

Ритуал прощания

Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.

Дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается психологом или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.


Занятие №4

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения

Материалы: фонарик, карточки с изображением девочки.

Структура занятия:

Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)

Игра «У моря

Игра «Выбери девочку»

Ритуал прощания «Волшебный фонарик»

Ход работы.

Игра «У моря»

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

«Давайте вообразим, что мы сидим у моря. Светит ласковое солнышко. Мы загораем. Подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и руками. Жучок улетит. Слегка открыть рот. Облегченно вздохнуть. Нос загорает, подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Порхает бабочка. Выбирает, на чей нос ей сесть (вдох). Сморщите нос, приподнимите верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели. Вновь прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Подвигаете бровями вверх – вниз. Бабочка улетела совсем.

Игра «Выбери девочку»

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения. Дети находят из заданных психологом карточек изображения веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок. - Какая девочка бросила зайку? – задает вопрос психолог, после чтения стихотворения. Идет бычок качается, Вздыхает на ходу: - Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. Какая девочка испугалась за бычка? Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший. Какая девочка пожалела мишку? Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Какая девочка любит свою лошадку?


Занятие №5

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние, снятие напряжения

Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)

Игра «Почтальон»

История про Обидок и Грустинок

Ритуал прощания

«Почтальон»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме.

Варианты писем и примерная их расшифровка:


1.     

Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

2. 

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.


История про Обидок и Грустинок

Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения.

Если педагог (психолог) заметил, что в группе находится грустный, опечаленный ребенок, необходимо помочь ему выйти из этого состояния, переключив на положительные эмоции. С этой целью уместно отвести ребенка в тихий уголок (комнату релаксации, уголок уединения). Затем взрослый должен показать ребенку, что понимает его состояние и хочет помочь. В беседе задаются такие вопросы: «Почему ты грустишь? Что произошло с тобой?» и т. д. После выяснения причины грусти и печали, педагог рассказывает ребенку интересную историю про Обидок и Грустинок. «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела ... Как? (Педагог (психолог) обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела ... Как? (Педагог (психолог) обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Педагог (психолог) обращается к ребенку.) Вот, там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка - на правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог (психолог) в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень труд­но это сделать».




Занятие №6

Цель:развитие эмпатии, снятие напряжения

Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)

Игра «Посочувствуй другому»

Психотехника «Волшебный клубочек»

Ритуал прощания

Ход работы.

«Посочувствуй другому»

Цель: развитие у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.

Упражнения выполняются в парах. Психолог задает разнообразные ситуации.

  • Девочка упала, поранила руку, ей очень больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).

  • Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).

  • Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).

Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями. Детям так же можно придумать свои ситуации.


Психотехника «Волшебный клубочек»

Цель: повышение самооценки, снятие психического напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей.

Эта техника является альтернативой рисованию карандашами, фломастерами, красками и т.д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование».Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети«порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, людей, пейзажи, какие - нибудь события и т.д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови, чего именно. Почему ты его боишься? Он какой? Когда он к тебе приходит?» и т.п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия. Игра может использоваться как индивидуально, так и в микрогруппах из 2-3 человек.


Релаксационное упражнение «Веселый торт».

Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:

Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек – 
Непременно захохочет!

Дети «угощают» испеченным тортом гостей.



Занятие №7

Цель: Развитие способности выражать сочувствие, удовлетворение потребности в эмоциональной близости

Материалы: Фонарик, мягкие игрушки

Структура занятия:

Ритуал приветствия

Игра «Обними и приласкай игрушк

Игровое упражнение «Посочувствуй другому»

Ритуал прощания


Ход работы.

Ритуал приветствия:

Цель: создание условий для настроя детей друг на друга и возможности дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

- В руках я держу волшебный фонарик. Давайте нашим дыханием согреем его, он разгорится и подарит нам свое тепло (дети дуют на фонарик). 29

- А теперь давайте пожелаем друг другу доброго дня! Я передам фонарик тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу «Добрый день…(имя)»

- Молодцы! Теперь день будет точно хорошим.

Игра «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворение потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Психолог предлагает мягкие игрушки. Они разбросаны по комнате. Дети ходят по комнате вокруг них. По команде психолога дети подходят к выбранной игрушке обнимают её и говорят хорошие, ласковые слова.

Игра может повторяться несколько раз.

Игровое упражнение «Посочувствуй другому»

Цель: развитие у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание. Упражнения выполняются в парах. Психолог задает разнообразные ситуации.

• Девочка упала, поранила руку, ей очень больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).

• Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).

• Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).

• Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку?).

• Девочки подобрали котенка, пожалели его, напоили молоком. Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями. Детям так же можно придумать свои ситуации.

Ритуал прощания

Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.

Дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается воспитателем или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Мне с тобой очень интересно»; «У нас много общего»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – Москва : Академия, 2013. – 208 с.

2. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2014. – 88 с.

3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2014. – 388 с.

4. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 1056 с.

5. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 160 с.

9. Иванова Е.С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций. Дисс. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2007. 154с.

10. Иванова Е.С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников. // В мире научных открытий: Материалы II Межд. Научно-практ. конф. (9 января 2012 г.) / Под ред. С.П. Акутиной. – М.: Изд-во «Спутник+», 2012. – С. 170-173. 43











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!