ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭКСПРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовила Педагог-психолог Яворская Елена Николаевна |
Донецк 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Особенности распознавания эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте 4
Содержание программы 6
Планирование занятий 9
ВВЕДЕНИЕ
Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять свои эмоции в определенной ситуации является одним из важнейших аспектов общения.
В современной психологии под экспрессивным поведением личности понимается совокупность устойчивых и динамических средств выражения, организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психологических и социально-психологических образований личности. Данная совокупность выразительных средств состоит из элементов, имеющих различную динамику изменений и отличающихся степенью прилагаемых усилий. Таким образом, в структуре экспрессивного поведения человека имеют место компоненты, обладающие высокой степенью изменчивости (динамические-мимика, жесты, поза, интонации) и средней/низкой степенью изменчивости. Под пониманием экспрессивного поведения в программе подразумевается распознание компонентов, обладающих высокой степенью изменчивости (динамических — мимика, жесты, позы).
Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им, носит характер программы экспрессивного поведения личности.
При этом экспрессивное поведение сопряжено с психологическими социально-психологическими свойствами человека и особенностями взаимодействия его с другими людьми. В этом смысле экспрессивное поведение — это ядро внешнего Я личности. С целью маскировки своего Я человек использует различные «экспрессивные маски». Но как бы успешно он ни маскировал свои действительные переживания, они непременно заявят о себе в неконтролируемых комплексах движений, в используемых «экспрессивных штампах», в «экспрессивных привычках», даже в «экспрессивном косноязычии», Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать затылок, у другого — тереть нос, у третьего — кривить губы или по-особенному прищурить глаза и т.д.
Именно поэтому так важно формировать у человека умение понимать экспрессивное поведение другого. И эту способность стоит начинать формировать еще с раннего возраста.
Начинать развивать способности к понимаю экспрессивных проявлений эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте нужно, потому что это позволит детям в будущем лучше управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные ситуации, происходящие в их жизни. Также это позволит школьникам лучше выстраивать коммуникацию друг с другом, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты, успешно общаться со сверстниками.
Особенности распознавания эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте
Как пишет Е. П. Ильин «… эмоции играют особую роль в мотивационной структуре ребёнка. Возникающие эмоции определяют направление деятельности и способов выполнения ребёнком определённых действий. Опираясь на понимание своих эмоций и эмоций других людей ребёнок получает информацию о происходящих вокруг него событиях».
Младшие школьники не всегда точно осознают собственные эмоциональные состояния, не совсем правильно воспринимают и понимают чужие переживания. Неверная интерпретация мимики и других выражений эмоциональных состояний могут вызвать неожиданные ответные реакции со стороны сверстников. Гораздо легче дети этого возраста понимают и осознают эмоции, возникающие в знакомых жизненных ситуациях, но им часто трудно выразить эмоциональные переживания словами, хотя словарь эмоций значительно расширяется. Положительные эмоции легче различаются, чем отрицательные; наблюдаются трудности в идентификации некоторых видов эмоций (удивление, вина, отвращение и др.). В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать веселые и радостные картины, младшие школьники больше способны к эмпатии, эмоциональному сопереживанию при восприятии негативных ситуаций и конфликтов.
Младший школьный возраст − период развития эмоционального интеллекта: дети эмоционально воспринимают окружающий мир и в то же время происходит активное интеллектуальное развитие. Возрастает способность к идентификации, контролю и рефлексии эмоциональных состояний и поступков, проявлению эмпатии, использованию эмоциональной информации в общении с окружающими, выбору способов достижения цели. В это время у детей активно развивается понимание психического мира другого человека, более сложных внутренних состояний (таких как мысли, убеждения, представления и знания), что позволяет им делать более глубокие оценки человеческих поступков. Понимание эмоциональных состояний может служить важным проводником в развитии более сложных представлений. Именно поэтому младший школьный возраст оптимален для эмоционального и социального развития детей
Отношения ребенка с семьей является главным фактором становления эмоционального интеллекта. Семья – это первая социальная сфера, которая определяет его развитие и становится основой формирования его доминирующих эмоциональных состояний. Семья становится источником первых позитивных и негативных переживаний и эмоций ребенка. Все это складывается в основу формирования и зарождения эмоционального интеллекта.
Автор А.А. Осипова указывает, что «…школа также является важным фактором развития эмоционального интеллекта. Вступая в школьную жизнь, ребенок начинает энергично взаимодействовать с одноклассниками, заводит новых друзей, принимает участие в жизни коллектива. Здесь у ребенка могут возникать проблемы в отношениях с окружающими из-за плохой адаптации или чрезмерной застенчивости. Также в процесс обучения, можно внести такой компонент как самоконтроль, когда ученикам разрешается самим оценивать свои действия и поступки. Необходимо позволять детям говорить открыто о своих чувствах и эмоциональном состоянии». Большую роль в становлении эмоционального интеллекта младшего школьника выполняет его физическое здоровье в данный период жизни. В.С. Мухина отмечает, что «физиологические трансформации вызывают значительные изменения в психической жизни ребенка. В центре психического развития предстаёт формирование произвольности, планирование выполнения программ действий и реализация контроля. Происходит формирование высших психических функций, улучшение познавательных процессов, что позволяет ребенку младшего школьного возраста совершать уже более сложные мыслительные операции».
В итоге, можно сказать о том, что младший школьный возраст является особенно значимым для формирования и развития эмоционального интеллекта. Именно в данном возрасте возникают физиологические и психологические предпосылки для его становления и функционирования.
Содержание программы
Программа направлена на развитие способности понимать экспрессивное поведение других людей у обучающихся младшего школьного возраста. Это программа для младших школьников без каких-либо психических отклонений, направлена на решение психологических задач этого возраста, одной из которых выступает задача развития понимания экспрессивного поведения других. Под пониманием экспрессивного поведения в программе подразумевается распознание компонентов, обладающих высокой степенью изменчивости (динамических — мимика, жесты, позы).
Задачи:
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, своих действий и поведения других людей;
формировать у детей умения и навыки владения мимикой, жестами, пантомимикой;
развивать самоконтроль в отношении проявления своих эмоций в ходе работы;
формировать у детей способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.
Принципы реализации программы:
принцип акцентирования на языке чувств, т.е. все участники группы должны делать акцент на своих собственных эмоциональных состояниях и проявлять внимание к эмоциональным проявлениям партнеров;
принцип психологической комфортности, то есть создание условий, в которых дети получают удовольствие от самой деятельности, снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех;
принцип сензитивного понимания, который выражается в способности увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы;
принцип направленности на изменение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах личности;
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста;
положительная оценка любого достижения.
Программа тренинга предназначена для групповой работы с детьми 7-9 лет. Разработанная программа рассчитана на 6 занятий. Режим проведения: 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 30-40 мин. в зависимости от физического и психологического состояния детей. Численность группы 10-15 учащихся возрастом от 7 до 9 лет. Это развивающий и возрастно-специфический тренинг.
Реализация программы предполагает определенную поэтапность работы.
1 этап – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.
На этом этапе проводится диагностика испытуемых. Обследование детей проводится на материале следующих методик:
- «Словарь эмоций» (Иванова Е. С.)
- «Тест лицевой экспрессии» (Иванова Е. С.)
2 этап – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. Данный этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям
детей младшего школьного возраста. Программа представляет собой цикл из 9 групповых занятий.
Методы и приемы, используемые в программе:
- психогимнастические этюды;
- различные виды игр;
- элементы театрализованной деятельности.
Критерии эффективности программы:
- школьникам становится легче общаться со сверстниками;
- легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;
- вырабатываются положительные черты характера.
Средства отслеживания эффективности программы: с помощью повторной диагностики. Используются те же методики, что и для первичной диагностики.
Планирование занятий
Занятие №1
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Материалы: фонарик
Структура занятия:
Ритуал приветствия
Упражнение «Настроение»
Игра «Садовник»
Ритуал прощания
Ход работы.
Ритуал приветствия:
Цель: создание условий для настроя детей друг на друга и возможности дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
- В руках я держу волшебный фонарик. Давайте нашим дыханием согреем его, он разгорится и подарит нам свое тепло (дети дуют на фонарик).
- А теперь давайте пожелаем друг другу доброго дня! Я передам фонарик тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу «Добрый день…(имя)»
- Молодцы! Теперь день будет точно хорошим.
Упражнение «Настроение»
Психолог раздает детям карточки с различным выражениям лица, с разными эмоциями, предлагается повторить такое же выражение, рассказать, что изменилось в их лицах, какое настроение у нарисованных персонажей, рассказать, какое настроение у ребенка сегодня?
Игра «Садовник»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Психолог играет роль садовника. Он рыхлит землю, поливает цветы. Дети выступают в роли цветов. Они показывают, как хорошо себя чувствуют растения после ухода.
Дети изображают конкретные цветы, которые они выберут.
Ритуал прощания
Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.
Дети сидят в кругу на ковриках или на стульях. В центре ребенок, который выбирается детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
Занятие №2
Цель: обучение детей по мимике лица, жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Материалы: фонарик
Структура занятия:
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Упражнение «Настроение»
Упражнение «Угадай настроение»
Упражнение «Смешинки и злючки»
Упражнение «Зеркало настроения»
Ритуал прощания (из занятия 1)
Ход работы.
«Угадай настроение»
Цель: обучение детей по мимике лица, жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Дети садятся в круг. У психолога в руках фотографии. Он держит их так, что изображений не видно. Каждый ребенок берет по одному фотоснимку, рассматривает его, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»
«Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
«Зеркало настроения»
Цель: развитие один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание.
Учить детей повторять некоторые компоненты выразительного поведения партнера. Игра в парах. Один ребенок-зеркало, другой-тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью поз, жестов, мимики отразить различные состояния (человек радуется, дуется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера
Занятие № 3
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения
Материалы: фонарик
Структура занятия:
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Игра «Насос и мяч»
Игра «Дожди»
Ритуал прощания (из занятия 1)
Ход работы.
Игра «Насос и мяч»
Цель: обучение детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Игра проводится в парах. Один ребенок выступает в роли большого надувного мяча, другой насосом накачивает этот мяч. Мяч стоит, как бы сдутый на полусогнутых ногах, с расслабленными руками. Товарищ начинает накачивать мяч, изображая это руками. Мяч постепенно надувается. Услышав характерный звук мяч начинает расправляться, как бы набирая в себя воздух. Мяч накачан. Насос перестал подавать воздух. Ребёнок отсоединяет шланг от мяча и он начинает сдуваться. Затем дети меняются ролями.
Игра «Дожди»
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.
Дети встают друг за другом и по команде психолога показывают дождь. Он может быть разным от страшного и грустного до радостного с солнышком.
Ритуал прощания
Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.
Дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается психологом или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
Занятие №4
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения
Материалы: фонарик, карточки с изображением девочки.
Структура занятия:
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Игра «У моря
Игра «Выбери девочку»
Ритуал прощания «Волшебный фонарик»
Ход работы.
Игра «У моря»
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.
«Давайте вообразим, что мы сидим у моря. Светит ласковое солнышко. Мы загораем. Подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и руками. Жучок улетит. Слегка открыть рот. Облегченно вздохнуть. Нос загорает, подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Порхает бабочка. Выбирает, на чей нос ей сесть (вдох). Сморщите нос, приподнимите верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели. Вновь прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Подвигаете бровями вверх – вниз. Бабочка улетела совсем.
Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения. Дети находят из заданных психологом карточек изображения веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок. - Какая девочка бросила зайку? – задает вопрос психолог, после чтения стихотворения. Идет бычок качается, Вздыхает на ходу: - Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. Какая девочка испугалась за бычка? Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший. Какая девочка пожалела мишку? Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Какая девочка любит свою лошадку?
Занятие №5
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние, снятие напряжения
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Игра «Почтальон»
История про Обидок и Грустинок
Ритуал прощания
«Почтальон»
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме.
Варианты писем и примерная их расшифровка:
1.
Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
2.
Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.
История про Обидок и Грустинок
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения.
Если педагог (психолог) заметил, что в группе находится грустный, опечаленный ребенок, необходимо помочь ему выйти из этого состояния, переключив на положительные эмоции. С этой целью уместно отвести ребенка в тихий уголок (комнату релаксации, уголок уединения). Затем взрослый должен показать ребенку, что понимает его состояние и хочет помочь. В беседе задаются такие вопросы: «Почему ты грустишь? Что произошло с тобой?» и т. д. После выяснения причины грусти и печали, педагог рассказывает ребенку интересную историю про Обидок и Грустинок. «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела ... Как? (Педагог (психолог) обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела ... Как? (Педагог (психолог) обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Педагог (психолог) обращается к ребенку.) Вот, там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка - на правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог (психолог) в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».
Занятие №6
Цель:развитие эмпатии, снятие напряжения
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Игра «Посочувствуй другому»
Психотехника «Волшебный клубочек»
Ритуал прощания
Ход работы.
«Посочувствуй другому»
Цель: развитие у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
Упражнения выполняются в парах. Психолог задает разнообразные ситуации.
Девочка упала, поранила руку, ей очень больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями. Детям так же можно придумать свои ситуации.
Психотехника «Волшебный клубочек»
Цель: повышение самооценки, снятие психического напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей.
Эта техника является альтернативой рисованию карандашами, фломастерами, красками и т.д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование».Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети«порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, людей, пейзажи, какие - нибудь события и т.д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови, чего именно. Почему ты его боишься? Он какой? Когда он к тебе приходит?» и т.п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия. Игра может использоваться как индивидуально, так и в микрогруппах из 2-3 человек.
Релаксационное упражнение «Веселый торт».
Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Дети «угощают» испеченным тортом гостей.
Занятие №7
Цель: Развитие способности выражать сочувствие, удовлетворение потребности в эмоциональной близости
Материалы: Фонарик, мягкие игрушки
Структура занятия:
Ритуал приветствия
Игра «Обними и приласкай игрушк
Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Ритуал прощания
Ход работы.
Ритуал приветствия:
Цель: создание условий для настроя детей друг на друга и возможности дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
- В руках я держу волшебный фонарик. Давайте нашим дыханием согреем его, он разгорится и подарит нам свое тепло (дети дуют на фонарик). 29
- А теперь давайте пожелаем друг другу доброго дня! Я передам фонарик тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу «Добрый день…(имя)»
- Молодцы! Теперь день будет точно хорошим.
Игра «Обними и приласкай игрушку»
Цель: удовлетворение потребность детей в эмоциональном тепле и близости.
Психолог предлагает мягкие игрушки. Они разбросаны по комнате. Дети ходят по комнате вокруг них. По команде психолога дети подходят к выбранной игрушке обнимают её и говорят хорошие, ласковые слова.
Игра может повторяться несколько раз.
Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Цель: развитие у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание. Упражнения выполняются в парах. Психолог задает разнообразные ситуации.
• Девочка упала, поранила руку, ей очень больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
• Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
• Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
• Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку?).
• Девочки подобрали котенка, пожалели его, напоили молоком. Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями. Детям так же можно придумать свои ситуации.
Ритуал прощания
Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.
Дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается воспитателем или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Мне с тобой очень интересно»; «У нас много общего»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – Москва : Академия, 2013. – 208 с.
2. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2014. – 88 с.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2014. – 388 с.
4. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 1056 с.
5. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 160 с.
9. Иванова Е.С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций. Дисс. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2007. 154с.
10. Иванова Е.С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников. // В мире научных открытий: Материалы II Межд. Научно-практ. конф. (9 января 2012 г.) / Под ред. С.П. Акутиной. – М.: Изд-во «Спутник+», 2012. – С. 170-173. 43