СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из 25 занятий направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возроста.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность



Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Поэтому, в первую очередь необходимо развивать эмоциональную сферу, а потом благодаря развитому направлять свою деятельность в другие сферы. Таким образом, существует острая необходимость собственно психологического изучения проблемы эмоций.





Теоретические основы

Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С.Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности.

Создавая условия для развития конструктивного эмоционального развития ребенка в детском саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности. В образовательном процессе детского сада должны быть созданы условия для активного освоения дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Эти компоненты выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения.

Разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя должны обеспечить формирование общей гуманистической направленности поведения, основанном на признании самоценности каждой жизни и признания права каждого субъекта на позитивное самовыражение.

Эмоции определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Один и тот же ребенок способен проявить себя по - разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов.

Исследованием эмоций занимались Г.А. Фортунатов, П.К. Анохин, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, Ф.В. Бассин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.

Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста и предложены рекомендации О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью “Тропинка к своему я”. Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.

1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.

Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами.

Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.

3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.

Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами.

Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.

4-й этап. Итоговый.








Описание программы


За основу для написания данной программы «Мир эмоций» была взята программа Крюковой С.В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” и рекомендации О.В. Хухлаевой.

Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия, к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.

Занятия строится по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.

Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.

Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.

Ценность занятий состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

  • дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);

  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Принципы работы:

  • принцип ненавязчивости. Если ребенок не хочет заниматься не стоит его заставлять силой.

  • Принцип равенства и сотрудничества с детьми.

  • Фиксировать внимание на удачах. Большое количество отрицательных оценок способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.

  • На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

  • Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.

  • Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.

Направления работы:

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.

В занятиях используются следующие методические средства:

  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе

  • Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.

  • Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.

  • Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.

  • Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:

  • Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.

  • Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)

  • Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)

  • Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой)

  • Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)

  • Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)

Программа «Мир эмоций» рассчитана на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года.

Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста. Групповая форма проведения, 6-7 детей. На занятия дети сидят полукругом - куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно или дети вместе с педагогом сидят в кругу на ковре на маленьких подушечках.

Структура занятия:

Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть.

  • В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.

  • Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции.

  • Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.

Ожидаемый результат

  • Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;

  • Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;

  • Умеют управлять своими эмоциями и чувствами.








Тематическое планирование занятий.

Тема

Кол зан.

Цель занятий

Метады и приемы

Вводные

5

Развивать групповую сплоченность, навыки сотрудничества; Способствовать развитию самоуважения детей: взаимопонимание между детьми; гармонизация притязания на признание.

Визуализация, атр-терапия, психогимнастика, самомассаж, релаксация.

Радость

4

Создать эмоционально положительный фон; знакомство с чувством радости.

Арт-терапия, визуализация, психогимнастика, беседа, подвижная игра.

Страх

5

Знакомить с чувством страха; снять напряжение; настроить на совместную работу; способствовать формированию у детей умения любить окружающих.


Беседа, визуализация, арт-терапия, творческие упражнения, подвижные игры, релаксация.

Удивление

1

Знакомить с чувством удивления; закреплять мимические навыки.

Визуализация, беседа, арт-терапия.

Гнев

3

Знакомить с чувством злости; тренировать умение различать эмоции

Творческие упражнения, беседа, ролевая игра, визуализация, проигрывание этюдов, релаксация.

Горе

1

Знакомить с чувством грусти.


Подвижная игра, беседа, арт-терапия, творческое упражнение.

Презрение

1

Знакомить с чувством самодовольства.


Психогимнастика, беседа, ролевая игра.

Вина

2

Знакомить с чувством вины.

Визуализация, беседа, артикуляционная гимнастика.

Брезгливость

1

Знакомить с чувством отвращения.


Беседа, ролевая игра, инсценировка ситаций

Интерес

1

Знакомить с чувством интереса.


Беседа, проигрывание этюдов, творческие упражнения.

Заключительное

1

Закреплять умения различать чувства, делать вывод.

Визуализация, беседа, арт-терапия, релаксация.




















Приложение 1

Занятие 1 Вводное.

Цель: знакомство детей друг с другом;

формирование чувства единения с группой;

эмоциональное оживление детей.

Материал: мяч, большой лист бумаги, маркер, карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия: Приветствие «Подарим улыбку друг другу».

Дети стоят в кругу взявшись за руки, приветствуют друг друга улыбкой.

С первого занятия вводятся правила.

1.Ритуал приветствия и прощания.

2. «Взаимное уважение» всех участников занятия - не выкрикивать – в середине круга лежит мячик, его можно поднять или дотронуться, если хочешь что- либо сказать или помочь партнеру.

3.Если ребенок не хочет говорить, не заставлять!

Упражнение «Путешествие на корабле».

«Ребята представьте, что мы все с вами оказались на судне корабля, плывем путешествовать в неизведанные страны. Каждый из вас сейчас, назовем свое имя и немного расскажет о себе».

Упражнение «Рисование корабля»

«Сейчас мы с вами будем рисовать себя на корабле». Педагог расстилает перед детьми большой лист бумаги , на котором он рисует корабль. Затем каждый ребенок рисует себя.

После рисования дети обсуждают рисунок, кто, где находится и чем занимается.

Упражнение «Пароходик»

Дети двигаются друг за другом, поглаживают друг друга по спине, делают легкий массаж.

Прощание.

Дети, взявшись за руки говорят: «До свидания».

Занятие 2 Вводное.

Цель: развивать групповую сплоченность;

развивать навыки сотрудничества.

Материал: мяч, «волшебный мешочек», воздушный шарик, 4 больших мяча.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Ласковое имя»

Детям предлагается назвать своего соседа справа ласково.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: активизация тактильного восприятия, развитие произвольности.

Педагог показывает детям «волшебный мешочек».

«Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках.

Кто догадался, что лежит в мешочке?». Да, это воздушный шарик.

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: развитие у детей способности расслабления мышц живота.

«Представьте, что мы с вами проглотили шарик, он находится у нас в животе, и мы его должны надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик…Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох – выдох…»

Упражнение «Головомяч»

Цель: развитие навыков сотрудничества.

Детей разбивают на пары или тройки, предлагается лечь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова оказалась рядом с головой партнера. Положить мяч точно между головами. Теперь нужно поднять мяч и встать самим. Руками помогать нельзя. Вставать нужно сначала на колени, а потом на ноги.

Упражнение «Дождь»

Цель: снятие напряжения.

По ходу игры меняется интонация голоса. Сесть на ковер, закрыть глаза. Затем педагог начинает изображать шум легкого дождя, потирая ладони друг о друга. Все дети присоединяются. Теперь дождь усиливается, и ведущий начинает пальцами рук постукивать по полу - как капли дождя стучат по крыше дома. Непогода усиливается, гремит гром, и ведущий начинает стучать по полу кулаками. Затем все действия выполняются в обратном порядк

Прощание.

Занятие 3 Вводное.

Цель: развивать групповую сплоченность;

Развивать навыки сотрудничества.

Материал: мяч.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Пропоем свое имя»

Цель: гармонизация осознания имени.

«Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, нам с вами

нужно познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По - очереди каждый из вас

«споем « свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети»

Упражнение «Морщинки»

Цель: снятие напряжения.

Детям предлагается несколько раз вдохнуть и выдохнуть «Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично…Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь –соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь , нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится.

Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!».

Упражнение «Я умею»

Цель: гармонизация притязания на признание.

« Давайте поиграем в игру « Я умею». Каждый по очереди будет называть, а если захочет, то и показывать какое-нибудь свое умение / быстро бегать /. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает, кто останется в кругу до конца».

Упражнение «Обезьянки»

Цель: способствовать развитию спонтанности у детей.

Ведущий предлагает детям поиграть в обезьянок, которые любят «кривляться» и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один /сначала это педагог, а затем дети по – очереди / становятся водящими - начинает кривляться , а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется «кривлянье» телом, голосом.

Упражнение «Кого укусил комарик»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет – «комарик кусает». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают «кого укусил комарик»

Прощание

Занятие 4 Вводное

Цель: развивать групповую сплоченность;

Развивать навыки сотрудничества;

Материал: лист бумаги с дырочкой, волшебная палочка , мяч , повязка на глаза , листы бумаги и простые карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Кто перед тобой – рассмотри в дырочку»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных детей и называют имена тех,

которых они увидели.

Упражнение «Волшебник»

Цель: содействовать формированию доверия в группе детей.

Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие дети. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник», должен угадать, кто это?

Упражнение «Пересядьте все, кто …»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ведущий говорит, что мы все разные и в тоже время все чем-то друг на друга похожи.

Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое;

плавать в реке;

ложиться спать во время…»

Дети сначала просто играют, а затем делают вывод , что действительно у них есть много общего.

Упражнение «Ладошка»

Цель: гармонизация притязания на признание.

Детям предлагается положить левую ладошку на лист бумаги, раздвинув пальцы. Затем обвести ее контуры карандашом и на каждом пальце написать (проговорить), ведущий записывает, что-либо хорошее о себе от первого лица /н-р, я - смелый…/

Прощание

Занятие 5 Вводное

Цель: развивать групповую сплоченность;

Развивать навыки сотрудничества.

Материал: мяч.

Ход занятия: Приветстви

Упражнение «Цветок – имя»

Цель: гармонизация осознания имени.

«Дети давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной поляне.

Почувствуем запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, н-р, пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите его в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

После выполнения упражнения нужно предложить детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.

Упражнение «Конкурс хвастунов».

Цель: способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.

«Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс- «Конкурс хвастунов». Хвастаться будем по очереди, вставая на стул. /н-р, «Я- красивая…/

Упражнение «Я хочу с тобой подружиться».

Цель: формировать взаимопонимание;

содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает с кем хочет подружиться. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

Упражнение «Игрушки»

Цель: направлена на гармонизацию притязания на признание.

«Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину….А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку превратили

Прощание.

Занятие 6 Радость -1

Цель: знакомство с чувством радости.

Материал: мяч, пиктограмма и картинка с изображением радости, альбомные листы и карандаши на каждого ребенка, покрывало.

Ход занятия: Приветствие

Упражнение «Я рада тебя видеть…»

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть…»

Чтение стихотворения Александрова З.

«Катя в яслях».

…Девочки и мальчики,

Прыгают, как мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

-О каком чувстве идет речь?

Дети распознают чувство радости.

Показ пиктограммы радости.

Дети показывают на своем лице радость.

Упражнение «Закончи предложение».

Радость-это когда…

Я радуюсь, когда…

Мама радуется, когда…

Воспитатель радуется, когда…

Упражнение «Кого не хватает?»

Цель: подчеркнуть важность каждого ребенка.

«Давайте поиграем. Сейчас вы закроете глаза, я тихонько подойду к одному из вас и прикоснусь к плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину круга, сесть на пол и я накрою его покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает».

Рисунок на тему: «Радость»

Беседа по рисункам.

Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, что они нарисовали.

Подведение итога занятия.

«О каком чувстве мы сегодня с вами говорили?»

Прощание.

Занятие 7 Радость-2

Цель: знакомство с чувством радости.

Материал: мяч, пиктограмма радости, музыка ручейка.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Прошепчи имя»

Цель: сплочение детей.

Дети по очереди подходят друг к другу и на ухо шепчут свое имя: «А теперь остановитесь, сейчас, когда вы снова начнете бродить по группе, вам нужно будет шептать на ухо уже не свое имя, а имя того ребенка, к которому вы подойдете».

Упражнение «Браво».

Цель: сплочение группы.

«Вы когда-нибудь были в театре или в цирке. Видели , как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».

В центре круга ставится стул.

« Кто из вас первый хочет встать на это пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов».

Беседа.

Вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлом занятии /радость/.

Показ пиктограммы радости.

Как вы догадались, что это радость? Глаза - чуть прищурены, на лице улыбка.

А теперь давайте покажем радость руками, ногами.

Беседа.

Воспоминание этого чувства из прошлого опыта.

«Когда вы были маленькими, то радовались, когда…»

Дети по кругу заканчивают предложение. Затем детям предлагается рассказать самый веселый случай, который произошел с ними. /Рассказы ведущий записывает/.

Психогимнастика « Ручеек радости».

Дети садятся на ковер, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленький и очень озорным. Он немок долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 8 Радость- 3

Цель: знакомство с чувством радости.

Материал: мяч, пиктограмма радости, мягкая игрушка медведя, зеркала на каждого ребенка, кусок обоев, фломастеры, маркер, нарисованные глаза, нос, рот, клей.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Запрещенное движение».

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые показывает он. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещено. Тот, кто повторит его, выходит из игры. Беседа.

Ребята давайте вспомним о каком чувстве говорили на прошлом занятии. /радость/

Психогимнастика для лица.

Цель: изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний.

«Сядем поудобнее: спинка прямая. Начиная гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох.

Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох, Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга. Спасибо».

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка».

«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

Игра с зеркалом.

«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь , моя улыбка похожа на…»

Рисование радостной куклы.

«Ребята сейчас мы с вами будем рисовать куклу радостного человека, такого же роста, как кто-то из вас. Рисовать будем на полу, Пока я раскатываю бумагу, подумайте, кто из вас хочет, чтобы кукла была похожа на него. Чтобы это получилось, нужно будет лечь на лист и разрешите мне обвести контур тела от головы до пяток. Прежде чем соглашаться, подумайте хорошенько».

Согласившегося ребенка укладывают на бумагу и обводят контур.

«Сейчас мы будем делать настоящее волшебство. Если кто-то будет нам мешать, чудо не получиться и кукла может, не получится. Все готовы? Начинаем! Сначала обводим голову, теперь правое плечо, пр.руку…/Проговариваем все действия, для комфорта ребенка./

А теперь, когда у нас получился контур куклы, ребята, как вы думаете, чего не хватает?

Правильно, надо нарисовать ей глаза, нос, рот…

Давайте сделаем нашу куклу радостной. Для этого мы с вами будем приклеивать ей глаза, рот, нос, а все остальное волосы и одежду мы с вами нарисуем».

После окончания работы рассматриваем, какая кукла у нас получилась.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 9 Радость-4

Цель: знакомство с чувством радости.

Материал: мяч, повязка на глаза, контуры человека на каждого ребенка, стакан с водой на каждого ребенка, краски, кисточки, «Ромашка радости».

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение « Комплимент».

Цель: сплочение и сближение детей.

Дети по кругу говорят друг другу приятные слова.

Упражнение «Найди друга»

Цель: сплочение группы.

Выбирается водящий с помощью считалочки. Ему завязывают глаза, он с помощью рук ощупывает ребенка и узнает друга!

Беседа.

Вспоминаем чувство о котором говорили на прошлом занятии. /радость/

«Сегодня мы с вами будем работать с контурами. А для начала давайте попробуем найти на своем теле место, где у кого живет радость, какое оно теплое или холодное?»

«Перед вами стоят стаканы с водой, давайте окрасим воду таким цветом, какого цвета у кого радость?»

Работа с контурами.

«А теперь возьмите контуры человека и нарисуйте в том месте , где у вас живет радость вашим цветом пятнышко. Можете человеку нарисовать радостное лицо».

Рассматривание рисунка.

Упражнение «Изобрази…»

Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости.

« Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»

Подведение итогов занятия.

Вручение «Ромашки радости» со всеми высказываниями детей на память в группу.

Прощание.

Занятие 10 Страх-1

Цель: знакомство с чувством страха.

Материал: мяч, свечка, пиктограмма и картинки страха, листы бумаги и фломастеры на каждого ребенка.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Я рада видеть тебя…»

Цель: снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

Дети по кругу передают зажженную свечу и говорят следующие слова: «Я рада видеть тебя…»

Беседа.

Чтение стихотворения «Я не боюсь» Н. Грибачев.

Я не боюсь, хоть и темно

Становится в саду.

Я не боюсь. Но все равно

Из дома не пойду.

Что в сказках выдумки, о том

Слыхал я двести раз,

Но вдруг там леший под кустом,

Кощей и Карабас?

Вдруг лев идет из-за угла

И серый волк при нем?

Вдруг ведьма слезла с помела

И притворилась пнем?

Нет, нет!

Пока никак в саду

Кто где не разобрать,

Я не боюсь,

Но не пойду.

Я лучше лягу спать!

«О каком чувстве идет речь?»

Показ пиктограммы страха и картинки с изображением испуганных людей.

«А как вы догадались, что это страх?»

На рисунке у человека широко открыты глаза и рот, он вот- вот закричит. Давайте попытаемся изобразить страх на своем лице, но для начала расслабим мышцы и поиграем в игру «Солнечный зайчик».

Упражнение «Солнечный зайчик».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

«Ребята представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках…

Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги…

Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним».

«Отлично! Теперь, когда наши мышцы расслаблены, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своем лице. Молодцы! У вас хорошо получается».

Упражнение « Закончи предложение…»

«Страх – это, когда…» «Мама боится, когда…»

«Воспитатель боится, когда…» «Я боюсь, когда…»

Рисунок на тему «Страх»

Рассматривание рисунков детей.

Подведение итогов занятия. Прощание.


Занятие 11 Страх – 2

Цель: знакомство с чувством страха.

Материал: мяч, картинки с изображением испуганных людей.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Дневник моего сердца»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Детям предлагается вспомнить все то, что вспоминается им как хорошее. Это могут быть хорошие фильмы, запахи, фразы, предметы. Затем ведущий просит детей подумать, что из своего списка они могли бы подарить окружающим. После этого дети по очереди делают «подарки» группе: рассказывают о чем – то своем хорошем, стараясь, чтобы и у остальных это хорошее вызвало добрые чувства.

Беседа.

«Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлом занятии – страх».

Показ картинок с изображением испуганных людей. Еще раз покажем мимикой лица и телодвижением страх, а теперь ногами и руками.

Упражнение «Азбука настроений».

Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка…). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал. Очень хорошо!

Беседа.

Воспоминание из прошлого опыта, заканчивая предложение: «Когда я был маленьким, то боялся…»

Упражнение «Рыбаки и рыбка».

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.

Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 12 Страх- 3.

Цель: закрепление знаний о чувстве страха.

Материал: мяч, стакан с водой, краски, кисточки, контуры человека, мелкие предметы, скотч.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Паровозик с именем».

Цель: настроить детей на совместную работу.

«Сейчас каждый будет превращаться паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: «Катя, Катя и т.д.» Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозом вместо меня. Я выбираю Полю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагоном, положу руку ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя… Поехали!»

«И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре. Отлично!»

Беседа.

«Давайте вспомним чувство, о котором говорили на прошлом занятии – страх.

Упражнение « Конкурс боюсек».

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.

Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».

Беседа

Детям предлагается найти на теле место, где живет страх (там, где холодно)

«Закройте глаза и представьте себя одного в темном лесу. Какого цвета, по вашему мнению, страх, а радость. Каждое чувство имеет свой цвет и живет оно в разных местах».

Работа с контурами.

«Перед вами стоят стаканы с водой и краски, давайте окрасим воду краской страха. А теперь , я вам дам контуры человека и различные предметы, найдите тот предмет , на который похож ваш страх и приложите к тому месту на контуре, где живет ваш страх, где вы почувствовали холод.

Потом раскрашиваем это место, где живет страх, краской страха и прикладываем предмет, прикрепляя его скотчем. Теперь этот страх перейдет этому предмету и он уже не ваш. Он больше не может пугать. Скажите ему, что вы его больше не боитесь».

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 13 Страх – 4

Цель: закрепление знаний о чувстве страха.

Материал: мяч, картинки со страхом, рисунки чужих детских страхов, мусорное ведро, образцы недорисованных персонажей (скелет) /приложение 7/.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Имя шепчет ветерок».

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван - я -я, шур –шур -шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.

Беседа.

Вспоминаем о каком чувстве шла беседа на прошлом занятии – страх.( показ картинок страха).

Упражнение «Чужие рисунки».

Цель: предоставить возможность обсудить чужие и свои рисунки страхов.

Детям показываются нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно помочь. После обсуждения чужих «страхов» детям раздаются их рисунки, для того чтобы они попытались «воспитать» свой страх. Для этого им предлагается поиграть.

Упражнение «Воспитай свой страх».

Цель: коррекция эмоции страха.

Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, н-р, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т.д.

Упражнение « Мусорное ведро».

Цель: снятие страхов.

Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Упражнение «Дорисуй страшного».

Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.

Ведущий заранее готовит незавершенные черно – белые рисунки страшного персонажа: скелета…Он раздает детям и просит дорисовать его. Затем дети показывают рисунки и рассказывают истории про них.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 14 Страх – 5

Цель: закрепление знаний о чувстве страха.

Материал: мяч, рисунки страшного персонажа (Баба- Яга) /см.приложение 4/, пластилин, спокойная музыка.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Я очень хороший».

Цель: способствовать повышению самооценки у детей.

Проговорить: очень громко, громко, шепотом «Я очень хороший».

Беседа.

Вспомнить чувство, о котором говорили на прошлом занятии - страх.

Упражнение «Школа пуганья».

Цель: предоставить детям возможность актуализировать чувство страха.

Ведущий предлагает детям поступить в необычную школу пуганья. На уроках в этой школе дети учатся пугать друг друга разными способами.

Упражнение « Испугаем разными способами».

Варианты: криком, громким стуком, страшными словами, смехом, страшным лицом.

В конце упражнения педагог договаривается с детьми , что все «изученное» в этой необычной школе, должно остаться тайной, чтобы никто из ребят не узнал об этом. Это необходимо для того, чтобы дети не начали применять « полученные знания» на практике в группе.

Упражнение « Одень страшилку».

Цель: дать детям возможность по - работать с предметом страха.

Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Упражнение «Волшебный сон»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Дети ложатся на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела, ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Педагог обращается к детям: «Сейчас, когда я начну

я начну читать стихи, и заиграет тихая музыка, вы закроете глаза, и начнется игра «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя слова, когда я скажу: «Открыть глаза! Встать!» - «Волшебный сон» закончится».

А сейчас внимание…Наступает «Волшебный сон».

Реснички опускаются… Жарче солнышко сейчас…

Глазки закрываются… Ноги теплые у нас…

Мы спокойно отдыхаем…(2 р.) Дышится легко…ровно…глубоко…

Сном волшебным засыпаем… Губы теплые и вялые,

Дышится легко…ровно…глубоко… Но нисколько не усталые…

Наши руки отдыхают… Губы чуть приоткрываются…

Ноги тоже отдыхают… Все чудесно расслабляется…(2р.)

Отдыхают,…засыпают…(2р.) Нам понятно, что такое…

Шея не напряжена Состояние покоя…(2р.)

И рас –слаб –аб –ле –на… «Мы спокойно отдыхали,

Губы чуть приоткрываются… Сном волшебным засыпали…

Все чудесно расслабляется…(2р.) Хорошо нам отдыхать!

Дышится легко…ровно…глубоко… Но пора уже вставать!

Напряженье улетело… Крепко кулачки сжимаем,

И расслаблено все тело (2р.) Их повыше поднимаем.

Греет солнышко сейчас… Потянуться! Улыбнуться!

Руки теплые у нас… Всем открыть глаза и встать!»

Подведение итогов занятия. Прощание.

Занятие 15 Удивление.

Цель: знакомство с чувством удивления.

Материал: мяч, зеркало, пиктограммы удивления, листочки, кисточки и краски.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Крылья».

Цель: способствовать самовыражению детей.

Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Педагог просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети не открывая глаза, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают о своих фантазиях группе.

Беседа.

Чтение стихотворения.

Ой, смотрите, кто – то там ползет!

На себе он домик свой везет…

И волшебное это мгновение

Вызывает у всех удивление!

«Сегодня мы с вами поговорим

о таком чувстве, как удивление».

Показ пиктограммы и картинок

с изображением удивления.

«Ребята, давайте опишем лицо удивленного человека. Что происходит с его лицом? С бровями?.. Правильно, они подняты вверх. С глазами?... Они широко открыты. С губами?... Они растянуты и похожи на букву «о».

Детям раздаются зеркала, педагог просит показать удивление и рассмотреть его в зеркале, проговорив при этом следующие слова: «Вот это да!»

Упражнение « Закончи предложение».

«Удивление – это, когда…»

«Я удивляюсь, когда…»

«Мама удивляется, когда…»

«Воспитатель удивляется, когда…»

Рисование на тему «Удивление».

«Сегодня мы с вами будем рисовать облачко удивления. Ребята, а как вы думаете, какого цвета может быть удивление? Пока вы рисуете, послушайте отрывок из стихотворения

Н.Екимовой.

По небу плыли облака, Вот маленькое облачко

А я на них смотрел. Над озером плывет,

Я долго всматривался ввысь И удивленно облачко

И даже щурил глаз, Приоткрывает рот:

А что увидел я, то вам -Ой, кто там в глади озера

Все расскажу сейчас. Пушистенький такой?

Такой мохнатый и мягенький?

Летим, летим, со мной!

Обсуждение рисунков.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 16 Гнев– 1

Цель: знакомство с чувством злости.

Материал: мяч, пиктограмма злости, зеркала, игра «Дартс», мешочки.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Мы очень любим».

Цель: гармонизация осознания имени.

«Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все – его мама, папа, бабушка, дедушка- словом, те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мяч, а мы – придумывать и называть его ласковое имя».

Беседа.

Чтение стихотворения.

Обсуждение и угадывание чувства злости.

Показ пиктограммы злости. «Ребята, что произошло с

его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз?

С помощью зеркала, дети рассматривают свою злость и

продолжают предложение: «Когда я злюсь, моя злость

похожа на…»

Попробуйте показать злость руками, телодвижением и проговорить фразу: «Уходи!»

А сейчас послушайте историю про мальчика Петю, которая называется «Сердитый дедушка»

Цель: тренировка умения различать эмоции.

Выразительные движения – нахмуренные брови, резкие, порывистые движения.

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять.

Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без

предупреждения. Куда он пощел? Вдруг с ним что –нибудь

случится?

«Давайте разыграем эту историю». Отлично!»

Игра «Дартс».

Цель: снятие негативных эмоций, раздражения.

К стене прикрепляется мишень. Нужно попасть в мишень с помощью мешочков, наполненных разным содержанием ( фасоль, горох…).

«Ребята самое главное в игре – это сила, с которой бросается мешочек. Она должна быть такой же, как ваше раздражение. Вспомните ситуацию, когда вы были очень злы на кого – нибудь или на что –нибудь. Кто вспомнил, подходите ко мне, берите мешочек, заканчивает предложение: «Я разозлился, когда…» и бросает мешочек в мишень»

« Теперь вы знаете, что может разозлить ваших ребят. Надеюсь, что это поможет вам понимать друг друга, быть внимательными и терпимыми».

Упражнение «Доброе животное».

Цель: развивать чувство единства.

«Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох –выдох (3р.) Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад и еще раз».

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 17 Гнев -2

Цель: знакомство с чувством злости.

Материал: мяч, картинки с изображением злых людей, стаканы с водой, краски, кисточки, контуры.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Что я люблю».

Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.

Дети перекидывают друг другу мяч и говорят при этом: «Я люблю делать…»

Упражнение «Лес».

Цель: снятие мышечных зажимов, дающих ребенку ощущение свободы и радости.

Педагог: «В нашем лесу растут: березка, дуб, сосна, ива, цветок, травинка, ягодка, кустик. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует: на тихий, нежный ветерок; на сильный холодный ветер; на ливень; на сильную жару; на ночь; на град; на заморозки».

Беседа.

« Ребята, вспомните о каком чувстве мы говорили с вами на прошлом занятии- злость».

Показ картинок с изображением злости.

Этюд «Король боровик не в духе».

Цель: развивать умения распознавать эмоциональные состояния.

Описание этюда: Педагог читает стихотворение В.Приходько, а дети действую согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком.

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Воспитатель злится, когда…»

« А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Игра «Тух- тиби –дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Педагог: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по- настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, ведущий – в центр круга. Дети идут по часовой стрелке, ведущий – против. Как только я скажу: «Раз –два –три, стоп!» - все останавливаются. Ведущий останавливается напротив одного из участников и сердито произносит волшебное слово: «Тух –тиби –дух». Затем ведущий меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

Подведение итогов занятия. Прощание.


Занятие 18 Гнев-3

Цель: закрепление знаний о чувстве злости.

Материал: мяч, пружинки от ручки, «Мешочек злости», подушки, музыка.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю».

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Сначала водит педагог. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит педагог, должен поймать взгляд и быстро встать. Затем водящим становятся все дети по очереди –они пытаются взглядом «поймать» своих товарищей.

Упражнение «Пружина».

«Сегодня я принесла показать вам пружину. Как вы думаете, для чего? У вас были очень интересные предложения. Представьте себе, ваша злость похожа на пружину. Мы будем сравнивать пружину со злостью. Когда вы начнете слегка злиться, пружина начнет постепенно сжиматься. Вас толкнули, не приняли в игру, вы на кого – то злитесь, злость накапливается и пружина сжимается все сильнее (сжать пружину). Легко ли держать такую пружину? А что хочется сделать? Конечно, отпустить ее и дать ей выпрямиться. Так происходит и с вашим поведением. В результате ваша злость внутри копится и в один прекрасный день она выходит наружу и тогда, когда вас разозлят, вы можете сказать обидные слова и даже ударить обидчика, мы часто жалеем потом о своем поступке».

«Сейчас, мы с вами будем учиться справляться со своей злостью. Как вы думаете, как можно справиться со злостью? Что нужно сделать?» (Побоксировать подушку – если хотите ударить рукой; Пнуть напольную подушку – если хотите кого –нибудь пнуть ногой; Крикнуть в «Мешочек злости» - если кто –то любит обзываться и злословить).

Упражнение « Уходи, злость, уходи!»

Цель: снятие агрессивности.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 19 Горе.

Цель: знакомство с чувством грусти.

Материал: мяч, пиктограмма грусти, контуры зайчиков, стаканы с водой, краски, кисточки, стул.

Ход занятия: Приветствие.

Игра «Море волнуется».

Цель: создание положительного эмоционального фона;

Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Педагог: «Море волнуется раз, 2-3: фигура радости, страха, злости, удивления на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

Беседа.

«Сегодня я хочу вам прочитать стихотворение про два облачка, которые испытывают разные чувства, а вы догадаетесь, о каких чувствах идет речь».

«Облака» Н.А.Екимова.

Вот облачко веселое А вот другое облачко

Смеется надо мной: Расстроилось всерьез:

-Зачем ты щуришь глазки так? Его от мамы ветерок

Какой же ты смешной! Вдруг далеко унес

Я тоже посмеялся с ним: И каплями - дождинками

-Мне весело с тобой! Расплакалось оно…

И долго – долго облачку И стало грустно – грустно так,

Махал я вслед рукой. И вовсе не смешно.

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Показ пиктограммы грусти. Давайте покажем на

лице грусть, а теперь руками и ногами, телодвижением.

Упражнение «Закончи предложение».

«Грусть –это, когда…»

«Я грущу, когда…»

«Маме грустно, когда…»

«Воспитателю грустно, когда…»

«Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть».

Рисование грустного зайчика.

«Сегодня мы с вами будем рисовать грустного зайчика, грустными красками».

Беседа по рисункам.

Беседа.

«А как можно избавиться от грусти, что нужно сделать?».

Игра «Волшебный стул».

Цель: активизировать положительные эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой грусти.

Ребенок садится в центре на стул и грустит, а остальные дети подходят и пытаются его развеселить (поглаживают и говорят ласковые слова).

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 20 Презрение.

Цель: знакомство с чувством самодовольства.

Материал: мяч, стул.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Покажи чувства руками».

Цель: способствовать развитию спонтанности детей;

Развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Педагог предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться…Затем дети, глядя на ведущего, показывают, как их руки радуются, боятся..

Беседа.

«Смотрите, какое лицо я вам сегодня принесла.

Этот человек хочет с нами общаться или нет?

Почему вы так решили? Как вы думаете, он

хочет с кем –то поиграть в свою любимую игру

или всем покажет и никому не даст?...Да, этот

человек, скорее всего, никому не даст свою игрушку.

Чувство на его лице называется самодовольство. Это,

Когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же

или очень похожее выражение»

Давайте покажем такое лицо.

«Помните, мы с вами играли в игру «Конкурс хвастунов». Давайте еще раз поиграем в эту игру, только наша игра будет называться «Заяц – хваста». Как в одном мультике, где заяц хвастался перед другими зайцами».

Беседа.

«А сейчас, я расскажу вам сказку «Мышка – хвастунья», а вы ее внимательно слушаете. потом мы будем разыгрывать ее по ролям».

Цель: закрепление полученных знаний.

Мышка гуляла по лесу и встретила там олененка с золотыми рожками.

-Подари мне свои рожки,- попросила у олененка мышка.

-Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать,- ответил олененок.

-Ты жадина!- стала дразнить олененка мышка.

-Я не жадный – ответил олененок и надел на голову мышки свои золотые рожки.

Мышка обрадовалась и побежала всем показывать украшение. Она так торопилась, что забыла даже сказать олененку слова благодарности. Когда мышка увидела своих подружек, то стала хвастаться перед ними:

-Я лучше всех, я богаче всех, я не буду с вами серыми, дружить!

Вдруг из –за кустов выскочил кот. Все серые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на нее и съел. И остались на траве только золотые рожки. Идет олененок по лесу и видит: лежат его золотые рожки. Остановился он, нагнулся и надел их снова себе на голову.

-Как плохо быть хвастливым, - вздохнул олененок и покачал золотыми рожками.

Вот такая сказка. Сейчас, мы попробуем ее разыграть. Кто хочет быть мышкой? Олененком? Кошкой? Хорошо! Все остальные будут просто мышками.

Игра «Обезьянки»

Цель: способствовать развитию спонтанности у детей.

Педагог предлагает детям поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 21 Вина -1.

Цель: знакомство с чувством вины.

Материал: мяч, пиктограмма вины, музыка «Волшебная природа».

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Приветствие».

Цель: создавать позитивный эмоциональный фон.

«Сейчас мы с вами будем здороваться. Для этого закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу моря (звучит музыка). Мы стоим на песке, а волны набегают на берег и хотят с нами заговорить. Они шепчут имя каждого из нас. Попытайтесь услышать, как вас зовут волны. Послушайте и пока ничего не говорите, начнет тот, кто сидит справа от меня».

Беседа.

« Сегодня мы с вами поговорим еще об одном чувстве. А для этого послушайте историю про мальчика Ваню».

История Л.Н.Толстого «Косточка».

Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «Дети, не съел ли кто – нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что, если съел кто – нибудь из вас, это не хорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотил косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вот такая история. Как вы думаете, почему Ваня заплакал? Какое он испытывал чувство?

Да, это чувство стыд. Как вы думаете, что при этом происходит с лицом человека?...

( глаза прикрыты, на лице румянец). С телом?... ( голова опущена, плечи сжаты)

Показ пиктограммы вины.

Дети показывают на лице вину.

Разыгрывается история «Косточка».

Игра «Подарки».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

«Все мы любим, получать подарки, да и дарить их тоже приятно.

Представьте, что мы все можем. Внимательно посмотрите на

своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить

в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки.

Кто получит подарок, не забывает говорить «Спасибо».

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 22 Вина -2.

Цель: закрепление знаний о чувстве вины.

Материал: мяч, пиктограмма вины, листы бумаги, краски, «Волшебный мешочек».

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение « Покажи чувство язычком».

Цель: способствовать развитию спонтанности у детей;

Развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Педагог предлагает детям высунуть язычки, а затем показать всем, как радуется, злится, боится язычок.

Беседа.

Вспомните о каком чувстве говорили на прошлом занятии- вина.

Показ чувства вины руками, ногами, телодвижением с проговариванием фразы: «Я больше так не буду».

Упражнение «Закончи предложение».

«Вина – это, когда…»

«Мне стыдно, когда…»

«Мама стыдно, когда…»

«Воспитателю стыдно, когда...»

«Ребята, а где у вас живет чувство вины? А какого она цвета? Давайте с вами нарисуем рисунок на тему: «Вина, стыд».

Обсуждение рисунков детей.

«Дети, а как можно справиться со стыдом? ( попросить извинения, не делать, так чтобы было стыдно)

Упражнение «Волшебный мешочек».

Цель: учить осознавать чувство стыда.

Педагог предлагает детям проговорить в «Волшебный мешочек», кому за что стыдно.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 23 Брезгливость.

Цель: знакомство с чувством брезгливость.

Материал: мяч, пиктограмма брезгливости, зеркала, «грязная бумажка», чашка, мусорное ведро.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Поделись приятным за неделю».

Цель: создавать положительный эмоциональный фон.

Дети по кругу рассказывают, что у них произошло хорошего за неделю.

Упражнение «Передай маску».

Цель: настрой на работу в группе.

«Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, н-р, вот такое- радость. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица. А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица, Он должен в точности повторить это выражение на своем лице, а потом придумать свое и передать его своему соседу слева..»

Беседа.

Показ пиктограммы брезгливости. Как вы думаете,

какое это чувство? Покажите его на лице ( раздаются зеркала),

покажите это чувство руками. Чтобы лучше это выражение

получилось на лице, послушайте историю.

Этюд «Соленый чай».

Бабушка потеряла очки и поэтому вместо сахара насыпала в чай 2 ложки соли. Ее внук Петя пришел из детского сада и попросил бабушку дать ему попить. Она принесла чашку чая. Мальчик сделал глоток, а чай оказался соленым. Как противно стало у него во рту.

Я предлагаю вам представить, что вы сделали глоток соленого чая. Будем передавать чашку по кругу, изображая, что мы делаем глоток, а чай оказывается соленым…

Выразительные движения: голова немного откинута назад, верхняя губа подтягивается к носу, брови нахмурены, нос сморщен.

Упражнение «Закончи предложение».

«Отвращение- это, когда…»

«Я испытываю отвращение, когда…»

«Мама испытывает отвращение, когда…»

«Воспитатель испытывает отвращение, когда…»

Упражнение «Грязная бумажка».

«На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив…Ему кажется, что бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумагу кончиками двух пальцев и, отведя руку в строну, относит ее в ведро для мусора».

Дети, по очереди пытаются поднять «Грязную бумажку» и выбросить в ведро для мусора.

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 24 Интерес.

Цель: знакомство с чувством интереса.

Материал: мяч, зеркала, «Волшебный мешочек», мелкие предметы, пиктограмма интереса.

Ход занятия: Приветствие.

Игра «Эхо».

Цель: настроить детей друг на друга; дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Дети сидят в кругу. Педагог предлагает сидящему справа от него, назвать свое имя, а потом все вместе прохлопать его.

Беседа.

«На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о таком чувстве, как интерес».

Этюд «Что там происходит?»

Мальчики стояли в тесном кружке и что – то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, ближе подойти не решилась.

Выразительные движения: голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

«Давайте разыграем этот эпизод. Кто будет девочкой?»

После разыгрывания эпизода детям

показывается пиктограмма интереса.

Потом с помощью зеркала дети ищут

интерес в своем отражении.

«Какое у вас лицо?» - сосредоточенное,

голова - направлена в сторону происходящего,

взгляд – пристальный, рот – полуоткрыт, шея –вытянута вперед.

Упражнение «Закончи предложение».

«Интерес – это, когда…»

«Мне интересно, когда…»

«Маме интересно, когда…»

«Воспитателю интересно, когда…»

Упражнение «Что слышно».

Цель: развивать внимание.

Педагог предлагает детям послушать тишину. И запомнить, кто, что услышал, поделившись с другими.

Упражнение «Волшебный мешочек».

Цель: активизация тактильного восприятия;

развивать произвольность;

совершенствовать чувство интереса.

«Это «Волшебный мешочек». Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит, Кто догадался, говорит в слух, что у него в руках».

Подведение итогов занятия.

Прощание.

Занятие 25 Закрепление знаний о чувствах.

Цель: закрепление умения различать чувства.

Материал: мяч, пиктограммы всех чувств, краски, кисточки, стаканы с водой, ватман с заготовкой.

Ход занятия: Приветствие.

Упражнение «Цветок – имя».

Цель: гармонизировать осознание имени.

«Дети закройте свои глаза и представьте летний день в саду или на лесной поляне. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто – то сможет что –нибудь услышать,

н – р, пение птиц или что –нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите его в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

После выполнения упражнения, нужно предложить детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.

Беседа.

«А теперь вспомним, с какими чувствами мы с вами познакомились».

Показываем пиктограммы, дети угадывают.

Упражнение «Превращение».

Цель: совершенствовать умения различать чувства.

«Сейчас каждый из вас превратиться в любое животное, кто в какое хочет. И каждый выберет любое чувство, и от имени этого животного будет заканчивать фразу: «Я мышка. Я боюсь, когда…»

Коллективное рисование «Русские горки».

Педагог предлагает детям на большом ватмане заготовку. Простым карандашом нарисованы вагончики с непрорисованными лицами детей. Дети обводят все линии красками и каждый рисует на лице свою эмоцию.

Обсуждение рисунка.

Подведение итогов занятия.

Прощание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!