Ростовская область, Егорлыкский район, х.Балко-Грузский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа №12.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Б-ГСОШ №12
______________М.Б. Буравкина
приказ от___________№_____
Рабочая программа
по русскому языку
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 5 класс
Количество часов 170 часов
Учитель: Буравкина Марина Борисовна
Программа разработана на основе: литература 5-11 классы: программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Т.А. Ладыженской. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Тростенцова М.: «Просвещение», 2015г
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений ориентирована на современные тенденции в школьном образовании и УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженкая М.: Просвещение, 2015г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников.
Программа рассчитана на 170 часов в год.
Программа помогает:
1) реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Русский язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
4)Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
Нормативно- правовая основа рабочей программы по курсу русский язык в 5 классе:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании»;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год»;
Учебный план МБОУ Б-Г СОШ №12 на 2021-2022 учебный год;
Годовой календарный учебный график МБОУ Б-Г СОШ №12 на 2021-2022 учебный год.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности. Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка. Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
- осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
- проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
- овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
- овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
- совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
- развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
- освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения прминиатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической
транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфо-
граммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова
(подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов);
основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основаслова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё — о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы — и после приставок.
Правописание ы — и после ц.
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных.
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола.
Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — -тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис к ак раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с
бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа | Учебники (автор, название, год издания, | Методические материалы | Материалы для контроля | Интернет ресурсы |
Русский язык Рабочие программы Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцоцой и др. 5-9 классы.Пособие для учителей общеобразовательных учреждений,12-е издание, переработанное,- М.: «Просвещение», 2011 | «Русский язык». 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч..Авторы: Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- Москва. Просвещение,2017г. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. | 1.Вялкова Г.М. «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 класс»,методическое пособие с электронным приложением.-М.: «Планета», 2012 2.Ромашина Н.Ф. «Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 5-7 классы»,методическое пособие с электронным приложением.-М.: «Планета», 2011 3. Вялкова Г.М. «Повторение и контроль знаний. Русский язык.5 класс»,методическое пособие с электронным приложением.-М.: «Планета», 2010 4.Верескун Н.В. «Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы» методическое пособие с электронным приложением. -М.: «Планета», 2011 5.Павликовская Н.И. «Мастер-класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков».-М.: «Глобус,2010» 6.Никитина Е.И. «Уроки русского языка в 5 классе». – М.: Просвещение, 2008. 2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – СПб.: Свет, 2008. 7.О.В. Беляева, О.А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку»: 5 класс, к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». – М.: Издательство «ВАКО», 2009 | Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 5 класс: К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / И.В.Текучева. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 Малюшкин (2) А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 1998 | 1)http://www.yamal.org (орфографический тренажер) 2) http://www.labstend.ru (Учебные наглядные пособия (плакаты, диски) 3) http://russian.iatp.by (Основные правила грамматики русского языка) 4) http://www.openclass.ru/ (коллекция мультимедийных презентаций к урокам) 5) http://www.akbulak-roo.ru/ (конспекты уроков) 6). http://shkola.lv (ШКола.LV: дистанционное образование) 7). http://www.school-1.ru (Творческие работы в рамках уроков русского языка) 8).http://www.embrus.org.ua/ruslang/experience (материалы К УРОКУ) 9). http://www.claw.ru/book/ (Образовательный портал Claw.ru) 10). http://www.uroki.ru (Методики учителей в практике) |
Тематическое планирование
учебного предмета
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | |
Общие сведения о языке (2ч.) |
Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке (2ч) | Лексическое и фразеологическое богатство (обширный словарный состав, наличие многозначных слов, развитая система переносных значений слова, синонимы и антонимы, устойчивые выражения, пословицы и поговорки). Словообразовательные возможности русского языка (в пределах изученного в начальной школе), богатство изобразительно-выразительных языковых средств (в пределах изученного в начальной школе). Основные разделы лингвистики (фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация). Язык как знаковая система. Язык как средство человеческого общения. Основные единицы языка и речи: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение | Анализировать лексические значения многозначных слов, сравнивать прямое и переносное значения слова, значения слов в синонимическом ряду и антонимической паре, значения слова и фразеологизма, наблюдать за образованием новых слов от иноязычных, использованием «старых» слов в новом значении. Самостоятельно формулировать суждения о красоте и богатстве русского языка на основе проведённого анализа. Анализировать прозаические и поэтические тексты с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных языковых средств; самостоятельно формулировать обобщения и выводы о словарном богатстве русского языка. Характеризовать основные разделы лингвистики. Определять основания для сравнения слова и социальных знаков (дорожные знаки, знаки сервисов, предупредительные знаки, математические сим- волы и проч.). Характеризовать язык как систему знаков и как средство человеческого общения. Выявлять и сравнивать основные единицы языка и речи (в пределах изученного в начальной школе) | |
Язык и речь (5ч.) |
Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. Стили речи. | Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности. Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое | Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст, в том числе с изменением лица рассказчика. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений. Использовать приёмы различных видов аудирования и чтения. Устно и письменно формулировать тему и главную мысль прослушанного и прочитанного текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них. Анализировать содержание исходного текста, подробно и сжато передавать его в письменной форме. Писать сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры) | |
Текст (10 ч.) |
Текст и его основные признаки. Композиционная структура текста. Функционально-смысловые типы речи. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста. Информационная переработка текста. Редактирование текста | Понятие о тексте. Смысловое единство текста и его коммуникативная направленность. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержание текста с изменением лица рассказчика. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Редактирование текста (в рамках изученного) | Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы). Распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного). Анализировать и характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Создавать тексты, опираясь на знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка (в рамках изученного). Создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину. Восстанавливать деформированный текст; корректировать восстановленный текст с опорой на образец. | |
Функции и разновидности языка (2 ч.) |
Функциональные разновидности языка (общее представление) | Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научном, официально-деловом, публицистическом), языке художественной литературы. Сферы речевого общения и их соотнесённость с функциональными разновидностями языка | Распознавать тексты, принадлежащие к разным функциональным разновидностям языка: определять сферу спользования и соотносить её с той или иной разновидностью языка | |
Система языка (35 ч) |
Фонетика. Графика. Орфоэпия (6 ч) | Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского уда- рения. Соотношение звуков и букв. Фонетический анализ слов. Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Основные выразительные средства фонетики. Прописные и строчные буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные орфоэпические нормы. Интонация, её функции. Основные элементы интонации. | Понимать смыслоразличительную функцию звука речи в слове; приводить примеры. Распознавать звуки речи по заданным характеристикам; определять звуковой состав слова. Классифицировать звуки по заданным признакам. Различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Объяснять с помощью элементов транскрипции особенности произношения и написания слов. Сравнивать звуковой и буквенный составы слова. Членить слова на слоги и правильно переносить слова со строки на строку. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в поэтических произведениях. Проводить фонетический анализ слов. Употреблять слова и их формы в соответствии с основными нормами литературного произношения: нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твёрдого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами ударения (на отдельных примерах). Находить необходимую информацию в орфоэпическом словаре и использовать её. Правильно интонировать разные по цели и эмоциональной окраске высказывания. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, норм ударения, интонационных норм | |
Орфография (2 ч) | Лексикология как раздел лингвистики. Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря). Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Строение словарной статьи в лексических словарях разных видов, словарные пометы. Лексический анализ слов (в рамках изученного) | Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова. Сравнивать прямое и переносное значения слова по заданному признаку. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы. Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия. Находить основания для тематической группировки слов. Группировать слова по тематическому признаку. Проводить лексический анализ слов. Находить необходимую информацию в лексических словарях разных видов (толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и использовать её | |
Морфемика. Орфография (13 ч) | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень приставка, суффикс, окончание). Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Морфемный анализ слов. Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного). Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного). Правописание ё — о после шипящих в корне слова. Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з(-с). Правописание ы — и после приставок. Правописание ы — и после ц | Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова. Определять чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Проводить морфемный анализ слов. Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания слов с изученными орфограммами. Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи. | |
Морфология. Культура речи. Орфография (70 ч) |
Морфология как раздел лингвистики (1 ч) | Морфология как раздел лингвистики. Грамматическое значение слова, его отличие от лексического. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. | Анализировать и характеризовать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы в рамках изученного); служебные части речи; междометия, звукоподражательные слова (общее представление). Группировать слова разных частей речи по заданным признакам, находить основания для классификации. Применять знания о части речи как лексико-грамматическом разряде слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов. Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. | |
Имя существительное (24 ч) | Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Правописание собственных имён существительных. Род, число, падеж имени существительного (повторение). Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных (повторение). Правописание ь на конце имён существительных после шипящих. Правописание безударных окончаний имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Имена существительные склоняемые и несклоняемые. Морфологический анализ имён существительных. Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных. Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч- | Определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Объяснять роль имени существительного в речи. Определять и характеризовать лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Различать типы склонения имён существительных. Выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Проводить морфологический анализ имён существительных. Употреблять имена существительные в соответствии с нормами словоизменения, произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных, согласования прилагательного с существительным общего рода. Применять нормы правописания имён существительных с изученными орфограммами. | |
Имя прилагательное (15 ч) | Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи. Склонение имён прилагательных (повторение). Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Морфологический анализ имён прилагательных. Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного). Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными | Определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Характеризовать его роль в речи. Правильно склонять имена прилагательные. Применять правила правописания безударных окончаний имён прилагательных. Различать полную и краткую формы имён прилагательных. Применять правила правописания кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Анализировать особенности использования имён прилагательных в изучаемых текстах. Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного). Применять нормы словоизменения имён прилагательных, нормы согласования имён прилагательных с существительными общего рода, неизменяемыми именами существительными; нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного). Применять нормы правописания о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных; правописания не с именами прилагательными | |
Глагол (30 ч) | Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи. Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола. Использование ь как показателя грамматической формы инфинитива. Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Правописание -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-. Изменение глаголов по временам (в изъявительном наклонении). Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глагола (повторение). Частичный морфологический анализ глаголов. Использование ь после шипящих как показателя грамматической формы глагола 2-го лица единственного числа. Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Слитное и раздельное написание не с глаголами. Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — -тир- | Определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Применять правила правописания -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, приводить соответствующие примеры. Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола. Применять правила использования ь как показателя грамматической формы инфинитива. Определять основу инфинитива. Выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола. Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы. Группировать глаголы по типу спряжения. Применять правила правописания личных окончаний глагола. Применять правила использования ь после шипящих как показателя грамматической формы глагола 2-го лица единственного числа; гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени; слитного и раздельного написания не с глаголами. Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного). Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного) | |
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация (24 ч) |
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание (2 ч) | Понятие о синтаксисе. Понятие о пунктуации. Знаки препинания и их функции. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический анализ словосочетаний. | Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение). Определять функции знаков препинания. Выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Определять средства связи слов в словосочетании. Определять нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Проводить синтаксический анализ словосочетаний (в рамках изученного). | |
Простое двусоставное предложение (5 ч) | Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных; вопросительных, побудительных, восклицательных и невосклицательных предложений. Знаки препинания в конце предложения. Интонация. Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения (в рамках изученного). Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения (в рамках изученного). Обстоятельство, типичные средства его выражения (в рамках изученного), виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки). Синтаксический анализ простых двусоставных предложений | Распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые) и характеризовать их. Употреблять повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения в речевой практике, корректируя интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения. Определять и характеризовать морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным). Применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Различать распространённые и нераспространённые предложения, находить основания для сравнения и сравнивать их. Определять виды второстепенных членов предложения и морфологические средства их выражения (в рамках изученного). Проводить синтаксический анализ простых двусоставных предложений. | |
Простое осложнённое предложение (7 ч) | Понятие о простом осложнённом предложении. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Пунктуационное оформление предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение (однословное и неоднословное), его функции и средства выражения. Пунктуационное оформление обращения. Синтаксический анализ простых осложнённых предложений | Анализировать и распознавать неосложнённые предложения и предложения, осложнённые однородными членами или обращением. Находить в предложении однородные члены и обобщающие слова при них. Правильно интонировать эти предложения. Характеризовать роль однородных членов предложения в речи. Точно использовать слова, обозначающие родовые и видовые понятия, в конструкциях с обобщающим словом при однородных членах. Самостоятельно составлять схемы однородных членов в предложениях (по образцу). Применять пунктуационные нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них (в рамках изученного). Распознавать в предложении обращение. Устанавливать отсутствие грамматической связи обращения с предложением (обращение не является членом предложения). Правильно интонировать предложения с обращением. Применять правила пунктуационного оформления обращения. Проводить синтаксический анализ простых осложнённых предложений | |
Сложное предложение (5 ч) | Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение). Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да | Сравнивать простые и сложные предложения, сложные предложения и простые, осложнённые однородными членами. Определять основания для сравнения. Самостоятельно формулировать выводы. Анализировать простые и сложные предложения с точки зрения количества грамматических основ. Сравнивать простые и сложные предложения по самостоятельно формулированному основанию. Самостоятельно формулировать выводы. Применять правила пунктуационного оформления сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да | |
Предложения с прямой речью (3 ч) | Прямая речь как способ передачи чужой речи на письме. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью | Анализировать предложения с прямой речью и сравнивать их с точки зрения позиции слов автора в предложении и пунктуационного оформления этих предложений. Самостоятельно формулировать выводы о пунктуационном оформлении предложений с прямой речью | |
Диалог (2 ч) | Понятие о диалоге. Пунктуационное оформление диалога на письме | Моделировать диалоги на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений. Анализировать диалоги в художественных текстах с точки зрения пунктуационного оформления. Самостоятельно формулировать выводы о пунктуационном оформлении диалога. Применять правила оформления диалога на письме | |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Оборудование | Дата | |
план | факт | |
1 четверть (42 часа) |
Язык и речь (5 ч) |
1 | Язык и человек | 1 | Лекция, презентация. | 01.09.2021 | | |
2 | Общение устное и письменное | 1 | Учебник, программа | 02.09.2021 | | |
3 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 03.09.2021 | | |
4 | РР Стили речи. Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. Интерактивная доска | 06.09.2021 | | |
5 | РР Стили речи. Научный стиль речи. Разговорная речь. Язык художественной литературы. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 07.09.2021 | | |
Повторение изученного в начальных классах (25ч) |
6 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 08.09.2021 | | |
7 | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Учебник, доска, | 09.09.2021 | | |
8 | Входной контроль. Контрольный диктант по теме «Орфография и пунктуация» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 10.09.2021 | | |
9 | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 13.09.2021 | | |
10 | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 14.09.2021 | | |
11 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 15.09.2021 | | |
12 | Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 16.09.2021 | | |
13 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 17.09.2021 | | |
14 | РР Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 20.09.2021 | | |
15 | Части речи. Глагол. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 21.09.2021 | | |
16 | -Тся и –ться в глаголах | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 22.09.2021 | | |
17 | Тема текста. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 23.09.2021 | | |
18 | Личные окончания глаголов. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 24.09.2021 | | |
19 | Имя существительное | 1 | Учебник, раздаточный материал | 27.09.2021 | | |
20 | Имя прилагательное | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 28.09.2021 | | |
21 | РР Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом») | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 29.09.2021 | | |
22 | Местоимение. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 30.09.2021 | | |
23 | РР Основная мысль текста. Сочинение «Летние в радости» | 1 | | 01.10.2021 | | |
24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфограммы корня» | 1 | | 04.10.2021 | | |
25 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфограммы корня» | 1 | | 05.10.2021 | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (28ч) |
26 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 06.10.2021 | | |
27 | Словосочетание. | 1 | | 07.10.2021 | | |
28 | Разбор словосочетания. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 08.10.2021 | | |
29 | Предложение. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 11.10.2021 | | |
30 | РР Сжатое изложение (В.Катаев «В лесу») Приемы сжатия текста | 1 | Учебник, раздаточный материал | 12.10.2021 | | |
31 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 13.10.2021 | | |
32 | Восклицательные предложения. | 1 | Тетрадь, учебник, раздаточный материал | 14.10.2021 | | |
33 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 15.10.2021 | | |
34 | РР Изложение «Жаворонок» | 1 | | 18.10.2021 | | |
35 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 19.10.2021 | | |
36 | Нераспространенные и распространенные предложения.. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 20.10.2021 | | |
37 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 21.10.2021 | | |
38 | Определение. | 1 | Тетрадь, учебник, раздаточный материал | 22.10.2021 | | |
39 | Обстоятельство. | 1 | Тетрадь, учебник, раздаточный материал | 25.10.2021 | | |
40 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 26.10.2021 | | |
41 | Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» | 1 | | 27.10.2021 | | |
42 | Предложения с обращениями. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 28.10.2021 | | |
2 четверть (39ч) |
1 | РР Письмо. Сочинение «Письмо товарищу» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 08.11.2021 | | |
2 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | Учебник, доска, таблицы (наглядное пособие) | 09.11.2021 | | |
3 | РР Сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 10.11.2021 | | |
4 | Простые и сложные предложения. | 1 | Тетрадь, учебник, раздаточный материал | 11.11.2021 | | |
5 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Тетрадь, учебник, раздаточный материал | 12.11.2021 | | |
6 | Контрольный диктант по теме «Пунктуация в сложном предложении». | 1 | Учебник, раздаточный материал | 15.11.2021 | | |
7 | Прямая речь. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа | 16.11.2021 | | |
8 | Диалог. | 1 | Тетрадь, учебник | 17.11.2021 | | |
9 | Повторение по теме «Прямая речь» | 1 | Тетрадь, учебник, раздаточный материал | 18.11.2021 | | |
10 | РР Выборочное изложение (по Е.Мурашовой) «Настоящий друг» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 19.11.2021 | | |
11 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Пунктуация в предложениях с прямой речью» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 22.11.2021 | | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика (15ч) |
12 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | Тетрадь, учебник | 23.11.2021 | | |
13 | Согласные звуки. | 1 | Тетрадь, учебник, | 24.11.2021 | | |
14 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 25.11.2021 | | |
15 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | Тетрадь, учебник | 26.11.2021 | | |
16 | РР Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка») | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 29.11.2021 | | |
17 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Тетрадь, учебник | 31.11.2021 | | |
18 | Графика. Алфавит. | 1 | Тетрадь, учебник | 01.12.2021 | | |
19 | РР Описание предмета. Сочинение-описание предмета. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 02.12.2021 | | |
20 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 03.12.2021 | | |
21 | Двойная роль букв е, ё, ю,я. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 06.12.2021 | | |
22 | Слог. Ударение. Орфоэпия. | 1 | Тетрадь, учебник, | 07.12.2021 | | |
23 | Фонетический разбор слова. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 08.12.2021 | | |
24 | Повторение по теме «Фонетика и орфоэпия» | 1 | Тетрадь, учебник | 09.12.2021 | | |
25 | РР Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого. «Цветы, фрукты, птица» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 10.12.2021 | | |
26 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография и пунктуация» | 1 | | 13.12.2021 | | |
Лексика. Культура речи. (9ч) |
27 | Слово и его лексическое значение | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 14.12.2021 | | |
28 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Тетрадь, учебник | 15.12.2021 | | |
29 | Прямое и переносное значение слов | 1 | Тетрадь, учебник | 16.12.2021 | | |
30 | Омонимы | 1 | Учебник, раздаточный материал | 17.12.2021 | | |
31 | Синонимы | 1 | Тетрадь, учебник | 20.12.2021 | | |
32 | РР Сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 21.12.2021 | | |
33 | Антонимы. Паронимы. Лексическое богатство русского языка, | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 22.12.2021 | | |
34 | Контрольный диктант по теме «Орфограммы корня. Пунктуация простого предложения» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 23.12.2021 | | |
35 | РР Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег») | 1 | | 24.12.2021 | | |
Морфемика. Орфография. Культура речи (23ч) |
36 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 27.12.2021 | | |
37 | Окончание | 1 | Учебник, раздаточный материал | 28.12.2021 | | |
38 | Основа слова | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 29.12.2021 | | |
39 | Контрольный диктант. Орфографический и пунктуационный контроль. | 1 | | 30.12.2021 | | |
3 четверть (47) |
1 | РР Сочинение по личным впечатлениям в форме письма «Письмо другу» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 10.01.2022 | | |
2 | Корень слова | 1 | Тетрадь, учебник | 11.01.2022 | | |
3 | РР Сочинение-рассуждение «Почему надо заниматься спортом». | 1 | Учебник, раздаточный материал | 12.01.2022 | | |
4 | Суффикс. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 13.01.2022 | | |
5 | Приставка | 1 | Тетрадь, учебник | 14.01.2022 | | |
6 | РР Выборочное изложение с изменением лица «Последний лист орешника» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 17.01.2022 | | |
7 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 18.01.2022 | | |
8 | Варианты морфем | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 19.01.2022 | | |
9 | Морфемный разбор слова | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 20.01.2022 | | |
10 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 21.01.2022 | | |
11 | Буквы з,с на конце приставок. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 24.01.2022 | | |
12 | Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 | Учебник, раздаточный материал | 25.01.2022 | | |
13 | Буквы а-о в корне -раст-рос- | 1 | Тетрадь, учебник | 26.01.2022 | | |
14 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | Тетрадь, учебник | 27.01.2022 | | |
15 | Буквы и-ы после ц | 1 | Тетрадь, учебник | 28.01.2022 | | |
16 | Повторение по теме «Буквы и-ы после ц» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 31.01.2022 | | |
17 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередованием» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 01.02.2022 | | |
18 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме ««Правописание корней с чередованием» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 02.02.2022 | | |
19 | РР Сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 03.02.2022 | | |
Имя существительное (22ч) |
20 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Тетрадь, учебник | 04.02.2022 | | |
21 | РР Доказательства в рассуждении | 1 | | 07.02.2022 | | |
22 | РР Сочинение-рассуждение «Книги – наши друзья» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 08.02.2022 | | |
23 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 09.02.2022 | | |
24 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | Тетрадь, учебник | 10.02.2022 | | |
25 | Род имен существительных | 1 | Учебник, раздаточный материал | 11.02.2022 | | |
26 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Учебник, раздаточный материал | 14.02.2022 | | |
27 | РР Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница») | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 15.02.2022 | | |
28 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 16.02.2022 | | |
29 | Три склонения имен существительных. | 1 | Тетрадь, учебник | 17.02.2022 | | |
30 | Падеж имен существительных | 1 | Тетрадь, учебник | 18.02.2022 | | |
31 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 21.02.2022 | | |
32 | Контрольный диктант по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 22.02.2022 | | |
33 | РР Изложение с изменением лица « В приморском парке» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 24.02.2022 | | |
34 | РР Анализ изложения с изменением лица. | 1 | | 25.02.2022 | | |
35 | Множественное число имен существительных. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 28.02.2022 | | |
36 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | Тетрадь, учебник | 01.03.2022 | | |
37 | Повторение и проверочная работа по теме «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 02.03.2022 | | |
38 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Тетрадь, учебник | 03.03.2022 | | |
39 | РР Сочинение по картине Г. Нисского. «На лодке. Вечер.» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 04.03.2022 | | |
40 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | Тетрадь, учебник | 05.03.2022 | | |
41 | Диктант по теме «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 09.03.2022 | | |
Имя прилагательное (9 ч) | |
42 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Тетрадь, учебник | 10.03.2022 | | |
43 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 11.03.2022 | | |
44 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 14.03.2022 | | |
45 | РР Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-Ю») | 1 | | 15.03.2022 | | |
46 | Прилагательные полные и краткие | 1 | Учебник, раздаточный материал | 16.03.2022 | | |
47 | РР Описание животного на основе изображенного | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 18.03.2022 | | |
4 четверть (42ч) | |
1 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 29.03.2022 | | |
2 | РР Сочинение «Как я испугался» | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа | 30.03.2022 | | |
3 | Диктант по теме «Правописание прилагательных» | 1 | | 31.03.2022 | | |
Глагол (29ч) | |
4 | Глагол как часть речи | 1 | Учебник, раздаточный материал | 01.04.2022 | | |
5 | Не с глаголами. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 04.04.2022 | | |
6 | Не с глаголами. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 05.04.2022 | | |
7 | Рассказ. РР Сочинение по картине. | 1 | | 06.04.2022 | | |
8 | Неопределенная форма глагола. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 07.04.2022 | | |
9 | Употребление неопределенной формы | 1 | Тетрадь, учебник | 08.04.2022 | | |
10 | Виды глагола | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 11.04.2022 | | |
11 | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 | Учебник, раздаточный материал | 12.04.2022 | | |
12 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 13.04.2022 | | |
13 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Тетрадь, учебник | 14.04.2022 | | |
14 | РР Невыдуманный рассказ (о себе) («Как я однажды…» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 15.04.2022 | | |
15 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередованием» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 18.04.2022 | | |
16 | Время глагола | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 19.04.2022 | | |
17 | Прошедшее время. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 20.04.2022 | | |
18 | Настоящее время | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 21.04.2022 | | |
19 | Будущее время | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 22.04.2022 | | |
20 | Спряжение глаголов | 1 | Учебник, раздаточный материал | 25.04.2022 | | |
21 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 26.04.2022 | | |
22 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | Тетрадь, учебник | 27.04.2022 | | |
23 | Правописание мягкого знака в глаголах во 2-м лице единственного лица | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 28.04.2022 | | |
24 | Употребление времен | 1 | Тетрадь, учебник | 29.04.2022 | | |
25 | РР Спортивный репортаж. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 04.05.2022 | | |
26 | Морфологический разбор глагола | 1 | Тетрадь, учебник | 05.05.2022 | | |
27 | РР Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 06.05.2022 | | |
28 | Повторение по теме «Правописание личных окончаний глагола» | 1 | Тетрадь, учебник | 11.05.2022 | | |
29 | РР Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку») | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 12.05.2022 | | |
30 | РР Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | | 13.05.2022 | | |
31 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание глагола. Пунктуация в сложном предложении» | 1 | | 16.05.2022 | | |
32 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | | 17.05.2022 | | |
Повторение и систематизация изученного (10ч) | |
33 | Разделы науки о языке | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 18.05.2022 | | |
34 | РР Сочинение на одну из тем по выбору. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 19.05.2022 | | |
35 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 20.05.2022 | | |
36 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа | 23.05.2022 | | |
37 | Употребление ь и ъ. | 1 | Тетрадь, учебник | 24.05.2022 | | |
38 | Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 25.05.2022 | | |
39 | Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | Учебник, раздаточный материал | 26.05.2022 | | |
40 | Контрольный диктант по теме «Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью» | 1 | Учебник, раздаточный материал | 27.05.2022 | | |
41 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 1 | Тетрадь, учебник | 30.05.2022 | | |
42 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 1 | Презентация Компьютер Мультимедиа. | 31.05.2022 | | |
Согласовано Заместитель директора по УВР ________ Митченко М.Н. ___ ________ 2021г. | Согласовано протокол заседания МС МБОУ Б-ГСОШ №12 от _________________ руководитель МС ______ Митченко М.Н. |