СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми на 2020 – 2025 годы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми на 2020 – 2025 годы»

МОУ Шипиловская ООШ













Программа работы с одарёнными детьми

на 2020 – 2025 годы











Автор программы: Пименова О. Н.

















2015 год

1.Пояснительная записка



Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Основной  задачей  должно стать воспитание молодых людей, обладающих  нестандартным  мышлением,  склонных к научным исследованиям,  тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому,  одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России  связаны именно с одаренными молодыми людьми

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и других видах деятельности (подростковый возраст).

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Основными составляющими компонентами одаренности детей служат:

1. Высокий уровень познавательной активности.

С детьми, обладающими таким видом одаренности, педагогу необходимо организовывать знакомство с дополнительным материалом, который не включается в стандарт; поощрять глубокую проработку темы; предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач; давать задания, требующие новых подходов к решению учебной задачи.

2. Высокий практический и теоретический интеллект.

Доминантной основой в обучении и воспитании таких детей целесообразно выбрать виды работ, связанные с проектной деятельностью. К ним отнесем: проекты для практико-ориентированных учащихся (разработка таблиц, конспектов, схем по темам, подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования, ролевой обучающей игры); проекты для учащихся с теоретической интеллектом (творческая работа, созданная на основе сопоставления нескольких научных источников, и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы; исследовательская работа, имеющая собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы; проект по подготовке и проведению урока – конференции).

3. Креативность – совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

            Анализ участия учащихся школы  в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

            Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

            Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.





2. Цель

Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных и высокоинтеллектуальных  детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.


3. Задачи

  • Создание системы выявления, поддержки и развития одаренных и мотивированных детей.

  • Построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках школы.

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.

  • Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной, проектной, исследовательской деятельности.

  • Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.

  • Объединение усилий педагогов для работы с детьми, склонными к учебно-исследовательской и творческой работе.

  • Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.



 4.Принципы программы

            1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2.  Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций,  викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к  личностно-творческой  самореализации.



5.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

 



6.Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

- выполнение проектов;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий.

            5. Углубленное изучение отдельных предметов.

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

   4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.



7. Основные формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;

  • факультатив;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • конкурсы;

  • предметные недели (декады);



Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Занятия исследовательской и проектной деятельностью

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.







8. Кадровое обеспечение программы.



Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по ВР,

Заместитель директора по УВР.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Учителя


Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Участие в мероприятиях школы и села

Преподаватели учебных заведений дополнительного образования.

9. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе.

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • О проведении школьного тура олимпиад

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

 

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

3. Мониторинг работы системы.



10. Этапы работы

1 этап: проектировочный, диагностико- прогностический, (2015-2016 годы)

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одарёнными учащимися в школе.

Задачи:

  • изучение нормативной базы;

  • разработка программы работы с одарёнными детьми;

  • выявление одаренных детей на ранних этапах развития.



 

 

2 этап: деятельностный (2016-2017 годы)



Цель: апробация системы работы с одарёнными детьми.

  • Диагностика склонностей учащихся;

  • Адаптация учебных программ предметов, факультативов;

  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

  • Активное использование метода проектов;

  • Проведение выставок детского творчества;

  • Пополнение: - банка данных по одаренным детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов.



3 этап: переход в режим функционирования (2017-2018, 2018 –2019, 2019 - 2020 годы)

  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

  • Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».



11. План ежегодных мероприятий по выполнению программы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Февраль

ежегодно

Учителя - предметники

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Март

ежегодно

Администрация

3.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь -ноябрь

ежегодно

Учителя - предметники

4.

Участие в районных, республиканских олимпиадах

Ноябрь, декабрь

ежегодно

Учителя - предметники

5.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы работы с одаренными детьми»

Май

ежегодно

Администрация

6.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Учителя-

предметники

7.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Учителя-

предметники

8.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2015 г

Администрация

9.

Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов

Постоянно

Учителя-

предметники

10.

Творческий отчет

Ежегодно май

Учителя-

предметники

11.

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

Администрация

12.

Проведение предметных недель

Ежегодно

Администрация

Учителя-

предметники



Календарный план реализации программы

Сроки

Мероприятия

Участники

1.

сентябрь

1.Выявление способных учащихся - потенциальных участников школьного олимпиадного движения

3. Составление плана-графика групповой и индивидуальной работы с учащимися


7 класс



7-9 классы




2.

Октябрь –

май

1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.

3.Организация дополнительных, индивидуальных домашних заданий для учащихся – олимпиадников( творческих, проектных).

4. Обеспечение учащихся необходимым теоретическим и дидактическим материалом для подготовки к олимпиадам.

5. Участие в творческих предметных конкурсах.

6. Консультации с родителями воспитанников.

2--9 классы

3.

Ноябрь

1.Проведение школьного тура предметных олимпиад

2.Участие во Всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» (осенняя сессия).

7-9 классы



5-9 классы

4.

Декабрь

1.Участие в муниципальном туре Всероссийских предметных олимпиад

7-9 классы



5

Январь

Участие в региональном туре Всероссийских предметных олимпиад

7-9 классы

6

Февраль

Участие во Всероссийских предметных олимпиадах, проводимых «Центром поддержки талантливой молодёжи» (г. Бийск)

1-9 классы

7

Март


Участие в районной олимпиаде младших школьников

2-4 классы




8

Апрель

Участие во Всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» (весенняя сессия).

Участие в межмуниципальной конференции «Учение с увлечением – старт в науку»

7-9 классы


2-4 классы

9.

Май

1.Подведение итогов работы олимпиадного движения за истекший год и награждение победителей и призёров.


2-9 классы.







12. Организация исследовательской работы учащихся в школе

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

​ Формирование навыков научной организации труда.

​ Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

​ Формирование познавательного интереса.

​ Выявление способных учащихся


Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

​ Совершенствование навыков научной организации труда.

​ Формирование познавательного интереса.

​ Творческое развитие учащихся.

​ Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки.


8-9 классы

Развивающий этап:

​ Совершенствование навыков научной организации труда.

​ Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

​ Формирование исследовательских навыков.

​ Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.




13. Модель одаренного ребенка:

        Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

        Личность,  способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

        Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

        Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

        Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;

        Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 

14. Ожидаемый результат

1.      Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

2.      Повышение ответственности учителей, социально-пси​хологической службы школы при организации работы с одаренными детьми.

3.      Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4.      Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.

5.      Создание атмосферы заинтересованности и добро​желательного отношения к одаренным детям.

6.      Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.

7.      Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1.    Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.

2.    Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.

3.    Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

4.    Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми, отраженный в “портфолио” учителя-предметника.

5.    Уровень социальной успешности выпускников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!