СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы детского творческого объединения «Студия творчества «Калейдоскоп»» для детей 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы детского творческого объединения «Студия творчества «Калейдоскоп»» для детей 4-5 лет»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новоисетский детский сад»





Программа работы

детского

творческого объединения

«Студия творчества «Калейдоскоп»»

для детей 4-5 лет

на 2021-2022 учебный год






                                                                                  Воспитатель: Коровина Ольга Валерьевна,

первая квалификационная категория






Пояснительная записка

   В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

   Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

   Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

   В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С. В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

      Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.

      Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой, пластилином и рисование нетрадиционными способами.

    Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

   Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

   Нетрадиционное рисование –  искусство изображать,  не основываясь на традиции.

 Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Создавая красивые аппликации и рисунки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Творческая работа даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызгивание и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально – положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.


Цель программы: развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством различных техник;

  • обучать основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

  • развивать умение работать с пластилином в различных нетрадиционных техниках.

  • закреплять умение работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

  • развитие речевых навыков;

  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

  • воспитание навыков аккуратной работы;

  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

 Методы работы:

- индивидуально-дифференцированный;

- групповой;

- практический;

- наглядный;

- интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

- игра сюжетная и театрализованная;

- рассматривание готовых образцов;

- беседа;

- аппликация, рисование под руководством воспитателя;

- самостоятельная деятельность.

Программа рассчитана для детей 4-5 лет.

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия ДТО проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы :01.09.2021-31.05.2022

Ожидаемые результаты работы

Решение задач данной программы поможет детям развить творческое воображение, познакомиться с различными видами нетрадиционного рисования, овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду, представление презентации-отчета на итоговом педагогическом совете

Тематический план занятий

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Дата проведения

Октябрь

«Осенние листочки»

Рисование по мокрой бумаге

Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и раскрасить осенние листья. Объяснить последовательность работы. Украсить раздевалку готовыми работами. Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие.

Подготовленные шаблоны кленовых листьев, емкость с водой, гуашевые краски желтого, оранжевого и красного цветов, кисти.


«Ягоды рябины»

Пластилинография

Беседа о рябине. Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Учить закреплять ягоды рябины , прилепив их на пластилин, закреплять изображение на дереве, прививать навыки трудолюбия. Развивать художественное восприятие. Доставить радость о созерцания своей творческой работы.

½ листа картона, пластилин, ягоды рябины.


«Яблоки в корзине»

Объемная аппликация

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики.

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного,зеленого цветов, клей ПВА


«Красивый букет»

Печатание листьями.

Беседа об осенних листьях.

Рассмотреть осенние листья (неяркие, сухие, ломкие).

Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.

Осенние  листья, краска, кисти, бумага.


Ноябрь

«Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

 Техника бумагопластики

Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток . Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки


«Снегири и синички»

Объемная аппликация

Беседа о зимующих птицах. Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы

Контурные силуэты птиц из черного двустороннего картона. Салфетки желтого и красного цветов, клей ПВА.


«Украсим ежику шубку»

Пластилинография

Чтение стихотворения Маршака «Еж». Учить раскрашивать пластилином шубку ёжику. Приклеивать колючки (гречневую крупу) на клей. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка . Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость.

Картон, пластилин. Контурное изображение ежика без иголок.


«Курица-несушка»

Панно из перьев

Учить приклеивать перья небольшого размера на шаблон .Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Шаблон  с изображением курицы, перья, клей.


Декабрь

«Ах, ты, Зимушка-зима,  все снежочком замела»

(коллективная работа)

Объемная аппликация

Закреплять умение детей аккуратно приклеивать на основу кусочков ваты (на крону деревьев, на землю, дома), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, вата


«Украшение рукавичек»

Рисование оттисками.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования – оттиски различных форм. Составлять узор, развивать фантазию, воспитывать аккуратность.

Шаблоны рукавичек из картона, различного вида оттиски, штампы, ватные палочки. Гуашевые краски.


«Мы слепили снеговика»

Объемная аппликация

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки


 «Елочка пушистая, нарядная, душистая»

Техника ниткографики с элементами бумагопластики

Познакомить с новой техникой ниткографики. Закреплять навыки работы в технике мятой бумаги. Продолжать учить отрывать небольшие кусочки бумаги, сминать их в шарики, выкладывать из них изображение.

Подготовленные шаблоны елочек из картона, клей ПВА, нарезанные нитки зеленого цвета на мелкие кусочки, салфетки разных цветов.


Январь

«Звездное небо»

Фотокопия

Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка.

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.


«Пирожки»

Тестопластика с раскрашиванием

 Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

«Манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее,


«Золотая рыбка»

Обрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон, имитируя чешую рыбки.

Шаблон из картона – рыбка, бумага желтого цвета, клей ПВА


Февраль

«Кудрявый барашек»

 

Бумагопластика

Упражнять в умении отрывать от листа салфетки кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Тонированная бумага с контуром барашка, белые салфетки, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.


«Рябинка»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать заданную поверхность, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать

Гуашь, салфетки, бумага с изображением контура рябины.


Изготовление подарков к 23 февраля

«Галстук для папы»

 Аппликация

Развивать воображение, мышление, творческие способности.

Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров;

Воспитывать уважение к папе.

Готовые галстуки из разноцветного картона, вырезанные звезды и фигуры разного размера, клей, салфетки.


«Покормим птичек»

 Обрывная аппликация

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки


Март

 «Лесовик»

Моделирование из шишек

Развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Пластилин, шишки,


«Солнышко»

Печатание ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски


«Цыпленок»

Объемная аппликация

Учить выполнять аппликацию из целого бумажного комочка, мять его при помощи пальцев рук, дополнять детали карандашами.

Картон с контуром изображения цыпленка, салфетки желтого цвета,клей


«Встреча с колобком»

Пластилинография

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в технике пластилинографии. Закреплять умение катать шарики между ладошками или на дощечке.

Вырезанные из картона круги, пластилин желтого цвета, дощечки.


Апрель

 «Матрешка»

Раскрашивание

Учить детей раскрашиванию, не выходя за контур рисунка. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

Листы с изображением матрешки, краска разных цветов, кисть.


«Ракета летит в космос»

Аппликация из геометрических фигур

Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать ее на лист картона.

Вырезанные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круги, образец ракеты.


«Железная дорога»

 Мозаика на пластилиновой основе

Учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Спички, пластилин, бумага


«Белые кораблики»

(коллективная работа)

Аппликация с элементами оригами

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

Тонированный лист бумаги, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей ПВА, кисти, салфетки.


Май

«Гусеница»

Печатание

Учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Необходимые материалы для печатания, гуашь


«Мой веселый попугай»

Пластилинография

Закрепить технику пластилинографии с размазыванием с добавлением декоративных элементов; учить сочетать знакомые приемы работы с пластилином. Продолжать учить размазывать пластилин по всей плоскостной фигурке одним слоем и скатывать шарики из разноцветного пластилина.

Заготовки из картона, пластилин, цветные перья, скорлупки от фисташек.


«Платье»

Аппликация из ткани

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Готовый силуэт платья на бумаге, разного цвета кусочки ткани, клей ПВА


 «Поляна одуванчиков»

 Рисование одуванчиками с элементами аппликации.

Учить передавать образ одуванчика в совместной работе, закреплять приемы печатания. Закреплять умение в аккуратном наклеивании листьев и стебелька.

½ альбомного листа. Желтая гуашь. Кисточка для клея. Клей ПВА. Тряпочка, клеенка. Кисточка для рисования. Вырезанные элементы листьев, стеблей.


Литература

  • Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М., Оникс, 2009 г.

  • Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч, 2003,№1

  • Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

  • «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005

  • «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

  • «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство– пресс» 2004

  • «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство– пресс» 2003

  • «Аппликация в детском саду» А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Ярославль Академия развития 2006.

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду».М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова Москва Мозаика– синтез 2006.

  • «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт– Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.

  • «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комарова Москва, Просвещение 1991.

  • «Пластилинография для малышей» Г.Н. Давыдова Москва «Скрипторий 2003»

  •  « Объёмные картинки».         Салагаева Л.М.

  •   «Детский дизайн . Пластилинография».       Давыдова Г.Н.

  •  «Детское творческое  конструирование».   Парамонова Л.А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!