СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Путь подростка - правовые лабиринты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Путь подростка - правовые лабиринты"

Просмотр содержимого документа
«Программа "Путь подростка - правовые лабиринты"»





Программа курса по обществознанию -9 класс

«Путь подростка в правовом лабиринте»







Учитель :Казакова Л.П.









Пояснительная записка



Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к за­кону, привычек правомерного поведения — одно из самых дей­ственных и надежных средств совершенствования социальных от­ношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.

Предлагаемая программа курса «Путь подростка в правовом лабиринте», предназначенного для учащихся 9-х классов. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Это правовой курс, в нем содержится информация обо всех основных отраслях права, он знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.

Цель курса: содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

  • Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • Овладение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, решения практических задач;

  • Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

В области познавательной деятельности:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятель­ность (от постановки целей до получения и оценки результата);

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что про­изойдет, если...»).

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;

- извлечение необходимой информации из источ­ников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график),

- отделение основной ин­формации от второстепенной,

- критическое оценивание достоверности полученной информации,

- пе­редача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изу­ченных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными на­выками публичных выступлений.

- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведе­ния, черт своей личности, - учет мнения других людей при определении собственной позиции и само­оценке,

- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, опреде­ление собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою граждан­скую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

.

Актуальность и полезность курса в том, что подросткам чрезвычайно важно научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь формулировать свои позиции, находить адресата законных требований, понимать текст правового содержания.

Курс «Путь подростка в правовом лабиринте» соединяет четко оформленный теоретический материал с возможностью подключать в процесс занятий практический материал. Структура курса подчинена задаче организации максимально разнообразной познавательной деятельности учащихся.

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Занятия построены на основе активных и интерактивных методик. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Изучение курса рассчитано на 34 часа.











Учебно-тематический план курса

«Путь подростка в правовом лабиринте»



Содержание обучения. Разделы, темы

Количество часов

Форма проведения занятий

1

Тема 1. Право и его роль в жизни общества.

2 часа

Урок-исследование с элементами игровой деятельности, проектирования (1 час)

Практикум по работе с документами (1 час)

2

Тема 2. Правовое государство

2 часа

Урок-презентация с элементами дискуссии (1 час)

Практикум с элементами моделирования (1 час)

3

Тема 3. Правоспособность и дееспособность

3 часа

Деловая игра «юридическая клиника» (1 час)

Лекция, работа с документами(1 час)

Практикум (1 час)

4.

Тема 4. Семья с точки зрения права

4 часа

Урок-исследование (1 час)

Практикум (1 час)

Игра-тренинг (2 часа)

5.

Тема 5. Конфликтология

3 часа

Ролевая игра (1 час)

Практикум (1 час)

Игра-тренинг (1 час)

6

Тема 6. Практическая виктимология

2 часа

Лекция с элементами дискуссии (1 час)

Пресс-конференция (1 час)

7

Тема 7. Агрессия. Психология противоправного поведения

3 часа

Деловая игра-обсуждение (1 час)

Семинар (1 час)

Проблемно-проектная дискуссия (1 час)

8

Тема 8. Подросток как участник административных правоотношений

3 часа

Практикум (1 час)

Деловая игра (1 час)

Семинар с использованием видеоматериалов (1 час)

9

Тема 9. Подросток как участник уголовных отношений

6 часов

Практикум (1 час)

Лекция, работа с документами (1 час)

Семинар (1 час)

Круглый стол (1 час)

Игра-тренинг (2 часа)

10

Тема 10. Свободная жизнь и ответственное поведение

3 часа

Круглый стол с моделированием ситуаций (1 час)

Игра-тренинг (2 часа)

11

Тема 11. Взгляд в будущее. Мой выбор

3 часа

Пресс-конференция (1 час)

Гражданский форум (2 часа)


ИТОГО

34 часа

Практикумы – 7

Семинары – 3

Дискуссии – 2

Лекции – 2

Моделирование – 2

Нетрадиционные уроки - 18









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа)



Право и его роль в жизни общества. Признаки права. Функции права. Этапы развития права. Принципы права. Источники права.

Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Осуществление защиты прав ребенка.

Ювенальная юстиция. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства.





Тема 2. Правовое государство (2 часа)



Признаки правового государства. Основные элементы структуры гражданского общества. Основные черты гражданского общества.

Вершина пирамиды правового контроля. Задачи школьного Уполномоченного или омбудсмена.



Тема 3. Правоспособность и дееспособность (3 часа)



Правоспособность граждан. Виды дееспособности граждан: полная, частичная, ограниченная, абсолютная недееспособность. Эмансипация.

Правовой статус несовершеннолетнего: от 6 до 14 лет, от 14 до 18 лет. Права, обязанности, ответственность.

Статус ребенка в процессуальных правоотношениях.



Тема 4. Семья с точки зрения права (4 часа)



Семья и брак. Семейное право. Условия вступления в брак. Порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Имущественные и личные права. Прекращение брака.

Родители и дети: равенство прав и обязанностей родителей. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей, по защите их прав и интересов. Осуществление родительских прав. Лишение родительских прав.

Дети в семье. Права ребенка в семье. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Социально-правовая защита ребенка, лишенного родительского попечения.





Тема 5. Конфликтология (3 часа)



Понятие «конфликт». Причины конфликтов. Последствия конфликтных ситуаций. Стратегия и тактика в конфликте. Медиация и ее преимущества. Восстановительное правосудие. Примирение.



Тема 6. Практическая виктимология (2 часа)



Из истории появления науки «виктимологии». Портрет типичной жертвы. Портрет воображаемого преступника. Практические советы, как не стать жертвой.





Тема 7. Агрессия. Психология противоправного поведения (3 часа)



Агрессия. Причины агрессивного поведения. Психология противоправного агрессивного поведения. Модели противоправного поведения. Драки: «за» и «против».



Тема 8. Подросток как участник административных правоотношений (3 часа)



Административное правонарушение. Административное наказание. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.



Тема 9. Подросток как участник уголовных отношений (6 часов)



Понятие «преступление». Уголовная ответственность несовершеннолетних. Соучастие. Вина. Ответственность. Стадии преступления. Стадии уголовного процесса. Как заявить о преступлении. Наказание. Виды наказаний. Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. Смертная казнь. Условное наказание. Преступления против личности. Преступления против собственности. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.



Тема 10. Свободная жизнь и ответственное поведение (3 часа)



Свобода. Свободная жизнь. Права и свободы человека. Обязанности. Свободная жизнь и ответственное поведение.



Тема 11. Взгляд в будущее. Мой выбор (3 часа)



Дети в ХХI веке. Личные и общенациональные события, влияющие на выбор жизненного пути. Вероятное будущее молодежи.





ТЕМЫ ЭССЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ



1.«В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя».

2. «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ).

3. «Намерение должно подчиняться законам, а не законы намерениям» (Латинское юридическое изречение).

4. «Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает закон» (Н.Шамфор)

5. «Правомерное поведение: миф или реальность в России?»

6. « У меня будет семья…»















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ





1. Выбираю жизнь. Программа «Дети. Образование. Милиция» Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Петрозаводск: Петро-Пресс. 2002.

2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. / Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. - М., 1997.

3. Григорьева Т.Г, Линская Л.В., Т.П.Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999

4. Иоффе А.И Методические материалы по гражданскому образованию «Книга ресурсов»: Учебное пособие. - М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2003.

5. Козлов Н как относиться к себе и людям, или практическая психоло­гия на каждый день. Издание второе, переработанное и дополненное - М.: Новая школа, 1994.

6. Конституция России: Учебное пособие для 9 класс. Издание 2-е. до­полненное и переработанное. - М.: Лес Эст, 2004.

7. Материалы газеты «Граждановедение», № 2, 7, 8, 15 за 2006 год.

8. Методический альманах. Выпуск 1. Пособие для учителей организа­ция занятий активные формы обучения. Пособие для преподавателей курса «Граждановедение». — М. 1993.

Методический альманах. Выпуск 4. Пособие для учителей. Актив­ные формы преподавателя курса-модуля «Ответственность за право­нарушение». Пособие для преподавателей курса «Граждановедение». - М., 1995.

9. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Издание второе, нспр. и доп. -М.: ЗАО «Учительская газета». 2001.

10. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы – М.: «Международные отношения», «Центр гуманитарного образования». 1998.

11. Мушинский В.О. Основы правоведения: Учебник для средней шко­лы. 4-е издание — М.: Международные отношения. Центр гумани­тарного образования, 1998

12. Проньин В, Гутников А Живое право. Интерактивнй курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2. – С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2004

13. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001







МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«ПУТЬ ПОДРОСТКА В ПРАВОВОМ ЛАБИРИНТЕ»



Модернизация образования, ори­ен­та­ция шко­лы на гу­ма­ни­за­цию учеб­но­го про­цес­са по­слу­жи­ла мощ­ным сти­му­лом к раз­ви­тию ме­то­дов и средств обу­че­ния, на­пол­не­нию но­вым со­дер­жа­ни­ем. Методы обучения могут быть:

  • пассивными, где главной задачей для учеников является запоминание и воспроизведение услышанного от учителя,

  • активными, в котором обучение основано на диалоге и свободном обмене мнениями)

  • интерактивными, потому, что возрастает роль учащегося в поиске и анализе информации, ее переработке и выработке на ее основе определенного решения и внимание акцентируется на творческом поиске и самостоятельном решении определенной проблеме.

Осо­бен­ность обу­че­ния пра­ву за­клю­ча­ет­ся в том, что оно при­зна­но не толь­ко пе­ре­да­вать зна­ния, но обес­пе­чить вос­пи­та­ние нрав­ст­вен­но­сти и пра­во­вой куль­ту­ры, что оз­на­ча­ет фор­ми­ро­ва­ние ува­жи­тель­но­го от­но­ше­ния к лю­дям, ок­ру­жаю­ще­му ми­ру, за­кон­но­сти, спра­вед­ли­во­сти. Та­кое вос­пи­та­ние тре­бу­ет ме­то­дов, воз­дей­ст­вую­щих на эмо­цио­наль­ную сфе­ру лич­но­сти.

Эмо­цио­наль­но-цен­но­ст­ное от­но­ше­ние че­ло­ве­ка от­ли­ча­ет­ся тре­мя по­ка­за­те­ля­ми: ка­че­ст­вом, си­лой на­пря­же­ния и объ­ек­та­ми. Для учи­те­ля, пре­по­даю­ще­го пра­во, они осо­бен­но важ­ны. Си­ла воз­дей­ст­вия со­дер­жа­ния прав че­ло­ве­ка на уче­ни­ка це­ли­ком за­ви­сит от учи­те­ля – от его за­ин­те­ре­со­ван­но­сти,

- убе­ж­ден­но­сти,

- вы­ра­зи­тель­но­сти при­во­ди­мых фак­тов, ин­те­ре­са его ком­мен­та­ри­ев,

- уме­ния обоб­щать, сис­те­ма­ти­зи­ро­вать ма­те­ри­ал так, что­бы уча­щие­ся ви­де­ли за об­щим ча­ст­ное и его зна­че­ние, а за ча­ст­ным об­щий смысл, осоз­нан­ный как лич­но­ст­ная цен­ность.

Прак­ти­ка пре­по­да­ва­ния и изу­че­ния со­дер­жа­ния права по­ка­зы­ва­ет, что его ус­вое­ние школь­ни­ка­ми дос­ти­га­ет наи­боль­шей эф­фек­тив­но­сти там, где ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ак­тив­ные и интерактивные фор­мы про­ве­де­ния за­ня­тий, ве­ду­щее ме­сто сре­ди ко­то­рых за­ни­ма­ет ис­сле­до­ва­тель­ско-по­ис­ко­вый ме­тод обу­че­ния, об­ра­щен­ный к эмо­цио­наль­ной сфе­ре ре­бен­ка.

При обу­че­нии пра­ву важ­на не ра­цио­наль­ная, без­у­ча­ст­но-хо­лод­ная ра­бо­та ума по вос­при­ятию, ус­вое­нию но­во­го ма­те­риа­ла, но лич­ное со­пе­ре­жи­ва­ние, про­чув­ст­во­ва­ние тех или иных по­ло­же­ний, “при­мер­ка” на се­бя пред­ла­гае­мых уче­ни­ку цен­но­стей. По­это­му в ар­се­на­ле пе­да­го­ги­че­ских средств эмо­цио­наль­но-со­пе­ре­жи­ваю­щие прие­мы ра­бо­ты за­ни­ма­ют при­ори­тет­ное ме­сто.

Ис­сле­до­ва­тель­ско-по­ис­ко­вый ме­тод обу­че­ния есть со­во­куп­ность дей­ст­вий и прие­мов, на­прав­лен­ных на ус­вое­ние зна­ний че­рез ак­тив­ную мыс­ли­тель­ную дея­тель­ность уче­ни­ка и ре­ше­ние про­дук­тив­но-по­зна­ва­тель­ных во­про­сов, про­ти­во­ре­чий, ко­то­рые спо­соб­ст­ву­ют ус­пеш­ной реа­ли­за­ции учеб­но-вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са. При ис­поль­зо­ва­нии ис­сле­до­ва­тель­ско-по­ис­ко­во­го ме­то­да учеб­ный про­цесс стро­ит­ся как са­мо­стоя­тель­ный по­иск уча­щи­ми­ся но­вых по­зна­ва­тель­но-прак­ти­че­ских све­де­ний с опо­рой на их не­по­сред­ст­вен­ный опыт, осоз­на­ние это­го опы­та, ос­мыс­ле­ние сво­его по­ве­де­ния, а так­же ос­вое­ние об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей и пре­вра­ще­ние их в свои лич­но­ст­ные цен­но­сти.

Ис­сле­до­ва­тель­ско-по­ис­ко­вый ме­тод обу­че­ния вклю­ча­ет уча­щих­ся в твор­че­скую дея­тель­ность, обо­га­ща­ет ре­бен­ка опы­том твор­че­ской дея­тель­но­сти, что спо­соб­ст­ву­ет гу­ма­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са. Как сви­де­тель­ст­ву­ют пси­хо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния, твор­че­ская дея­тель­ность сти­му­ли­ру­ет лич­но­ст­ное раз­ви­тие ре­бен­ка (его спо­соб­но­сти, зна­ния, уме­ния, твор­че­скую ак­тив­ность, мо­ти­вы, нрав­ст­вен­ные чер­ты, его по­ве­де­ние); раз­ви­ва­ет его ин­ди­ви­ду­аль­ность (пу­тем ре­ше­ния за­дач, пу­тем кон­ст­руи­ро­ва­ния и удер­жа­ния оп­ре­де­лен­но­го об­раза Я); спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию ду­хов­но­сти уча­ще­го­ся. В твор­че­ской дея­тель­но­сти уча­щий­ся реа­ли­зу­ет свою по­треб­ность быть лич­но­стью, “стрем­ле­ние к са­мо­оп­ре­де­ле­нию, са­мо­вы­ра­же­нию, об­ще­ст­вен­но­му при­зна­нию, стрем­ле­ние “транс­ли­ро­вать” дру­гим свою ин­ди­ви­ду­аль­ность”.

Твор­че­ско-по­ис­ко­вая дея­тель­ность уче­ни­ка со­вер­шен­ст­ву­ет эмо­цио­наль­ную сфе­ру, по­зво­ля­ет ему быть бо­лее от­кры­тым для гу­ма­ни­сти­че­ско­го влия­ния дру­гих, ус­ваи­вать опыт гу­ман­ных от­но­ше­ний, из­ме­нять се­бя пу­тем соб­ст­вен­но­го от­кры­тия зна­ний, соб­ст­вен­но­го строи­тель­ст­ва от­но­ше­ний с дру­ги­ми. Ис­сле­до­ва­тель­ско-по­ис­ко­вый ме­тод, та­ким об­ра­зом, вклю­ча­ет в се­бя эмо­цио­наль­но-со­пе­ре­жи­ваю­щие эле­мен­ты.

Ис­сле­до­ва­тель­ско-по­ис­ко­вый ме­тод при обу­че­нии пра­ву об­ра­щен к эмо­цио­наль­ной сфе­ре учащегося, ори­ен­ти­ро­ван на ов­ла­де­ние оп­ре­де­лен­ны­ми со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ски­ми и пра­во­вы­ми зна­ния­ми, пре­вра­ще­ние этих зна­ний в ин­ст­ру­мент твор­че­ско­го по­ис­ка и осу­ще­ст­в­ле­ния спо­со­бов дея­тель­но­сти, и по­ве­де­ния. Он на­прав­лен на раз­ви­тие ло­ги­че­ско­го и эмо­цио­наль­но-об­раз­но­го мыш­ле­ния че­рез пе­ре­строй­ку, пе­ре­струк­ту­ри­ро­ва­ние преж­них зна­ний, от­ка­за от не­аде­к­ват­ных пред­став­ле­ний, по­ста­нов­ку но­вых во­про­сов, вы­дви­же­ние ги­по­тез, что сти­му­ли­ру­ет ос­но­ву по­ис­ка и оп­ре­де­ле­ния соб­ст­вен­ных лич­но­ст­ных смы­слов и цен­но­ст­ных от­но­ше­ний.

В отличие от традиционного метода при активном методе обучения центр распространения информации остается прежним, но теперь коммуникация идет уже не только в одном направлении. Аудитория может

- задавать вопросы,

- высказывать свое мнение,

- спорить, дополнять, т.е. происходит некоторая корректировка исходных сведений.

При активных методах работы монолог учителя сменяется диалогом. Основной формой работы становится групповая форма.

. В качестве примера рассмотрим методические приемы, которые могут сделать активной обычную школьную лекцию.

Организация лекции включает в себя:

- Определение центральной проблемы, вокруг которой в дальнейшем будет строиться все обсуждение;

- При обсуждении необходимо использовать уже имеющие знания и опираться на жизненный опыт учащихся;

- Усвоение материала будет успешным, если он обращен к эмоциональной сфере ребенка. Поэтому в качестве заинтересовывающих моментов могут быть использованы различные факты, интересные случаи и т.п.;

- Необходимо разъяснять теоретические положения более простыми примерами;

- В ходе лекции желательно использовать яркие сравнения, обращаться к текстам или документам;

- От общего следует переходить к частному, а затем вновь выйти на уровень обобщения;

- Как можно чаще обращаться к аудитории и просить проиллюстрировать высказанные идеи примерами.

- При рассмотрении спорных вопросов и альтернативных точек зрения можно развернуть дискуссию или даже провести небольшую ролевую игру.

.Интерактивные методы. При интерактивных методах меняется схема коммуникации. Если в первых случаях схема коммуникации представляет из себя - “ЦЕНТР и АУДИТОРИЯ” , то в интерактивных методах она принципиально меняется.

В этом случае центр практически отсутствует. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, но ни в коем случае не его центром. Главными в коммуникации становятся взаимные связи между самими учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результат в данном случае достигается взаимными усилиями всех участников образовательного процесса, и учащиеся понимают взаимную ответственность за конечный итог.

Такой способ работы представляется наиболее эффективным и продуктивным, хотя ставит перед преподавателем целый ряд сложных проблем. Назовем некоторые методы работы, которые можно эффективно использовать на занятиях:

- Ролевая игра;

- Деловая игра;

- Работа в парах и группах;

- Мозговая атака;

- Общая дискуссия;

- Дебаты;

- Дискуссия по типу “Аквариум”;

- Общий галдеж;

- Проекты;

- Работа над понятиями;

- Анализ документов;

- Подготовка рекламы;

- Работа с газетой;

- Работа по вопросам;

- Рисование;

- Интервьюирование






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!