СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологической реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения «Преодоление».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа психологической реабилитации «Преодоление» направлена на оказание психологической помощи несовершеннолетним,  пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережившим психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологической реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения «Преодоление».»








Программа

психологической реабилитации

«Преодоление»






Автор-составитель:

Алферина Н.В., педагог-психолог


























Содержание

Пояснительная записка….…………………………...…………………….3

Актуальность и концептуальные идеи программы………………………4

Виды жестокого обращения с детьми……………………………………..6

Цель и задачи программы………………………………………………….10

Методы и технологии психологической реабилитации детей,

пострадавших от жестокого обращения ………………………………….11

Требования к условиям реализации программы………………………….16

Планируемые результаты…………………………………………………..18

Тематическое планирование……………….…………………..……….......19

Содержание работы на каждом этапе…………………...………………....20

Литература………………………..………………………..……………..….30

Приложения…………………………………………………………….……32

































Пояснительная записка

Программа психологической реабилитации «Преодоление» направлена на оказание психологической помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережившим психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь.

Нормативно-правовой и документальной основой коррекционной программы являются:

  • Семейный кодекс Российской Федерации 

  • Конвенция о правах ребенка 

  • Конституция РФ

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» 

  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  • СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".


Программа «Преодоление» направлена на коррекционно-развивающую работу с детьми, подвергшихся насилию и жестокому обращению. Насилие над ребенком наносит не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни, оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление. Все это ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.


Актуальность и концептуальные идеи программы


Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных. Нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и особенно детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, заставляет искать пути позволяющие создать условия для безопасности жизни ребенка, способы оказания помощи ему с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.

Жестокое обращение с детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым все свыклись, что само по себе ужасно.

Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

Жестокость по отношению к детям и подросткам формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.

Насилие над детьми и подростками - явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав детей, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности, сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов.

Причины проявления насилия над детьми и подростками многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся, таким образом, единственно возможной их моделью.

Во-вторых, жестокое обращение с детьми и подростками может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.

Третья группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на ребенке свои детские комплексы.

В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает некоторых из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, на работе, в общественной жизни, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями его характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием.

Виды жестокого обращения с детьми

Традиционно жестокое обращение с детьми подразделяется на четыре

формы: физическое, психическое, сексуальное насилие, а также пренебрежение основными нуждами ребёнка:

1. Физическое насилие – умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

Выделяют следующие психологические и поведенческие нарушения, характерные для детей разного возраста, подвергшихся и/или подвергающихся физическому насилию.

Дети дошкольного возраста:

- пассивность, смирение с происходящим;

- чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;

- псевдовзрослое поведение;

- агрессивность;

- жестокость по отношению к животным;

- лживость и воровство.

Дети младшего школьного возраста:

- стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

- нежелание возвращаться домой после школы;

- замкнутость, отсутствие друзей;

- плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внимания;

- агрессивность;

- воровство;

- уходы из дома.

Подростки:

- бродяжничество;

- делинквентное поведение;

- употребление алкоголя или наркотиков;

- депрессия, суицидальные попытки.


2. Психическое насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Основные формы проявления психического насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение.

Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребёнка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребёнка просить или требовать

что-либо от родителей.

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты

ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии,

запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребёнка чувство

страха, тревоги и неуверенности. Ребёнок начинает воспринимать мир как

враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы

физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными

враждебными действиями со стороны других лиц (например, преступников

или педофилов), которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности

ребёнка.

При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших

условий нормального психического развития – обратной связи со значимым

взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение).

Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической

тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии

родителя.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажѐнной социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического  насилия над детьми являются:

- отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

- агрессивность;

- импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;

- низкая самооценка и повышенная тревожность;

- неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения;

- трудности в общении со сверстниками.


3. Сексуальное насилие – вовлечение несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Поведенческие признаки, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, зависят от возраста ребёнка.

Дошкольники:

- сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры;

- открытая мастурбация, введение посторонних предметов себе во влагалище или в прямую кишку;

- нарушения сна и аппетита; - отказ общаться или оставаться наедине с определѐнным взрослым;

- регресс в психическом развитии;

- немотивированная агрессия.

Младшие школьники:

- сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры со сверстниками или прямое вовлечение их в действия сексуального характера;

- немотивированная тревога или сниженное настроение;

- снижение успеваемости;

- отказ или нежелание возвращаться домой из школы;

- рисунки откровенно сексуального содержания.

Подростки:

- раннее начало половой жизни со сверстниками или подростками старшего возраста;

- сексуальное насилие в отношении сверстников или детей младшего возраста;

- использование одежды, полностью закрывающей тело, отказ посещать уроки физкультуры, бассейн, пляж или другие места, где необходимо снимать верхнюю одежду;

- злоупотребление психоактивными веществами, занятие проституцией.


4. Пренебрежение основными нуждами ребёнка – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

В рамках программы «Преодоление» несовершеннолетним воспитанникам оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь. Работа по программе предполагает целый комплекс социально-психологических мер, которые направлены на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Программа рассчитана на 3- 5 индивидуальных и 8-10 групповых занятий, 1 раз в неделю. Каждое занятие проводится в стандартной форме по структуре тренингового занятия и включает в себя: организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения), основная часть (настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания), подведение итогов (эмоциональное отреагирование – осмысление) и ритуал прощания. Продолжительность занятий от 30 минут до 1 часа, в зависимости от возраста детей.

В ходе коррекционной работы происходят положительные изменения в развитии личности детей.


Цель и задачи программы


Цель программы - оказание психологической помощи детям в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения.

Задачи программы:

  1. Выявить проблемы несовершеннолетнего.

  2. Создать условия для психологической реабилитации.

  3. Оказать психологическую и психокоррекционную помощь в решении проблем.

  4. Развитие у детей навыков адаптивного выражения собственных чувств и распознавания у других людей. Помочь ребенку освободиться от чувств страха, смущения, стыда, вины и безнадежности.

  5. Восстановить нормальное для конкретного ребенка психологическое состояние.

  6. Привлечь внешние источники помощи и актуализировать внутренние ресурсы ребенка.

  7. Формирование адекватной самооценки.

  8. Формировать и развивать у ребенка новые установки, способы поведения в трудных жизненных ситуациях, позитивные представления о жизненных перспективах.

  9. Развитие поведенческих навыков социального взаимодействия воспитанника, необходимых для конструктивного взаимодействия с социумом.

Методы и технологии психологической реабилитации детей,

пострадавших от жестокого обращения

Процесс социально-психологической реабилитации жертв насилия включает следующие этапы:

1. Диагностика насилия и психологическое обследование ребёнка.

2. Коррекция последствий насилия.

3. Коррекция отклонений в психическом развитии ребёнка и/или развивающая работа по формированию социально-значимых качеств, необходимых навыков, установок и т.д.

4. Оптимизация социальной ситуации (работа с семьёй, школьным окружением и т.п.) с целью предотвращения рецидива насилия и/или воздействия на факторы, способствующие возникновению и поддержанию отклонений в развитии личности ребёнка.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Элементы психосоциальной работы с ребенком, подвергшимся жестокому обращению, в рамках программы «Преодоление», представлены в виде психодиагностики, первичного психологического консультирования, (когда происходит первое ознакомление с проблемой, вычленение ее аспектов, осознание и самоактуализация резервов личности для разрешения возникших затруднений), а также индивидуальной и групповой коррекционной работы.

Первый этап - Психодиагностика.

Психологическое обследование ребенка направлено на диагностику:

- эмоционально-личностных отношений;

- акцентуаций характера и психических отклонений.

Особенности эмоционально-личностных отношений ребенка выясняются в беседе с родителями, во время проведения различных игровых методов и с помощью ряда тестов:

- «Несуществующее животное»

- «Незаконченные предложения»

- «тест Кеттела для подростков»

- «Дом - дерево - человек»

- «Рисунок семьи» и т.п.

Длительное воздействие стрессогенных факторов, а также степень запущенности проблем ребенка, пренебрежение его потребностями и отвержение, приводят к нарушениям в его психической сфере, отклонениям в развитии и формировании личности, различных способностей индивида. Эти отклонения можно выявить в общении с ребенком, а также, используя следующие тесты:

- «Шкала Тревоги»

- Методика «ТиД»;

- «MMPI (для подростков)» и т.п.

Таким образом, после первичного этапа - диагностики, выделяются ведущие «мишени» для долгосрочной психолого-коррекционной работы и реабилитационной помощи.

Второй этап - очное психологическое консультирование в «Зеленой комнате».

Первичное обследование начинается с установления контакта, когда выслушивается запрос клиента. Пострадавшему от жестокого обращения оказывается помощь в осознании проблемы и формулировании цели психологической работы. В процессе консультирования психолог старается снять блокировки, несущие в себе разного рода психологические защиты, мешающие эффективности работы. В последующем разрабатываются пути выхода из сложившейся ситуации.

Работа в «зеленой комнате» не только помогает установить контакт, но и допросить ребенка, не причинив ему психических травм, избежать повторных допросов. Бывает так, что начинается следствие и пострадавшего ребенка начинают расспрашивать о произошедшем первый раз, второй, третий. То останутся невыясненные обстоятельства, то сменится следователь, а ребенок каждый раз заново переживает травму. В «зеленой комнате» установлено оборудование, которое записывает разговор ребенка и психолога. Видеозапись можно использовать в суде без повторного допроса потерпевшего ребенка, чтобы избежать психических травм и стресса несовершеннолетнего.

Третий этап - индивидуальная и групповая коррекционная работа

Кризисная интервенция – это краткосрочное терапевтическое вмешательство. Задача программы краткосрочной терапии состоит в том, чтобы помочь ребёнку и его близким осмыслить травматическое событие. Эта модель используется в тех случаях, когда необходима работа с ребёнком, и число встреч с консультантом заранее определено.

Индивидуальная психотерапия

Для индивидуальной работы с детьми, пережившими насилие, используются следующие психотерапевтических подходы:

- работа с эмоциями;

- работа с мыслями;

- работа с поведением.

Психокоррекционная работа с ребенком, подвергшимся жестокому обращению, может быть групповой.

К групповой работе относятся: тренинги, деловые, ролевые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений. В программе используются следующие элементы групповой психотерапии:

- социодрама и психодрама (представляет собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой обратившегося);

- психогимнастика (предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы);

- музыкотерапия (психотерапевтический метод предполагает музыку в качестве лечебного средства);

- арт-терапия (корректирует эмоционально-личностные проблемы обратившегося; дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам)

- куклотерапия (коррекция детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка).

Принципы отбора детей в группу

Для принятия решения о принятии ребёнка в группу необходимо получить информацию, позволяющую оценить следующие характеристики:

1. Уровень эмоционально-волевой регуляции ребёнка: насколько он способен себя контролировать, концентрировать своё внимание, придерживаться правил взаимодействия в группе.

2. Уровень интеллектуального развития ребёнка: насколько он в состоянии понимать инструкции и выполнять групповые задания.

3. Уровень психического состояния ребёнка: участие в групповой терапии ребёнка, находящегося в состоянии эмоционального срыва или в глубокой депрессии, не даст положительных результатов.

4. Уровень сопротивления ребёнка групповой работе: если ребёнок активно отрицает произошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе в группе он не готов, поэтому сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию.

В любом случае необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребёнком, чтобы подготовить его к групповой работе – снизить тревожность, ознакомить с целью занятий, проговорить вопрос конфиденциальности и недопустимости насмешек в группе по поводу случившегося с ребёнком.


Четвертый этап - Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка

Необходимо одновременно проводить работу со взрослыми: информировать о целях и задачах групповой работы, проговаривать вопрос конфиденциальности полученной информации, составлять контракт, в котором родитель даёт согласие на участие ребёнка в групповой работе.

Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка (в первую очередь, родителями) направлена на развитие навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержки и эмпатии.

Помощь родителям, совершившим (совершающим) насильственные действия по отношению к детям, строится на основе изучения причин их поведения. Она включает обучение взаимодействию с детьми, формирование родительской компетентности. Нередко родители сами нуждаются в психотерапевтической или психиатрической помощи, поскольку в основе их поведения лежит собственный психотравмирующий опыт, пережитый в детстве.

Если насильственные действия исходили от людей вне семьи, то родителям необходимо предоставить возможность отреагировать чувства в сложившейся ситуации и помочь мобилизовать внутренние ресурсы для дальнейшей помощи себе и ребёнку.

Кроме работы с родителями, может осуществляться коррекция межличностных отношений в детском коллективе, работа с педагогами и т.д.

Такая работа проводиться в форме бесед, интерактивных занятий, тренингов повышения родительской компетентности, профессиональной компетентности педагогов, психологических игр и тренингов со школьниками.


Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

— дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок);

— психолого-педагогические условия (коррекционная направленность реабилитационно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, для повышения его эффективности, доступности);

— здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно‑методическое обеспечение


Условия реализации программы

1.Материально-технические. В начале каждой встречи в «зеленой комнате» должны находиться все необходимые для работы материалы. «Зелёная комната» — это две комнаты, которые совмещены перегородкой с зеркалом Гезелла (стекло, выглядящее как зеркало с одной стороны, и как затемнённое стекло с другой ). Комната, где находится ребёнок с психологом, оборудована системой видеофиксации. В ухе психолога находится микронаушник, с помощью которого следователь из-за перегородки может попросить задать ребенку тот или иной вопрос. В этой комнате ведётся беседа с ребенком и реабилитационная работа. Вторая комната — для наблюдения, где находятся следователи и законные представители ребенка. Главный принцип работы комнаты — безопасность.

Для арт-терапии: фломастеры, шариковые ручки, кисточки, краски, простые и цветные карандаши, бумага, стаканчики для воды, книжки, раскраски, пластилин.

Набор игрушек для игротерапии: кукольная семья (куклы тряпичные, бумажные, пластмассовые, деревянные); кукольный дом и обстановка, одежда для кукол; игрушечные солдатики; игрушечные животные; транспортные игрушки. Помимо обычных кукол, полезно использовать перчаточных и пальчиковых кукол.

Для песочной терапии используется: деревянный ящик стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок, отображающих мир ребёнка — куклы, животные, домики, мебель, посуда, солдатики, машинки, игрушки — персонажи популярных книг и фильмов.

Для проведения групповых занятий желательно достаточно просторное помещение. Из мебели необходимо достаточное количество стульев, чтобы у участников группы была возможность сидеть в кругу, поскольку это является основной формой организации пространства на занятиях. Кроме того, в помещении необходимо наличие столов для групповой работы, ноутбук, видеопроектор, магнитофон.

2.Программно-методические. Используются следующие методические техники и приемы: психогимнастические упражнения, направленные на сни-жение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников груп-пы, сплочение группы. Ситуационно-ролевые игры, интерактивные упраж-нения, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия и направленные на решение задач программы. Просмотр фильмов, групповое обсуждение, которое учит ребят анализировать, давать грамотную «обратную связь», делать выводы об упражнении и занятии в целом, делиться своими суждениями, те есть развиваются коммуникативные качества.

Планируемые результаты


  • Получение воспитанниками позитивного опыта безопасного взаимодействия с взрослыми;

  • Развитие навыков общения со сверстниками;

  • Улучшение отношений с взрослыми;

  • Преодоление эмоциональных проблем (страхи, агрессивность, повышенная тревожность, обидчивость);

  • Разрешение эмоциональных (связанных с отношениями и мотивацией) и когнитивные (обусловленные особенностями интеллектуального развития) проблемы, связанные с обучением в школе;

  • Улучшение познавательных способностей;

  • Получение сведений о развитии познавательных способностей детей, готовности к школе и эмоционально-волевых особенностях.

  • Дети смогут самостоятельно применять приемы саморегуляции и релаксации.

  • У детей понизится уровень депрессии и психо-эмоционального напряжения.

  • Дети научатся применять модели социально-одобряемого поведения в группе сверстников.

  • Получение помощи в разрешении трудных ситуаций, а в первую очередь, в ситуациях домашнего насилия;

  • Повышение уверенности и самооценки, улучшение навыков общения;

  • Понимание проблем и переживаний ребенка, улучшение взаимодействий с ним.





План программы

Этап работы

Форма работы

Цель работы

1

Диагностический


Беседа с ребенком.

Беседа с воспитателем.

Наблюдение.

Беседа с законными представителями.

Диагностика н/л.


Диагностика законных представителей.

Установление контакта с ребенком.

Сбор сведений о ребенке.


Анализ результатов комплексного диагностического обследования.

Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями

2

Констатирующий

Беседа с пострадавшим ребёнком, родителями, консультирование родителей, оказание консультационной помощи ребёнку, изучение возможности привлечения родственников и ближайшего окружения пострадавшего ребёнка к работе с выявленной проблемой.

Выявление проблемы, постановка социально-психологического диагноза, психологическая поддержка ребёнка.

3

Конструктивный.

Консилиум с участием специалистов психологических служб, учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав; заседание межведомственных комиссий.

Разработка индивидуальной программы социально-психологической реабилитации пострадавшего воспитанника.

4

Реабилитационный

Индивидуальная психологическая и психотерапевтическая работа с ребёнком, с родителями, ближайшим окружением пострадавшего ребёнка; психологические тренинги; обучение сверстников, родителей навыкам конструктивного взаимодействия.

Реализация индивидуальной программы социально-психологической реабилитации пострадавшего воспитанника с периодическим подведением её итогов.

5

Реинтегрирующий.

Социальный патронаж; документальная фиксация изменений; контроль за социальной ситуацией пострадавшего ребёнка

Социализация ребёнка, создание позитивных изменений.



Содержание работы на каждом этапе.

Психологическая диагностика как начальный этап реабилитационной работы с жертвами насилия решает следующие основные задачи:

1. Диагностика насилия: выявление признаков, свидетельствующих о событии насилия, оценка ситуации.

2. Оценка психического состояния ребёнка, выявление эмоциональной реакции на насилие (наличие депрессии, тревоги, страхов и т.д.).

3. Диагностика индивидуальных психологических особенностей ребёнка (состояние интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, акцентуаций характера) и сформированности основных видов деятельности.

4. Диагностика отношений ребёнка (прежде всего в той сфере, в которой имело место насилие: с родителями, учителями, сверстниками) и выявление особенностей социальной ситуации.

Первые две задачи решаются одновременно в процессе общения с ребёнком и, как правило, предполагают использование малоформализованных методов (беседа, наблюдение, проективная игра, проективные рисуночные методики). Ребёнок, пострадавший от насилия, часто не может или боится говорить о травмирующем событии, не доверяет взрослым. Дошкольники и даже младшие школьники не всегда могут вербализовать свои переживания, подростки могут испытывать чувство стыда. Поэтому прежде всего необходимо установить доверительный контакт с ребёнком, не торопить его. Получить информацию о травмирующем событии и переживаниях ребёнка можно через игру или через рисование, с младшими школьниками и подростками можно использовать сочинение историй (сказок).

Индивидуальные особенности ребёнка диагностируются в том объёме, который необходим для организации коррекционной и развивающей работы с ним и его социальным окружением с целью преодоления (минимизации) последствий жестокого обращения и предупреждения рецидива насилия. Такая диагностика проводится в режиме углублённого психологического обследования и предполагает использование широкого диапазона методик оценки интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер.

Конкретный выбор методик определяется возрастом ребёнка и имеющейся у специалиста объективной информацией о развитии и актуальном состоянии ребёнка. Возможно использование как формализованных (тесты интеллекта, личностные опросники), так и малоформализованных методик (экспериментальные методики исследования познавательных процессов, проективные методики). Обследование проводится только при условии установления доверительных отношений с ребёнком, после снятия острого стрессового состояния (если таковое имело место), возможно – не единовременно, а постепенно, в процессе психотерапевтической работы.

При проведении углубленной психологической диагностики весьма вероятно получение информации, позволяющей точнее и глубже оценить реакцию ребёнка на насилие, а также развести постоянные психологические характеристики и реактивные образования.

Экстренная психологическая помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, может осуществляться следующими методами: кризисная интервенция, консультирование.

Прежде всего необходимо снизить остроту травматических переживаний. Такая работа может осуществляться в форме кризисной интервенции, краткосрочного психологического консультирования, при тяжёлых последствиях – психотерапии. При необходимости и возможности в работу вовлекается семья ребёнка.

В процессе краткосрочного терапевтического вмешательства (кризисная интервенция) ставятся следующие задачи:

1) создать у ребёнка адекватное и ясное представление о происшедшем;

2) помочь ребёнку в управлении своими чувствами и реакциями по преодолению аффекта;

З) сформировать поведенческие модели, позволяющие преодолеть кризис.

Схема кризисной интервенции включает в себя следующие действия психолога:

1. Разъяснение своей роли и задачи. Рассказ о той помощи, которую специалист может оказать пострадавшему ребёнку.

2. Признание тяжести происшедшего.

З. Побуждение ребёнка говорить о случившемся (при этом следует быть терпеливым и дать ребёнку время для ответа на вопросы).

4. Помощь ребёнку в выражении чувств, возникших в связи с насилием.

5. Разъяснение того, что многие жертвы насилия испытывают подобные чувства и подвержены сходным реакциям.

6. Выяснение представлений ребёнка о травматическом влиянии насилия. Следует объяснить, что многие из жертв имеют неверное представление о мере своей ответственности за случившееся: на самом деле переживший насилие не может быть виноват в том, что оказался жертвой.

7. Резюмирование высказанного, после чего следует перейти к фазе разрешения проблем.

8. Помощь ребёнку в осознании отдельных переживаний. Следует выяснить и отметить то, что больше всего его беспокоит и чем нужно заняться в первую очередь.

9. Составление вместе с ребёнком плана действий по разрешению важнейших проблем, вызванных насилием. Для каждой темы обсуждения следует предложить альтернативные решения. Важно укрепить появившееся у ребёнка ощущение, что он контролирует ситуацию и свою жизнь.

10. Оценка способности ребёнка справиться с последствиями насилия.

Необходимо выяснить, кто из близких может оказать ему поддержку.

Консультирование.

Краткосрочное психологическое консультирование эффективно в случае единичного случая насилия и относительно незначительных последствий . Основная цель работы психолога заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.

В процессе консультирования детей, пострадавших от жестокого обращения, чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребёнком, причём акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребёнке.

Задачи консультирования:

- способствовать уменьшению у ребёнка чувств стыда, вины, бессилия;

- помочь в укреплении чувства собственной значимости;

- способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;

- способствовать развитию восприятия ребёнком собственного организма, самоопределения.

Этапы консультирования.

1. Определение проблемы посредством активного слушания.

Для установления контакта с ребёнком важно, как психолог его слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела – это помогает ребёнку начать говорить. Когда становится очевидно, что ребёнок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента: в чём состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребёнок в отношении этой проблемы; чего ребёнок ждёт от специалиста.

Используя приёмы активного слушания (парафраз, резюмирование), психолог дает возможность ребёнку понять, что взрослый его слышит. Процесс активного слушания проходит через всё консультирование, однако он наиболее важен в момент выяснения происхождения проблемы ребёнка. Когда в ответ на активное слушание психолог получает положительную обратную связь, можно переходить к следующему этапу.

2. Уточнение ожиданий ребёнка.

Психологу необходимо объяснить ребёнку, каким его ожиданиям он может соответствовать. Например, психолог не может сам покарать насильника. Тем не менее, нужно информировать ребёнка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать психолог, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семья отказывается от помощи, психолог может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой помощи.

3. Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Рекомендуется вместе с ребёнком на бумаге записать перечень тех поступков, которые совершал ребёнок, чтобы решить свою проблему. Подобный приём становится важным в том случае, когда специалист хочет помочь ребёнку взять на себя обязательства отказаться от тех поступков, которые оказались бесполезными или, более того, разрушающими.

4. Поиск новых путей решения проблемы.

Следующим шагом может стать сессия, на которой методом мозгового штурма психолог предлагает ребёнку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов. Если ребёнку трудно начать, это может сделать психолог, написав, например, пару идей и предложив ребёнку выбрать, что ему больше нравится. Делая выбор, ребёнок берёт на себя ответственность и, таким образом, более мотивирован на выполнение своих же желаний. По окончании мозгового штурма психолог предлагает ребёнку оценить каждую альтернативу в свете ожидаемого успеха.

5. Заключение договорённости с ребёнком о претворении одной из идей решения проблемы в действие.

Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны и особенно важно, чтобы ребёнок знал: результаты он обязательно будет обсуждать вместе с психологом. Если что-то не получается, то специалист помогает ребёнку найти другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.

6.Завершение сессии.

Обычный способ завершения сессии состоит в том, что специалист просит ребёнка подытожить, что же происходило во время их встречи: например, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили.

После снятия острой симптоматики или параллельно ей осуществляется психологическая работа с ребёнком, не привязанная непосредственно к событию жестокого обращения, связанная с коррекцией его отношения к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь, ситуаций домашнего насилия и т. п. Такая работа может быть достаточно длительной и осуществляться в форме психологического сопровождения, коррекционно-развивающих занятий, тренингов и т.п.

Коррекция последствий насилия и отклонений в психическом и личностном развитии ребёнка осуществляется в ходе более или менее длительной психологической и психотерапевтической работы с ребёнком.

Игротерапия.

Игротерапия является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом их когнитивного развития и способности вербализовать свои мысли и чувства. С помощью игры дети способны выразить свои чувства и переживания; проиграть, то есть вновь пережить и, следовательно, отработать травматическую ситуацию насилия; наконец, проявить себя в безопасной, комфортной обстановке.

Игротерапия может проводиться в директивной и недирективной форме. В директивной игротерапии психолог использует игру как средство интерпретации, наблюдая за игровым процессом и сюжетом. В определённые моменты в ходе разговора психолог помогает ребёнку осознать свои мысли и чувства, а также то, как игровая ситуация связана с реальной жизнью, в частности с перенесённым насилием. Далее психолог направляет деятельность ребёнка таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей мысли и чувства и новые, более конструктивные способы выхода из нее.

Недирективная игротерапия основана на идее Карла Роджерса о том, что у каждого человека есть подсознательное стремление к независимости, личностному росту и зрелости, поэтому ребёнка необходимо принимать таким, какой он есть, а не таким, каким бы его хотели видеть взрослые. Психолог помогает почувствовать ребёнку, что тот совершенно свободен в выражении своих чувств и мыслей, какими бы они негативными, разрушительными ни были. Важно следить за тем, что происходит с ребёнком, и своевременно это отражать на вербальном и невербальном уровнях (имеются в виду такие методы Роджерса, как, например, «отзеркаливание» или «активное слушание»). Психолог постоянно демонстрирует глубокое уважение к стремлению ребёнка решить свои проблемы и ни в коем случае не пытается направить в какую-либо сторону его действия или речь.

Игровой материал.

Игрушки должны обеспечивать возможность моделирования и проигрывания значимых для ребёнка сфер (семья, школа, общение со сверстниками), возможность выражения чувств и эмоциональных отношений, в частности, связанных с ситуацией насилия.

Набор игрушек должен включать: кукольную семью (куклы тряпичные, бумажные, пластмассовые, деревянные); кукольный дом и обстановку, одежду для кукол; игрушечные солдатики; игрушечные животные; транспортные игрушки. Для выражения агрессии, помимо солдатиков и агрессивных животных, должно быть игрушечное оружие, а также шумовые музыкальные игрушки.

Помимо обычных кукол, полезно использовать перчаточных и пальчиковых кукол, поскольку они облегчают принятие роли идентификацию с персонажем.

Задачи игротерапии:

1. Помочь ребёнку раскрыть его страхи, внутренние конфликты посредством проигрывания травматических ситуаций.

2. Способствовать усилению эмоций с целью их проявления.

3. Помочь ребёнку почувствовать себя защищённым посредством кукол: «Это не я сказал, это так кукла говорит»; «Я чувствую то же, что чувствует кукла».

4. Помочь ребёнку почувствовать себя принятым, даже в неприемлемых качествах.

5. Создать атмосферу поддержки и эмпатии, хотя вначале ребёнок может принимать поддержку скорее от куклы, нежели от взрослого.

Процедура проведения игротерапии.

Психолог предлагает познакомиться с куклами и выбрать кукол, с помощью которых ребёнок хотел бы рассказать какую-нибудь историю (или конкретно о тех людях, кого ребёнок знает; или о ситуации насилия).

Психолог вступает в игру и просит ребёнка познакомить его с куклами, помогая ему их описывать с помощью вопросов открытого типа. По мере проигрывания сюжета психолог вмешивается только по мере необходимости или по просьбе ребёнка. По окончании игры психолог разговаривает с куклами, задавая снова вопросы открытого типа о мыслях, чувствах и действиях кукол, а затем постепенно и незаметно переносит свои вопросы и интерпретации непосредственно на ребёнка.



Песочная терапия.

Песочная терапия – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии . В песочной терапии используется деревянный ящик стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок, отображающих мир ребёнка — куклы, животные, домики, мебель, посуда, солдатики, машинки, игрушки — персонажи популярных книг и фильмов.

Задачи, стоящие перед психологом:

1. Помочь ребёнку проявить свои мысли, чувства, фантазии.

2. Помочь ребёнку отработать внутренние конфликты и травмы, полученные вследствие насилия, путём: приобретения ребёнком ощущения контроля над фантазиями; постепенного изменения сцен из песка; изменения/разрешения фантазий и конфликтов.

3. Помочь ребёнку сконцентрироваться на пространстве, ограниченном песочным ящиком.

Процедура проведения песочной терапии (20-30 минут).

1. Предложить ребёнку закрыть глаза и представить какую-то сцену, ситуацию, какой-то мир.

2. Изобразить этот мир на песке.

Предложить использовать любые имеющиеся игрушки.

По окончании процесса или (время от времени) просить ребёнка рассказать о том, что он хочет изобразить или описать, что происходит. Не интерпретировать или анализировать вслух то, что происходит с ребёнком во время игры.

Инструкции психологу:

- Наблюдать, слушать.

- Не прерывать игру конфронтацией («Нет, не так ты делаешь»), интерпретациями («Ой, какой славный человечек») или ассоциациями («Похоже на..., правда?»).

- Если ребёнок разговаривает во время игры, использовать приём уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное.

- Наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз.

- Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек.

- Внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция.

- По мере готовности ребёнка можно осторожно задавать ему вопросы типа: «А где здесь ты находишься?», «А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?».



Ролевые игры.

Обычно ролевые игры используются для проигрывания каких-то ситуаций или для обучения новому поведению. Также ролевые игры способствуют обучению процессу принятия решения; анализу последствий конкретного поведения, и это происходит в безопасной для детей обстановке.

Варианты проведения ролевых игр.

1. Ролевые игры, определяющие существующую проблему.

Детям, особенно тем, кто пережил насилие, трудно описать словами, что произошло в конкретной ситуации, тем более, если это связано с родителями, учителями или сверстниками. Жертвы насилия часто не способны увидеть, каким образом их конкретные действия вызывают нежелательную реакцию окружающих. Именно проигрывание своей роли помогает детям осознать свои действия.

2. Смена ролей.

Не стоит спрашивать ребёнка: «А что бы ты чувствовал, если бы был на его (её) месте?». По мнению Пиаже, дети примерно до 8-летнего возраста не способны мысленно поставить себя на место другого человека. Использование ролевой игры, когда ребёнку предлагается сыграть роль другого человека, позволяет ему лучше понять, что окружающие видят, слышат и понимают.

3. Ролевая игра как репетиция поведения.

Детям легче пробовать новые действия в реальных условиях после того, как они проигрывают ситуацию в безопасной, комфортной обстановке и постепенно обучаются новому, более конструктивному поведению.



Арт-терапия.

Арт-терапия – все виды практики оказания психологической помощи, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах деятельности. В узком смысле этот термин применяется к рисуночной терапии, в широком – включает музыкальную, танцевальную, драматерапию, библиотерапию.



Рисуночная терапия.

Рисование всегда являлось активным средством психотерапии для работы с детьми, пережившими насилие. Оно применяется с целью установления контакта с ребёнком, общения, переживания инсайта и разрешения эмоциональных конфликтов; также оно даёт возможность психологу через символы понять, что происходит с ребёнком. Использование рисунков в психотерапии насилия способствует более эффективному приспособлению ребёнка к реальной жизни и личностному росту. Арт-терапия особенно эффективна при работе со страхами и тревогой.

Применять рисуночную терапию можно только при условии сформированности символической функции мышления и графических навыков, поэтому её целесообразно использовать с детьми младшего школьного возраста и подростками.

Задачи психолога в процессе терапии:

1. Эмпатическое принятие ребёнка.

2. Создание психологической атмосферы личностной безопасности.

3. Оказание эмоциональной поддержки.

4. Постановка креативной задачи и обеспечение её принятия и сохранения ребёнком.

5. Тематическое структурирование задачи.

6. Помощь в поиске формы выражения заданной темы.

7. Отражение и вербализация чувств и переживаний ребёнка, актуализированных в процессе рисования.

Терапия может проводиться в директивной и недирективной форме. В первом случае психолог ставит перед ребёнком определённую задачу в виде темы рисования, оказывает помощь в поиске средств её выполнения вплоть до совместного рисования, интерпретирует символическое значение рисунка. В недирективной терапии ребёнку предоставляется свобода выбора темы и формы её выражения. Директивная форма арт-терапии предпочтительна для работы с эмоциональными проблемами ребёнка, недирективная – с личностными (низкая самооценка, искажение образа Я и т.п.).

Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки, краски.

Основные типы заданий могут быть следующими:

1. Упражнения с изобразительным материалом: экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином и т.д. с целью исследования их физических свойств и экспрессивных возможностей (например, рисование пальцами). Такие упражнения позволяют снизить эмоциональную напряжённость, формируют чувство личностной безопасности, повышают уверенность в себе.

2. Предметно-тематические задания: рисование на свободную и заданную тему. Например, предложить ребёнку нарисовать лучшее, что с ним произошло сегодня или в течение недели; либо нарисовать худшее, что с ним произошло; нарисовать автопортрет (автопортрет в виде животного); нарисовать свои желания, свой страх и т.п.

3. Образно-символические задания: изображение в рисунке отвлеченных понятий. Например, рисование чувств, дороги жизни.



Психологический тренинг.

В целом психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития для достижения желаемых эффектов (терапевтических, развивающих, обучающих).

К основным характеристикам психологического тренинга относятся следующие:

1. Соблюдение ряда принципов групповой работы (конфиденциальности, искренности, активности и др.).

2. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников.

3. Наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны).

4. Определённая пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу).

5. Акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь".

6. Применение активных методов групповой работы.

7. Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия.

8. Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В группе, с помощью специальной системы психологических упражнений и игр, участник получает возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения, которые не удалось получить в семье, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить свои проблемы.

Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации, о себе, о психологии. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других. Поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

В реабилитации детей, переживших насилие, тренинг может использоваться главным образом для коррекции отклонений в психическом и личностном развитии детей и нарушений межличностных отношений.



Работа с родителями.

Формы работы с семьей:

 Родительские собрания («Агрессивное поведение подростков», «Конфликты семейного воспитания» и др.).

 Анкетирование родителей.

 Размещение информационных материалов на сайте («Как формировать произвольность», «Эмоции и чувства», «В помощь родителям» и др.).

 Круглые столы с приглашением специалистов.

 Тренинги для родителей и детей («Навстречу друг к другу»; «Как стать успешным родителем» и др.).

 Индивидуальные и групповые консультации.

Если физическое насилие используется родителями как метод воспитания (наказание), то в основе лежит, как правило, воспроизведение собственного детского травматического опыта. В таких случаях может использоваться индивидуальная и/или семейная психотерапия.

Существует также необходимость в повышении родительской компетентности, обучении родителей методам ненасильственного воспитания. С этой целью могут быть использованы программа коррекции детско-родительских отношений, которая позволяет родителям находить конструктивные способы взаимодействия с детьми и жестокому обращению с детьми.





Формы работы с педагогами:

 Беседы «Как вести себя в случае раскрытия насилия», «Как уменьшить изоляцию ребенка», «Насилие в семье и его последствия» и др.

 Мастер-классы «Конфликт – структура и сущность», «Кризисные периоды в развитии ребенка» и др..

 Семинары «Как общаться с подростком», «Правовые основы семьи» и др.

 Деловая игра «Твои родители», «Домашнее насилие. Как не попасть в такие отношения» и др.









































































Список литературы.

1. И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. Жестокое обращение с ребенком Причины. Последствия, Помощь. – М.: Генезис, 2005. (1, 3,4,5).

2. Варга А.Л. Типы неправильного родительского отношения: – М., 1984.

3. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-74.

4.Копытин А.И. Арт-терапия жертв насилия. Учебное пособие. Издательство «Психотерапия», М, 2009.

5. Копытин А.И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности // Психологический журнал, 2004. Т 25, №5, с. 90-97.

6. Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001.

7. Копытин А.И. Стандартизация рисуночного теста Сильвер в России // Арт-терапия: Хрестоматия/Под редакцией А.И.Копытина, СПб: Питер, 2001, с. 249-272.

8. Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю». Учебно-методическое пособие. СПб: Речь, 2003.

9. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

10. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях– М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

11. Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. – М.: Генезис, 1998.

12.Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004.

13. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. – М., 2000.

14. Насилие в семье // Энциклопедия социальной работы / Под ред.

Л.Э.Кунельского и М.С.Мацковского. – М., 1994. – Т. 2. – С. 105.

15. Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, №2–3.

16. Парфенова Н.Б. К типологии поведения несовершеннолетних потерпевших в ситуации психического насилия // Актуальные проблемы практического психолога. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992. С. 43–48.

17. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления./ Под ред. Е.Н. Волковой. ―Спб.: Питер, 2008. 12―80 c.(3)

18. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. ―2-е изд., испр. и доп. ―М.: Политиздат, 1990. 150 c. (4).

19. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.

20. Синягина Н.Ю., Пазекова Г.Е., Пискунова Е.Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию. М., Вузовская книга, 2001.

21. Синягина H.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях. – М. –Ульяновск: фирма Darp, 1995.

22. ЧОЦСЗ «Семья» - Групповые занятия с детьми и подростками по темам: «Развитие чувства ответственности, и уважения прав друг друга» «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

23. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. ―Минск: Харвест, 1998. 145 c.(5)

24. Стратегия борьбы с насилием в семье: Справочное руководство - Нью-Йорк, ООН, 1998. 97

25. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. «Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»

26. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. «Опыт работы служб субъектов РФ по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними и осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!