СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологического сопровождения ребенка, обучающегося в 1 классе с особыми образовательными потребностями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического сопровождения ребенка, обучающегося в 1 классе с особыми образовательными потребностями»










Программа


психологического сопровождения ребенка,


обУчающегося в 1 классе


с особыми образовательными


потребностями








Автор:

Хапейшвили София Тенгизовна





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа предназначена для проведения занятий детей с особыми образовательными потребностями.

Актуальность программы. Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в творческий процесс эффективно решает проблемы укрепления их физического и психологического здоровья, развития позитивной самооценки, креативности, эмоционально-волевой сферы.

Основная цель - развитие творческих способностей и нравственных качеств у детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  • развитие знаний, умений по созданию рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, в стиле оригами, сочинению сказок;

  • приобретение умений применять знания в практической деятельности;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие нравственных качеств;

  • формирование сплоченности.

Методы: арт-терапевтические (сказкотерапия, куклотерапия, создание работ из пластилина, аппликация, изотерапия, оригами, музыкотерапия).


Планируемые результаты реализации программы


Образовательные результаты:

учащийся понимает:

  • технику безопасности на занятиях;

  • особенности и способы обработки различных материалов (бумага, пластилин);

  • процесс создания рисунков, поделок, аппликаций, коллажа.

умеет:

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами;

  • работать с трафаретами;

  • изготавливать поделки;

  • создавать пальчиковые куклы;

  • добросовестно относиться к работе;

  • подбирать гармоничные цвета и оттенки.

владеет:

  • правилами безопасности труда с режущими инструментами;

  • навыками изготовления изделий из пластилина, в стиле оригами.

Личностные результаты:

  • развитие коммуникативной культуры;

  • сформирована толерантность;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережного отношения к вещам;

  • развитие творческой активности, любознательности и инициативности;

  • развитие отзывчивости, доброты.

Метапредметные результаты:

  • развитие умения планировать действия с помощью педагога;

  • развитие сотрудничества с педагогом и сверстниками;

  • формирование активности в условиях инклюзивного образования.

Форма работы: подгрупповая.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

- Материально-техническое обеспечение:

    • компьютер;

    • стол, стул;

    • колонки.

- Методическое и дидактическое обеспечение:

    • развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения на расслабление всего организма, дыхательная релаксационная гимнастика, упражнения для глаз, релаксация мышц рук, ног, туловища);

    • раздаточный материал (бумага, картон, пластилин, фломастеры, карандаши, краски, крахмал).

Воспитательные результаты:

• формирование раскрытия себя, своих возможностей и способностей как гражданина России.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Содержание занятия

Месяц

Предполагаемый результат

1.

Диагностика готовности к школе

Тест «Рисунок школы», «Домик», «Беседа о школе» Н.И. Гуткиной

Сентябрь

Диагностика готовности к школе

2.

Знакомство

Беседа об увлечениях, игры «Поменяйтесь местами», «Жители странного города», «Снежный ком», «Рукопожатие», «Ласковое имя»


Сентябрь

Установление контакта с детьми, развитие первичных навыков сотрудничества

3.

Изучение

тревожности и агрессивности

Тесты «Несуществующее животное»

Сентябрь

Диагностика тревожности и агрессивности

4.

Диагностика личности

Тест «Свободный рисунок»

Сентябрь

Диагностика личностных качеств

5.

Изучение эмоций

Тест «Образ мира»

Сентябрь

Диагностика эмоциональных состояний

6.

Изучение когнитивной сферы

Методики «Корректурная проба», «Шифровка», «Лабиринты» из теста Д.Векслера»,

«4-й лишний»

Октябрь

Диагностика вербального и невербального интеллекта, произвольного внимания

7.

Как мы относимся к себе и школе

Методики «Лесенка», «Школа зверей»



Октябрь

Диагностика самооценки и школьной адаптации

8.

Концентрация внимания

Мозговая гимнастика «Перекрестные движения». Задания «Назови предметы», «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Сделай по образцу»

Октябрь

Развитие внимания и навыков самоконтроля

9.

Занимательный счет и чудесные цвета

Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки». Игра «Веселый счет». Задание «Какого цвета?»

Октябрь

Развитие внимания, восприятия и навыков счета

10.

Диагностика адаптации к школе

Тест «Школа зверей»

Ноябрь

Диагностика адаптации

11.

Угадай-ка

Мозговая гимнастика «Шапка для размышлений». Задания «Угадай загадки», «Напиши буквы», «Напиши цифры»

Ноябрь

Развитие восприятия, логического мышления

12.

Люби учиться

Упражнение-игра «Цветик-семицветик». Создание «Лестницы желаний»

Ноябрь

Развитие учебной мотивации

13.

Умей думать

Мозговая гимнастика «Качание икр». Задания «Найди ошибку», «Определи фигуру», «Конкретизация понятий».

Ноябрь

Развитие внимания и конкретизации

14.

Будь умелым

Развитие познавательной сферы. Упражнение «Разговор с руками»

Декабрь

Развитие внимания и мелкой моторики рук


15.

Умные пальчики

Игра «Пальчиковая школа»

Декабрь

16.

Умные пальчики. 2-е занятие

Развитие познавательной сферы. Игра «Пальчиковая школа» (продолжение)

Декабрь

17.

Новогоднее занятие «Теплота»

Сказкотерапия. Терапевтическая сказка «Сказка о нежных Теплышках». Рисование Теплышек и раздача их учителям, друзьям, и т.п.

Декабрь

Развитие навыков сотрудничества и взаимопонимания

18.

Занимательные круги и рисунки

Задания «Круги», «Дополни рисунок»

Январь

Развитие творческих способностей

19.

Умей быть благодарным

Авторская сказка «Сад благодарности» с изготовлением рисунков

Январь

Развитие умения быть благодарным и творческих способностей

20.

Диагностика интеллекта

Тест на интеллект

Э.Ф. Замбацявичене

Январь

Диагностика интеллекта

21.

Красота природы

Авторский рассказ «Наставления деда»

Февраль

Развитие любви к природе

22.

Умей договариваться

Упражнение «Куски пирога»

Февраль

Развитие навыков сотрудничества

23.

Как завоевать друзей

Изучение правил общения

Февраль

Развитие адаптации навыков сотрудничества

24.

Загляните в мамины глаза

Сказкотерапия. Терапевтическая сказка в канун 8 марта «О маме». Создание аппликации в подарок матери «Праздничное сердечко»

Февраль

Развитие навыков сотрудничества с семьей

25.

Мы вместе

Игры «На баржу грузили», «Поменяйтесь местами», «Рукопожатие», «Ласковое имя», (повторение), «Таинственный незнакомец», «Распускавшийся бутон»

Март

Развитие доброжелательности; развитие навыков сотрудничества; формирование навыков общения

26.

Урок творчества. Изготовление открыток

Изготовление открыток

Март

Повышение самооценки; формирование веры в успех

27.

Счастье заключается в дружбе

Изготовление рисунков о дружбе

Март

Формирование чувства единения с други­ми

28.

Счастье быть здоровым

Игры «Огуречик», «Светофор», «Сказка про мыло» с пусканием мыльных пузырей

Март

Способствование осознанию значимости здо­ровья; укрепление психологического здоро­вья

29.

Морское путешествие

Кинезиологическая гимнастика: упражнения «Колечки», «Браслеты». Игра «Морские обитатели», упражнение «Ракушки», релаксация под звучание шума прибоя мс показом презентации, «Рисунок счастья»


Апрель

Снятие психического напряжения; развитие чувства успешности; формирование ценно­стных ориентации на семью, здоровье и др.; закрепление позитивного восприятия окру­жающего мира

30.

Создаем хорошее настроение

Совместное пение песен о дружбе

Апрель

Формирование чувства единения с други­ми; снятие напряжения; закрепление пози­тивного восприятия окружающего мира

31.

Праздник белых журавлей

Изготовление шаров с журавликами ко Дню Победы

Апрель

Развитие патриотических чувств

32.

Праздник белых журавлей. 2-е занятие

Изготовление журавликов в стиле оригами ко Дню Победы в стиле оригами

Апрель

33.

Повторное изучение

тревожности и агрессивности

Тест «Несуществующее животное»

Май

Повторная диагностика тревожности и агрессивности

34.

Повторная диагностика личности»

Тест «Свободный рисунок»

Май

Повторная диагностика личностных качеств

35.

Повторное изучение эмоций, самооценки и отношение к школе

Методики «Образ мира» «Лесенка», «Школа зверей»


Май

Диагностика эмоциональных состояний, самооценки и учебной мотивации











Информационное обеспечение


  1. Практика сказкотерапии / под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотера­пии. СПб.: Речь, 2002.

  3. Энде М. Бесконечная книга. Ташкент: Шарк, 1992.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!