СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологических занятий по адаптации учащихся начального звена к условиям обучения и воспитания в санаторной школе – интернат

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа психологических занятий по адаптации учащихся начального звена к условиям обучения и воспитания в санаторной школе – интернат»

Программа психологических занятий по адаптации учащихся начального звена к условиям обучения и воспитания в санаторной школе – интернат



Пояснительная записка


Цель программы

Способствовать успешной социально-психологической адаптации учащихся к условиям обучения в санаторной школе – интернат.


Задачи программы

  • Формирование положительного отношения к правилам поведения в интернате в учебное и внеурочное время;

  • Расширение и обогащение коммуникативных навыков для позитивного общения и взаимодействия с окружающими;

  • Создание условий для сплочения классного коллектива;

  • Развитие внимательного отношения к окружающим людям, формирование умения учитывать интересы других, развитие эмпатии;

  • Формирование навыков рефлексивного мышления.


Адресат

Учащиеся начальных классов ГОУ РК «Санаторная школа – интернат № 4» г.Ухты.


Использованные источники литературы

Данная программа была составлена на основе материалов Программы Силиной О. «Путешествие в страну Понимания» (Школьный психолог, 2007, № 16), Программы Пилипко Н.В. «Здравствуй, школа!» (Издательство «Генезис»), Программы Хулаевой О. «Хочу быть успешным» (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5), Программы Никушиной Н. «Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и школьного возраста» (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Выпуск 1).


Форма проведения

- групповые занятия с элементами тренинга.


Продолжительность занятия

- 40 минут с периодичностью 1 раз в неделю в течение первой учебной четверти.


Структура занятий


- разминка, направленная на включение детей в тренинговый процесс;

- работа со сказкой, выполнение упражнений, нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы;

- обсуждение после каждого упражнения с целью развития рефлексии у детей;

- ритуал завершения занятия, целью которого являлось создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком;

- получение учащимися домашнего задания (по теме проведенного занятия);

- проведение сеанса релаксации.

Методы работы на занятиях

- элементы сказкотерапии и арт-терапии, ролевые игры, групповая дискуссия, релаксационные техники.










Тематический план, краткое описание занятий


Занятие № 1

«Зачем человеку правила?»


Цель: Знакомство учащихся с основными правилами поведения в школе.

Задачи:

  1. Дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях;

  2. Разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Знаки, демонстрирующие основные правила школьной жизни.

3.Работа со сказкой «Урок в лесной школе». Обсуждение - какие правила поведения были нарушены лесными школьниками.

4.Рисование детьми собственных знаков (знаки запрещающие), обсуждение.

5. Д/З – нарисовать разрешающие знаки.

6.Прощание – «Скажи доброе слово» + сеанс релаксации.


Занятие № 2

«Нужны ли нам правила?»


Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников.

Задачи:

  1. Разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями.

  2. Создание положительной мотивации соблюдения различных правил поведения, устанавливаемых в школе.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Обсуждение Д/З.

3.Работа со сказкой «Трумбик в школе». Обсуждение - какие правила поведения необходимы школьникам. Что было бы со школой, если бы в ней не было правил?

4.Упражнение «Самое главное правило». Привести к выводу, что все правила нужны.

5.Рисование детьми школы с правилами и без, обсуждение.

6.Д/З – пронаблюдать за своим поведением и определить, как часто нарушаются правила поведения.

7.Прощание – «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации.


Занятие № 3

«Называй меня ласково»


Цель: Развитие внимательного, чуткого отношения к окружающим людям.

Задачи:

  1. Создание положительного эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы в классном коллективе;

  2. Способствовать формированию чувств уважения, дружелюбия, принятия, эмпатии друг к другу.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Обсуждение Д/З.

3.Упражнение «Мое ласковое имя».

4.Составление «Ромашки ласковых имен», «Поляны ласковых имен» или «Дерева дружбы», на лепестках которых пишутся ласковые имена ребят.

5.Д/З – постараться всю неделю общаться с ребятами при помощи ласковых слов.

6.Прощание – «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации.

Занятие № 4

«Делаем вместе»


Цель: знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

Задачи:

  1. Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве;

  2. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Обсуждение Д/З.

3.Упражнение «Варежки», «Перчатки» (Имея на двоих один набор карандашей, необходимо разукрасить одинаково варежки (перчатки), заранее договорившись). Обсуждение действий и результатов.

4.Упражнение «Рисуем вместе» (Пары ребят рисуют на заданную тему, держась за один карандаш). Обсуждение действий и достигнутого результата.

5.Ознакомление с правилами работы в группе, паре.

6.Д/З - во время групповой работы использовать предложенные правила.

7.Прощание – «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации.


Занятие № 5

«Испытания»


Цель: Создание условий для сплочения классного коллектива, развития навыков сотрудничества.

Задачи:

  1. Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков сотрудничества;

  2. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Обсуждение Д/З.

3.Упражнение «Ботинки» (Держась за руки и, не расцепляя их, всем участникам необходимо надеть свою обувь). Упражнение повторяется до положительного результата. Обсуждение действий и достигнутого результата.

4.Упражнение «Плот» (Группа ребят должна спастись от кораблекрушения на плоту, который постепенно уменьшается). Обсуждение действий и достигнутого результата.

5.Прощание – «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации.


Занятие № 6

«Наш дружный класс»


Цель: Создание условий для сплочения классного коллектива, развития навыков сотрудничества.

Задачи:

  1. Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков сотрудничества;

  2. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Упражнение «Сходства и различия» (По заданным формам ребята находят друг у друга сходства и различия).

3.Упражнение «Паутина» (Клубок ниток распутывается от одного ученика к другому, каждый по очереди рассказывает о своих интересах. Закручивая нить обратно в клубок, ребята воспроизводят услышанное). Обсуждение действий и достигнутого результата.

4.Совместный рисунок ребят – «Наш дружный класс».

5.Подведение итогов занятий.

6.Прощание – «Скажи комплимент» + сеанс релаксации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!