Пояснительная записка |
Цель программы | Способствовать успешной социально-психологической адаптации учащихся к условиям обучения в санаторной школе – интернат. |
Задачи программы | Формирование положительного отношения к правилам поведения в интернате в учебное и внеурочное время; Расширение и обогащение коммуникативных навыков для позитивного общения и взаимодействия с окружающими; Создание условий для сплочения классного коллектива; Развитие внимательного отношения к окружающим людям, формирование умения учитывать интересы других, развитие эмпатии; Формирование навыков рефлексивного мышления. |
Адресат | Учащиеся среднего звена ГОУ РК «Санаторная школа – интернат № 4» г.Ухты. |
Использованные источники литературы | Данная программа была составлена на основе разработок Бесединой М. «Зачем человеку правила?» (Школьный психолог, 2006, № 24), Соловьевой Т. «Проишествие в 7б» (Школьный психолог, 2007, № 5), Савиновой Э. «Я + Ты = Мы» (Школьный психолог, 2006, № 11), Программы психологической помощи подросткам «Поверь себя» Зариповой Ю. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 4). |
Форма проведения | - групповые занятия с элементами тренинга. |
Продолжительность занятия | 40 минут с периодичностью 1 раз в неделю в течение первой учебной четверти. |
Структура занятий | - разминка, направленная на включение детей в тренинговый процесс; - игровое упражнение (их серия); - обсуждение после каждого упражнения с целью развития рефлексии у детей; - ритуал завершения занятия, целью которого являлось создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком; - проведение сеанса релаксации. |
Методы работы на занятиях | - ролевые игры, групповая дискуссия, релаксационные техники. |
Тематический план, краткое описание занятий |
Занятие № 1 «Просьба о помощи» | Цели: - Предоставить учащимся информацию о том, к кому можно обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Чтение рассказа «Просьба о помощи» (о трудной жизненной ситуации из жизни подростков), его обсуждение. 3.Истории из своей жизни (обсуждение реально произошедших трудных жизненных ситуаций, кто помог их разрешить). 4.Информирование учащихся (о том, к кому можно обратиться в трудной жизненной ситуации). 5.Ритуал прощания «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации. |
Занятие № 2 «Белая ворона» | Цели: - Создание условий для сплочения классного коллектива; - Формирование толерантности. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Выражение «Белая ворона» (дискуссия) 3.Случай в школе (обсуждение типичной ситуации изгоя в классном коллективе, проговаривание сопутствующих чувств и эмоций). 4.Просмотр отрывков из кинофильма «Чучело». 5.Обсуждение увиденного (чувства и эмоции) 6.Вывод занятия. 7.Д/З – просмотр худ. фильма «Чучело». 8.Прощание – «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации. |
Занятие № 3 «Новичок» | Цели: - Создание условий для сплочения коллектива; - Развитие толерантности. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Обсуждение Д\З (дискуссия). 3.Игра «Новичок» (класс делится на две группы - 2 класса: 1-й – учащиеся терпимо относятся к непохожим на них людям; 2-й – не переносят людей, непохожих на них. Обыгрываются ситуации прихода в эти классы «новичков»). 4.Обсуждение обыгранных ситуаций (чувств и эмоций, возникших у игроков, стилей поведения 2-х классов, какая ситуация больше характерна для класса). 5.Чтение притчи. 6.Вывод занятия. 7.Прощание – «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации. |
Занятие № 4 «Зачем человеку правила?» | Цель: - Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения; - Разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Вопрос: «Зачем человеку нужны правила?» (дискуссия). 3.Проведение эксперимента: поиграть с детьми в «Крестики - нолики», нарушая правила. 4.Обсуждение возникших у учащихся чувств. 5.Разработка основных правил поведения в школе – интернате. 6.Формулировка ответа на поставленный вопрос. Выводы. 7.Ритуал прощания «Скажи доброе словечко» + сеанс релаксации. |
Занятие № 5 «Мы – одна команда» | Цели: - Создание условий для сплочения классного коллектива; - Диагностика взаимоотношений в группе; - Обучение стилям эффективного общения в группе. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Упражнение «Пингвины» (учащиеся представляют себя пингвинами, которые в опасной ситуации должны укрываться от хищников на льдинах. С каждым разом льдин становится все меньше и меньше). 3.Упражнение «Ботинки» (Держась за руки и, не расцепляя их, всем участникам необходимо надеть свою обувь). Упражнение повторяется до положительного результата. Обсуждение стилей поведения участников игры. 4.Упражнение «Пословицы и поговорки» (Группе ребят необходимо распределиться в определенной последовательности, согласно полученной пословице). 5.Обсуждение упражнений, особенностей процесса общения в классе, поведения членов группы. 6.Ритуал прощания «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации. |
Занятие № 6 «Учимся сотрудничать» | Цели: - Создание условий для сплочения классного коллектива; - Диагностика взаимоотношений в группе; - Обучение стилям эффективного общения в группе. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Упражнение «Сходства и различия» (в ходе взаимодействия необходимо найти по одному сходству и различию с пятью одноклассниками). 3.Упражнение «3 правды и 1 ложь» (игроки описывают 3 правдивых факта из жизни и 1 выдуманный. Остальные учащиеся определяют их правдивость). 4.Упражнение «Бинго!» (в ходе взаимодействия с одноклассниками ребята должны отыскать в классе ребят, соответствующих заданным в формуляре характеристик). 5.Обсуждение упражнений, особенностей процесса общения в классе, поведения членов группы. 6.Ритуал прощания «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации. |
Занятие № 7 «Учимся сотрудничать» | Цели: - Сплочение классного коллектива; - Диагностика взаимоотношений в группе; - Обучение стилям эффективного общения в группе. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Игра «Авиакатастрофа», «Кораблекрушение» (учащиеся погружаются в игровую ситуацию – авиакатастрофы (кораблекрушения), с целью выработки единого мнения в группе относительного того, какие предметы из имеющихся будут более необходимыми для спасения команды). 3.Обсуждение хода игры, ее результатов, поведения членов группы. 5.Ритуал прощания «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации. |
Занятие № 8 «Учимся сотрудничать» | Цели: - Сплочение классного коллектива; - Диагностика взаимоотношений в группе; - Обучение стилям эффективного общения в группе. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Игра – расследование «Происшествие в 7б» (учащиеся становятся работниками сыскного агентства, которым необходимо расследовать Происшествие в 7б классе) 3.Обсуждение хода игры, ее результатов, поведения членов группы. 4.Ритуал прощания «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации. |