СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологических занятий по адаптации учащихся среднего звена к условиям обучения и воспитания в санаторной школе – интернат

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа психологических занятий по адаптации учащихся среднего звена к условиям обучения и воспитания в санаторной школе – интернат»

Программа психологических занятий по адаптации учащихся среднего звена к условиям обучения и воспитания в санаторной школе – интернат



Пояснительная записка


Цель программы

Способствовать успешной социально-психологической адаптации учащихся к условиям обучения в санаторной школе – интернат.


Задачи программы

  • Формирование положительного отношения к правилам поведения в интернате в учебное и внеурочное время;

  • Расширение и обогащение коммуникативных навыков для позитивного общения и взаимодействия с окружающими;

  • Создание условий для сплочения классного коллектива;

  • Развитие внимательного отношения к окружающим людям, формирование умения учитывать интересы других, развитие эмпатии;

  • Формирование навыков рефлексивного мышления.


Адресат

Учащиеся среднего звена ГОУ РК «Санаторная школа – интернат № 4» г.Ухты.


Использованные источники литературы

Данная программа была составлена на основе разработок Бесединой М. «Зачем человеку правила?» (Школьный психолог, 2006, № 24), Соловьевой Т. «Проишествие в 7б» (Школьный психолог, 2007, № 5), Савиновой Э. «Я + Ты = Мы» (Школьный психолог, 2006, № 11), Программы психологической помощи подросткам «Поверь себя» Зариповой Ю. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 4).


Форма проведения

- групповые занятия с элементами тренинга.


Продолжительность занятия

40 минут с периодичностью 1 раз в неделю в течение первой учебной четверти.

Структура занятий


- разминка, направленная на включение детей в тренинговый процесс;

- игровое упражнение (их серия);

- обсуждение после каждого упражнения с целью развития рефлексии у детей;

- ритуал завершения занятия, целью которого являлось создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком;

- проведение сеанса релаксации.


Методы работы на занятиях

- ролевые игры, групповая дискуссия, релаксационные техники.










Тематический план, краткое описание занятий

Занятие № 1

«Просьба о помощи»

Цели:

- Предоставить учащимся информацию о том, к кому можно обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации.



Ход занятия:

1.Разминка.

2.Чтение рассказа «Просьба о помощи» (о трудной жизненной ситуации из жизни подростков), его обсуждение.

3.Истории из своей жизни (обсуждение реально произошедших трудных жизненных ситуаций, кто помог их разрешить).

4.Информирование учащихся (о том, к кому можно обратиться в трудной жизненной ситуации).

5.Ритуал прощания «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации.



Занятие № 2

«Белая ворона»


Цели:

- Создание условий для сплочения классного коллектива;

- Формирование толерантности.



Ход занятия:

1.Разминка.

2.Выражение «Белая ворона» (дискуссия)

3.Случай в школе (обсуждение типичной ситуации изгоя в классном коллективе, проговаривание сопутствующих чувств и эмоций).

4.Просмотр отрывков из кинофильма «Чучело».

5.Обсуждение увиденного (чувства и эмоции)

6.Вывод занятия.

7.Д/З – просмотр худ. фильма «Чучело».

8.Прощание – «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации.



Занятие № 3

«Новичок»

Цели:

- Создание условий для сплочения коллектива;

- Развитие толерантности.



Ход занятия:

1.Разминка.

2.Обсуждение Д\З (дискуссия).

3.Игра «Новичок» (класс делится на две группы - 2 класса: 1-й – учащиеся терпимо относятся к непохожим на них людям; 2-й – не переносят людей, непохожих на них. Обыгрываются ситуации прихода в эти классы «новичков»).

4.Обсуждение обыгранных ситуаций (чувств и эмоций, возникших у игроков, стилей поведения 2-х классов, какая ситуация больше характерна для класса).

5.Чтение притчи.

6.Вывод занятия.

7.Прощание – «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации.



Занятие № 4

«Зачем человеку правила?»


Цель:

- Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения;

- Разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Вопрос: «Зачем человеку нужны правила?» (дискуссия).

3.Проведение эксперимента: поиграть с детьми в «Крестики - нолики», нарушая правила.

4.Обсуждение возникших у учащихся чувств.

5.Разработка основных правил поведения в школе – интернате.

6.Формулировка ответа на поставленный вопрос. Выводы.

7.Ритуал прощания «Скажи доброе словечко» + сеанс релаксации.



Занятие № 5

«Мы – одна команда»


Цели:

- Создание условий для сплочения классного коллектива;

- Диагностика взаимоотношений в группе;

- Обучение стилям эффективного общения в группе.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Упражнение «Пингвины» (учащиеся представляют себя пингвинами, которые в опасной ситуации должны укрываться от хищников на льдинах. С каждым разом льдин становится все меньше и меньше).

3.Упражнение «Ботинки» (Держась за руки и, не расцепляя их, всем участникам необходимо надеть свою обувь). Упражнение повторяется до положительного результата. Обсуждение стилей поведения участников игры.

4.Упражнение «Пословицы и поговорки» (Группе ребят необходимо распределиться в определенной последовательности, согласно полученной пословице).

5.Обсуждение упражнений, особенностей процесса общения в классе, поведения членов группы.

6.Ритуал прощания «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации.



Занятие № 6

«Учимся сотрудничать»


Цели:

- Создание условий для сплочения классного коллектива;

- Диагностика взаимоотношений в группе;

- Обучение стилям эффективного общения в группе.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Упражнение «Сходства и различия» (в ходе взаимодействия необходимо найти по одному сходству и различию с пятью одноклассниками).

3.Упражнение «3 правды и 1 ложь» (игроки описывают 3 правдивых факта из жизни и 1 выдуманный. Остальные учащиеся определяют их правдивость).

4.Упражнение «Бинго!» (в ходе взаимодействия с одноклассниками ребята должны отыскать в классе ребят, соответствующих заданным в формуляре характеристик).

5.Обсуждение упражнений, особенностей процесса общения в классе, поведения членов группы.

6.Ритуал прощания «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации.



Занятие № 7

«Учимся сотрудничать»


Цели:

- Сплочение классного коллектива;

- Диагностика взаимоотношений в группе;

- Обучение стилям эффективного общения в группе.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Игра «Авиакатастрофа», «Кораблекрушение» (учащиеся погружаются в игровую ситуацию – авиакатастрофы (кораблекрушения), с целью выработки единого мнения в группе относительного того, какие предметы из имеющихся будут более необходимыми для спасения команды).

3.Обсуждение хода игры, ее результатов, поведения членов группы.

5.Ритуал прощания «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации.



Занятие № 8

«Учимся сотрудничать»


Цели:

- Сплочение классного коллектива;

- Диагностика взаимоотношений в группе;

- Обучение стилям эффективного общения в группе.


Ход занятия:

1.Разминка.

2.Игра – расследование «Происшествие в 7б» (учащиеся становятся работниками сыскного агентства, которым необходимо расследовать Происшествие в 7б классе)

3.Обсуждение хода игры, ее результатов, поведения членов группы.

4.Ритуал прощания «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!