СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Психокоррекция"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Психокоррекция"»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Психокоррекция» для 1 дополнительного класса составлена на основе Примерной программы коррекционного курса для обучающихся с задержкой психического развития. Рабочая программа отражает содержание коррекционно-развивающих занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особых образовательных потребностей данной группы школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2.

В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2 (коррекционной школы), либо по общей программе (общеобразовательной школы), где обнаружили невозможность справиться с ней из-за различных недостатков психологического развития.

Цель программы - применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

Цель реализуется через поставленные задачи:

  • способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к обучению по программе;

  • развивать произвольную регуляцию за счет обучения планированию и контролю результатов действий;

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;

  • корригировать недостатки пространственно-временных представлений;

  • формировать навыки распознавания эмоциональных состояний, прочтения невербальной информации, продуктивной коммуникации;

  • содействовать достижению личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Программа курса внеурочной деятельности составлена по модульному принципу. Наименования модулей соответствуют разделам, обозначенным во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР:

  • Адаптационный модуль «Давайте познакомимся» (установление позитивных отношений в классе, принятие социальной роли школьника).

  • Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).

  • Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по развитию пространственно-временны́х представлений, модуль по активизации познавательной деятельности).

  • Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (модуль по развитию способности к взаимодействию с одноклассниками).

  • Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль по обучению элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний).


Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Программа разработана на 33 часа, частота проведения - 1 раз в неделю. Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.

Результаты освоения курса:

  • в области адаптации обучающегося к школьным требованиям:

  • позитивное отношение к посещению школы;

  • соблюдение школьной дисциплины;

  • ориентировка в пространстве класса и школьном здании;

  • социально-нормативное обращение к педагогу;

  • социально-нормативное поведение в общественных местах школы;

  • формирование школьной мотивации.

  • в области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:

  • формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;

  • формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);

  • формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);

  • формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);

  • формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

  • способность правильно выполнять задание (с соблюдением инструкции, удерживая план деятельности);

  • способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;

  • способность давать словесный отчет о проделанной работе;

  • формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

  • в области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

  • совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;

  • улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);

  • способность ориентироваться в пространстве, используя графический план и ориентиры, понимать словесные обозначения пространства;

  • способность ориентироваться во времени суток, понимать протяженность недели, месяца, года;

  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

  • способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (геометрические мозаики, графические планы, зарисовывание наглядно представленного объекта и т.п.);

  • способность к выделению функционально-значимых частей объектов, установлению закономерностей на наглядно представленном материале;

  • возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;

  • возможность понимания символических обозначений;

  • способность к вербализации своих действий;

  • способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

  • способность решать учебно-познавательные задачи в образном или частично в умственном плане.

  • в области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

  • уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;

  • улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;

  • снижение степени эмоциональной напряженности;

  • отдельные проявления попыток регулировать свое эмоциональное состояние.

  • в области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:

  • способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;

  • уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;

  • снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;

  • формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;

  • овладение формулами речевого этикета;

  • снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;

  • повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.













Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

  1. класс


Краткая аннотация


Деятельность учащихся

Формы и виды учебной деятельности

Адаптационный модуль (8 часов)

Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников.

Формирование положительного отношения к чистоте, порядку, аккуратности.

Снятие тревоги и беспокойства, связанных с отрывом от семьи и вхождением в детский коллектив (школьный класс), снятие общей боязливости.

Профилактика нарушений поведения: агрессивности и деструктивного поведения, вызванного нехваткой внимания в семье.

Профилактика нежелания учиться, негативного отношения к обучению.

Профилактика стрессовых ситуаций в школе.

Проявляет активность, познавательный интерес.

Положительно относится к школе, соблюдает школьные правила, ориентируется в пространстве класса и школы, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя.

Модуль по развитию пространственно-

временных представлений (6 часов)

Представления – право, лево, верх, низ. Развитие умения ориентироваться в пространстве и времени. Формирование гностических зрительных функций: зрительного разделения целостного объекта на части и объединения частей в целое, конструктивного праксиса. Формирование умения определять положение в пространстве повернутых и перевернутых геометрических фигур, букв, цифр.

Ориентируется в пространстве. Владеет понятиями – право, лево, верх, низ; ориентируется на листе бумаги по клеточкам; умеет конструировать целое из частей; умеет определять положение геометрических фигур, букв, цифр; узнает перевернутые контуры букв и цифр. Ориентируется во времени суток, понимает протяженность недели, месяца, года.



Когнитивные игры и упражнения.


Модуль по развитию коммуникативных навыков и

навыков совместной деятельности (4 часа)

Создание в классе доброжелательной обстановки, способствующей сплочению детского коллектива; воспитание отзывчивости к  другим людям, желания оказать им поддержку и помощь. Обучение умению сотрудничать, договариваться друг с другом, помогать, проявлять активность, инициативу, лидерство и ответственность за всех, подчиняться, отказываться от своего решения, принимать помощь.

Создание условий для умения определять эмоциональное состояние другого человека.

Обучение умению ценить дружбу.

Обращает внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников. Сопереживает, проявляет отзывчивость по отношению к одноклассникам.

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия; игры-ситуации, игры на сплочение детского коллектива.

Модуль по формированию произвольной регуляции и

познавательной деятельности (5 часов)

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами.

Выполнение графических диктантов с использованием узоров, фигур. Распределение цифр в заданном порядке. Выполнение корректурных проб с вычёркиванием определённых букв в тексте, символов и цифр в строках. «Прохождение» лабиринтов, путаниц. Развитие устойчивости, концентрации, переключения внимания. Расширение объёма внимания

Тренировка произвольного зрительного, слухового и смыслового запоминания, с использованием системы смысловых связей, серий слов, чисел, геометрических фигур, групп предметов.

Умеет слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец.

Осуществляет самопроверку, проверку работы одноклассника.

Составляет программу действий (самостоятельно или совместно со взрослым), удерживает план деятельности, не отвлекаясь.

Осуществляет самооценку, дает словесный отчет о проделанной работе.

Переносит полученные навыки на реальную учебную деятельность.

Осуществляет последовательные действия на основе словесной инструкции.

Произвольно удерживает внимание.

Владеет способами слухоречевого, образного и смыслового запоминания.

Когнитивные игры и упражнения,

игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя.

Модуль по активизации

познавательной деятельности (8 часов)

Выделение признаков, сравнение объектов. Исключение лишних слов, не имеющих свойств общих для остальных. Разбиение на классы конкретных предметов и объектов. Нахождение сходств и отличий в предлагаемых объектах. Поиск закономерностей в сериях геометрических фигур, рисунков. Выполнение заданий на смекалку. Составление причинно-следственных цепочек. Развитие операций мышления: абстрагирования, обобщения, классификации, сравнения, анализа.

Умеет устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, закономерности, выделять существенные признаки отличия и сходства конкретных предметов и объектов окружающего мира.


Когнитивные игры и упражнения.


Модуль по формированию элементарных навыков

эмоциональной регуляции (произвольного поведения) (2 часа)

Развитие у ребенка представлений о мире собственных эмоций и эмоций других людей.

Стабилизация эмоционального состояния обучающихся.

Обучение элементарным навыкам релаксации.

Способен регулировать свое эмоциональное состояние.


Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия.















Тематическое планирование


1 класс


N п/п

Раздел

Тема

Содержание

1.

Адаптационный модуль (8 часов)

Я теперь школьник! Правила школьной жизни.



Мы за чистоту и порядок!




«Чего боюсь я, чего боятся другие?»





Мир общения. Чем мы отличаемся друг от друга?




Мир общения. «Можно и не ссориться!»



Я учусь владеть собой!







Я люблю учиться! Развитие мотивации к обучению


Что мне нравится в школе?

  1. Работа со сказкой «История Незнайки. Нужны ли нам правила».

  2. Игра в кругу «Передай хлопок».

  3. Подвижная игра «Колобок».


  1. Работа со сказкой «Сказка о котенке - грязнуле».

  2. Подвижная игра «Колобок».

  3. Игра «Тропинка».


1. Работа со сказкой «Сказка о подсолнечном семечке».

2. Подвижная игра «Угадай чей голосок».

3. Подвижная игра «Лисичка».


1. Работа со сказкой «Сказка про Енота».

2. Подвижная игра «Море волнуется раз».

3. Подвижная игра «Хлопки».


1. Работа со сказкой «Сказка про Ёжика Витю».

2. Подвижная игра «Волк и зайцы».

3. Игра «Конспиратор».


1. Работа со сказкой «Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обращали внимание».

2. Подвижная игра «Запретное движение».

3. Подвижная игра «Запомни порядок».


1. Работа со сказкой «Кораблик».

2. Подвижная игра «Путаница».

3. Игра по кругу «Передай хлопок».


1. Работа со сказкой «Котёнок Маша».

2. Подвижная игра «Водяной».

3. Подвижная игра «Мыши и мышеловка».

2.

Модуль по развитию пространственно-временных представлений (6 часов)

№ занятий: 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 27, 32.


Игры-задания на ориентировку в пространстве (справа-слева, под-над и др.): «Маленький жук»,

«Найди рисунку тень», «Узнай по контуру» (буквенный вариант),

«Сложи узор» кубики Никитина, «Выполни по образцу» (2 узора),

«Дорисуй предмет».

Игры и упражнения на развитие временных представлений: «Лента времени», «Наши дни рождения»и др.

3.

Модуль по развитию коммуникативных навыков и

навыков совместной деятельности (4 часа)

№ занятий: 4, 5, 6, 12, 16, 21, 26, 28, 31.


Игры и упражнения на сплочение детского коллектива: «Клеевой ручеек», «Позвони другу», «Подарок на всех», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Пойми меня», «Лебедь, рак и щука», «Веселая сороконожка».

Игры-ситуации, игры, направленные на взаимовыборы «Кто с кем дружит»). Сказки, повести, мультфильмы: о совместной деятельности. Успешное и неуспешное взаимодействие.

4.

Модуль по формированию произвольной регуляции и

познавательной деятельности (5 часов)

№ занятий: 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32.


Игры и упражнения: «Корректурная проба», «Графический диктант», игра «Птица – не птица», «Лабиринты», «Бессмысленные слова», «Запомни предметы», «Нарисуй и запомни», «Что пропало», «Шифровка».

Совместное со взрослым выделение этапов приготовления задания с последующей пиктографической зарисовкой. Словесный отчет.

5.

Модуль по активизации

познавательной деятельности (8 часов)

№ занятий: 10, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 29, 30,31.


Игры и упражнения: «Что общего?», «Что лишнее?», «Найди закономерности».

Отгадывание загадок, решение логических задач.

Выделение значимых частей объекта. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам.

Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию.

Сложение узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов.

6.

Модуль по формированию элементарных навыков

эмоциональной регуляции (произвольного поведения) (2 часа)

№ занятий: 6, 8, 12, 16, 22, 24, 28.


Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия.































Приложение

Календарно-тематическое планирование


1 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Я теперь школьник! Правила школьной жизни

1


2.

Мы за чистоту и порядок!

1


3.

«Чего боюсь я, чего боятся другие?»

1


4.

Мир общения. Чем мы отличаемся друг от друга?

1


5.

Мир общения. «Можно и не ссориться!»

1


6.

Я учусь владеть собой!

1


7.

Я люблю учиться! Развитие мотивации к обучению

1


8.

Что мне нравится в школе?

1


9.

Развитие зрительно-пространственного восприятия

Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»)

Развитие произвольного внимания


1


10.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Развитие пространственных представлений

Развитие понятийного мышления


1



11.

Развитие умения выполнять словесные поручения.

Формирование элементов самоконтроля

Развитие мышления (классификация)


1



12.

Развитие непосредственной вербальной памяти

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «правее», «левее», «на», «над», «под»)

Развитие объёма внимания


1


13.

Развитие осмысленности восприятия

Совершенствование зрительного анализа

Развитие мышления (обобщение)


1



14.

Развитие слухового внимания

Развитие зрительной памяти и самоконтроля

Развитие речевой активности


1



15.

Развитие умения группировать предметы по форме, выделять часть из целого, составлять целое из части.

Развитие глазомера

Развитие мышления (сравнение)


1


16.

Развитие памяти на последовательность действий

Развитие пространственных представлений

Развитие объема слуховой памяти


1



17.

Развитие умения анализировать и сравнивать образец

Развитие произвольного внимания

Развитие понятийного мышления


1



18.

Развитие образного мышления

Развитие зрительно-двигательной координации

Развитие зрительной произвольной памяти


1



19.

Развитие восприятия. Приемы выделения и опознания контура букв и цифр

Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность

Развитие мышления (абстрагирование)


1


20.

Развитие зрительной произвольной памяти

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»)

Развитие объёма зрительной памяти.


1


21.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа

Развитие зрительно-двигательной координации

Развитие мышления (закономерности)


1



22.

Развитие умения воспроизводить образец

Развитие слуховой памяти

Развитие устойчивости и концентрации внимания


1


23.

Развитие умения копировать образец

Развитие зрительного восприятия (выделение формы)

Развитие понятийного мышления


1



24.

Развитие зрительного и слухового внимания, самоконтроля

Развитие зрительно-двигательной координации

Развитие непосредственной зрительной памяти

1



25.

Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение)

Развитие смысловой памяти

Развитие понятийного мышления

1



26.

Развитие способности к переключению внимания

Развитие моторно-слуховой памяти

Развитие речи: составление рассказа по сюжетным картинкам


1



27.

Развитие зрительного анализа

Развитие произвольного внимания (переключение)

Развитие пространственных представлений


1



28.

Развитие процессов анализа

Развитие умения воспроизводить образец

Развитие зрительно-двигательной координации


1



29.

Развитие смысловой памяти

Развитие произвольного внимания (распределение)

Развитие скорости мышления

1



30.

Развитие звукового синтеза

Развитие гибкости мышления

Формирование умения сравнивать


1



31.

Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы)

Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение)

Развитие понятийного мышления


1



32.

Развитие памяти на последовательность действий

Развитие произвольного внимания (объем)

Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве)


1


33.

Диагностическое занятие

1



Итого

33




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!