Программа проведения консультаций по русскому языку в 9 классе.
Пояснительная записка
Данная прогрммма предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Курс «Написание сжатого изложения» рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка при подготовке к ОГЭ в 9 классе.
Место курса в учебном плане
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса.
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс
позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1. | Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
2. | Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи. |
3. | Умение обрабатывать информацию звучащего текста. |
4. | Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
5. | Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме. |
6. | Умение интерпретировать информацию прочитанного текста. |
7. | Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента. |
8. | Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
9. | Умение последовательно излагать собственные мысли. |
10. | Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи. |
11. | Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. |
12. | Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом
В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
Программа курса
« Написание сжатого изложения».
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. (1ч) 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) 4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) 6. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
8. Приемы компрессии текста. (5ч)
9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (2ч)
10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
12. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)
13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(2ч)
15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч)
16.Проверка и оценка изложения. (1ч)
17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом». (1ч)
18.Контрольное изложение. (4ч)
19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
20. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч)
Итого – 34 часа
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)
Цели и задачи курса. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.
3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч)
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
- определить тему текста,
- пересказать его содержание, ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
-восстановить последовательность эпизодов ,
-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста,
-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения».
Упражнения для подготовки учащихся к изложению
6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.)
Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
9. Приемы компрессии текста. (5ч)
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч
Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчинённого предложения простым -1ч
Исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких из синонимов.
Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.
Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч
10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)
11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
Написание сжатого изложения.
12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
13. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)
(Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)
14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание
изложения,
наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)
Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.
16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста.
Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .
17.Проверка и оценка изложения. (1ч)
18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)
19.Контрольное изложение. (4ч)
20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
21. Итоги учебного курса.
Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч) Итого – 34 часа