СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа проведения консультаций по русскому языку в 9 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная прогрммма предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа проведения консультаций по русскому языку в 9 классе.»

Программа проведения консультаций по русскому языку в 9 классе.

Пояснительная записка

Данная прогрммма предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Курс «Написание сжатого изложения» рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка при подготовке к ОГЭ в 9 классе.



Место курса в учебном плане

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс

позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.















В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.



Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом

В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.

Данный курс рассчитан на 34 часа.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

















Программа курса

« Написание сжатого изложения».

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. (1ч) 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) 4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) 6. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)

7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)

8. Приемы компрессии текста. (5ч)

9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (2ч)

10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)

11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

12. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)

13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(2ч)

15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч)

16.Проверка и оценка изложения. (1ч)

17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом». (1ч)

18.Контрольное изложение. (4ч)

19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

20. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч)

Итого – 34 часа

Содержание программы учебного курса

1.Вводное занятиеЦели и задачи курса (1ч)

Цели и задачи курса. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)

Особенности экзаменационной работы за курс основной школыЗнакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классеПрактикум по выполнению тестовых заданийМини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (1ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч)

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:

определить тему текста,

- пе­ресказать его содержание, ответить на вопросы: кто действующее лицо, что про­изошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,

-восстано­вить последовательность эпизодов ,

-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста,

-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.

Понятие «авторский стиль изложения».

Упражнения для подготовки учащихся к изложению

6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.)

Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)

Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.

9. Приемы компрессии текста. (5ч)

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч

Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчинённого предложения простым -1ч

Исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких из синонимов.

Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч

10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)

11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)

Написание сжатого изложения.

12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

13. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)

(Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)

14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:

-содержание

изложения,

наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)

Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.

16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста.

Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .

17.Проверка и оценка изложения. (1ч)

18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)

19.Контрольное изложение. (4ч)

20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

21. Итоги учебного курса.

Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч) Итого – 34 часа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!