СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профориентации

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профпробы как форма профориетации

Просмотр содержимого документа
«Программа профориентации»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципального образования Город Алапаевск















Профессиональная проба как форма организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательной школы










Разработчик: Кокшарова Н.А.

















  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Профессиональная проба как моделирующий элемент конкретного вида профессиональной деятельности является мощным инструментом в формировании профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных школ. Условием достижения цели обоснованного выбора будущего профиля является последовательная индивидуализация обучения, достигающаяся за счет вариативной части учебного плана общеобразовательной школы, осуществления предпрофильной подготовки, составленной на основании образовательных потребностей обучающихся и их родителей, а также системы психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению обучающихся.

В целом, модель организации профориентационной работы, а также системы предпрофильной подготовки обучающихся, определена перечнем нормативных документов, инструктивно-методических материалов, исполнение требований (норм) которых подлежит контролю: Закон РФ «Об образовании»; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования России от 18.07.2002 №2783; Приказ Минобразования России от 26.06.2003 № 2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения»; Письмо первого заместителя Министра образования России от 20.08.2003 №03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003-2004 учебный год»; Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобрнауки России от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»; Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.02.2004 № 03-51-12ин/14-03 «Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России № 14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Целью проведения профессиональной пробы обучающегося является создание условий, ориентированных на обеспечение адаптационного взаимодействия личности обучающихся и среды для приобретения ими социального, профессионального и общекультурного опыта, закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по знакомым профессиям.

Профессиональные пробы позволяют наиболее эффективно решать следующие задачи:

  • накопление специальных знаний, овладение умениями и навыками в процессе прохождения профессиональных проб в рамках выбранной профессиональной деятельности;

  • овладение общепрофессиональными компетенциями: осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; овладение задатками речевой профессиональной культуры; овладение способностью работать в коллективе и команде, обеспечивая сплоченность, эффективность профессионального общения со сверстниками;

  • развитие общепрофессиональных компетенций: способности определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, заниматься самообразованием;

  • приобретение основ трудовых (допрофессиональных, выборочно и частично профессиональных) умений и навыков;

  • формирование опыта общеучебной и познавательной деятельности (включенность в познавательную деятельность);

  • воспитание у детей и подростков необходимых для трудовой деятельности качеств;

  • формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности;

  • формирование потребности в собственной реализации личности в социуме посредством выбираемой профессии.


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Организация и проведение профессиональных проб заключается на договорной основе с учреждениями профессионального образования (прикладной характер проб в большей степени определяется учреждениями среднего профессионального образования). В частности, директор МАОУ СОШ №2 заключает договор и предпрофильной подготовке обучающихся организаций общего образования с директором ГБПОУ СО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж» (ГБПОУ СО АППК), в котором оговаривается срок действия договора и обязанности сторон (с определением режима работы, содержанием и организацией профессиональных проб обучающихся). Директор, в свою очередь, обязуется обеспечить сопровождение обучающихся к месту проведения занятий, соблюдение правил внутреннего распорядка на базе ГБПОУ СО АППК, создать условия для дальнейшей ориентации обучающихся на программы профессиональных проб в рамках предпрофильной подготовки.

Учитывая специфику основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в стенах ГБПОУ СО АППК, а также на основании потребностей обучающихся и их родителей с 2012 предлагаются следующие направления профессиональных проб девятиклассников: «Менеджмент», «Электротехника», «Сварка металлов», «Черчение», «Педагогика и образование», «Психология и управление», «Основы программирования», «Технология продукции общественного питания», «Основы проектирования в программе Компас 3D», «Основы делопроизводства». Занятия проводятся еженедельно по субботам с 8.15 до 9.45 в течение первого семестра, количество отведенного времени на прохождение одной профессиональной пробы составляет 16 часов. Существует возможность в течение семестра пройти 2 профессиональные пробы (занятия по одной и той же профессиональной пробе осуществляются через неделю) и получить, соответственно, по результатам итоговой аттестации предполагаемого направления обучения, именной сертификат, который, в свою очередь, дополнит портфолио обучающихся.

Первые профессиональные пробы предполагают создание условий для принятия решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего уровня образования, приобретения первого профессионального опыта предполагаемой в дальнейшем специальности и оценки своих собственных возможностей в данной сфере деятельности, а также возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Содержание каждого курса профессиональной пробы представляет теоретические сведения о предполагаемых видах действий и операций в рамках определенной профессиональной сферы, формирования практических умений через различные формы и способы организации учебно-познавательного процесса с ориентацией на прикладной характер.

В профессиональной пробе выделяются три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный.

Технологический аспект характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения учащимися определенных профессиональных умений. Задания этого аспекта включают упражнения на отработку приемов работы инструментами, используемыми в профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.

Ситуативный аспект воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и знаний, приобретённых в процессе подготовки к выполнению проб.

Функциональный аспект отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональной деятельности в целом и активизируют тем самым потребности установки, цели и мотивы, определяющие направленность на эту деятельность.

Итогом профессиональной пробы является продукт совместной (или индивидуальной) деятельности в рамках функциональных обязанностей специалиста определенного вида профессиональной деятельности.


  1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ


Профессиональная проба выступает в роли системообразующего фактора формирования готовности воспитанников к выбору профессии. Проба интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологические особенности деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, а также отношения к сфере профессиональной деятельности.

Системный подход к проведению профессиональных проб является научным и соответствует уровню развития науки, техники, мировых знаний и опыта, накопленных человечеством. Имея отношение к содержанию профессионального образования, он проявляется при разработке содержания и технологии проведения профессиональных проб и является ориентиром для выявления и разрешения проблем, которые вызваны отступлением от системности в практической деятельности (Рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема системного подхода организации профессиональных проб

Системный подход, применяемый к изучению профессии, как системы, – это группа методов, с помощью которых реальная профессия описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Необходимость данного метода обусловлена тем, что круг компетенций и необходимых знаний в профессиональной деятельности постоянно расширяется, а, следовательно, происходит усложнение изучаемых систем, возникает потребность в управлении системами и интеграцией знаний.

Особенности профессиональных проб:

1. Диагностический характер пробы. На каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

2. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.

3. Результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

4. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

5. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Виды профессиональных проб:

  • результат (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности и др.) занятий в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности;

  • некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;

  • имитационная (деловая) игра на школьных курсах профессиональной направленности и др.

Формы профессиональной пробы:

  • трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций);

  • серия последовательных имитационных (деловых) игр;

  • творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.);

  • осуществление комплекса действий в рамках определенного направления и сферы профессиональной деятельности и многое другое.

Результат профессиональных проб для обучающихся:

  • даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

  • определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;

  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

По итогам выполнения профессиональной пробы обучающийся должен знать: содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам, общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы, технологию выполнения профессиональной пробы, правила безопасности труда, санитарии, гигиены, инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Также по окончании профессиональных проб обучающийся должен уметь: выполнять простейшие операции, пользоваться инструментом, материалом, документацией, выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда, выполнять простейшие и измерительные операции, соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Дополнительными показателями качества выполнения практических заданий могут быть соответствие конечного результата целям задания; обоснованность принятых решений; аккуратность, рефлексия по поводу результатов собственной деятельности, проявление общих и специальных профессионально важных качеств специалиста данной сферы деятельности; стремление выполнить условия и требования практического задания и др.


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке к выбору профессии исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися. Общая цель системы профориентационной работы – подготовка обучающихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

Таблица 1

Основные направления деятельности по профориентационной работе обучающихся в МАОУ СОШ №2

Классы

Направления деятельности

Формы и методы работы

Мероприятия (примеры)

1-4 класс: пропедевтика

Формирование положительного отношения к труду, общих представлений о современных профессиях, развитие базовых общетрудовых компетентностей (потребность в творчестве, самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная полезность)

Включение профориентационной информации в содержание предметов, игровые и тренинговые занятия, творческие задания, детско-родительские творческие проекты

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, интеллектуальных игр и др.

Праздник «Город Мастеров», «Встреча с Самоделкиным», «Фестиваль профессий».

Классный час «Есть такая профессия…».

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия», «Мама, папа на работе»,

Организация выставок «В мире профессий» и др.

5-7 классы: формирование информационной и операциональной основы профессионального самоопределения

Формирование базовых трудовых навыков в рамках образовательной области «Технология» (в т.ч. ИКТ), информирование о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемые в образовательном процессе, вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий

Занятия по образовательной области «Технология», включение профориентационной информации в содержание предметов, модуль «Моя профессиональная карьера» в предмете «Технология», профориентационные творческие конкурсы и др.

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям): «Сто дорог – одна твоя», «Как претворить мечты в реальность», «Легко ли быть молодым», «К чему люди стремятся в жизни», организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по «Технологии», деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, проектная деятельность

8-9 классы: определение дальнейшего образовательного маршрута

Диагностика профессиональных предпочтений,

профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей), профессиональные пробы, знакомство с

содержанием профессий

Психологическое и профориентационное тестирование, профориентационное консультирование, профессиональные пробы на базе учреждений среднего профессионального образования, трудовая занятость в свободное от учебы время и каникулярный период, профориентационные выставки с мастер-классами на базе учреждений профессионального образования, практики в рамках уроков «Основы выбора профессии», экскурсии на производства и предприятия потребительского рынка, а также в организации финансово-экономического сектора, государственного управления, на научно-исследовательские предприятия

Индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, диагностические процедуры, ролевые и профориентационные игры, тренинг, развивающее занятие, консультирование (групповое, индивидуальное).

Обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности; организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным видам образовательной деятельности в условиях профильного обучения; выявление основных затруднений, проблем в выборе профиля обучения

Элективные курсы

10-11 классы: определение направления профессионального образования (СПО, ВПО, специальность)

Подготовка к выбору профессии внутри выбранного профиля, формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных путей, формирование компетенций, соответствующих выбранной профессии, выработка умений практического использования образовательных достижений и предметных знаний

Профориентационные модули в предметах профиля, элективные курсы, тренинги и деловые игры, участие в практически ориентированных учебных проектах и учебных исследованиях, трудовая занятость в свободное от учебы время и каникулярный период

Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения, изучение интересов, потребностей и склонностей, диагностика возможностей, проведение серии индивидуальных консультаций для обучающихся и родителей, работа по анализу основного и запасного вариантов профессионального выбора и др.

Элективные курсы

Сформированность профессионального самоопределения определяется по следующим критериям:

  • мотивационно-потребностный

  • информационный

  • деятельностно-практический.

Показателями мотивационно-потребностного критерия выступают такие, как наличие мотивов, положительное отношение и активная позиция обучающегося в осуществлении процесса самоопределения, способность руководствоваться общественно значимыми ценностями в конструировании и реализации образовательного маршрута.

Информационный критерий сформированности профессионального самоопределения включает в себя наличие спектра вариантов выбора образовательно-профессионального маршрута, интереса к конкретной сфере деятельности, умение работать с источниками профориентационно-значимой информации, распознавать внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии. Обучающийся должен знать свои способности, качества, склонности, важные для профессионального самоопределения, а также основные ограничители и способы их компенсации. Ему необходимо владеть информацией о требованиях, предъявляемых к человеку избираемой профессии и быть готовым обратиться к жизненным примерам, демонстрирующим факторы, влияющие на выбор.

Умение ставить цель и составлять программу действий по ее достижению, анализировать имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой профессии являются показателями деятельностно-практического критерия.


  1. ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ


По данным мониторинговых исследований обучающихся 9 классов за 2012-2015 г.г. отмечается следующая закономерность: результаты диагностики по опроснику «Выявление готовности школьников к выбору профессии» (автор методики В.Б. Успенский) свидетельствует о том, что существует положительная динамика в уровне готовности обучающихся к выбранной профессии исходя из пройденных профессиональных проб (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты уровня готовности обучающихся к выбранной профессии

Уровень готовности

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Неготовность к выбору

18%

9%

15%

6%

16%

4%

13%

-

Низкая готовность

24%

15%

15%

12%

24%

12%

27%

-

Средняя готовность

43%

51%

45%

45%

56%

48%

41%

-

Высокая готовность

15%

25%

25%

37%

4%

36%

19%

-

Также учитывались показатели сформированности личного профессионального плана (Е.А. Климов), то есть обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста, в том числе на основе результатом психологического тестирования в рамках курса «Основы выбора профессии».

Таблица 3

Результаты уровня сформированности личного профессионального плана

Критерии сформированности

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Главная профессиональная цель (мечта, жизненные идеалы)

58%

76%

70%

82%

60%

84%

60%

-

Ближние профессиональные цели (этапы и пути достижения)

36%

73%

44%

78%

51%

72%

49%

-

Знание путей подготовки к достижению профессиональных целей

34%

71%

42%

76%

45%

78%

41%

-

Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов)

23%

44%

36%

47%

31%

52%

27%


Запасные варианты целей и пути их достижения

28%

36%

31%

43%

19%

42%

23%

-

Основные проблемы, выявленные в ходе диагностики были: устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии, увлечение только внешней стороной профессии (престижность, привлекательность, популярность), неправильная оценка своих способностей и возможностей, неумение соотнести индивидуальные особенности и способности с требованиями профессии, замена способностей положительными личными качествами, ориентация на профессии только низкой или высокой квалификации, неопределенность желаний, жизненных целей, отождествление учебного предмета с профессией, не всегда происходит выделение тех внешних препятствий, которые могут помешать обучающимся в достижении намеченных целей.

Также в целях оценочной деятельности родителей в отношении организации профориентационной работы в школе было проведено анкетирование, средние статистические данные которого можно представить в виде гистограмм.

Рисунок 1. Результаты ответа на вопрос «Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?», в %

Наибольшее предпочтение родители отдают таким вариантам ответа как: интерес и способность к профессии, возможность профессионального и карьерного роста, высокая зарплата.

Рисунок 2. Результаты ответа на вопрос «Чем Вы помогаете ребенку в выборе профессии?», в %

Основными действиями в рамках организации помощи девятиклассникам в выборе профессии со стороны родителей являются: поощрение занятий в кружках и помощь в учебе.

Для выбора будущей профессии обучающихся, по мнению родителей, является необходимым организация таких мероприятий как: организация профессиональных проб, тестирование обучающихся (как групповое, так и индивидуальное), экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения, организация индивидуального консультирования (Рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты ответа на вопрос «Проведение каких мероприятий Вы считаете целесообразными для выбора профессии?», в %

При этом, родители готовы оказать школе определенную помощь в рамках профориентационной работе: рассказывать о своей профессии в классе, где учится их ребенок (26%), имеется возможность организовать экскурсию для обучающихся на месте работы родителей (19%) и предоставить возможность обучающимся попробовать себя в различных профессиональных направлениях на месте работы родителей (15%).

Таким образом, профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. Профессиональной пробой может быть: результат (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности и др.) занятий в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности; некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала; имитационная (деловая) игра на школьных курсах профессиональной направленности и др.

Профессиональные пробы, выполняющие познавательную, развивающую и диагностическую функции, могут осуществляться как в учебном процессе, так и во внеурочной работе. В ходе профессиональных проб осуществляются следующие виды деятельности: моделируются различные элементы профессиональной деятельности; определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб. В ходе профессиональных проб учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, моделируются различные элементы профессиональной деятельности, определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб, обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Приобретенный социальный опыт помогает обучающимся легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Лебедева М. Б. Проектная технология в профориентационной работе и социализации детей-сирот: метод. рекомендации / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 110 с.

  2. Профессиональные пробы: технология и методика проведения : метод. пособие для учителей 5–11 кл. / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, А. В. Гапоненко ; под ред. С. Н. Чистяковой. М., 2011.

  3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: «Генезис», 2007. – 140 с.

  4. Селевко Г. К., Соловьева О. Ю. «Методика изучения курса «Найди свой путь»», М.: Издательство «Арсенал образования». – 2007. – 41 с.

  5. Система профориентационной работы в учреждениях образования: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007.

  6. Сорокина И. Р. Технология организации профессиональной пробы как разновидность альтернативной активности в детско-подростковой среде // Эффективные модели отклоняющегося поведения несовершеннолетних / под ред. И. Н. Поповой. Владимир: Собор, 2012.

  7. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования. // Профессиональное образование. Педагогическое образование в России, 2013. - №5. - С. 79-84

  8. Чистякова С. Н., Гуткин М. С., Рыкова Е. А. [и др.]. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово: Кемер. ОблИУУ, 1995.

  9. Чистякова С.Н. Ключевая проблема общего среднего и профессионального образования / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное образование. Столица. – 2009. - № 7. – С. 10-14.

  10. Чистякова С.Н. Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15-24.

  11. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение. – 2007. – 92 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!