СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профориентации "на златом крыльце сидели..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профориентации "на златом крыльце сидели..."»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 5»

















ПРОГРАММА КУРСА

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




«НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ»






Группа разработчиков:

Стафеева Е. А, учитель начальных классов,

Зимина Г. Д, учитель начальных классов,

Лебедева В. Е. учитель начальных классов,

Кичигина Н.А., учитель начальных классов,

Белова А.К., учитель начальных классов,

Богданова Е.И., учитель начальных классов,

Сорока О.В., учитель начальных классов;

Руководитель группы:

Киреева Е.В., директор






г. Николаевск-на-Амуре


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одно из важнейших направлений социализации личности младшего школьника – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Значительную помощь в этом направлении может оказать профориентационная работа с младшими школьниками.

При организации профориентационной работы в начальной школе важно знать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся  в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.

Прилагаемый Курс ориентирован на комплексную реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ и воспитывает у младших школьников уважительное отношение к труду, жизни, строится на идее равного уважения к разным видам трудовой деятельности, в частности к рабочим и массовым профессиям.

В основе организации занятий – игровая, учебно-познавательная деятельность, которая открывает возможности освоения знаний о мире профессий на доступном для школьников языке. Важным аспектом при организации занятий является мотивирующая часть. Мотивация осуществляется посредством интересных, творческих заданий, формами деятельности ученика, используемой наглядностью, инструментами, атрибутами одежды, предназначенными для определенной профессии.

При наполнении содержанием учебных занятий разработчики Курса исходили из того, что современный ребёнок осведомлён о многих профессиях, прежде всего о профессиях своих родителей, их друзей, о профессиях в сфере обслуживания, услуг. Эти знания ребёнок может применять в играх, отражать в рисунках.

Специфика Курса заключается в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности:

- расширение представления о мире профессий;

- развитие отдельных элементов самоконтроля, памяти, внимания;

- закрепления отдельных навыков трудовой деятельности.

Все занятия строятся в форме коммуникативной игры и состоят из следующихэтапов:

1 этап – мотивационно-актуализирующий какую-либо профессиональную группу;

2 этап – организационный – ввод в игру, объяснение правил, распределение ролей и т.д

3 этап – практически–игровой. Сюда могут входить как деловые, сюжетно ролевые игры, так и этюды, моделирующие поведение.

4 этап – рефлексивный. Включение младших школьников в разные виды игровой деятельности позволяет развить отдельные элементы самоанализа, самоконтроля, памяти, внимания и т. д.

В каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений ребенка. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно):

  • играть

  • слушать и обсуждать сказки

  • рисовать

  • фантазировать

  • разыгрывать сценки

  • разгадывать загадки, угадывать «секреты».


Цель курса: сформировать образные представления о профессиях в процессе коммуникативных игр.

Задачи, направленные на реализацию цели и организацию этапов работы:

  1. Организовать и провести коммуникативные игры по запланированным темам Курса.

  2. Проверить уровень сформированности образных представлений о профессиях по прилагаемым тестам и методикам.

  3. Выявить личностный интерес к изучаемым профессиям.

Планируемые результаты

В ходе реализации Курса обучающиеся овладеют специальными знаниями, умениями и навыками:

  • когнитивными – знаниями обучающихся о труде, о мире профессий;

  • мотивационно-личностными – умение выражать отношение к труду в какой-либо профессии, проявлять интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

  • поведенческими - навыками трудовой деятельности, и сопутствующими им ответственностью, дисциплинированностью, самостоятельностью в труде.

Критерии


Показатели

Методики диагностики

Когнитивный

знания учащихся о

труде, о мире

профессий



Уровень сформированности трудового сознания

1.Знания о труде.

2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого

человека.

3.Знания об основных профессиях, их особенностях.

Тестирование

(Тесты «Зачем

нужен труд?»,

«Какая это

профессия?»)



Мотивационно-личностный

отношение к труду,

интерес к профессиям,

желание овладеть

какой-либо

профессиональной

деятельностью

1.Отношение к труду и людям

труда

2. Интерес к трудовой и

профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть какой-либо профессией.

Наблюдение

Методика

«Продолжи

предложение»

Беседа «Кем

быть?»

Поведенческие

навыки трудовой

деятельности,

ответственность,

дисциплинированность,

самостоятельность в

труде


Уровень трудовой активности

1.Навыки трудовой деятельности.

2.Проявление трудолюбия,

старательности.

3.Добросовестность, активность,

ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ

продуктов

трудовой

деятельности.

Итог освоения данного Курса является творческий проект «Все работы хороши…», представление которого возможно в форме мультимедийной презентации или фотоотчета.

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 1-4 классов, Данная программа рассчитана на 5 лет (20часов)

1(1) класс - 4 часа

1(2) класс - 4 часа

2 класс - 4 часа

3 класс - 4 часа

4 класс - 4 часа.

Формы контроля освоения Курса по профориентации.

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

2. В конце каждого учебного года предполагается организовать проектную деятельность учащихся, результатом которой является групповой проект с оформлением страницы в портфолио « Все работы хороши…»

Содержание программы для 1 (1) класса

«Труд в жизни человека» - 4 часа (один раз в четверть).

В результате изучения программы у младших школьников формируются:

- элементарные представления об основных профессиях;

- навыки коллективной работы;

- обязательность уважения к людям труда;

- знания о производственной деятельности людей.

Тематическое планирование занятий

п/п

Тема занятия


Форма проведения Примерное содержание занятия

Кол.

часов

Аудиторные

1

Вводное занятие « На золотом крыльце сидели».

Занятие проводится в форме игры-считалки; на основе стихотворного материала «На златом крыльце сидели, царь…» .

1

1

2

Повар

Сюжетная игра «Свари обед»

Дети по очереди проигрывают заданный сюжет с использованием оборудования и специальной одежды, предназначенной для этой профессии.


1

1

3

Почтальон

Интерактивный час с элементами деловой игры «Доставь письмо по адресу».


1

1

4

Итоговое занятие « Все работы хороши,…»

КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Содержание включает в себя – чтение стихотворений, работа с пословицами, исполнение песен о труде.

1

1


Итого:


4

4



Содержание программы для 1 (2) класса

« Интересные профессии » - 4 часа (один раз в четверть).

В результате изучения программы у младших школьников:

- продолжается знакомство с трудом окружающих людей, углубляется их  представления о разных профессиях;

- расширяется круг представлений о труде взрослых;

- формируется понятие о значении труда в сфере «Человек-человек».



Тематическое планирование занятий

п/п

Тема занятия


Примерное содержание занятия

Кол.

часов

Аудиторные

1

Кем работают мои родители «Вот у Коли например…»

Презентация профессии родителей, в виде инсценирования.

1

1

2

Угадай профессию

Коллективная игра, по угадыванию профессий.

1

1

3

Творчество в труде

Сюжетная игра «Маляр».

Дети проигрывают заданный сюжет с использованием оборудования и специальной одежды, предназначенной для этой профессии.


1

1

4

Итоговое занятие «Галерея (художники)»

Игра в художников с использованием необходимых инструментов (мольберт, палитра и др.).

Рисование по заданной теме.

Оформление галереи.

1

1


Итого:


4

4



Содержание программы для 2 класса

«Мир профессий» - 4 часа в год (один раз в четверть).

Направления содержания занятий по программе:

- расширение представлений о многообразном мире профессий и начало формирования значимости выбора профессии для человека;

- приобретение первоначальных навыков содержания рабочего места в требуемом порядке.

Тематическое планирование занятий

п/п

Тема занятия


Примерное содержание занятия

Кол.

часов

аудиторные

1

Угадай профессию.

Коллективная игра, по угадыванию профессий.

1

1

2

Профессии, которые нас защищают

Интерактивный час «Инспектор-регулировщик».

Сюжетная игра. Дети по очереди проигрывают заданный сюжет с использованием оборудования и специальной одежды, предназначенной для этой профессии.


1

1

3

Все профессии важны

Инсценирование. Проигрывание ситуаций.

1

1

4

Итоговое занятие «Мы в профессии играем»

Постановка спектакля

1

1


Итого:


4

4


Содержание программы для 3 класса

«Я в мире профессий» - 4 часа в год (один раз в четверть).

В рамках освоения программы происходит:

-расширение знаний о производственной деятельности людей;

- создаются ситуации для воспитания уважения к людям труда;

-углубляется понимание значимости выбора профессии в жизни человека в соответствии с его интересами и возможностями.

Тематическое планирование занятий

п/п

Тема занятия


Примерное содержание занятия

Кол.

часов

аудиторные

1

Профессия «Учитель».

Деловая игра «Час дублера».

1

1

2

Профессия «Библиотекарь».

Деловая игра. Оформление выставки «Календарь памятных дат» .

1

1

3

«Мир профессий».

Коллективная игра, по угадыванию профессий.


1

1

4

Профессия «Косметолог».

Ролевая игра «Мир красоты» с привлечением специалистов в данной области.


1

1


Итого:


4

4



Содержание программы для 4 класса

«Творческие профессии» - 4 часа в год (один раз в месяц). Освоение программы предполагает учащимся:

- раскрыть их представления о различных профессиях;

-продемонстрировать их знания о производственной деятельности людей;

- выразить уважительное отношение к людям труда;

-прокомментировать свой первоначальный профессиональный выбор (интерес).


Тематическое планирование занятий

п/п

Тема занятия


Примерное содержание занятия

Кол.

часов

аудиторные

1

Чтобы люди были красивыми (парикмахер)

Сюжетно-ролевая игра «Волшебные ножницы» с привлечением специалиста.

1

1

2

Мир кино. Оператор, режиссер, артист.

Сюжетно – ролевая игра. Дети по очереди проигрывают заданный сюжет с использованием оборудования и специальной одежды, предназначенной для этой профессии.


1

1

3

На страже закона.

Интерактивный час «Знакомство с мужественными профессиями»

1

1

4

Творческий проект «Моя будущая профессия»

Защита проектов «Моя будущая профессия».

1

1


Итого:


4

4



Список источников

  1. Игумнова Е.Банкир, фермер иль портной….Кто же я буду такой??? Новосибирск: Призвание, 1994.

  2. Психологический справочник популярных профессий. Под редакцией Е.С.Романовой.- М.: МГПУ, 2000

  3. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [ Текст ] / Т.Н.  Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.

  4. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах [ Текст ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.

  5. shkolabuduschego.ru/school/realizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-soglasno-trebovaniyam-fgos.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!