СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профильной смены для детей и детей ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профильной смены для детей и детей ОВЗ»


















Программа профильной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наше Лето»











Разработчик программы:

Зам директора.
















Новосибирск

2023

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


п//п

Раздел

Стр.

1.

Паспорт программы.

3

2.

Пояснительная записка.

5

3.

Цели и основные задачи программы.

6

4.

Характеристика программы.

6

5.

Организационно-педагогические условия

7

6.

Механизм реализации программы.

7

7.

Легенда смены.

7

8.

План-сетка мероприятий профильной смены «Наше Лето».

Режим дня.

9

9.

Планируемые результаты.

11

10.

Кадровое обеспечение программы.

11

11.

Информационно-методическое обеспечение программы.

12

12.

Контроль за ходом реализации программы.

Оценка эффективности программы

13

ПАСПОРТ

Наименование программы


Заказчик программы


Разработчики программы


Партнеры программы

Целевая группа


Участники профильной смены

лагерей с дневным пребыванием


Цель программы

Цель программы: создание творческого досугового пространства для организованного активного отдыха, занятости, развития личности ребенка, укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ и

инвалидностью.

Задачи программы

  1. Содействовать формированию положительных и

ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни.

  1. Способствовать активизации творческой инициативы, воображения и фантазии.

  2. Содействовать формированию нравственных качеств


личности, ориентированных на проявление доброты к окружающим.

  1. Содействовать развитию коммуникативных навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

  2. Обогащать опыт учащихся по организации досуга с использованием настольных игр.

Основные направления

  1. Культурно – досуговое.

  2. Физкультурно – оздоровительное.

  3. Социально-гуманитарное.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 5 каникулярных дней

профильной смены в весенний, осенний, зимний периоды

Планируемые результаты

  1. Сформированы установки на здоровый и безопасный образ жизни.

  2. Учащиеся проявляют творческую инициативу на мероприятиях смены.

  3. Учащиеся используют позитивную коммуникацию при общении со сверстниками и взрослыми, ориентированы на проявление доброты к окружающим.

  4. Учащиеся проявляют потребность в сотрудничестве в совместной групповой, в том числе игровой

деятельности.

  1. Учащихся умеют играть в настольные игры, используют умение в организации своего досуга.

Контроль за реализацией программы

Возможность

применения и тиражирования программы в образовательном пространстве

Программа « » прошла апробацию в




Пояснительная записка


Организованный отдых детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью во время каникул позволяет расширить возможности образовательной среды школы в области социализации учащихся. Расширяются возможности для развития у школьников важных социальных навыков, коммуникативных компетенций. Организованная досуговая деятельность в период каникул снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности. Любой период школьных каникул можно использовать для развития социальных компетенций детей. В краткосрочные профильные смены детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием в летний период важно организовать отдых особой категории учащихся общеобразовательных школ – детей с ОВЗ и инвалидностью.

При организации профильных смен с дневным пребыванием дети с ОВЗ и инвалидностью могут получить особый опыт социализации и развития самостоятельности, раскрытия творческого потенциала.

Актуальность программы заключается в том, что ее содержание отвечает требованиям времени, социальному заказу общества, запросам детей с ОВЗ и инвалидностью, способствует их активному отдыху и оздоровлению.

Значимость данной программы в комфортно организованном отдыхе и в умении спланировать работу так, чтобы каждый участник смены имел возможность получить комплекс знаний, умений и навыков по нескольким направлениям деятельности в индивидуальных, групповых занятиях и массовых мероприятиях.

Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности, в использовании инновационных подходов к организации отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях школьного оздоровительного лагеря.

В профильной смене организуются кружки с учётом возрастных особенностей учащихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.

Программа имеет практическую и методическую значимость, может быть транслирована в ДОЛ с дневным пребыванием муниципальных общеобразовательных организаций.

Возможно широкое применение и тиражирование программы в условиях общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ и инвалидностью


Цели и основные задачи программы

Цель программы: создание творческого досугового пространства для организованного активного отдыха, занятости, развития личности ребенка, укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью.

Задачи:

  1. Содействовать формированию положительных и ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни.

  2. Способствовать активизации творческой инициативы, воображения и фантазии.

  3. Содействовать формированию нравственных качеств личности, ориентированных на проявление доброты к окружающим.

  4. Содействовать развитию потребности в сотрудничестве в совместной групповой, в том числе игровой деятельности.

  5. Обогащать опыт учащихся по организации досуга с использованием настольных игр.


Основные направления реализации программы

Данная программа включает следующие направления работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью:

    • культурно-досуговое;

    • физкультурно-оздоровительное;

    • социально-гуманитарное.

Характеристика программы

Направленность программы по содержанию является социально- гуманитарной.

Классификация по признаку – общеразвивающая.

По характеру деятельности – социальной адаптации.

По возрастному принципу – разновозрастная.

По масштабу действия муниципальная/учрежденческая.

По срокам реализации – 1 профильная смена 10 дней

Организационно-педагогические условия

Данная программа разработана для учащихся 1-9 классов, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 7-16 лет уровня.

Общими чертами школьников являются:

      • недостаточный уровень мотивации к познавательной деятельности,

      • ограниченные представления об окружающем мире;

      • низкий темп выполнения заданий;

      • нуждаемость в постоянной помощи взрослого;

      • трудности в понимании инструкций;

      • повышенная утомляемость;

      • возможны проявления возбудимости, беспокойства, склонности к упрямству.

Программа рассчитана на 10 дней профильной смены.

Занятия детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием проводятся в кружках количественным составом до 19 человек.


Механизм реализации программы

Программа предусматривает организацию кратковременного отдыха и оздоровления школьников, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью.

Программа реализуется через систему досуговых, профилактических, коррекционно-развивающих занятий, способствующих развитию творческого потенциала, любознательности, вовлекающих детей в активное освоение окружающего мира.


Принципы, положенные в основу программы:
  1. Личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.

  2. Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.

  3. Деятельностный подход к воспитанию: воспитательная сфера жизнедеятельности должна развиваться как пространство деятельностного

формирования у детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью умений и навыков позитивной коммуникации.

  1. Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форм и методов воспитания, с учетом личных интересов и психофизиологических особенностей детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях разновозрастной группы кратковременного пребывания.

В основу организации смены закладывается легенда, согласно которой все дети и взрослые, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Легенда смены:

Издревле Птица Доброты летает по городам («Город здоровья», «Город игр», «Город творчества», «Город доброты», «Город безопасности») и оставляет детям свои улыбки за активное участие в делах горожан. Каждый день участники профильной смены вслед за Птицей Доброты пребывают в новый город и путешествуют по нему, участвуя в различных мероприятиях. За активную работу в городах учащиеся получают улыбки от Птицы Доброты, в конце каждого дня определяют самого активного участника. В конце смены каждый участник награждается грамотой в номинациях: «Доброе сердце», «Самый творческий», «Лучший игрок», «Самый спортивный», «Лучший художник»,

«Самый культурный», «Самый внимательный» и др.

Профильная смена включает оздоровительные, спортивные и досуговые мероприятия.


План-сетка мероприятий профильной смены с дневным пребыванием «Наше Лето»

Дата

Время

Город прибытия

Мероприятие

Ответственный

1 неделя

1

10-00

Город

здоровья

Профилактическая акция «Поделись улыбкою своей» (изготовление коллажа из улыбок, нарисованных, вырезанных каждым учащимся).Интерактивная игра «Будь здоров!»


2

10-00

Город

доброты

Интерактивное занятие «Богатства

человеческого сердца».


3

10-00

Город игр

Спортивное мероприятие с элементами адаптивной физкультуры


4

10-00

Город творчества

Занятие по арттерапии «Парное

рисование».


5

10-00

Город

безопасности

Игровое занятие «ПДД – наши друзья!»



6

10-00

Город

доброты

Профилактическая акция «Поделись улыбкою своей» (изготовление коллажа из улыбок, нарисованных, вырезанных

каждым учащимся).


7

10-00

Город

здоровья

Виртуальная экскурсия в музей

вредных привычек «Выбор».


8

10-00

Город творчества

Интерактивное занятие

«Лингвоэкология».


9

10-00

Город игр

Обучение настольным интеллектуальным играм. Проект

«Дайсмен».


10

10-00

Город безопасности

Интерактивное занятие «Богатства

человеческого сердца».




Информационно-методическое обеспечение программы


Методические условия: наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки, должностные инструкции всех участников процесса, проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены; подбор методических разработок в соответствии с планом работы; проведение ежедневных планёрок; коллективные творческие дела; творческие мастерские; индивидуальная работа.

Педагогические условия.

    1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей с ОВЗ и инвалидностью.

    2. Организация различных видов деятельности.

    3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

    4. Создание ситуации успеха.

    5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

    6. Организация различных видов стимулирования.


Особенности материально-технического обеспечения программы

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

  2. Материалы для оформления и творчества детей.

  3. Наличие канцелярских принадлежностей.

  4. Компьютерное обеспечение, мультимедийный проектор.

  5. Призы и награды для стимулирования.

  6. Спортивный инвентарь

  7. Настольные и подвижные игры.


Информационное сопровождение работы смены ДОЛ:

Жизнедеятельность лагерной смены будет представлена через:

    • информационный стенд лагеря;

    • отрядные уголки;

    • официальные сайты управления образования

    • официальные группы ВКонтакте

Контроль за ходом реализации программы

Кураторами профильной смены являются представители муниципальных образовательных организаций.

Ежедневно участники смены заполняют экран настроения в форме смайликов, выражающих различные эмоции (радость, грусть, безразличие), проводится рефлексия по удовлетворенности учащимися – участниками смены проведенным в лагере днем.


Оценка эффективности программы:

Критерии результата

Методы оценки

Ответственны

е

Уровень эффективности

1. Сформированы установки на здоровый и безопасный образ

жизни.

Анкета/ ответы детей на интерактивной игре «Будь

здоров!» и занятия «ПДД

– наши друзья!»

Вожатые отряда, педагог

ЦППМиСП

Учащиеся отметили установки на ведение ЗОЖ

2. Учащиеся проявляют творческую инициативу на мероприятиях смены.

Наблюдение. Ежедневный экран настроения.

Вожатые отряда, педагоги

ЦППМиСП

Наблюдается вовлеченность в процесс, желание довести начатое до конца.

Отмечают положительные эмоции в экране настроения.

Анкета обратной связи по итогам участия в смене (вопрос 1,2)

3. Учащиеся используют позитивную коммуникацию при общении со сверстниками и взрослыми, ориентированы на проявление доброты к

окружающим.

Наблюдение. Ежедневный экран настроения.

Вожатые отряда, педагоги

ЦППМиСП

Наблюдается вовлеченность в процесс, желание довести начатое до конца.

Отмечают положительные эмоции в экране настроения.

Анкета обратной связи по итогам участия в смене (вопрос 4)

4. Учащиеся проявляют потребность в

сотрудничестве в совместной групповой, в том числе игровой

деятельности.

Наблюдение. Ежедневный экран настроения.

Вожатые отряда, педагоги

ЦППМиСП

Наблюдается вовлеченность в процесс, желание довести начатое до конца.

Отмечают положительные эмоции в экране настроения.

Анкета обратной связи по итогам участия в смене (вопрос 3)

5. Учащихся умеют играть в настольные игры, используют

умение в организации досуга.

Наблюдение за игровой

деятельностью

Вожатые отряда

Учащиеся умеют играть по правилам. Умеют играть со сверстниками без взрослого,

могут объяснить правила участнику игры.

По окончании профильной смены воспитатель отряда (педагог МОО) получает обратную связь об удовлетворенности детей с ОВЗ и инвалидностью мероприятиями смены посредством анкетирования (Приложение №3 Анкета обратной связи по итогам участия ребенка с ОВЗ и инвалидностью в профильной смене детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

«Планета добрых сердец»). МУДО «ЦППМиСП» обобщает данные анкетирования участников профильной смены и направляет заказчику программы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!