Программа профильной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наше Лето»
Разработчик программы:
Зам директора.
Новосибирск
2023
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№ п//п | Раздел | Стр. |
1. | Паспорт программы. | 3 |
2. | Пояснительная записка. | 5 |
3. | Цели и основные задачи программы. | 6 |
4. | Характеристика программы. | 6 |
5. | Организационно-педагогические условия | 7 |
6. | Механизм реализации программы. | 7 |
7. | Легенда смены. | 7 |
8. | План-сетка мероприятий профильной смены «Наше Лето». Режим дня. | 9 |
9. | Планируемые результаты. | 11 |
10. | Кадровое обеспечение программы. | 11 |
11. | Информационно-методическое обеспечение программы. | 12 |
12. | Контроль за ходом реализации программы. Оценка эффективности программы | 13 |
ПАСПОРТ
Наименование программы | |
Заказчик программы | |
Разработчики программы | |
Партнеры программы | |
Целевая группа | |
Участники профильной смены лагерей с дневным пребыванием | |
Цель программы | Цель программы: создание творческого досугового пространства для организованного активного отдыха, занятости, развития личности ребенка, укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью. |
Задачи программы | Содействовать формированию положительных и ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни. Способствовать активизации творческой инициативы, воображения и фантазии. Содействовать формированию нравственных качеств |
| личности, ориентированных на проявление доброты к окружающим. Содействовать развитию коммуникативных навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Обогащать опыт учащихся по организации досуга с использованием настольных игр. |
Основные направления | Культурно – досуговое. Физкультурно – оздоровительное. Социально-гуманитарное. |
Срок реализации программы | Программа рассчитана на 5 каникулярных дней профильной смены в весенний, осенний, зимний периоды |
Планируемые результаты | Сформированы установки на здоровый и безопасный образ жизни. Учащиеся проявляют творческую инициативу на мероприятиях смены. Учащиеся используют позитивную коммуникацию при общении со сверстниками и взрослыми, ориентированы на проявление доброты к окружающим. Учащиеся проявляют потребность в сотрудничестве в совместной групповой, в том числе игровой деятельности. Учащихся умеют играть в настольные игры, используют умение в организации своего досуга. |
Контроль за реализацией программы | |
Возможность применения и тиражирования программы в образовательном пространстве | Программа « » прошла апробацию в |
Пояснительная записка
Организованный отдых детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью во время каникул позволяет расширить возможности образовательной среды школы в области социализации учащихся. Расширяются возможности для развития у школьников важных социальных навыков, коммуникативных компетенций. Организованная досуговая деятельность в период каникул снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности. Любой период школьных каникул можно использовать для развития социальных компетенций детей. В краткосрочные профильные смены детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием в летний период важно организовать отдых особой категории учащихся общеобразовательных школ – детей с ОВЗ и инвалидностью.
При организации профильных смен с дневным пребыванием дети с ОВЗ и инвалидностью могут получить особый опыт социализации и развития самостоятельности, раскрытия творческого потенциала.
Актуальность программы заключается в том, что ее содержание отвечает требованиям времени, социальному заказу общества, запросам детей с ОВЗ и инвалидностью, способствует их активному отдыху и оздоровлению.
Значимость данной программы в комфортно организованном отдыхе и в умении спланировать работу так, чтобы каждый участник смены имел возможность получить комплекс знаний, умений и навыков по нескольким направлениям деятельности в индивидуальных, групповых занятиях и массовых мероприятиях.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности, в использовании инновационных подходов к организации отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях школьного оздоровительного лагеря.
В профильной смене организуются кружки с учётом возрастных особенностей учащихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Программа имеет практическую и методическую значимость, может быть транслирована в ДОЛ с дневным пребыванием муниципальных общеобразовательных организаций.
Возможно широкое применение и тиражирование программы в условиях общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ и инвалидностью
Цели и основные задачи программы
Цель программы: создание творческого досугового пространства для организованного активного отдыха, занятости, развития личности ребенка, укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью.
Задачи:
Содействовать формированию положительных и ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни.
Способствовать активизации творческой инициативы, воображения и фантазии.
Содействовать формированию нравственных качеств личности, ориентированных на проявление доброты к окружающим.
Содействовать развитию потребности в сотрудничестве в совместной групповой, в том числе игровой деятельности.
Обогащать опыт учащихся по организации досуга с использованием настольных игр.
Основные направления реализации программы
Данная программа включает следующие направления работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью:
Характеристика программы
Направленность программы по содержанию является социально- гуманитарной.
Классификация по признаку – общеразвивающая.
По характеру деятельности – социальной адаптации.
По возрастному принципу – разновозрастная.
По масштабу действия – муниципальная/учрежденческая.
По срокам реализации – 1 профильная смена 10 дней
Организационно-педагогические условия
Данная программа разработана для учащихся 1-9 классов, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 7-16 лет уровня.
Общими чертами школьников являются:
недостаточный уровень мотивации к познавательной деятельности,
ограниченные представления об окружающем мире;
низкий темп выполнения заданий;
нуждаемость в постоянной помощи взрослого;
трудности в понимании инструкций;
повышенная утомляемость;
возможны проявления возбудимости, беспокойства, склонности к упрямству.
Программа рассчитана на 10 дней профильной смены.
Занятия детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием проводятся в кружках количественным составом до 19 человек.
Механизм реализации программы
Программа предусматривает организацию кратковременного отдыха и оздоровления школьников, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью.
Программа реализуется через систему досуговых, профилактических, коррекционно-развивающих занятий, способствующих развитию творческого потенциала, любознательности, вовлекающих детей в активное освоение окружающего мира.
Принципы, положенные в основу программы:
Личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.
Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.
Деятельностный подход к воспитанию: воспитательная сфера жизнедеятельности должна развиваться как пространство деятельностного
формирования у детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью умений и навыков позитивной коммуникации.
Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форм и методов воспитания, с учетом личных интересов и психофизиологических особенностей детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях разновозрастной группы кратковременного пребывания.
В основу организации смены закладывается легенда, согласно которой все дети и взрослые, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Легенда смены:
Издревле Птица Доброты летает по городам («Город здоровья», «Город игр», «Город творчества», «Город доброты», «Город безопасности») и оставляет детям свои улыбки за активное участие в делах горожан. Каждый день участники профильной смены вслед за Птицей Доброты пребывают в новый город и путешествуют по нему, участвуя в различных мероприятиях. За активную работу в городах учащиеся получают улыбки от Птицы Доброты, в конце каждого дня определяют самого активного участника. В конце смены каждый участник награждается грамотой в номинациях: «Доброе сердце», «Самый творческий», «Лучший игрок», «Самый спортивный», «Лучший художник»,
«Самый культурный», «Самый внимательный» и др.
Профильная смена включает оздоровительные, спортивные и досуговые мероприятия.
План-сетка мероприятий профильной смены с дневным пребыванием «Наше Лето»
Дата | Время | Город прибытия | Мероприятие | Ответственный |
1 неделя |
1 | 10-00 | Город здоровья | Профилактическая акция «Поделись улыбкою своей» (изготовление коллажа из улыбок, нарисованных, вырезанных каждым учащимся).Интерактивная игра «Будь здоров!» | |
2 | 10-00 | Город доброты | Интерактивное занятие «Богатства человеческого сердца». | |
3 | 10-00 | Город игр | Спортивное мероприятие с элементами адаптивной физкультуры | |
4 | 10-00 | Город творчества | Занятие по арттерапии «Парное рисование». | |
5 | 10-00 | Город безопасности | Игровое занятие «ПДД – наши друзья!» | |
|
6 | 10-00 | Город доброты | Профилактическая акция «Поделись улыбкою своей» (изготовление коллажа из улыбок, нарисованных, вырезанных каждым учащимся). | |
7 | 10-00 | Город здоровья | Виртуальная экскурсия в музей вредных привычек «Выбор». | |
8 | 10-00 | Город творчества | Интерактивное занятие «Лингвоэкология». | |
9 | 10-00 | Город игр | Обучение настольным интеллектуальным играм. Проект «Дайсмен». | |
10 | 10-00 | Город безопасности | Интерактивное занятие «Богатства человеческого сердца». | |
Информационно-методическое обеспечение программы
Методические условия: наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки, должностные инструкции всех участников процесса, проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены; подбор методических разработок в соответствии с планом работы; проведение ежедневных планёрок; коллективные творческие дела; творческие мастерские; индивидуальная работа.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей с ОВЗ и инвалидностью.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Особенности материально-технического обеспечения программы
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Компьютерное обеспечение, мультимедийный проектор.
Призы и награды для стимулирования.
Спортивный инвентарь
Настольные и подвижные игры.
Информационное сопровождение работы смены ДОЛ:
Жизнедеятельность лагерной смены будет представлена через:
информационный стенд лагеря;
отрядные уголки;
официальные сайты управления образования
официальные группы ВКонтакте
Контроль за ходом реализации программы
Кураторами профильной смены являются представители муниципальных образовательных организаций.
Ежедневно участники смены заполняют экран настроения в форме смайликов, выражающих различные эмоции (радость, грусть, безразличие), проводится рефлексия по удовлетворенности учащимися – участниками смены проведенным в лагере днем.
Оценка эффективности программы:
Критерии результата | Методы оценки | Ответственны е | Уровень эффективности |
1. Сформированы установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Анкета/ ответы детей на интерактивной игре «Будь здоров!» и занятия «ПДД – наши друзья!» | Вожатые отряда, педагог ЦППМиСП | Учащиеся отметили установки на ведение ЗОЖ |
2. Учащиеся проявляют творческую инициативу на мероприятиях смены. | Наблюдение. Ежедневный экран настроения. | Вожатые отряда, педагоги ЦППМиСП | Наблюдается вовлеченность в процесс, желание довести начатое до конца. Отмечают положительные эмоции в экране настроения. Анкета обратной связи по итогам участия в смене (вопрос 1,2) |
3. Учащиеся используют позитивную коммуникацию при общении со сверстниками и взрослыми, ориентированы на проявление доброты к окружающим. | Наблюдение. Ежедневный экран настроения. | Вожатые отряда, педагоги ЦППМиСП | Наблюдается вовлеченность в процесс, желание довести начатое до конца. Отмечают положительные эмоции в экране настроения. Анкета обратной связи по итогам участия в смене (вопрос 4) |
4. Учащиеся проявляют потребность в сотрудничестве в совместной групповой, в том числе игровой деятельности. | Наблюдение. Ежедневный экран настроения. | Вожатые отряда, педагоги ЦППМиСП | Наблюдается вовлеченность в процесс, желание довести начатое до конца. Отмечают положительные эмоции в экране настроения. Анкета обратной связи по итогам участия в смене (вопрос 3) |
5. Учащихся умеют играть в настольные игры, используют умение в организации досуга. | Наблюдение за игровой деятельностью | Вожатые отряда | Учащиеся умеют играть по правилам. Умеют играть со сверстниками без взрослого, могут объяснить правила участнику игры. |
По окончании профильной смены воспитатель отряда (педагог МОО) получает обратную связь об удовлетворенности детей с ОВЗ и инвалидностью мероприятиями смены посредством анкетирования (Приложение №3 Анкета обратной связи по итогам участия ребенка с ОВЗ и инвалидностью в профильной смене детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«Планета добрых сердец»). МУДО «ЦППМиСП» обобщает данные анкетирования участников профильной смены и направляет заказчику программы.