СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профильного пришкольного лагеря "Юные краеведы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профильного пришкольного лагеря "Юные краеведы"

Просмотр содержимого документа
«Программа профильного пришкольного лагеря "Юные краеведы"»



Согласовано:

Заместитель начальника управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район;

______________ Е.Ю. Келейникова

«____»__мая 2022г

Утверждаю:

директор

_________________

«____»__мая 2022г



Муниципальное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14 им. Д.А.Старикова Гулькевичского муниципального района Краснодарского края







Программа профильного пришкольного лагеря

«Юный краевед»




Музейно-краеведческой направленности


Юный краевед

Название программы






Автор - составитель:

Рыбалкина Е.В.






с.Соколовское

2022г.

Информационная карта программы лагеря


Название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием музейно-краеведческого направления «Юный краевед»

Основания для разработки программы

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

  • п. 5 «Экологической доктрины РФ»

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20

  • Устав школы.

  • Положение о профильном пришкольном лагере дневного пребывания

Заказчик программы

Управление образования администрации муниципального образования Гулькевичский район

Автор – составитель программы

Рыбалкина Е.В

Образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14 им. Д.А.Старикова Гулькевичского муниципального района Краснодарского края

Адрес

Краснодарский край, Гулькевичский район, с.Соколовское, ул.Школьная 14

Телефон

8(86160) 37-7-83; 37-7-84

Срок реализации программы

06.06.2022 – 26.06.2022

Место реализации

МБОУ СОШ № 14 им.Д.А.Старикова

Количество, возраст учащихся

70- учащихся от 7 до 11 лет, в т.ч:

7 лет-

8 лет-

9 лет –

10 лет –

11 лет –

15 учащихся от 12 лет и старше

Направленность программы

Профильная – музейно-краеведческая

Продолжительность программы

Краткосрочная, рассчитана на 15 дней I смены:

  • первый период – организационный (2 дня),

  • второй – основной период (12 дней),

  • третий – итоговый (1 день).


  1. Пояснительная записка

  1. Общие положения

Реальность сегодняшнего дня такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Решая возникшую проблему, МБОУ СОШ № 14 им.Д.А.Старикова организует на своей базе летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием музейно-краеведческого направления «Юный краевед», который осуществляет свою деятельность согласно нормативно-правовой документации Федерального значения и локальным актам учереждения.

Летний отдых сегодня – это полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Данная программа летнего отдыха поможет формированию умения взаимодействовать в коллективе, приобретению опыта общения, лидерского опыта, как фактора активного построения собственной жизни в обществе, готовности к социальным действиям. В рамках программы ребята получают дополнительные возможности для формирования положительной «Я-концепции», для развития умения направлять энергию, интересы, идеи в социально-значимую деятельность.

Воспитательная ценность программы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Летние каникулы - благоприятное время для восстановления здоровья детей средствами физической культуры, спорта, туризма, закаливания организма. За спиной у детей целый учебный год с серьёзными учебными нагрузками, поэтому у них к концу учебного года накапливается усталость, у многих обостряются имеющиеся хронические заболевания.

Программа насыщена развлекательными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, что позволяет ее участникам отдохнуть, восстановить силы, пережить положительные эмоции. Занятие спортом, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, правильное питание и соблюдение режима дня, подготовка и проведение спортивно-массовых и туристических мероприятий в режиме работы лагеря обеспечат активный отдых детей, будут способствовать развитию физических качеств, укреплению здоровья, повысят работоспособность и хорошее настроение.

Кто из детей не мечтает стать великим путешественником, сделать великое открытие, назвать остров или необитаемые земли своим именем. А летом каждый имеет такую возможность. Солнце и хорошее настроение помогут детям и взрослым в этом. Все направления работы лагеря имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.

Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Данная программа по своей направленности является профильной, она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием

Программа ставит в центр своей деятельности личность ребенка и его здоровье, развитие учащихся, поиск новых методических решений в воспитательной работе, разнообразных форм, увлекающих детей и включающих их в активную деятельность. Воспитывает гражданина и патриота своей Родины.

Исходя из вышесказанного, нами было определено основное направление работы по организации отдыха и деятельности учащихся в летнем лагере музейно-краеведческое.

Выбраны виды деятельности:

  • Музейное;

  • Краеведческое;

  • Художественно-эстетическое;

  • Спортивно-оздоровительное;

  • Трудовое.

Методы:

  • проблемно-поисковый

  • эвристический

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный

  • анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;

  • наблюдения;

Формы работы:

  • игры: подвижные, спортивные, тематические, театрализованные и «тихие» (на время плохой погоды);

  • соревнования по минифутболу, волейболу, уличному баскетболу, шашки, шахматы;

  • беседы на музейную и краеведческую темы и тему здорового образа жизни;

  • праздники:

  • операции: «Чистота и порядок», «Юный исследователь»;

  • конкурсы: рисунков на асфальте, чтецов, певцов, танцоров, фантазеров, модельеров, тематических плакатов;

  • викторины: тематические, развлекательные;

Т.о. летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием - это не просто звено в организации отдыха и занятости детей в каникулярное время. Это активная пора социализации ребенка, его воспитания, продолжение образования.

Именно поэтому эффективная организация профильной краеведческой смены лагеря с дневным пребыванием явилась важной задачей в работе нашего образовательного учреждения.

При комплектовании лагерной смены особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.


  1. Концепция и актуальность программы.

Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.

В школе работает краеведческий музей, в котором собрано много материала о земляках ветеранах, о прошлом нашего села и района. Материалы музея используются для проведения отрядных мероприятий. Организуются экскурсии в музей. Для воспитания чувства патриотизма у детей нужно знать историю края, района, села, улицы и т.д. Учить детей видеть красивое и прекрасное в нашем родном селе, районе, крае и стране. Необходимо научить их гордиться нашими успехами и достижениями.

Для более глубокого погружения учащихся в историю своей малой родины, необходимо непрерывное образование.

Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность образования возможно осуществить через деятельность профильного лагеря с дневным пребыванием.

Организация музейно-краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения.

Рассматривая различные формы организации смены, мы остановились на музейных и краеведческих мероприятиях.

Путешествуя по родным тропам, ребята знакомятся с историей школы, села, района, края, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и края. Продолжительность смены 21 день, то есть 3 недели.

Программа «Юный краевед» разработана для учащихся 7-17 лет. Программа краткосрочная, реализуется в течение профильной смены.


  1. Цели программы.

  • создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи непрерывного патриотического воспитания;

  • формирование у детей младшего и среднего школьного возраста патриотизма, настрой на доброжелательное отношение ко всему;

  • вовлечение школьников в активную исследовательскую и краеведческую деятельность.

  • создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;

  • способствовать осознанному выбору профессии и профессионального будущего подростка;

  • оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.


  1. Задачи программы:

-организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков

4.1 Образовательные задачи:

  • расширение представлений о родной школе, селе, районе, крае и стране, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

  • углубление теоретических знаний в области краеведения;

  • развитие интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности

  • знакомство с удивительным миром края, его разнообразием;

  • мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;

  • осознание «поля выбора» (из чего выбираем), осознание оснований для выбора профессии (как выбираем);

  • стремления к улучшению окружающей среды родного города.

4.2.Воспитательные задачи:

  • воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к истории, культуре и традициям родного села, района, края и страны;

  • формирование потребности бережного отношения к окружающей среде и улучшению её состояния;

  • Развитие уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;

  • формирование ответственного отношения личности к природе, материальным, социальным и духовным ценностям;

  • воспитание ответственности, целеустремлённости, бескорыстия, любви к истории, культуре и традициям родного села, района, края и страны;

  • создание атмосферы доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.

  • формирование установки на эффективный труд и успешную трудовую

карьеру;

  • планирование карьеры и необходимых шагов по реализации профессионального выбора;

4.3.Развивающие задачи:

  • развитие творческого мышления, внимания, воображения, памяти;

  • развитие сенсорного опыта детей, а именно: накопление, уточнение и расширение понятия о форме, цвете, размере, характере поверхности объектов природы;

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

  • развитие научно-технического творчества



Социальное партнерство в организации профильного пришкольного лагеря «Юный краевед»

ППЛ

«Юный краевед»

Районный и школьный музеи

Парк культуры и отдыха


ДК с.Соколовское


МУЗ ЦРБ


Казачество


ГИБДД, пожарная инспекция



СК «Звездный Стадион «Венец»


Церковь, духовенство




Районная, сельская и школьная библиотеки


СМИ


???


II. Основное содержание программы

п/п

Название деятельности (образовательная, экологическая, исследовательская, творческая, спортивно-оздоровительная)

Краткое описание

1

Музейно-краеведческая

В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: игры на местности, экскурсии по памятным местам, спортивные праздники и др.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием музеев Краснодарского края и России, учатся быть активными гражданами своей страны.

Теоретическая часть программы музейно-краеведческого лагеря способствует углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучению корней своей семьи, истории Малой Родины оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание.

Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия, ролевые игры и семинары, разработку краеведческих проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о своей Родине. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение истории, культуры и традиций родного края. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения музейно-краеведческих занятий с учётом возрастных особенностей.

2

Профориентационная

Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включают следующие виды:

Информационное - информация о профессиях, профессиональных учебных заведения.

Профессиографическое - создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности.

Диагностическое - разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности.

Консультационное - поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения

Образовательное - изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации различных образовательных программ, профессионализации человека.

Гигиеническое - перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.


III. Организация жизни в лагере.


Режим дня

время

Мероприятия (прием детей, зарядка, мероприятия по плану, обед и т.д.)

8.30 - 9.00

Прием детей, зарядка

9.00 - 9.20

Линейка, организационные моменты

9.20 - 9.50

Завтрак

9.50 - 10.50

Плановые мероприятия лагеря

10.50 - 12.30

Отрядные мероприятия

12.30 - 13.00

Оздоровительные процедуры

13.00 - 13.30

Обед

13.30 - 14.30

Отрядные мероприятия (КТД)

14.30

Уход домой

IV. Перспективный план летнего профильного музейно-краеведческого лагеря «Юный краевед»

Ежедневно- проведение физкульминуток

Посещение школьного и районного музея

Посещение кинотеатра (по мере комплектования групп)


дата

мероприятие

время проведения

место проведения

06.06

«Путешествие в страну счастливого детства» - театрализованный праздник, посвящённый открытию оздоровительного лагеря

9:50 – 11:50

Территория лагеря

07.06

Квест-игра «Моя Родина»

9:50 – 11:50

Территория лагеря

08.06

«Славянские забавы» (разучивание подвижных народных игр славян)

9:50 – 11:50

Территория лагеря

09.06

Развлекательная игра «Богатырские игры»

9:50 – 11:50

Территория лагеря

10.06

«Вперёд, Россия!» - легкоатлетический забег

9:50 – 11:50

Стадион школы


«Моя душа – Россия!» - конкурс плакатов


Отрядные комнаты

14.06

Квест-игра «В поисках сокровищ»

9:50 – 11:50

Территория лагеря

15.06

Развлекательная игра «День русских традиций в лагере»

9:50 – 11:50

Территория лагеря

16.06

Квест-игра «В стране веселых наук»

9:50 – 11:50

Территория лагеря

17.06

«Троица, Троица, земля травой покроется» - фольклорно- игровая программа

9:50 – 11:50

Территория лагеря

20.06

«Детству безопасные дороги» - театрализованное представление

9:50 – 11:50

Территория лагеря

21.06

Спортивно - интеллектуальная игра «Движение – это жизнь»

9:50 – 11:50

Территория лагеря

22.06

«Негасимая память священной войны» - участие в митинге, посвящённом Дню Памяти и скорби

9:50 – 11:50

Территория лагеря

23.06

Туристическая тропа» - краеведческая квест-игра

9:50 – 11:50

Территория лагеря

24.06

Праздничное мероприятие, посвященное закрытию лагерной смены «Шоу талантов»






V. Ожидаемые результаты.

1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов

3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.

4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,

5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории города.

6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.

7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.

8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.


VI. Формы и виды контроля.

Начальный контроль: оценка исходных знаний в области экологических исследований – анкетирование, постановка проблемных вопросов в игровых программах и др.

Текущий контроль: проверка знаний и умений, приобретаемых воспитанниками в результате работы по программе, тестирование на выявление интересов ребенка, тест по определению типа личности Д. Голланда

Итоговый контроль: умение интерпретировать изученный материал, умение представить материал (выступление по результатам научно-исследовательских проектов, КТД),

VII. Форма подведения итогов.

Написание статей по материалам исследований, изготовление компьютерного продукта (презентаций, сайтов) для учебных или просветительских целей, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др.

VIII. Механизм реализации программы

1. Подготовительный этап включает: подбор кадров, комплектование отрядов, разработку документации и др.

2. Организационный этап включает: знакомство, выявление и постановку целей развития коллектива и личности, сплочение отрядов, формирование законов и условий совместной работы и др.

3. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации - организаторы программы:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в себе, в окружающем мире;

- участие в экологических исследованиях,

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков, готовят презентации и проводят школьный экологический мониторинг.

4. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.


IX. Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют

№п/п

Должность

количество

Функциональные обязанности

1

Заместитель директора по ВР

1

организует методическую работу, ведёт учёт учащихся занятости в летний период;

2

Начальник лагеря

1

обеспечивает функционирование лагеря, организует общелагерные мероприятия

3

Заместитель начальника лагеря

1

обеспечивает организацию питания в лагере и проведение библиотечных занятий

4

Воспитатели

10

организуют работу отрядов

5

Учитель физкультуры

2

организуют спортивно-оздоровительную работу

6

Музыкальный работник

1

- организует музыкально – досуговые и культурно-массовые мероприятия

7

Медицинский работник

1

обеспечивает соблюдение санитарно – гигиенических норм, следит за здоровьем детей

8

Работники пищеблока

3

обеспечивает питание

9

Технический персонал

2

обеспечивает чистоту и порядок в помещениях школы и прилежащей территории.


Вожатые (актив школьного (ученического) самоуправления

15

помогают воспитателям в организации и проведении мероприятий


X. Условия реализации программы.

Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Источником финансирования лагеря являются средства из краевого и муниципального бюджетов с привлечением спонсорских средств.


Материально-техническое обеспечение.

Материально-технические условия предусматривают:

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды

6. Спортивный инвентарь


Применение

Кабинет (5 шт.)

Отрядное место

Спортивный зал (1 шт.)

Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)

Баскетбольная и волейбольная площадки, футбольное поле, беговые дорожки

Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Пришкольный участок


Организация краеведческой работы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Школьная столовая

Завтрак, обед

Школьный музей

Организация краеведческой работы



Приложение 1

Отрядные мероприятия

Дата

Время

Отряд

Мероприятие

Цена

6 июня

11:50

Все отряды

Инструктаж по ТБ

бесплатно

7 июня

11:50

3 отряд

«Знать ребёнок должен каждый, безопасность – это важно» - урок безопасности

бесплатно

11:50

2 отряд

«По морям, по волнам» - конкурсно- игровая программа

бесплатно

8 июня

10:30

1 и 2 Отряды

Мастер-класс по изготовлению кукол

40 руб. / человек

11:50

4 отряд

«Буян – остров тайн и загадок» - литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина

бесплатно

11:50

3 отряд

«Там, на неведомых дорожках» - конкурсно-игровая программа

бесплатно

9 июня

11:50

1 отряд

«Мы» сильнее, чем «Я» - игровая программа

бесплатно

11:50

2 отряд

«Праздник дружбы и добра» - познавательная программа

бесплатно

10 июня

11:50

Все отряды

«Моя душа – Россия» - конкурс плакатов

бесплатно

14 июня

11:50

1 и 2 отряды

«Это что за хоровод в селе Дымково живёт!» - творческая мастерская

бесплатно

11:50

3 и 4 отряды

«Давайте потанцуем!» - развлекательная программа

бесплатно

15 июня

10:30

2 отряд

Выставка «Здесь Родины моей начало» (выезд в краеведческий музей г.Гулькевичи)

40 руб. / человек

11:50

1 отряд

«Игровая круговерть» - эстафеты с мячом

бесплатно

11:50

3 отряд

«Кросс – вопрос» - интеллектуальная игра

бесплатно

16 июня

10:30

3 отряд

Квест «В поисках сокровищ» (выезд в краеведческий музей г.Гулькевичи)

40 руб. / человек

11:50

1 отряд

«Волшебная тропинка» - развлекательно-игровая программа по сказкам

бесплатно

11:50

4 отряд

«Шип-шип-шоу» - конкурсно-игровая программа

бесплатно

17 июня

11:00

4 отряд

Квест «В поисках сокровищ» (выезд в краеведческий музей г.Гулькевичи)

40 руб. / человек

20 июня

11:50

4 отряд

«Ловкие, умелые, смелые» - туристические эстафеты

бесплатно

21 июня

10:30

1 отряд

Квест «По музейным дорожкам» (выезд в краеведческий музей г.Гулькевичи)

40 руб. / человек

11:50

2 отряд

«Находчивый путешественник» - туристическая игра

бесплатно

22 июня





23 июня

10:30

3 и 4 отряды

Музейная игра «Бабушкин сундук» + Музейная игра «Краеведческое лото»

40 руб. / человек

24 июня






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!