Согласовано: Заместитель начальника управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район; ______________ Е.Ю. Келейникова «____»__мая 2022г | Утверждаю: директор _________________ «____»__мая 2022г |
Муниципальное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14 им. Д.А.Старикова Гулькевичского муниципального района Краснодарского края
Программа профильного пришкольного лагеря
«Юный краевед»
Музейно-краеведческой направленности
Юный краевед
Название программы
Автор - составитель:
Рыбалкина Е.В.
с.Соколовское
2022г.
Информационная карта программы лагеря
Название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием музейно-краеведческого направления «Юный краевед» |
Основания для разработки программы | Закон РФ «Об образовании»; 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» п. 5 «Экологической доктрины РФ» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 Устав школы. Положение о профильном пришкольном лагере дневного пребывания |
Заказчик программы | Управление образования администрации муниципального образования Гулькевичский район |
Автор – составитель программы | Рыбалкина Е.В |
Образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 им. Д.А.Старикова Гулькевичского муниципального района Краснодарского края |
Адрес | Краснодарский край, Гулькевичский район, с.Соколовское, ул.Школьная 14 |
Телефон | 8(86160) 37-7-83; 37-7-84 |
Срок реализации программы | 06.06.2022 – 26.06.2022 |
Место реализации | МБОУ СОШ № 14 им.Д.А.Старикова |
Количество, возраст учащихся | 70- учащихся от 7 до 11 лет, в т.ч: 7 лет- 8 лет- 9 лет – 10 лет – 11 лет – 15 учащихся от 12 лет и старше |
Направленность программы | Профильная – музейно-краеведческая |
Продолжительность программы | Краткосрочная, рассчитана на 15 дней I смены: первый период – организационный (2 дня), второй – основной период (12 дней), третий – итоговый (1 день). |
Пояснительная записка
Общие положения
Реальность сегодняшнего дня такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Решая возникшую проблему, МБОУ СОШ № 14 им.Д.А.Старикова организует на своей базе летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием музейно-краеведческого направления «Юный краевед», который осуществляет свою деятельность согласно нормативно-правовой документации Федерального значения и локальным актам учереждения.
Летний отдых сегодня – это полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Данная программа летнего отдыха поможет формированию умения взаимодействовать в коллективе, приобретению опыта общения, лидерского опыта, как фактора активного построения собственной жизни в обществе, готовности к социальным действиям. В рамках программы ребята получают дополнительные возможности для формирования положительной «Я-концепции», для развития умения направлять энергию, интересы, идеи в социально-значимую деятельность.
Воспитательная ценность программы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Летние каникулы - благоприятное время для восстановления здоровья детей средствами физической культуры, спорта, туризма, закаливания организма. За спиной у детей целый учебный год с серьёзными учебными нагрузками, поэтому у них к концу учебного года накапливается усталость, у многих обостряются имеющиеся хронические заболевания.
Программа насыщена развлекательными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, что позволяет ее участникам отдохнуть, восстановить силы, пережить положительные эмоции. Занятие спортом, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, правильное питание и соблюдение режима дня, подготовка и проведение спортивно-массовых и туристических мероприятий в режиме работы лагеря обеспечат активный отдых детей, будут способствовать развитию физических качеств, укреплению здоровья, повысят работоспособность и хорошее настроение.
Кто из детей не мечтает стать великим путешественником, сделать великое открытие, назвать остров или необитаемые земли своим именем. А летом каждый имеет такую возможность. Солнце и хорошее настроение помогут детям и взрослым в этом. Все направления работы лагеря имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Данная программа по своей направленности является профильной, она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием
Программа ставит в центр своей деятельности личность ребенка и его здоровье, развитие учащихся, поиск новых методических решений в воспитательной работе, разнообразных форм, увлекающих детей и включающих их в активную деятельность. Воспитывает гражданина и патриота своей Родины.
Исходя из вышесказанного, нами было определено основное направление работы по организации отдыха и деятельности учащихся в летнем лагере музейно-краеведческое.
Выбраны виды деятельности:
Музейное;
Краеведческое;
Художественно-эстетическое;
Спортивно-оздоровительное;
Трудовое.
Методы:
проблемно-поисковый
эвристический
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный
анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
наблюдения;
Формы работы:
игры: подвижные, спортивные, тематические, театрализованные и «тихие» (на время плохой погоды);
соревнования по минифутболу, волейболу, уличному баскетболу, шашки, шахматы;
беседы на музейную и краеведческую темы и тему здорового образа жизни;
праздники:
операции: «Чистота и порядок», «Юный исследователь»;
конкурсы: рисунков на асфальте, чтецов, певцов, танцоров, фантазеров, модельеров, тематических плакатов;
викторины: тематические, развлекательные;
Т.о. летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием - это не просто звено в организации отдыха и занятости детей в каникулярное время. Это активная пора социализации ребенка, его воспитания, продолжение образования.
Именно поэтому эффективная организация профильной краеведческой смены лагеря с дневным пребыванием явилась важной задачей в работе нашего образовательного учреждения.
При комплектовании лагерной смены особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Концепция и актуальность программы.
Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.
В школе работает краеведческий музей, в котором собрано много материала о земляках ветеранах, о прошлом нашего села и района. Материалы музея используются для проведения отрядных мероприятий. Организуются экскурсии в музей. Для воспитания чувства патриотизма у детей нужно знать историю края, района, села, улицы и т.д. Учить детей видеть красивое и прекрасное в нашем родном селе, районе, крае и стране. Необходимо научить их гордиться нашими успехами и достижениями.
Для более глубокого погружения учащихся в историю своей малой родины, необходимо непрерывное образование.
Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность образования возможно осуществить через деятельность профильного лагеря с дневным пребыванием.
Организация музейно-краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения.
Рассматривая различные формы организации смены, мы остановились на музейных и краеведческих мероприятиях.
Путешествуя по родным тропам, ребята знакомятся с историей школы, села, района, края, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и края. Продолжительность смены 21 день, то есть 3 недели.
Программа «Юный краевед» разработана для учащихся 7-17 лет. Программа краткосрочная, реализуется в течение профильной смены.
Цели программы.
создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи непрерывного патриотического воспитания;
формирование у детей младшего и среднего школьного возраста патриотизма, настрой на доброжелательное отношение ко всему;
вовлечение школьников в активную исследовательскую и краеведческую деятельность.
создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
способствовать осознанному выбору профессии и профессионального будущего подростка;
оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.
Задачи программы:
-организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков
4.1 Образовательные задачи:
расширение представлений о родной школе, селе, районе, крае и стране, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
углубление теоретических знаний в области краеведения;
развитие интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности
знакомство с удивительным миром края, его разнообразием;
мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;
осознание «поля выбора» (из чего выбираем), осознание оснований для выбора профессии (как выбираем);
стремления к улучшению окружающей среды родного города.
4.2.Воспитательные задачи:
воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к истории, культуре и традициям родного села, района, края и страны;
формирование потребности бережного отношения к окружающей среде и улучшению её состояния;
Развитие уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;
формирование ответственного отношения личности к природе, материальным, социальным и духовным ценностям;
воспитание ответственности, целеустремлённости, бескорыстия, любви к истории, культуре и традициям родного села, района, края и страны;
создание атмосферы доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.
формирование установки на эффективный труд и успешную трудовую
карьеру;
4.3.Развивающие задачи:
развитие творческого мышления, внимания, воображения, памяти;
развитие сенсорного опыта детей, а именно: накопление, уточнение и расширение понятия о форме, цвете, размере, характере поверхности объектов природы;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
развитие научно-технического творчества
Социальное партнерство в организации профильного пришкольного лагеря «Юный краевед»
ППЛ
«Юный краевед»
Районный и школьный музеи
Парк культуры и отдыха
ДК с.Соколовское
МУЗ ЦРБ
Казачество
ГИБДД, пожарная инспекция
СК «Звездный Стадион «Венец»
Церковь, духовенство
Районная, сельская и школьная библиотеки
СМИ
???
II. Основное содержание программы
№ п/п | Название деятельности (образовательная, экологическая, исследовательская, творческая, спортивно-оздоровительная) | Краткое описание |
1 | Музейно-краеведческая | В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: игры на местности, экскурсии по памятным местам, спортивные праздники и др. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием музеев Краснодарского края и России, учатся быть активными гражданами своей страны. Теоретическая часть программы музейно-краеведческого лагеря способствует углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучению корней своей семьи, истории Малой Родины оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания. Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем. Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия, ролевые игры и семинары, разработку краеведческих проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о своей Родине. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение истории, культуры и традиций родного края. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения музейно-краеведческих занятий с учётом возрастных особенностей. |
2 | Профориентационная | Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включают следующие виды: Информационное - информация о профессиях, профессиональных учебных заведения. Профессиографическое - создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности. Диагностическое - разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности. Консультационное - поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения Образовательное - изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации различных образовательных программ, профессионализации человека. Гигиеническое - перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью. |
III. Организация жизни в лагере.
Режим дня
время | Мероприятия (прием детей, зарядка, мероприятия по плану, обед и т.д.) |
8.30 - 9.00 | Прием детей, зарядка |
9.00 - 9.20 | Линейка, организационные моменты |
9.20 - 9.50 | Завтрак |
9.50 - 10.50 | Плановые мероприятия лагеря |
10.50 - 12.30 | Отрядные мероприятия |
12.30 - 13.00 | Оздоровительные процедуры |
13.00 - 13.30 | Обед |
13.30 - 14.30 | Отрядные мероприятия (КТД) |
14.30 | Уход домой |
IV. Перспективный план летнего профильного музейно-краеведческого лагеря «Юный краевед»
Ежедневно- проведение физкульминуток
Посещение школьного и районного музея
Посещение кинотеатра (по мере комплектования групп)
дата | мероприятие | время проведения | место проведения |
06.06 | «Путешествие в страну счастливого детства» - театрализованный праздник, посвящённый открытию оздоровительного лагеря | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
07.06 | Квест-игра «Моя Родина» | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
08.06 | «Славянские забавы» (разучивание подвижных народных игр славян) | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
09.06 | Развлекательная игра «Богатырские игры» | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
10.06 | «Вперёд, Россия!» - легкоатлетический забег | 9:50 – 11:50 | Стадион школы |
| «Моя душа – Россия!» - конкурс плакатов | | Отрядные комнаты |
14.06 | Квест-игра «В поисках сокровищ» | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
15.06 | Развлекательная игра «День русских традиций в лагере» | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
16.06 | Квест-игра «В стране веселых наук» | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
17.06 | «Троица, Троица, земля травой покроется» - фольклорно- игровая программа | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
20.06 | «Детству безопасные дороги» - театрализованное представление | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
21.06 | Спортивно - интеллектуальная игра «Движение – это жизнь» | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
22.06 | «Негасимая память священной войны» - участие в митинге, посвящённом Дню Памяти и скорби | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
23.06 | Туристическая тропа» - краеведческая квест-игра | 9:50 – 11:50 | Территория лагеря |
24.06 | Праздничное мероприятие, посвященное закрытию лагерной смены «Шоу талантов» | | |
V. Ожидаемые результаты.
1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов
3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.
4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,
5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории города.
6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.
8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
VI. Формы и виды контроля.
Начальный контроль: оценка исходных знаний в области экологических исследований – анкетирование, постановка проблемных вопросов в игровых программах и др.
Текущий контроль: проверка знаний и умений, приобретаемых воспитанниками в результате работы по программе, тестирование на выявление интересов ребенка, тест по определению типа личности Д. Голланда
Итоговый контроль: умение интерпретировать изученный материал, умение представить материал (выступление по результатам научно-исследовательских проектов, КТД),
VII. Форма подведения итогов.
Написание статей по материалам исследований, изготовление компьютерного продукта (презентаций, сайтов) для учебных или просветительских целей, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др.
VIII. Механизм реализации программы
1. Подготовительный этап включает: подбор кадров, комплектование отрядов, разработку документации и др.
2. Организационный этап включает: знакомство, выявление и постановку целей развития коллектива и личности, сплочение отрядов, формирование законов и условий совместной работы и др.
3. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации - организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
- участие в экологических исследованиях,
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков, готовят презентации и проводят школьный экологический мониторинг.
4. Заключительный этап.
Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
IX. Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют
№п/п | Должность | количество | Функциональные обязанности |
1 | Заместитель директора по ВР | 1 | организует методическую работу, ведёт учёт учащихся занятости в летний период; |
2 | Начальник лагеря | 1 | обеспечивает функционирование лагеря, организует общелагерные мероприятия |
3 | Заместитель начальника лагеря | 1 | обеспечивает организацию питания в лагере и проведение библиотечных занятий |
4 | Воспитатели | 10 | организуют работу отрядов |
5 | Учитель физкультуры | 2 | организуют спортивно-оздоровительную работу |
6 | Музыкальный работник | 1 | - организует музыкально – досуговые и культурно-массовые мероприятия |
7 | Медицинский работник | 1 | обеспечивает соблюдение санитарно – гигиенических норм, следит за здоровьем детей |
8 | Работники пищеблока | 3 | обеспечивает питание |
9 | Технический персонал | 2 | обеспечивает чистоту и порядок в помещениях школы и прилежащей территории. |
| Вожатые (актив школьного (ученического) самоуправления | 15 | помогают воспитателям в организации и проведении мероприятий |
X. Условия реализации программы.
Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Источником финансирования лагеря являются средства из краевого и муниципального бюджетов с привлечением спонсорских средств.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-технические условия предусматривают:
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды
6. Спортивный инвентарь
| Применение |
Кабинет (5 шт.) | Отрядное место |
Спортивный зал (1 шт.) | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) |
Баскетбольная и волейбольная площадки, футбольное поле, беговые дорожки | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия |
Пришкольный участок | Организация краеведческой работы |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря |
Школьная столовая | Завтрак, обед |
Школьный музей | Организация краеведческой работы |
Приложение 1
Отрядные мероприятия
Дата | Время | Отряд | Мероприятие | Цена |
6 июня | 11:50 | Все отряды | Инструктаж по ТБ | бесплатно |
7 июня | 11:50 | 3 отряд | «Знать ребёнок должен каждый, безопасность – это важно» - урок безопасности | бесплатно |
11:50 | 2 отряд | «По морям, по волнам» - конкурсно- игровая программа | бесплатно |
8 июня | 10:30 | 1 и 2 Отряды | Мастер-класс по изготовлению кукол | 40 руб. / человек |
11:50 | 4 отряд | «Буян – остров тайн и загадок» - литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина | бесплатно |
11:50 | 3 отряд | «Там, на неведомых дорожках» - конкурсно-игровая программа | бесплатно |
9 июня | 11:50 | 1 отряд | «Мы» сильнее, чем «Я» - игровая программа | бесплатно |
11:50 | 2 отряд | «Праздник дружбы и добра» - познавательная программа | бесплатно |
10 июня | 11:50 | Все отряды | «Моя душа – Россия» - конкурс плакатов | бесплатно |
14 июня | 11:50 | 1 и 2 отряды | «Это что за хоровод в селе Дымково живёт!» - творческая мастерская | бесплатно |
11:50 | 3 и 4 отряды | «Давайте потанцуем!» - развлекательная программа | бесплатно |
15 июня | 10:30 | 2 отряд | Выставка «Здесь Родины моей начало» (выезд в краеведческий музей г.Гулькевичи) | 40 руб. / человек |
11:50 | 1 отряд | «Игровая круговерть» - эстафеты с мячом | бесплатно |
11:50 | 3 отряд | «Кросс – вопрос» - интеллектуальная игра | бесплатно |
16 июня | 10:30 | 3 отряд | Квест «В поисках сокровищ» (выезд в краеведческий музей г.Гулькевичи) | 40 руб. / человек |
11:50 | 1 отряд | «Волшебная тропинка» - развлекательно-игровая программа по сказкам | бесплатно |
11:50 | 4 отряд | «Шип-шип-шоу» - конкурсно-игровая программа | бесплатно |
17 июня | 11:00 | 4 отряд | Квест «В поисках сокровищ» (выезд в краеведческий музей г.Гулькевичи) | 40 руб. / человек |
20 июня | 11:50 | 4 отряд | «Ловкие, умелые, смелые» - туристические эстафеты | бесплатно |
21 июня | 10:30 | 1 отряд | Квест «По музейным дорожкам» (выезд в краеведческий музей г.Гулькевичи) | 40 руб. / человек |
11:50 | 2 отряд | «Находчивый путешественник» - туристическая игра | бесплатно |
22 июня | | | | |
23 июня | 10:30 | 3 и 4 отряды | Музейная игра «Бабушкин сундук» + Музейная игра «Краеведческое лото» | 40 руб. / человек |
24 июня | | | | |