1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2. Координационный план работы с учащимися старших классов …………8
3. План реализации программы профилактической направленности……….18
4. Литература…………………………………………………………………….42
5. Приложение …………………………………………………………………..44
Создание условий для совершенствования существующей в ОУ системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных старшеклассниками.
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи учащимся старших классов с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы учащихся.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения среди старшеклассников.
1. Увеличение числа учащихся старших классов, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.
2. Снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися старших классов образовательного учреждения.
3. Уменьшение количества старшеклассников, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия.
4. Сокращение числа семей и старших подростков, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных формах учёта в ОУ по девиации.
№ | Направление | Содержание | Ответственный |
| Сентябрь |
1. | Организационные мероприятия. | Составление социальных паспортов классов, школы. | Классные руководители, социальный педагог |
Выявление детей девиантного поведения, оформление индивидуальных карт. | Классные руководители, социальный педагог |
Составление карт учёта на учащихся старших классов девиантного поведения. | Социальный педагог. |
Составление характеристик на учащихся старших классов девиантного поведения. | Классные руководители, педагог- психолог. |
Вовлечение учащихся старших классов во внеурочную деятельность. Организация контроля занятости в кружковой деятельности. | Классные руководители, зам. директора по ВР. |
Осуществление связи с КДН и ЗП, ПДН и др. социальными службами. | Социальный педагог. |
2. | Работа с учащимися. | Контроль посещаемости учебных занятий. | Классные руководители. |
Изучение уровня воспитанности учащихся на начало учебного года. | Педагог- психолог. |
Контроль успеваемости. | Классные руководители. |
Проведение профилактических бесед. | Социальный педагог. |
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов с девиантным поведением. | Социальный педагог, классные руководители. |
Направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений, центр диагностики и консультирования. | Педагог- психолог. |
Разбор конфликтных ситуаций. | Соуиальный педагог. |
Привлечение старшеклассников с девиантным поведением к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | Классные руководители, зам. директора по ВР. |
Организация внеурочного времени старшеклассников. | Классные руководители, зам. директора по ВР. |
Диагностика психического состояния школьников старших классов. | Педагог- психолог |
Классный час «Субкультура и Я- подросток, как личность». | Социальный педагог |
Профилактические беседы *Безопасное поведение на улице, городе и дороге. *Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах. | Социальный педагог |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Девиантное поведение детей. Трудные дети: что стоит за этим всем известным термином?» | Социальный педагог, педагог- психолог |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социаль-ный педа-гог, педагог- психолог |
Родительский лекторий «Права, обязанности и ответственность родителей, принципы отношений родителей и «взрослых детей» | Социальный педагог, педагог- психолог |
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений в семье. | Социальный педагог, педагог- психолог |
Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. Составление необходимой документации, актов ЖБУ. | Социальный педагог, классные руководители |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Семинар классных руководителей по теме: «Система работы с учащимися девиантного поведения». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками. | Социальный педагог, классные руководители. |
Работа классных руководителей с учащимися, систематически пропускающими занятия. Консультирование. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Нормативно - правовые документы по профилактике правонарушений среди учащихся старших классов. Заседание М/О классных руководителей. | Социальный педагог, зам директора по ВР. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Консультативный час «Адаптационный период десятиклассников и вновьприбывших старшеклассников». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
| Октябрь |
1. | Организационные мероприятия. | Контроль за занятостью детей во внеурочное время. | Социальный педагог. |
Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Выявление учащихся старших классов с девиантнам поведением, оформление индивидуальных карт. | Социальный педагог, классные руководители |
Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами. | Социальный педагог. |
2. | Работа с учащимися. | Работа психолога с типами темперамента старшеклассников. | Педагог- психолог. |
Классный час «Путь в бездну». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Беседы «О вреде алкоголя, употреблении табака». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». | Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Выступления на родительских собраниях «Роль семьи в становлении личности выпускника школы». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Тест опросник родительского отношения. | Школьный психолог |
Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей). | Социальный педагог, педагог- психолог. |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
«Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе старшеклассников» Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом ВШК. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Организация тематических встреч, со специалистами правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения. | Социальный педагог. |
Педагогический совет «Социализации личности подростков с девиантным поведением» | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
| Ноябрь |
1. | Организационные мероприятия. | Корректировка банка данных об учащихся с девиантным поведением. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности. | Социальный педагог. |
Организация занятости во время каникул. | Социальный педагог, зам. директора по ВР. |
Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами. | Социальный педагог. |
2. | Работа с учащимися. | Социометрические измерения и анкетирования. Установление положения ученика в классном коллективе. | Педагог- психолог. |
Контроль посещаемости занятий. | Социальный педагог. |
Контроль успеваемости. | Зам. директора по УВР. |
Проведение профилактических бесед. | Социальный педагог. |
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Разбор конфликтных ситуаций. | Социальный педагог. |
Оценка уровня тревожности. | Педагог- психолог. |
Привлечение учащихся старших классов к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | Классные руководители. |
«Здоровье и безопасность» встречи с представителями службы наркоконтроля, врачом-наркологом. | Социальный педагог. |
Классный час «Международный День толерантности». | Социальный педагог. |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Профилактика зависимого поведения у подростков». склонностей учащихся старших классов к зависимому и/или девиантному поведению». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Родительский лекторий «Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками. | Социальный педагог. |
Консультации по результатам диагностики. | Педагог- психолог. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Педагогический совет «Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи». | Зам. директора по УВР, социальный педагог. |
| Декабрь |
1. | Организационные мероприятия. | Корректировка картотеки и сводных таблиц на учащихся старших классов девиантного поведения. | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Составление характеристик на учащихся старших классов девиантного поведения. | Классные руководители. |
Мониторинг занятости учащихся во внеурочной деятельности. | Социальный педагог. |
Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами. | Социальный педагог |
2. | Работа с учащимися. | Контроль посещаемости занятий. | Социальный педагог. |
Неделя правовых знаний. *Конкурс рисунков и плакатов «Мои права и обязанности». *Классный час «Порядок и Закон». *Экспресс опрос «Как мы выполняем правила для учащихся?» | Социальный педагог, зам директора по ВР. |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Причины подростковой агрессивности». | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Классные родительские собрания «Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений». | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников. | Классные руководители. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения и их родителей (законных представителей). | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками. | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики правонарушений и преступлений среди старшеклассников». Заседание М/О классных руководителей. | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Педсовет (совещание) «Итоги профилактической работы с учащимися старших классов- группы риска за первое полугодие». | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
| Январь |
1. | Организационные мероприятия. | Корректировка социальных паспортов классов. | Социальный педагог, классные руководители. |
Выявление детей девиантного поведения, оформление индивидуальных карт. | Социальный педагог, классные руководители. |
Составление карт учёта на учащихся старших классов девиантного поведения. | Социальный педагог, классные руководители. |
Организационная работа по снятию учащихся с внутришкольного учёта. | Социальный педагог. |
2. | Работа с учащимися. | Экскурсии. Встречи с интересными людьми «профессии на Ж/Д». | Социальный педагог |
Профилактические беседы *Безопасное поведение на улице, городе и дороге. *Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах. | Социальный педагог |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание несовершеннолетних детей». | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Выступления на родительских собраниях «Причины и мотивы девиантного поведения старшеклассников». | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Определение психологической атмосферы в семье. | Педагог- психолог. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Консультации по профилактической работе с учащимися старших классов девиантного поведения. | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Консультации по результатам диагностики. | Педагог- психолог. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, педа-гог- психолог. |
Февраль |
1. | Организационные мероприятия. | Контроль занятости учащихся старшеклассников девиантного поведения во внеурочной деятельности. | Социальный педагог, классные руководители. |
Осуществление взаимодействие с КДН, ПДН и др. социальными службами. | Социальный педагог. |
2. | Работа с учащимися. | Профилактическая беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних». | Социальный педагог. |
«Встречи с интересными людьми». Экскурсии в городской суд. КДН и ЗП. | Социальный педагог. |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей старшеклассников с девиантным поведением. | Социальный педагог. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Родительский контроль, как форма профилактики девиантного поведения старших подростков в сети Интернет» | Педагог- психолог. |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социальный педагог. |
Выступления на родительских собраниях «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Разработка рекомендаций по воспитанию старших подростков девиантного поведения и улучшению взаимоотношений в семье. | Педагог- психолог. |
Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы. |
Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей). | Социальный педагог. |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками. | Классные руководители. |
Консультации по результатам диагностики. | Педагог психолог. |
Организация тематических встреч со специалистами правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения по вопросу профилактической работы с учащимися старших классов девиантного поведения. | Социальный педагог. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Март |
1. | Организационные мероприятия. | Корректировка банка данных об учащихся с девиантным поведением. | Соуиальный педагог, классные руководители. |
Организация занятости учащихся старших классов во время каникул. | Классные руководители, зам. директора по ВР. |
Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности. | Классные руководители, зам. директора по ВР. |
Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами. | Социальный педагог. |
2. | Работа с учащимися. | Контроль посещаемости занятий учащимися старших классов с девиантным поведением. | Зам. директора по УВР. |
Контроль успеваемости учащимися старших классов с девиантным поведением. | Зам. директора по УВР. |
Проведение индивидуальных и групповых профилактических бесед. | Социальный педагог. |
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов девиантного поведения. | Социальный педагог. |
Привлечение старшеклассников девиантного поведения к участию в культурно- массовой и спортивной работе. | Зам. директора по ВР. |
Проведение диагностики «Выявление типологических особенностей личности». | Педагог- психолог. |
Разбор конфликтных ситуаций. | Социальный педагог. |
Беседы и рекомендации «Формирование у старшеклассника правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах. | Социальный педагог. |
Экскурсии. «Встречи с интересными людьми. Линейное отделение полиции ж/д ст. Мариинск. МО МВД России «Мариинский». | Социальный педагог. |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы. |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социальный педагог. |
Разработка рекомендаций по воспитанию детей старшего подросткового возраста и улучшению взаимоотношений. Подготовка к экзаменам. | Педагог- психолог. |
Привлечение родителей к проведению праздничных мероприятий. | Зам. директор по ВР. |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками. | Классные руководители. |
Консультации по результатам диагностики. | Педагог- психолог. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, классные руководители. |
Апрель |
1. | Организационные мероприятия. | Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности. | Зам. директора по ВР. |
Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами. | Социальный педагог. |
Организация занятий для старшеклассников с девиантным поведением по саморегуляции, по развитию способностей, правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов. | Педагог - психолог. |
2. | Работа с учащимися. | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов девиантного поведения. | Социальный педагог. |
Проведение индивидуально-профилактической работы с опекаемыми (подопечными), приёмными учащимися и состоящими на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК, с целью предупреждения с их стороны нарушения Устава школы, противоправных действий. | Социальный педагог. |
Разбор конфликтных ситуаций. | Социальный педагог. |
Изучение уровня воспитанности учащихся на конец учебного года. | Педагог- психолог. |
Привлечение старшеклассников с девиантным поведением к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | Зам. директора по ВР. |
Профилактические беседы *Безопасное поведение на улице, городе и дороге. *Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах. | Социальный педагог. |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы. |
Проведение консультаций по определению дальнейшего образовательного маршрута выпускника. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социальный педагог. |
Выступления на родительских собраниях «Профориентация дома». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками. | Классные руководители. |
Консультации по результатам диагностики. | Педагог- психолог. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Май |
1. | Организационные мероприятия. | Организация занятости старшеклассников во время каникул. | Классные руководители. |
Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности. | Социальный педагог. |
Организация оказания помощи в трудоустройстве учащихся в летний период и трудоустройстве выпускников. | Социальный педагог. |
2. | Работа с учащимися. | Контроль посещаемости занятий. | Социальный педагог |
Контроль успеваемости. | Зам директора по УВР. |
Диагностика детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению. | Педагог- психолог. |
Проведение профилактических бесед. | Социальный педагог |
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов девиантного поведения. | Социальный педагог |
Разбор конфликтных ситуаций. | Социальный педагог |
Привлечение старшеклассников группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | Зам директора по ВР. |
| | Круглый стол «Телефон доверия». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
Оказание помощи в организации трудоустройства учащихся в летний период и трудоустройство выпускников. | Социальный педагог. |
3. | Работа с родителями. | Посещение семей старших учащихся школы девиантного поведения. | Социальный педагог. |
Проведение консультаций «Диагностика детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению». | Педагог- психолог. |
Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений. | Социальный педагог. |
Выступления на родительских собраниях «Агрессивное поведение старших подростков». «Подростковый суицид». | Социальный педагог, педагог- психолог. |
4. | Работа с педагогическим коллективом. | Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками по годовым итогам старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог, зам. директора по УВР. |
Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения. | Социальный педагог. |
Педсовет (совещание) «Итоги профилактической работы с учащимися старших классов девиантного поведения за учебный год. Планирование профилактической работы на следующий учебный год». | Зам. директора по УВР, социальный педагог. |
Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга «правил группы». В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.
Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку («я не хуже других»), адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.
Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.
Ф.И.О. несовершеннолетнего________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дом. адрес ________________________________________________________
В) Результат (есть/ нет) ____________________________________________________________________________________________________________________________________Встреча с родителями / звонок __________________________________________________________________
Их мнения, предложения __________________________________________________________________
Б) намечены последующие встречи __________________________________________________________________
В) разработан совместный план действий __________________________________________________________________
Ф.И.О. несовершеннолетнего______________________________________
Дата рождения___________________________________________________ Домашний адрес_________________________________________________
Примечание ____________________________________________________________________________________________________________________________________