СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики девиантного поведения старшеклассников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профилактики девиантного поведения старшеклассников

Программа разработана на основе следующих документов:

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  4. Семейный кодекс Российской Федерации
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»
  6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  7. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)
  8. Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 9 ноября 2011 года
  9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  12. Закон Кемеровской области от 16 июня 2014 года №55-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области»
  13. Постановление от 18.10.2012 № 3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области
  14. Постановление КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района от 27.08.2015 № 17 «О мерах по устранению причин жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей, учреждений органов образования, органов социальной защиты»

Цель программы:

Создание условий для совершенствования существующей в ОУ системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных старшеклассниками.

Задачи:

  1. Оказать своевременную социально-психолого-педагогическую поддержку старшекласснику, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Сформировать у учащихся старших классов «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.
  3. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей родительской общественности.
  4. Противостоять вовлечению старшеклассников в преступную деятельность и молодежные субкультуры, влияющие негативными ценностями на поведение старшеклассников.

Сроки реализации программы: 3 года.

Программа разработана на основе следующих документов:

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  4. Семейный кодекс Российской Федерации
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»
  6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  7. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)
  8. Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 9 ноября 2011 года
  9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  12. Закон Кемеровской области от 16 июня 2014 года №55-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области»
  13. Постановление от 18.10.2012 № 3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области
  14. Постановление КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района от 27.08.2015 № 17 «О мерах по устранению причин жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей, учреждений органов образования, органов социальной защиты»

Цель программы:

Создание условий для совершенствования существующей в ОУ системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных старшеклассниками.

Задачи:

  1. Оказать своевременную социально-психолого-педагогическую поддержку старшекласснику, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Сформировать у учащихся старших классов «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.
  3. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей родительской общественности.
  4. Противостоять вовлечению старшеклассников в преступную деятельность и молодежные субкультуры, влияющие негативными ценностями на поведение старшеклассников.

Сроки реализации программы: 3 года.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики девиантного поведения старшеклассников»



61






«Программа профилактики

девиантного поведения старшеклассников»






Содержание


1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

2. Координационный план работы с учащимися старших классов …………8

3. План реализации программы профилактической направленности……….18

4. Литература…………………………………………………………………….42

5. Приложение …………………………………………………………………..44

























Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих документов:

  1. Конвенция о правах ребенка

  2. Конституция Российской Федерации

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

  4. Семейный кодекс Российской Федерации

  5. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»

  6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  7. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)

  8. Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 9 ноября 2011 года

  9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

  10. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»

  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  12. Закон Кемеровской области от 16 июня 2014 года №55-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области»

  13. Постановление от 18.10.2012 № 3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области

  14. Постановление КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района от 27.08.2015 № 17 «О мерах по устранению причин жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей, учреждений органов образования, органов социальной защиты»

Цель программы:

Создание условий для совершенствования существующей в ОУ системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных старшеклассниками.

Задачи:

  1. Оказать своевременную социально-психолого-педагогическую поддержку старшекласснику, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

  2. Сформировать у учащихся старших классов «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.

  3. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей родительской общественности.

  4. Противостоять вовлечению старшеклассников в преступную деятельность и молодежные субкультуры, влияющие негативными ценностями на поведение старшеклассников.

Сроки реализации программы: 3 года.


Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи учащимся старших классов с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы учащихся.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных структур по организации работы с учащимися старших классов с девиантным поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, периодическими или систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов; влияние негативных ценностей молодежной субкультуры на поведение старшеклассников.

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Механизм реализации программы

• Управление и контроль хода реализации программы осуществляются администрацией школы.

• Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.

• Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Исполнители программы:

    1. классный руководитель,

    2. социальный педагог,

    3. педагог-психолог,

    4. администрация школы

Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:

  • классный руководитель- создание ученического коллектива старшеклассников и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся. Вовлечение учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

  • социальный педагог - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями. Осуществление связи с КДН и ЗП, ПДН и др. социальными службами.

  • педагог-психолог – оказание помощи учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.

  • администрация школы - управление и контроль хода реализации программы, создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения среди старшеклассников.

Взаимодействие со смежными службами:

  • Прокуратура Мариинского муниципального района;

  • Управление образования Мариинского муниципального района;

  • Орган опеки и попечительства Мариинского муниципального района;

  • ПДН Межмуниципального отдела МВД России «Мариинский» (ПДН);

  • Линейное отделение полиции на ж/д ст. Мариинск (ЛоП на ж/д ст. Мариинск);

  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты прав при администрации Мариинского муниципального района (КДН и ЗП);

  • МБОУ «Центр диагностики и консультирования» (МБОУ «ЦДК»);

  • ГКУ «СРЦ для несовершеннолетних отделение дневного пребывания»;

  • центр социальной защиты населения;

  • учреждения дополнительного образования;

  • медицинские учреждения.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличение числа учащихся старших классов, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.

2. Снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися старших классов образовательного учреждения.

3. Уменьшение количества старшеклассников, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия.

4. Сокращение числа семей и старших подростков, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных формах учёта в ОУ по девиации.

Координация работы

с учащимися старших классов девиантного поведения.


Мероприятия

Классные руководители

Социальный

педагог

Педагог- психолог

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по

ВВР

Комиссия по урегулированию споров участников образовательных отношений

Родительский комитет

I. Организационные мероприятия

1.

Составление социального паспорта класса, школы.

*

*






2.

Составление характеристик на детей девиантного поведения.

*

*

*





3.

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

*

*

*

*

*


*

4.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями.

*

*



*



5.

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся старших классов девиантного поведения

*

*

*





6.

Организация досуга и кружковой деятельности учащихся старших классов.

*

*



*



7.

Составление административных писем, ходатайств и др. документ.


*



*



8.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами.


*






9.

Организация летней занятости, трудоустройства учащихся старших классов и выпускников.

*

*



*


*

II. Работа с учащимися

1.

Контроль посещаемости занятий учащимися старших классов.

*

*


*

*



2.

Контроль текущей успеваемости учащихся старших классов.

*



*




3.

Вовлечение учащихся старших классов в кружки и секции.

*

*



*



4.

Проведение профилактических бесед.

*

*

*

*

*

*

*

5.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов.

*

*

*

*

*


*

6.

Направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений, ЦДК.

*

*

*

*

*

*


7.

Содействие в трудоустройстве учащихся старших классов.

*

*



*


*

8.

Проведение психодиагностики.



*





9.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

*

*

*





10

Разбор конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений.

*

*

*

*

*

*


III. Работа с родителями

1.

Посещение семей учащихся старших классов девиантного поведения.

*

*

*

*

*

*

*

2.

Проведение консультаций.

*

*

*


*



3.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.


*



*



4.

Выступления на родительских собраниях.

*

*

*

*

*


*

5.

Разработка рекомендаций по воспитанию старшеклассников и улучшению взаимоотношений в семье и в ученическом коллективе.


*

*

*

*



IV. Работа с педагогическим коллективом

1.

Осуществление обмена необходимой

информацией с учителями – предметниками.

*

*

*

*

*



2.

Консультации по результатам диагностики учащихся старших классов.


*

*





3.

Разработка рекомендаций по работе с учащимися старших классов девиантного поведения.


*

*





4.

Выступление на педсоветах.

*

*

*

*

*



5.

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с учащимися старших классов.


*

*


*




План реализации программы профилактической направленности.



Направление

Содержание

Ответственный


Сентябрь

1.

Организационные мероприятия.

Составление социальных паспортов классов, школы.


Классные руководители, социальный педагог

Выявление детей девиантного поведения, оформление индивидуальных карт.


Классные руководители, социальный педагог

Составление карт учёта на учащихся старших классов девиантного поведения.

Социальный педагог.

Составление характеристик на учащихся старших классов девиантного поведения.

Классные руководители, педагог- психолог.

Вовлечение учащихся старших классов во внеурочную деятельность. Организация контроля занятости в кружковой деятельности.

Классные руководители, зам. директора по ВР.

Осуществление связи с КДН и ЗП, ПДН и др. социальными службами.

Социальный педагог.

2.

Работа с учащимися.

Контроль посещаемости учебных занятий.

Классные руководители.

Изучение уровня воспитанности учащихся на начало учебного года.

Педагог- психолог.

Контроль успеваемости.

Классные руководители.

Проведение профилактических бесед.

Социальный педагог.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов с

девиантным поведением.

Социальный педагог, классные руководители.

Направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений, центр диагностики и консультирования.

Педагог- психолог.

Разбор конфликтных ситуаций.

Соуиальный педагог.

Привлечение старшеклассников с девиантным поведением к участию в культурно-массовой и спортивной работе.

Классные руководители, зам. директора по ВР.

Организация внеурочного времени старшеклассников.

Классные руководители, зам. директора по ВР.

Диагностика психического состояния школьников старших классов.

Педагог- психолог

Классный час «Субкультура и Я- подросток, как личность».

Социальный педагог

Профилактические беседы

*Безопасное поведение на улице, городе и дороге.

*Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах.

Социальный педагог

3.

Работа с родителями.

Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Девиантное поведение детей. Трудные дети: что стоит за этим всем известным термином?»

Социальный педагог,

педагог- психолог

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социаль-ный педа-гог,

педагог- психолог

Родительский лекторий «Права, обязанности и ответственность родителей,

принципы отношений родителей и «взрослых детей»


Социальный педагог,

педагог- психолог

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений в семье.

Социальный педагог,

педагог- психолог

Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. Составление необходимой документации, актов ЖБУ.

Социальный педагог,

классные руководители

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Семинар классных руководителей по теме: «Система работы с учащимися девиантного поведения».

Социальный педагог, педагог- психолог.

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками.

Социальный педагог,

классные руководители.

Работа классных руководителей с учащимися, систематически пропускающими занятия.

Консультирование.

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Нормативно - правовые документы по профилактике правонарушений среди учащихся старших классов. Заседание М/О классных руководителей.

Социальный педагог, зам директора по ВР.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Консультативный час «Адаптационный период десятиклассников и вновьприбывших старшеклассников».

Социальный педагог,

педагог- психолог.


Октябрь

1.

Организационные мероприятия.

Контроль за занятостью детей во внеурочное время.

Социальный педагог.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами.

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Выявление учащихся старших классов с девиантнам поведением, оформление индивидуальных карт.

Социальный педагог,

классные руководители

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами.

Социальный педагог.

2.

Работа с учащимися.

Работа психолога с типами темперамента старшеклассников.

Педагог- психолог.

Классный час «Путь в бездну».

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Беседы «О вреде алкоголя, употреблении табака».

Социальный педагог,

педагог- психолог.

3.

Работа с родителями.

Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Выступления на родительских собраниях «Роль семьи в становлении личности выпускника школы».

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Тест опросник родительского отношения.

Школьный психолог

Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей).

Социальный педагог,

педагог- психолог.

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками.

Социальный педагог,

педагог- психолог.

«Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе старшеклассников»

Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом ВШК.

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Организация тематических встреч, со специалистами правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения.

Социальный педагог.

Педагогический совет «Социализации личности подростков с девиантным поведением»

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог,

педагог- психолог.


Ноябрь

1.

Организационные мероприятия.

Корректировка банка данных об учащихся с девиантным поведением.

Социальный педагог,

педагог- психолог.

Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Социальный педагог.

Организация занятости во время каникул.

Социальный педагог, зам. директора по ВР.


Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами.

Социальный педагог.

2.

Работа с учащимися.

Социометрические измерения и анкетирования. Установление положения ученика в классном коллективе.

Педагог- психолог.

Контроль посещаемости занятий.

Социальный педагог.

Контроль успеваемости.

Зам. директора по УВР.

Проведение профилактических бесед.

Социальный педагог.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Разбор конфликтных ситуаций.

Социальный педагог.

Оценка уровня тревожности.

Педагог- психолог.

Привлечение учащихся старших классов к участию в культурно-массовой и спортивной работе.

Классные руководители.

«Здоровье и безопасность» встречи с представителями службы наркоконтроля, врачом-наркологом.

Социальный педагог.

Классный час «Международный День толерантности».

Социальный педагог.

3.

Работа с родителями.

Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Профилактика зависимого поведения у подростков». склонностей учащихся старших классов к зависимому и/или девиантному поведению».

Социальный педагог, педагог- психолог.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Родительский лекторий «Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых».

Социальный педагог, педагог- психолог.

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками.

Социальный педагог.

Консультации по результатам диагностики.

Педагог- психолог.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Педагогический совет «Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи».

Зам. директора по УВР, социальный педагог.


Декабрь

1.

Организационные мероприятия.

Корректировка картотеки и сводных таблиц на учащихся старших классов девиантного поведения.

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Составление характеристик на учащихся старших классов девиантного поведения.

Классные руководители.

Мониторинг занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Социальный педагог.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами.

Социальный педагог

2.

Работа с учащимися.

Контроль посещаемости занятий.

Социальный педагог.

Неделя правовых знаний.

*Конкурс рисунков и плакатов «Мои права и обязанности».

*Классный час «Порядок и Закон».

*Экспресс опрос «Как мы выполняем правила для учащихся?»

Социальный педагог, зам директора по ВР.

3.

Работа с родителями.

Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Причины подростковой агрессивности».

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Классные родительские собрания «Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений».

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников.

Классные руководители.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения и их родителей (законных представителей).

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками.

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики правонарушений и преступлений среди старшеклассников». Заседание М/О классных руководителей.

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Педсовет (совещание) «Итоги профилактической работы с учащимися старших классов- группы риска за первое полугодие».

Социальный педагог, педа-гог- психолог.


Январь

1.

Организационные мероприятия.

Корректировка социальных паспортов классов.

Социальный педагог, классные руководители.

Выявление детей девиантного поведения, оформление индивидуальных карт.

Социальный педагог, классные руководители.

Составление карт учёта на учащихся старших классов девиантного поведения.

Социальный педагог, классные руководители.

Организационная работа по снятию учащихся с внутришкольного учёта.

Социальный педагог.

2.

Работа с учащимися.

Экскурсии. Встречи с интересными людьми «профессии на Ж/Д».

Социальный педагог

Профилактические беседы

*Безопасное поведение на улице, городе и дороге.

*Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах.

Социальный педагог

3.

Работа с родителями.

Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание несовершеннолетних детей».

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Выступления на родительских собраниях «Причины и мотивы девиантного поведения старшеклассников».

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Определение психологической атмосферы в семье.

Педагог- психолог.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Консультации по профилактической работе с учащимися старших классов девиантного поведения.

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Консультации по результатам диагностики.

Педагог- психолог.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог, педа-гог- психолог.

Февраль

1.

Организационные мероприятия.

Контроль занятости учащихся старшеклассников девиантного поведения во внеурочной деятельности.

Социальный педагог, классные руководители.

Осуществление взаимодействие с КДН, ПДН и др. социальными службами.

Социальный педагог.

2.

Работа с учащимися.

Профилактическая беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Социальный педагог.

«Встречи с интересными людьми». Экскурсии в городской суд. КДН и ЗП.


Социальный педагог.

3.

Работа с родителями.

Посещение семей старшеклассников с девиантным поведением.

Социальный педагог.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций «Родительский контроль, как форма профилактики девиантного поведения старших подростков в сети Интернет»

Педагог- психолог.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социальный педагог.

Выступления на родительских собраниях «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек».

Социальный педагог, педагог- психолог.

Разработка рекомендаций по воспитанию старших подростков девиантного поведения и улучшению взаимоотношений в семье.

Педагог- психолог.

Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы.

Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей).

Социальный педагог.

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками.

Классные руководители.

Консультации по результатам диагностики.

Педагог психолог.

Организация тематических встреч со специалистами правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения по вопросу профилактической работы с учащимися старших классов девиантного поведения.

Социальный педагог.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Март

1.

Организационные мероприятия.

Корректировка банка данных об учащихся с девиантным поведением.

Соуиальный педагог, классные руководители.

Организация занятости учащихся старших классов во время каникул.

Классные руководители, зам. директора по ВР.

Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Классные руководители, зам. директора по ВР.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами.

Социальный педагог.

2.

Работа с учащимися.

Контроль посещаемости занятий учащимися старших классов с девиантным поведением.

Зам. директора по УВР.

Контроль успеваемости учащимися старших классов с девиантным поведением.

Зам. директора по УВР.

Проведение индивидуальных и групповых профилактических бесед.

Социальный педагог.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов девиантного поведения.

Социальный педагог.

Привлечение старшеклассников девиантного поведения к участию в культурно- массовой и спортивной   работе.

Зам. директора по ВР.

Проведение диагностики «Выявление типологических особенностей личности».

Педагог- психолог.

Разбор конфликтных ситуаций.

Социальный педагог.

Беседы и рекомендации «Формирование у старшеклассника правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах.

Социальный педагог.

Экскурсии. «Встречи с интересными людьми. Линейное отделение полиции ж/д ст. Мариинск.

МО МВД России «Мариинский».

Социальный педагог.

3.

Работа с родителями.

Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социальный педагог.

Разработка рекомендаций по воспитанию детей старшего подросткового возраста и улучшению взаимоотношений. Подготовка к экзаменам.

Педагог- психолог.

Привлечение родителей к проведению праздничных мероприятий.

Зам. директор по ВР.

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками.

Классные руководители.

Консультации по результатам диагностики.

Педагог- психолог.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог, классные руководители.

Апрель

1.

Организационные мероприятия.

Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Зам. директора по ВР.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами.

Социальный педагог.

Организация занятий для старшеклассников с девиантным поведением  по  саморегуляции, по развитию способностей, правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов.

Педагог - психолог.

2.

Работа с учащимися.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов девиантного поведения.

Социальный педагог.

Проведение индивидуально-профилактической работы с опекаемыми (подопечными), приёмными учащимися и состоящими на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК, с целью предупреждения с их стороны нарушения Устава школы, противоправных действий.

Социальный педагог.

Разбор конфликтных ситуаций.

Социальный педагог.

Изучение уровня воспитанности учащихся на конец учебного года.

Педагог- психолог.

Привлечение старшеклассников с девиантным поведением к участию в культурно-массовой и спортивной работе.

Зам. директора по ВР.

Профилактические беседы

*Безопасное поведение на улице, городе и дороге.

*Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах.

Социальный педагог.

3.

Работа с родителями.

Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог, классные руководители, члены родительского комитета школы.

Проведение консультаций по определению дальнейшего образовательного маршрута выпускника.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социальный педагог.

Выступления на родительских собраниях «Профориентация дома».

Социальный педагог, педагог- психолог.

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями – предметниками.

Классные руководители.

Консультации по результатам диагностики.

Педагог- психолог.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Май

1.

Организационные мероприятия.

Организация занятости старшеклассников во время каникул.

Классные руководители.

Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Социальный педагог.

Организация оказания помощи в трудоустройстве учащихся в летний период и трудоустройстве выпускников.

Социальный педагог.

2.

Работа с учащимися.

Контроль посещаемости занятий.

Социальный педагог

Контроль успеваемости.

Зам директора по УВР.

Диагностика детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению.

Педагог- психолог.

Проведение профилактических бесед.

Социальный педагог

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися старших классов девиантного поведения.

Социальный педагог

Разбор конфликтных ситуаций.

Социальный педагог

Привлечение старшеклассников группы    риска    к участию       в культурно-массовой и спортивной работе. 

Зам директора по ВР.



Круглый стол «Телефон доверия».

Социальный педагог, педагог- психолог.

Оказание помощи в организации трудоустройства учащихся в летний период и трудоустройство выпускников.

Социальный педагог.

3.

Работа с родителями.

Посещение семей старших учащихся школы девиантного поведения.

Социальный педагог.

Проведение консультаций «Диагностика детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению».

Педагог- психолог.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений.

Социальный педагог.

Выступления на родительских собраниях «Агрессивное поведение старших подростков». «Подростковый суицид».

Социальный педагог, педагог- психолог.

4.

Работа с педагогическим коллективом.

Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками по годовым итогам старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог, зам. директора по УВР.

Работа с картами учёта старшеклассников девиантного поведения.

Социальный педагог.

Педсовет (совещание) «Итоги профилактической работы с учащимися старших классов девиантного поведения за учебный год. Планирование профилактической работы на следующий учебный год».

Зам. директора по УВР, социальный педагог.
























Литература

  1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Сборник статей Л.И. Анцыферова. М: Наука 1981.

  2. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология [Текст] / Социальная работа школы с семьей курс лекций / Н.Ф. Добрынин В.Н. Гуров; под ред. Н.Ф. Добрынина Педагогическое общество России, Москва 2002.

  3. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» [Текст] / методическое пособие / И. В. Дубровина «Академия» 1995.

  4. Ковалев А.Г. «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» [Текст] / юридическая литература / А.Г. Ковалев Москва 1968.

  5. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях [Текст] / Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова- Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Никитина, Н.И. «Методика и технология работы социального педагога» [Текст] / методическое пособие / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова Москва 2005.

  7. Потанин, Г.М. «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» [Текст] / учебное пособие / Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин. - МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987.

  8. Пырочкина, С.А. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков [Текст] / Программы, групповые занятия, проектная деятельность / С.А. Пырочкина О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  9. Реан А.А. «Психология подростка» [Текст] / А.А. Реан М: «Олма - пресс» 2003.

  10. Ромашкина Г.А. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждений [Текст] / методическое пособие / Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006.

  11. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / методическое пособие / Т.А. Шишковец. -М.: ВАКО, 2005.

























Приложение 1

Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике девиантного поведения.

Социально-психологический тренинг – метод интенсивного личностного общения, который разворачивается в рамках так называемого «группового процесса», обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.

Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга «правил группы». В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.  

  Кооперативное обучение – метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся.  

  Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.  

  Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.  

  Групповая дискуссия – способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.  

  Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.

  «Аквариум» – активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся.  

  Сказкотерапия – название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных «антинаркотических барьеров», наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.

  Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир.

Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку («я не хуже других»), адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.  

  Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин «психогимнастика» рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.

Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.  

Приложение 2


Карточка учёта старшеклассника с девиантным поведением

Ф.И.О. несовершеннолетнего________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________

Домашний адрес:


Телефон:

Движение ученика

Состав семьи:

Мать___________________________________________

Занятость_______________________________________

Отец___________________________________________

Занятость_______________________________________

Брат, сестра _____________________________________

Занятость _______________________________________


Краткая характеристика семьи:

Куда выбыл

Интересы:

Трудности: _________________________________________________________________

На внутришкольном учёте ______________

На учете в ____________________________

Снят с учёта___________________________

Приложение 3

Социальны паспорт учащегося, состоящего на внутришкольном учёте

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

Фамилия_________________________________________________________

Имя_____________________________________________________________

Отчество_________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________

Телефон _________________________________________________________

Домашний адрес__________________________________________________

Класс_________ Классный руководитель______________________________

Примечание______________________________________________________

  1. ХАРАКТИРИСТИКА бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обеспеченность, санитарная культура)

Квартира (дом)___________________________________________________

Количество комнат________________________________________________

Санитарное состояние_____________________________________________

С кем в комнате проживает ребенок__________________________________

Наличие соседей и взаимоотношения с ними__________________________

_________________________________________________________________

Материальное обеспечение семьи____________________________________

  1. СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ:


Отец

Мать

Сестра/брат (другие члены семьи)

Фамилия









Имя







Отчество







Занятость







Состояние здоровья







Примечание









  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, ОТНОШЕНИЕ К ПОДРОСТКУ

(характеристика приемов воспитательного воздействия на подростка)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА С ПЕДАГОГАМИ
    __________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ПЕДАГОГАМИ
    __________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ФАКТОРЫ РИСКА____________________________________________

  2. НАБЛЮДЕНИЯ

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 4

Карта индивидуальной работы с учащимся девиантного поведения

Ф.И.О.____________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Дом. адрес ________________________________________________________

Класс___ Классный руководитель _______

ФИО родителей____________________________________________________

Примечание_______________________________________________________

Количество пропущенных уроков (всего/ из них без уважительных причин)

1 чет-

2 чет-

3 чет-

4 чет-

Результаты успеваемости (указать учебные предметы, по которым не успевает н\л)

1 чет-

2 чет-

3 чет-

4 чет-

Принятые меры

Беседы с несовершеннолетним

Тема


Дата / ответственный




Беседы с родителями

(законными представителями)

Тема


Дата / ответственный





Принятые шаги:

А) Предупреждение о последствиях (информирование родителей, исключение из школы, сообщение в ПДН , КДН и др.) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Разработан план преодоления ситуации __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В) Результат (есть/ нет) ____________________________________________________________________________________________________________________________________Встреча с родителями / звонок __________________________________________________________________

Дата______________________________________________________________

Их мнения, предложения __________________________________________________________________

Принятые шаги

А) проинформированы о возможных последствиях пропусков, нарушений

__________________________________________________________________

Б) намечены последующие встречи __________________________________________________________________

В) разработан совместный план действий __________________________________________________________________


Приложение 5

ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

учащегося старшего класса с девиантным поведением

Содержание

Сроки

Примечания

1




2




3




4




5




Приложение 6

Отчёт о работе с учащимся старшего класса

(внутришкольный учёт/ девиантное поведение)

Ф.И.О. несовершеннолетнего______________________________________

Дата рождения___________________________________________________ Домашний адрес_________________________________________________

Класс __________ классный руководитель ___________________________

Причина постановки

Количество пропущен.уроков без уважительных причин

Результаты успеваемости

Общественное поручение

Занятость в кружках и секциях

Участие в школьных мероприятиях

Интересы

Профилактическая работа ( принятые шаги)

Результат

Трудности

1 полугодие






























2 полугодие













Примечание ____________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!