Зам. директора
___________Г.Л. Полежаева
2022 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик: Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования»
Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.
Протокол №1 от «31» августа 2022 г.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции, личностные результаты:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
ЛР1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР13 | Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. |
ЛР14 | Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР15 | Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий. |
из них на освоение МДК – 54 часов, практики – 36 часов (в том числе учебной практики – 36 часов).
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | 90 |
МДК 05.01 Организация и реализация профессиональной деятельности по профессии Кассир | 54 |
Раздел 1. Организация деятельности кассира | 48 |
Тема 1. Правила организации наличного денежного и безналичного обращения в Российской Федерации | Содержание | 6 |
Правила организации наличного денежного и безналичного обращения в Российской Федерации. Организация наличного денежного обращения Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование кассовых операций. Наличные и безналичные денежные средства. Правила организации кассы в организации. | 2 |
Организация работы кассира. Понятие «кассир» и его функции по сферам деятельности. Назначение кассира, его функции и обязанности. Установка кассового лимита и права кассира. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 2 |
Практическое занятие №1 Ознакомление с должностной инструкцией кассира. Составление договора о материальной ответственности. | 2 |
Тема 2. Организация кассовой работы экономического субъекта | Содержание | 20 |
Организация кассовой работы экономического субъекта. Организация и порядок учета коммерческим банком кассовых операций. Особенности бухгалтерского учета валютно-обменных операций банка. Сдача денежной наличности в банк. Особенности бухгалтерского учета кассовых операций на предприятиях, в т.ч. в иностранной валюте. | 2 |
Операции с наличными денежными средствами. Организация работы кассира и документирование кассовых операций. Порядок оформления кассовых операций и требования к заполнению первичной документации по кассе. Порядок ведения кассовой книги. Учет и оформление расчетов с подотчетными лицами. | 2 |
Операции с денежными документами. Понятие денежных документов, их виды. Учёт движения денежных документов. Учет переводов в пути. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 14 |
Практическое занятие №2 Оформление кассовых операций по получению и выдаче наличных денег. | 2 |
Практическое занятие №3 Оформление денежного чека на получение наличых денег. Оформление объявления на взнос наличными. | 2 |
Практическое занятие №4 Оформление кассовой книги. | 2 |
Практическое занятие №5 Оформление кассовых операций по выдаче денежных средств в подотчет. | 2 |
Практическое занятие №6 Порядок установления и расчет лимита кассы. | 2 |
Практическое занятие №7 Осуществление операций с ценными бумагами и бланками строгой отчетности. Осуществление операций с пластиковыми картами. | 2 |
Практическое занятие №8 Оформление операций по выдаче заработной платы наличными деньгами. | 2 |
Тема 3. Правила определения признаков подлинности и платежности денежных знаков российской валюты и других государств | Содержание | 8 |
Правила определения признаков подлинности и платежности денежных знаков российской валюты и других государств. Структура наличной денежной массы Российской Федерации. Основные элементы защиты подлинных денежных знаков. Методика определения подлинности российских банкнот. Изъятие из кассы неплатежеспособной купюры. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 6 |
Практическое занятие №9 Определение признаков подлинности и платежности денежных знаков. | 2 |
Практическое занятие №10 Решение ситуационных задач по изъятию из кассы ветхих купюр. | 2 |
Практическое занятие №11 Решение ситуационных задач по подготовке денежной наличности к сдаче инкассатору. | 2 |
Тема 4. Организация работы на контрольно -кассовых машинах (ККМ) | Содержание | 6 |
Организация работы на контрольно-кассовых машинах (ККМ). Контрольно-кассовые машины и их классификация. Особенности работы на контрольно-кассовых машинах (ККМ). Правила охраны труда и техническое обеспечение деятельности кассира. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 4 |
Практическое занятие №12 Ознакомление с инструкцией по работе на кассовом аппарате. Выполнение кассовых операций с применением ККМ | 2 |
Практическое занятие №13 Оформление документов: Х-отчет и Z- отчет | 2 |
Тема 5. Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины | Содержание | 8 |
Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ревизия кассы. Порядок проведения ревизии кассы и документальное оформление. Инвентаризация в кассе. Понятие и виды инвентаризации. Случаи и порядок проведения инвентаризации. Нарушения, выявленные в ходе инвентаризации кассы. Документальное оформление итогов инвентаризации. | 2 |
Ответственность кассира за нарушение кассовой дисциплины. Административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью. Материальная ответственность за нарушение порядка хранения денежной наличности. Налоговая ответственность кассира за нарушение кассовой дисциплины. Уголовная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 4 |
Практическое занятие №14 Подготовка документов к ревизии кассы. Заполнение документов и проведение ревизии кассы. | 2 |
Практическое занятие №15 Работа с нормативными документами: ответственность за нарушение кассовой дисциплины. | 2 |
Самостоятельная работа студентов по МДК 05. 01 Организация и реализация профессиональной деятельности по профессии Кассир | 6 |
| 1. | Тема 1. Правила организации наличного денежного и безналичного обращения в Российской Федерации 1. Работа с нормативными документами о порядке ведения кассовых операций в РФ. Изучение изменений в учете кассовых операций. | 2 |
2. | Тема 2. Организация кассовой работы экономического субъекта 1. Решение ситуационных задач по оформлению кассовых операций (представительские расходы, командировочные расходы) | 2 |
3. | Тема 5. Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины 1. Решение ситуационных задач по оформлению кассовых и банковских документов. | 2 |
Учебная практика | 36 |
Виды работ 1. Изучение должностных обязанностей кассира. 2. Изучение договора о материальной ответственности с кассиром. 3. Изучение организации кассы на предприятии. 4. Изучение оформления первичных документов по кассовым операциям. 5. Проверка наличия в первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов. Формальная проверка документов, проверка по существу, арифметическая проверка. 6. Проведение группировки первичных бухгалтерских документов по ряду признаков. Проведение таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов. 7. Изучение порядка установления и расчета лимита кассы. 8. Изучение работы на контрольно-кассовой технике. 9. Изучение правил работы на ККМ. 10. Изучение инструкции для кассира. 11. Прохождение инструктажа по работе с кассовыми аппаратами. 12. Изучение проведения оплаты товаров через ККМ. 13. Изучение передачи денежных средств инкассатору. Изучение составления препроводительной ведомости. 14. Ознакомление с работой пластиковыми картами. 15. Изучение порядка проведения ревизии кассы экономического субъекта. 16. Исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах. 17. Ознакомление с номенклатурой дел. 18. Подготовка первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий бухгалтерский архив. | |
Всего | 90 |
Учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия», библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия» Перечень основного оборудования: – автоматизированными рабочими местами бухгалтера по всем объектам учета по количеству обучающихся; – рабочим местом преподавателя, оснащенным мультимедийным оборудованием; – доской для мела; – детектором валют – счетчиком банкнот; – кассовыми аппаратами; – сейфом; – программным обеспечением: операционной системой Windows; – пакетами лицензионных программ: MS Office 2016, СПС Консультант Плюс, «1С» (серия программ «1С: Бухгалтерия»), – комплектом учебно-методической документации.
1. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет: учебник и практикум для среднего профессионального образования/И.М. Дмитриева. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2021 г. – 319 с. (Профессиональное образование).
2. Елицур М.Ю. Экономика и бухгалтерский учет. Профессиональные модули: учебник /М.Ю. Елицур, О.М. Носова, М.В. Фролова. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. – 200 с. (Среднее профессиональное образование).
1. Алисенов А. С. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ А. С. Алисенов. – 3-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 471с. – (Профессиональное образование) (ЭБС «Юрайт»).
2. Катасонов В.Ю., Битков В.П. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Ю. Катасонов [и др.] ; под редакцией В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 559 с. – (Профессиональное образование) (ЭБС «Юрайт»).
3. Качан Н. А. Технология выполнения работы по профессии «Кассир»: учебное пособие для СПО / Н.А. Качан. – М.: Издательский Инфа-М, 2022 – 307 с.
4. Москальцова Н.В. Выполнение работ по профессии «Кассир»: методические указания к выполнению практических занятий / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2018. – 40 с.
5. Пеганова О. М. Банковское дело: учебник для среднего профессионального образования / О. М. Пеганова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 495 с. – (Профессиональное образование). (ЭБС «Юрайт»)
6. Цахаева Д.А. Выполнение работ по должности «Кассир». Учебное пособие (курс лекций) для специалиста СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). – Махачкала: ДГУНХ, 2022. – 189 с.
1. Ассистентус. Касса. Электронный ресурс – Режим доступа: https://assistentus.ru/kassa/
2. Информационные базы данных «Гарант», «Консультант+».
3. КонтурНорматив. Документы, регламентирующие бухгалтерский учет в Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
4. Минфин России. Бухгалтерский учет и отчетность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.ru
5. Налог-Налог.ру сообщество профессионалов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nalog-nalog.ru
Код и наименование профессиональных и общих компетенции, личностных результатов формируемых в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. | Демонстрация умений и навыков: - принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение; -принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подпись; -проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов; -проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку; -проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; -проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов; -организовывать документооборот; -разбираться в номенклатуре дел; -заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета; -передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив; -передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения; -исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах. | Текущий контроль в форме: -устного и письменного опроса; -защиты практических занятий; -выполнения тестовых заданий; -контрольных работ по темам. Решение практико-ориентированных ситуационных заданий. Экзамен квалификационный по профессиональному модулю. Отчет по учебной практике. |
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. | Демонстрация умений и навыков: -проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; -проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; -учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; -оформлять денежные и кассовые документы; -заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию. | Текущий контроль в форме: -устного и письменного опроса; -защиты практических занятий; -выполнения тестовых заданий; -контрольных работ по темам. Решение практико-ориентированных ситуационных заданий. Экзамен квалификационный по профессиональному модулю. Отчет по учебной практике. |
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения. | Демонстрация навыков по выполнению поручений руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения. | Текущий контроль в форме: -устного и письменного опроса; -защиты практических занятий; -выполнения тестовых заданий; -контрольных работ по темам. Решение практико-ориентированных ситуационных) заданий. Экзамен квалификационный по профессиональному модулю. Отчет по учебной практике. |
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. | Демонстрация навыков по проведению подготовки к инвентаризации и проверки действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета, оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта. | Текущий контроль в форме: -устного и письменного опроса; -защиты практических занятий; -выполнения тестовых заданий; -контрольных работ по темам. Решение практико-ориентированных ситуационных заданий. Экзамен квалификационный по профессиональному модулю. Отчет по учебной практике. |
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. | Демонстрация навыков по отражению в бухгалтерских проводках зачета и списания недостачи ценностей и регулирования инвентаризационных разниц по результатам инвентаризации. | Текущий контроль в форме: -устного и письменного опроса; -защиты практических занятий; -выполнения тестовых заданий; -контрольных работ по темам. Решение практико-ориентированных ситуационных заданий. Экзамен квалификационный по профессиональному модулю. Отчет по учебной практике. |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Выбор оптимальных способов решения профессиональных задач применительно к различным контекстам. | Оценка эффективности и качества выполнения задач |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Эффективный поиск необходимой информации, использование различных источников получения информации, включая интернет-ресурсы. | Оценка эффективности и качества выполнения задач |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Умение постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; Своевременность сдачи практических заданий, отчетов по практике; Рациональность распределения времени при выполнении практических работ с соблюдением норм и правил внутреннего распорядка. | Осуществление самообразования, использование современной научной и профессиональной терминологии, участие в профессиональных олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-практических конференциях, оценка способности находить альтернативные варианты решения стандартных и нестандартных ситуаций, принятие ответственности за их выполнение |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами, самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | Экспертное наблюдение и оценка результатов формирования поведенческих навыков в ходе обучения |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Использование механизмов создания и обработки текста, а также ведение деловых бесед, участие в совещаниях, деловая телефонная коммуникация. | Оценка умения вступать в коммуникативные отношения в сфере профессиональной деятельности и поддерживать ситуационное взаимодействие, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста, в устной и письменной форме, проявление толерантности в коллективе |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Умение использовать в образовательной и профессиональной деятельности электронно-правовые системы, умение применять бухгалтерские программы и осуществлять представление документов в органы статистики через телекоммуникационные каналы. | Оценка умения применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач и использования современного программного обеспечения |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. | Умение понимать и применять законодательно-нормативные документы, профессиональную литературу, разъяснения и информацию компетентных органов, типовые формы и документы. | Оценка соблюдения правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | Демонстрация умения презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности, составлять бизнес-план с учетом выбранной идеи, выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи | Оценка умения определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, определять источники финансирования и строить перспективы развития собственного бизнеса |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | – демонстрация себя как гражданина и защитника великой страны | Собеседование. Экспертное наблюдение выполнения практических работ на практических занятиях, учебной практике: оценка процесса, оценка результатов |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | – демонстрация активной гражданской позиции, принципов честности, порядочности, открытости, экономической активности и участия в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | – демонстрация нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; – демонстрация лояльности к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением; – демонстрация неприятия и предупреждения социально опасного поведения окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | – демонстрация уважения к людям труда, осознание ценности собственного труда; – демонстрация стремления к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | – демонстрация приверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | – демонстрация уважения к людям старшего поколения и готовности к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | – демонстрация осознания приоритетной ценности личности человека; – демонстрация уважения собственной и чужой уникальности в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | – демонстрация уважения к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп; – демонстрация сопричастия к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | – демонстрация соблюдения и пропаганды правил здорового и безопасного образа жизни, спорта; – демонстрация предупреждения либо преодоления зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. – демонстрация психологической устойчивости в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | – демонстрация заботы о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | – демонстрация уважения к эстетическим ценностям, обладание основами эстетической культуры |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | – демонстрация семейных ценностей, готовности к созданию семьи и воспитанию детей; – демонстрация неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. | – демонстрация соблюдения в своей профессиональной деятельности этических принципов: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности |
ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. | – демонстрация готовности соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрация профессиональной жизнестойкости. |
ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий. | – демонстрация открытости к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий |