Программа преодоления неуспешности в обучении истории и обществознания
Пояснительная записка
Программа преодоления неуспешности в обучении истории и обществознания разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблеме. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Проблема:
Несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении.
Обоснование:
Часть детей требует особенного подхода к организации учебного процесса.
Принципы построения: Приоритет индивидуальности, самоценности ребенка. Принципы реализации:· создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;· выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.
Цель программы:
создание условий для успешной самореализации и развития ребенка;
Задачи:
1.Своевременное выявление детей, имеющих проблемы в обучении, обусловленные различными причинами или особенностями домашнего воспитания;
2.Развитие навыков самообразования, формирования культуры умственного труда. 3.Определение особых образовательных потребностей данной категории учащихся; 4.Создание условий, способствующих освоению детьми этими учениками основной образовательной программы;
5.Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий;
6.Применение технологии и методов обучения, соответствующих уровню знаний и реальным возможностям обучающихся.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
учащихся:· получение полного и среднего образования; · выбор формы получения образования.
родителей:· в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;· в стабилизации отношении в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.
школы:· решение социально-педагогических и психологических проблем детей
общества и государства· в реализации общедоступности образования;· адаптации системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
План по реализации программы:
1.Наметить учащихся 2.Провести диагностику психолого-педагогическую, цель которой выявить учебное отставание по темам, задачам и их темам, познавательным умениям, пониманию проблем и особенностей наук. 3.Составить расписание индивидуальных занятий в соответствии с учебным планом школы. 4.Составить карту временного и содержательного отставания. Определить:- срок, необходимый для того, чтобы догнать упущения по всем предметам; - необходимые меры и формы помощи; - распределение усилий, причем все это надо делать с учащимися, и если это возможно, их родителями.
Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:
· индивидуализация образовательного процесса;· обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;· диалоговая форма обучения;· исследовательские методы обучения;· памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля и аттестации:
· устные письменные опросы;· самостоятельные и проверочные работы;· диагностические работы;· предметные тесты;· собеседования;· контрольные работы;
Содержание работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. (Педагог призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка)
— Системность. (Системный подход к анализу особенностей развития школьников, имеющих проблемы в обучении, согласованность и взаимодействие всех участников образовательного процесса)
— Непрерывность. (Оказание помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению)
—Вариативность. (Создание вариативных условий для получения образования детьми).
—Рекомендательный характер оказания помощи.(Соблюдение гарантированных законодательством прав родителей).
По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.
Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом.
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
Типы неуспеваемости:
· Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
· Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).
Факторы, усиливающие неуспешность:
· Генетическое неблагополучие; · Физиологические недостатки;· Социальная среда.
Вопрос о профилактике неуспешности обучения был неоднократно предметом обсуждения на заседаниях МО учителей истории и обществознания нашей школы. Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление учебных планов образовательных учреждений, выделение часов на индивидуальную работу с обучающимися. Одним из элементов системы работы управления по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга (психологического, здоровья, социологического, уровня обученности).
К сожалению, в школах часто бывает так, что сначала учащийся начинает не успевать по нескольким предметам, и лишь потом учитель начинает помогать ему. Это неверная позиция. Неуспешный ученик – это учащийся сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя возникает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, учитель-предметник в пространстве образовательного процесса строит свою работу, используя различные направления воздействия на ребенка: медико-психолого-педагогическое сопровождение, организацию познавательной деятельности, индивидуальное и дифференцированное обучение, развитие общеучебных умений и навыков, организацию самостоятельной работы. Учителя-предметники планируют свою работу так, что на уроке для каждого ученика создается ситуация успеха. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа-максимум и программа-минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков учащихся, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся.
Найдя причину отклонения в развитии ребенка, учитель ищет наиболее подходящие средства для устранения недостатков.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное знание. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы заданий. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом |
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.
.
Формируемые отношения | Этапы работы |
| 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | . Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого предмета | Существенный, важный, но непривлекательный материал | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний). | Действует учитель, ученик только воспринимает | . Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса. | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, | Поощрение успехов в учебе, работе не требующей усилий | Поощрение успехов в учебе, работе требующей некоторых усилий | | |
Отношение к учителю (коллективу | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие. | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. | |
Необходима разработка технологий индивидуализации школьного образования. Говоря об индивидуализации обучения необходимо выделить два основных аспекта:
· учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка; · оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов.
Обучение – это длительный процесс и складывается он из отдельных уроков. Урок, есть основное звено процесса обучения. Как любой трудовой процесс урок включает в себя работника (ученика), предмет его труда (получение знаний), необходимые средства и орудия. Совокупность трудовых операций, осуществляемых учеником, образует технологический процесс, который подчинен определенным требованиям. Концепция образования и должна обуславливаться и строится на данных требованиях. Эти требования можно сформулировать следующим образом:· отчетливая целенаправленность урока;· оптимальный психологический режим;· оптимальный темп и ритм работы;
· систематическая последовательность и преемственность у достаточное организационное и материальное обеспечение;· непрерывный контроль и самоконтроль;· восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);· закрепление и усовершенствование знаний и умений; · экономия времени на уроке.
Исходя из этих требований к современному уроку, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.
Факторы преодоления неуспешности в обучении.
Успешное обучение является не только искомым результатом всей деятельности школы, но и является необходимым условием для введения расширенного и углубленного обучения отдельным предметам, основой для профессиональной ориентации обучающихся, важным фактором формирования личности ребенка, а также его социализации в общество.
Достижение успешности обусловлено различными факторами, определяющими жизнедеятельность ребенка:
- Социальное благополучие (неблагополучие) семьи; - Готовность ребенка к получению образования; - Готовность школы предоставить необходимые образовательные услуги; - Наличие социального запроса на образование.
В связи с наличием учащихся, имеющими трудности в усвоении программы, МО учителей истории и обществознания рассмотрело на заседании вопрос об оказании им помощи. Была спланирована работа психолога и учителей по преодолению неуспешности.
Построение образовательной деятельности в соответствии с факторами, формирующими неуспешность ученика:
1. Готовность ребенка к получению образования диагностируется во время его обучения в школе. Различают психологическую, специальную учебную, физическую и социальную готовность к обучению. Недостижение учащимся какого-либо параметра готовности влечет за собой проблемы в обучении, которые школа должна не только констатировать, но и решать в ходе образовательного процесса.
2. Фактор социального благополучия семьи проявляется в наличии материальной базы семьи, достаточной для предоставления ребенка запрашиваемого образования, образовательным уровнем родителей, достаточным для формирования потребностей в образовании и для оказания помощи ребенку в обучении, благоприятном психологическом климате семьи как формирующей основе формирования личности ребенка.
Деятельностный подход к решению проблем обучения ребенка состоит в выстраивании системы оказания помощи ребенку при наличии у него различных трудностей в обучении. Так, социальная служба школы осуществляет помощь семье при наличии материальных затруднений. Классный руководитель изучает причины пропусков уроков – один из самых болезненных для школы факторов неблагополучия в обучении, выявляя среди них социальные, психологические. Совместно с психологом школы формируется индивидуальная программа преодоления неуспешности в обучении. Другим направлением оказания помощи обучающимся является реализация программы ликвидации пробелов в обучении. Эта программа построена на анализе результатов обучения, осуществляется с использованием школьной системы мониторинга и подкреплена планированием и анализом. Формирование индивидуальной программы преодоления неуспешности в обучении является второй целью данной программы.
В виду сказанного, одним из важнейших направлений деятельности учителя является исследование и диагностика условий жизнедеятельности обучения ребенка, изучение влияния перечисленных факторов на результаты образовательной деятельности. С учетом этих факторов осуществляется планирование и корректировка работы педагога. В свою очередь, реализация этого направления способствует осуществлению цели формирования системного подхода к достижению успеха в обучении.
Мониторинг и диагностика результатов обучения предполагают исследование вопроса качества обучения и поиск критериев успешности. В связи с этим одной из целей программы преодоления неуспешности является исследование причин и корректировка образовательной деятельности на основе результатов школьного мониторинга.
Готовность школы к предоставлению различных образовательных услуг развивается в направлении повышения квалификации педагогов, а также в формировании различных направлений образовательной деятельности в школе. Дифференцированный подход к решению индивидуальных проблем в обучении гарантируется различными системами обучения: коррекционно-развивающей, массовой и прогнозируемой профильной.
Дальнейшее их развитие, предоставление каждому обучающемуся индивидуальной траектории обучения является целью реализации как данной, так и всей школьной образовательной программы.
Программа преодоления неуспешности основывается на результатах мониторинга образовательной деятельности, который ведется по направлениям:
- Результаты обучения по классам и параллелям; - Успешность в обучении отдельных обучающихся, индивидуальные трудности в обучении; - Результативность работы учителей; - Трудности в освоении образовательных программ.
Ежегодно в школе формируется «группа риска», состоящая из обучающихся, имеющих различные трудности в обучении.
Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);- беседу с психологом;- беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
Вести контроль за:- посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.
Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику
- Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.- Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Социально-психологической службе
- Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.- Довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий, бесед.
Заместителю директора по УВР
- Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.
- Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.- Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.- Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Вид работы | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на урок | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики | Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета | Создание микроклимата в классе Алгоритмизация действий. Удержание интереса. Формирование мотивации к обучению. Стимулирование оценкой, похвалой | Вести карту наблюдения. Работа в группах, парах. Индивидуальные консультации. Уроки коррекции знаний. Опорные конспекты, памятки. Дидактические игры |
Внеурочная деятельность | При возникновении затруднений: в изучении нового материала; выявлении пробелов в знаниях | Для: предупреждения неуспеваемости; ликвидации выявленных пробелов в знаниях; формирования мотивации, интереса к учебе | Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися | Индивидуальные и групповые консультации. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников). Творческие задания |
Воспитатель ная работа | Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей-предметников | Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе | учебе Индивидуальный подход, создание комфортной среды | Опора на хобби. Проведение тематических классных часов, предметных недель. Вовлечение в кружки, КТД |
Работа с родителями | При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье. Работа ведется регулярно | Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости; установления единых требований | Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка | Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями Совет профилактики |
Этапы реализации программы
Этап реализации программы | Деятельность участников образовательного процесса | Результат деятельности |
Этап сбора и анализа информации | комплексный сбор сведений о ребёнке: на основании диагностической информации от психолога (тестирование, наблюдение) , медицинского работника (определение состояние здоровья, уровня физического развития), социального педагога ( изучение взаимодействия со сверстниками, домашней обстановки и семьи, родителей ( наблюдения, социальный заказ) | Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. |
Этап планирования, организации, координации | информации комплексный сбор сведений о ребёнке: на основании диагностической информации от психолога (тестирование, наблюдение) , медицинского работника (определение состояние здоровья, уровня физического развития), социального педагога ( изучение взаимодействия со сверстниками, домашней обстановки и семьи, родителей ( наблюдения, социальный заказ) | Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения |
Этап диагностики коррекционно- развивающей образовательной среды | - системный контроль успешности обучающихся; - мониторинг образовательной среды; -проведение семинаров о результатах работы по данному направлению | констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка |
Этап регуляции и корректировки | - внесение необходимых изменений - корректировка условий и методов работы | является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей данных категорий, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы |
Механизм реализации программы
Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.
Оказание помощи учащимся проводится педагогами на уроках. На основе применения технологии деятельностного метода обучения формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику).
Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а также обеспечение возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).
Основные принципы работы педагога: психологическая комфортность, минимакс, вариативность, деятельность, непрерывность, а также :
• .. включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд ;
• .. включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес;
• .. разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке;
• .. оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.
Это способствует повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности. Учащийся становится активным участником учебного процесса. Он взаимодействует с учителем, своими товарищами, внимательно слушает ответы своих товарищей, комментирует их с помощью оценочных реплик. Данная категория учащихся получает индивидуальные задания, с ними организуется совместное выполнение домашних заданий, организуются дополнительные занятия.