СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа предметного курса "Мир растений юга Тюменской области"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа предметного курса "Мир растений юга Тюменской области"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи со спецификой деятельности образовательного учреждения на уроках биологии большое место отводится краеведческому материалу, т.е. изучению флоры и фауны Тюменской области. Краеведческий материал не изучается отдельным блоком, а в контексте содержания основного курса в соответствующих темах. Поэтому для более детального изучения растений Тюменской области был введен предметный курс для учащихся 6-х классов «Мир растений Тюменской области».

Рабочая программа по курсу «Мир растений Тюменской области» продолжает знакомить учащихся с видовым разнообразием растений на примере растительности Тюменской области.

От общих представлений о растительном мире предлагается перейти к более подробному изучению разнообразия растений Тюменской области. Учебный курс предполагает изучение растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ


Целью данного курса является ознакомление учащихся с биоразнообразием растений Тюменской области.

Задачи:

  • стимулирование познавательный интересов у учащихся;

  • объединение научных знаний с практическими знаниями;

  • развитие коммуникативных умений и навыков (сбор информации для проектов, ведение дискуссий, а также презентация результатов работы);

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении).

Классно-урочная форма организации образовательного процесса

  • урок-консультация

  • урок-практическая работа

  • уроки-соревнования

  • уроки-консультации

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки взаимообучения учащихся

  • уроки творчества

  • уроки-игры

  • уроки-диалоги

  • уроки-конференции

  • уроки-семинары

  • уроки-экскурсии

Формы и средства контроля

    1. Индивидуальные задания

    2. Групповые задания

    3. Проекты


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии растений Тюменской области;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания растительных организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

- характерные признаки однодольных и двудольных растений;

- признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

- важнейшие сельскохозяйственные растения Тюменской области, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

- растительные сообщества Тюменской области;

- закономерности развития и смены растительных сообществ;

- о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества на примере Тюменской области.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «биология», «биосфера», «экологические факторы»;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы Тюменской области;

- проводить фенологические наблюдения;

- сохранять правила безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

- объяснять роль растений в биосфере;

- различать и описывать органы цветковых растений;

- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

- давать морфологическую характеристику растений;

- выделять признаки семейства по внешнему строению растений;

- работать с определительными карточками;

- определять растительные сообщества и их типы;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношение объекта к другим объектам;

- определять существенные признаки объекта;

- работать с текстом;

- работать с учебником и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе дополнительной литературы;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять отношения объекта с другими объектами, классифицировать объекты;

- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

- различать родовое и видовое понятия;

- определять аспект классификации;

- осуществлять классификацию;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные результаты обучения

- воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- знание правил поведения в природе;

- понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- умение реализовать теоретические познания на практике;

- понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

- воспитание в учащихся любви к родному краю;

- признание права каждого на собственное мнение;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение;

- умение учащимися проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

В том числе на:

уроки

лабораторные работы

практи

ческие

работы

контрольные работы

1.

2.




3.




4.












5.
















6.





7.






8.




9.

Введение

Бриофлора Тюменской области

Листостебельные и печеночные мхи

Дендрофлора Тюменской области

Голосеменные

Покрытосеменные

Травы Тюменской области

Семейство Крестоцветные, Розоцветные и Сложноцветные

Семейство Пасленовые и Бобовые

Семейство Лилейные и Злаковые


Лекарственные растения Тюменской области

Лекарственные растения лесов и лугов Тюменской области

Лекарственные растения болот и водоемов, растения-сорняки Тюменской области

Культурные и пищевые лекарственные растения

Растительные сообщества Тюменской области

Лес и луг

Болото и степь

Сельскохозяйственные растения Тюменской области.

Злаковые и Бобовые

Картофель, морковь, свекла, капуста

Редкие и исчезающие растения Тюменской области

Влияние человека на мир растений

1

1



1

3


1

2

3





1



1


1


3






1





1




1

2



1

1

2



1


1

1





1

1

1



1

3


1

2

3





1



1


1


3






1





1




1

2



1

1

2



1


1

1





1

-

-








-












-
















-





-






-





-

-

-








-












-
















-





-






-





-

-

-








-












-
















-





-






-





-

Итого:

17

17

-

-

-


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1ч)

Ботаника – наука о растениях. Общий обзор растительного мира Тюменской области. Методы изучения растений. Систематика растений.

Бриофлора Тюменской области (1ч)

Бриофлора – флора мхов. Разнообразие листостебельных и печеночных мхов в Тюменской области. Методы определения видового состава и экологической структуры бриофлоры.

Дендрофлора (3ч)

Дендрофлора, или арборифлора — флора древесных растений. Методы анализа дендрофлоры. Таксономический анализ дендрофлоры Тюменской области. Анализ жизненных форм дендрофлоры по Серебрякову И.Г. древесные растения Тюменской области. Хозяйственное значение древесных пород. Видовое разнообразие хвойных и лиственных пород деревьев.

Травы Тюменской области (3ч)

Травянистые растения или травы – жизненная форма высших растений. Методы изучения травянистых растений. Таксономический анализ трав Тюменской области.Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Сложноцветные. Семейство Пасленовые. Семейство Бобовые. Семейство Лилейные. Семейство Злаковые. Морфологическая характеристика представителей различных семейств, произрастающих в Тюменской области.

Лекарственные растения Тюменской области (3ч)

Лекарственные растения лесов Тюменской области. Лекарственные растения лугов Тюменской области. Лекарственные растения болот и водоемов Тюменской области. Лекарственные растения – сорняки. Культурные и пищевые лекарственные растения.Лекарственные растения и травы, описание, применение, свойства, лечение.

Растительные сообщества Тюменской области (2ч)

Фитоценоз – растительное сообщество. Типы растительных сообществ, встречающихся на территории Тюменской области. Ярусное расположение растений. Сезонные изменения в жизни растительных сообществ. Сожительство организмов в растительном сообществе.

Сельскохозяйственные растения Тюменской области (2ч)

Сельскохозяйственные растения – культурные растения, возделываемые с целью получения продуктов питания, технологического сырья и корма для животных. Многообразие сельскохозяйственных растений Тюменской области.

Редкие и исчезающие растения Тюменской области (1ч)

Редкие и исчезающие растения Тюменской области. Заповедники и заказники федерального и регионального значения тюменской области. Красная книга растений Тюменской области.

Влияние человека на мир растений (1ч)

Влияниечеловека (положительное и отрицательное) на рост и развитие растений.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень оснащения кабинета биологии

Натуральные объекты:

Гербарии: основные группы растений, сельскохозяйственные растения, растительные сообщества.

Коллекции: голосеменные растения, семена и плоды

Раздаточное оборудование: лупа ручная, микроскоп, посуда и принадлежности для опытов, набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ, набор препаровальных инструментов, спиртовка лабораторная

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!